ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................2
Глава 1
Основные вехи развития христианского мировоззрения в средневековой
Грузии.............................................................................................4
1.1 Вопрос христианизации Грузии.........................................................4
1.2 Античная философская традиция и христианская литература..................12
Глава 2
Трансформация христианского мировоззрения в эпоху Ренессанса ...............42
2.1 Творчество Иоанэ Петрици в контексте эпохи.....................................42
2.2 Шота Руставели как гуманист.........................................................57
Заключение.....................................................................................70
Библиография..................................................................................74
Грузия, — одна из стран, обладающих уникальной, многовековой
историей и культурой. Процесс формирования грузинской культуры включал в
себя несколько этапов и протекал под влиянием множества факторов. Принятие
христианства стало важной вехой в процессе формирования грузинской
культуры и выступало одним из главных факторов в этом процессе. Таким
образом формирование грузинской культуры тесным образом связано с
формированием христианского мировоззрения в Грузии. Вместе с тем, сама
христианская доктрина рождалась в ходе долгого процесса, одним из важных
факторов которого выступало освоение античного философского наследия.
Взаимосвязь между формированием христианского мировоззрения и освоением
античного философского наследия можно проследить и в истории грузинской культуры.
Актуальность исследования вызвана необходимостью проследить и
выявить эту взаимосвязь в истории грузинской культуры, что поможет лучше
понять ее характер.
Степень разработанности проблемы. Истории грузинской культуры,
рассматриваемой в разных ее аспектах, посвящено множество работ. Истории
грузинской философии посвящен фундаментальный труд Ш.Нуцубидзе . Кроме1
того, достойны упоминания работы этого же автора, посвященные
исследованию творчества Петра Ивера и Руставели .2 3
Все стороннее исследование истории грузинской литературы
осуществлено в труде К.Кекелидзе .4
Вопросы формирования грузинского мировоззрения рассмотрены в
работах Ш.Хидашели .5
Проблеме христианизации Грузии посвящен труд Л.Матешвили .6
Творчества Петрици рассмотрено в работе И.Панцхава и Ш.Хидашели .7 8
Множество работ посвящено исследованию творчества Руставели: Г.
Тевзадзе, Г. Надирадзе, А. Барамидзе и др.9 10 11
Объект исследования — история грузинской культуры.
Предмет исследования — формирование христианского мировоззрения в Грузии.
В работе применяются следующие методы: исторической реконструкции,
текстологический, историко-генетический метод и историко-философский.
Цель исследования: исследовать процесс формирования христианского
мировоззрения в Грузии в связи с освоением античного философского наследия.
Задачи работы:
1. Проследить основные вехи зарождения и развития христианского
мировоззрения в средневековой Грузии.
2. Исследовать трансформацию христианского мировоззрения в трудах
грузинских мыслителей эпохи ренессанса.
Исходя из поставленных задач, работа имеет следующую структуру:
В первой главе, прослеживается основные вехи зарождения и развития
христианского мировоззрения в средневековой Грузии.
Во второй главе исследуется трансформация христианского
мировоззрения в трудах грузинских мыслителей эпохи ренессанса.
Задача, стоящая перед нами, сводилась к определению характера
зарождения и формирования христианского мировоззрения в Грузии. Мы
постарались указать на ключевые моменты этого процесса.
Основанием для принятия монотеистической религии выступила
деятельность евреев на территории Грузии, которые переселись из Иудеи,
спасаясь от религиозных гонений Навуходоносора II.
Христианские общины на территории Грузии появились еще в первые
века нашей эры и достаточно быстро распространяются, получая поддержку
местной знати. Популярность христианства в рядах аристократии была вызвана
насущными политическими потребностями страны (процессом феодализации).
Христианство, своим централизованным характером более отвечало
потребностям феодального общества, нежели общинно-племенные культы.
B результате изучения артефактов установлено, что как этническая, так и
религиозная пестрота, не чужды позднеантичному Картли. В частности, здесь
жили грузины (как язычники, так и христиане), греко-римляне (как язычники,
так и христиане), исповедующие зороастризм, евреи ‒ последователи как
иудаизма, так и христианства, манихеи и др. При таком религиозном
разнообразии Мириану, без существования в Картли достаточно сильной
христианской общины, было бы действительно трудно объявить новую
монотеистическую религию государственной и при этом сохранить ее, какими
бы соображениями это ни было обусловлено. Исходя из этого, имеются все
основания предполагать существование в I-IV веках н.э. на территории
Восточной Грузии определенного количества последователей новой
монотеистической религии, как опоры религиозной реформы, проводимой
царем Мирианом.
Средневековое христианское мировоззрение ориентировалось на
аскетический идеал, идеал ухода от мира и постулировала концепцию двух
миров, земного и небесного, опираясь на традицию платонизма. Аскетическая
тенденция выражалась во многих грузинских произведениях. В так сочинениях,
как житие «Григория Хандзтели» и «Мудрость Балавара» высказывается мысль
о мимолетности и тщетности всего мирского. Однако даже в средневековье,
грузинская литература сохраняет свои специфические особенности, связанные с
любовью к природе и красочным ее описанием. Эта тенденция ярче всего
проявляется в творчестве Мерчуле, у которого художественные средства
выразительности (любование миром) вступают в конфликт с основной идеей
его проведения (уход от мира). Окончательная реалистическая тенденция
возобладала в XI — XIII вв., во время т.н. «грузинского ренессанса»
Изменение культурной ситуации было связанно с изменением
общеполитической ситуацией. Политическое движение, начавшееся в
царствование Баграта III ставило своей целью борьбу с феодальной
раздробленностью Грузии и объединение страны. В этой борьбе царская власть
опиралась на поддержку третьего сословия. Это группа служилых людей,
выдвинувшихся благодаря своим личным качеством, задавала тон в
общественной жизни Грузии XI — XII вв. Эта группа активно поддерживала
царскую власть в ее стремлении к централизации страны, выступая оппозицией
к феодальной аристократии, стремившейся сохранить феодальную
раздробленность Грузии.
Перемены в социально-политиче ской обстановки привели к
демократизации общества, постепенно распространяющейся на все сферы
культуры. Наиболее яркое проявление это тенденция получила в философии и
литературе — в сферах, в которых изменение идеологической обстановки
проявляется наиболее явно. Выразителем прогрессивных тенденций в
грузинской философии, стал Иоанэ Петрици, а в литературе — Шота
Руставели. Однако нельзя сказать, что новое, ренессансное мировоззрение
полностью вытеснило средневековую мысль, так же как новые социальные
силы, не смогли полностью подавить аристократию. Скорее можно говорить об
их сосуществовании.
В творчестве Петрици наблюдается попытка рационального истолкования
мира на основе неоплатонизма. В своей философии Петрици стремится
доказать существование Бога и всеобщую одушевленность мира. Он один из
первых грузинских мыслителей, который теоретически обосновывает
патриотизм и любовь к родине, как одну из обязанностей человека и говорит о
необходимости создания национальной самобытной философии.
Особенности ренессансного мировоззрения заключается в признании
ценности земной жизни и человеческого достоинства. Отсюда вытекает,
возросший интерес к изображению мирского: красоты мира, его
одушевленности, глубины человеческих чувств. Все это наиболее полно
отразилось в творчестве Шота Руставели.
Установлено, что Руставели является великим гуманистом своего
в р е м е н и , и ч т о в п о э м е Р у с т а в е л и о т р а ж е н ы о с н о в н ы е и д е и
западноевропейского раннего ренессанса. В этом состоит главная особенность Руставели.
Р у с т а в е л и п о с т а в и л п е р е д с о б о й о г р ом н у ю п о з н ач е н и ю
гуманистическую задачу: показать живого, чувствующего, мыслящего и
действующего человека, уяснить каков смысл существования человека, можно
ли, утверждая бытие, надеяться на обретения счастья.
Характерные особенности мировоззрения Руставели раскрываются в его
отношении к жизни — в широком смысле этого слова: природы, человеческого
общества, человеческих отношений. Гуманистическое мировоззрение лежит в
основе отдельных мотивов поэмы: побратимство — это союз людей, живущих,
борющихся, страдающих и радующихся в этом, земном мире; любовь — не
мистическое, отвлеченное, устремленное «ввысь» чувство, а земное чувство
«имеющее отношение к плоти»; культ женщины — культ реальной и земной
женщины, не имеющей ничего принципиально общего с культом Девы Марии.
Исходная точка Руставели — человек. Для Руставели важно, прежде
всего, само земное, человеческое, чувственное. Не Руставели-философ идет к
поэзии, а Руставели-поэт — к философии. Не философия, со своим основным
понятием Единого, воплощается в поэтические образы Руставели, а, наоборот,
поэт Руставели, воплотивший в поэтические образы человека и земную
действительность, обращается к философии с ее понятием Единого, чтобы
найти обоснование своей поэтической практике найти обоснование факту
поэтического воплощения земного.
Подлинная любовь, согласно Руставели, это соединение, синтез земного и
небесного, плотского и духовного чувства. Это чувство неразрывно связано с
земным, но носит в себе черты божественного. Любовь, по Руставели, — это
земное чувство, «подражающее» небесному. Его теория любви — это частный,
и, вместе с тем, находящийся в органической связи с целым, момент его мировоззрения.
Основополагающее воззрение Руставели на мир, принципиально
отличное от средневекового мировоззрения, меняет характер его взглядов, в
частности, относительно вопросов этики.
Обусловленный провидением ход событий в мире, и человеческая
активность, объективное и субъективное так же полагают друг друга, как и Бог
и человек, небесное и земное, вообще. В объективном и субъективном
действует одна и та же объективная (равная божественной) закономерность, и
как ход событий, так и человек, имеют одну и ту же причину.
Обусловленность человеческой воли и свобода его действий находят
общую основу. Снимается противоположность между необходимостью и
свободой. У Руставели непреодолимая в средневековой философии дилемма,
находит свое разрешение на основе гуманизма.
1. Абуладзе И.В. Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии,
Тб., 1944. (На груз. яз.)
2. Антология мировой философии. В 4-х т., т. 1., М., 1969.
3. Багратиони В. История царства Грузинского / пер. Накашидзе Н.Т., Тб., 1976.
4. Балавариани «Мудрость Балавара», Тб. 1962.
5. Грузинские народные сказки и мифы / пер. с груз., Тб., 1985.
6. Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии., Тб., 1955. (На груз. яз.)
7. Житие Петра Ивера царевича-подвижника и епископа Майумского V века.
Грузинский подлинник / пер. и предисл. Н. Я. Марра.: / – М., 2011.
8. Иоанн Дамаскин «Источник знания», изд. «Индрик», 2002 г.
9. Иоанн Петрици Труды в 2-х т., Тб., 1937.
10. Картлис цховреба (История Грузии), I, Тб., 1955. (На груз. яз.)
11. Памятники древнегрузинской агиографической литературы / пер. с груз.,
проф. К.С. Кекелидзе, Тб., 1956.
12. Петрици И. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха /
Петрици. М.: Мысль, 1994.
13. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха / И. Петрици;
Пер. с древнегруз. И. Д. Панцхавы; Вступ. ст. и примеч. Г. В. Тевзадзе. - М.: Мысль, 1984.
14. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре / пер. с груз. Ш. Нуцубидзе, М., 1941.
15. Руставели Ш. Носящий барсову шкуру: Грузинская поэма XII века / пер. К.
Д. Бальмонта. Париж, 1933.
...