Введение ...........................................................................................................................................3
Глава 1. Культурно-историческая картина Автономного района
Внутренняя Монголия .......................................................................................................... 13
1.2.Духовная культура ...................................................................................................... 13
1.2. Духовная культура кочевников .......................................................................... 17
1.3. Автономный район Внутренняя Монголия: географическое
положение, краткая история, современное состояние .................................. 22
Глава 2. Отражение духовной культуры кочевников в прозе
современных авторов Внутренней Монголии ........................................................ 29
2.1. Периоды становления монгольской литературы в КНР с середины
XX века до наших дней ...................................................................................................... 29
2.2. Анализ рассказа «Золотое кольцо» («Алтан бөгж») Бадавы .............. 34
2.3. Анализ рассказа «Песнь Хухо» («Хөхөөгийн дуу») Ч.Отгончимэга .... 40
2.3. Анализ романа «Монастырь целителей» («Манба дацан») О.Аянги
........................................................................................................................................................ 49
Заключение ................................................................................................................................. 65
Список использованных источников и литературы ........................................... 69
Актуальность исследования. Каждое государство, общество, среда
жизнедеятельности человека характеризуется своей культурой. Это
определенный результат эволюции, определяющий своеобразие среды, в
которой люди принимаемы и понимаемы. Культура является одним из
важнейших факторов, способствующих формированию мира ребенка,
юноши, взрослого человека, маркируя его нравственно-духовное своеобразие
и позволяя личности реализовываться в среде жизнедеятельности. Через
культуру обеспечиваются все духовные приобретения человечества и их воплощение.
Английский философ и антрополог Эрнест Геллнер отмечал: «Как у
каждой женщины должен быть муж, желательно собственный, так же и у
культуры должно быть государство, лучше всего свое»1. Здесь, очевидно,
речь идет о национальной культуре. Национальная культура – это
совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм, образцов
поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого
сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в
лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная
культура. Однако, в большинстве стран земного шара складывается ситуация
сосуществования нескольких национальных культур. Как правило, в
подобных странах можно выделить культуру большинства населения и
национальных меньшинств, между которыми устанавливаются либо
отношения диалога, либо культурных конфликтов. Ярким примером
государства с огромным числом сосуществующих на одной территории
национальных культур является Китайская Народная Республика.
Китайская Народная Республика - одно из самых крупных
полинациональных государств на планете, где ярко просматривается
общенациональная тенденция ассимиляции малочисленных народов. На
официальном уровне в КНР активно поддерживается доктрина китайской
нации, приоритетное внимание уделяется формированию у граждан
«государственного сознания» (государственной идентичности) при
одновременном перемещении на второй план этнического сознания
национальностей. Правительство прикладывает неординарные усилия в
сферах образовательной, языковой, информационной и религиозной
политики. Сложность этнической карты КНР, как и многих других
полиэтнических государств, не позволяет реализовать устремления и
удовлетворить потребности всех проживающих на их территории этнических
групп, что неизбежно приводит к созданию напряженной обстановки.
Термина «сохранение национальных меньшинств» в официальных речах и
обращениях избегают, говоря об их развитии. При том, что официальная
политика «одного ребенка в семье», действовавшая на территории страны до
2016 года, не распространялась на национальные меньшинства, официальные
власти нигде не указывали, что процентное соотношение национального
состава останется неизменным. Также, при наличии декларативных
положений о сохранении национальных культур, традиций, обычаев и языка,
наблюдается неизбежное исчезновение национальных языков, а в недалеком
будущем можно ожидать полного растворения малых народов в великой
китайской нации.
Под руководством Дэн Сяопина правительство Китая в середине 80-х
годов ХХ в. проводило либеральную политику в отношении национальных
меньшинств. Полная автономия стала конституционным правом, и политика
предусматривала, что ханьцы (этнические китайцы) – самый
многочисленный народ КНР - работающие в районах национальных
меньшинств, должны изучать местные устные и письменные языки.
Официально Конституция КНР гласит: «Все народы, населяющие Китайскую
Народную Республику равны. Государство защищает законные права и
интересы национальных меньшинств, поддерживает и развивает равенство,
единство и взаимопомощь между всеми населяющими Китай народностями.
Запрещается любая дискриминация и притеснение по национальному
признаку; запрещены любые действия подрывающие единство народов или
провоцирующие разделение.»2 Граждане всех этнических групп в Китае
пользуются равными правами, предоставляемыми гражданам Конституцией
и законом. Например, они имеют право голосовать и баллотироваться на
выборах, независимо от этнического статуса, расы и религиозных
убеждений; их личная свобода и достоинство неприкосновенны; они
пользуются свободой религиозных убеждений; имеют право на получение
образования; имеют право использовать и развивать свои собственные
устные и письменные языки; пользуются свободой слова, прессы, собрания,
объединения, шествия и демонстрации; они имеют право заниматься
научными исследованиями, литературным и художественным творчеством и
другими культурными занятиями; они имеют право на труд и отдых и право
на материальную помощь со стороны государства и общества, в случае
инвалидности; они имеют право критиковать и делать предложения
относительно любого государственного органа; у них есть свобода сохранять
или менять свои собственные народные обычаи .
Однако, несмотря на столь широкие меры по предотвращению какой-
либо дискриминации среди населения страны, многие группы чувствуют
себя маргинализированными политикой Пекина. Экономические
перспективы, которые привлекли миллионы китайцев - ханьцев в западные,
южные и северные края страны, создали социально-экономические
разногласия по этническому признаку. «Среди меньшинств широко
распространено мнение о том, что у ханьцев есть несправедливое
преимущество с точки зрения рабочей занятости и возможностей в районах
проживания меньшинств», - отмечает Дрю Глэдни, эксперт по китайским
меньшинствам колледжа Помона в Калифорнии. Он также говорит, что такое
недовольство было основополагающим фактором в восстаниях в Тибете и
западном регионе Синьцзяна, где беспорядки в среде этнических уйгуров
унесли сотни жизней, большинство из которых были ханьцами. 3 Далее
исследователь пишет: «Быть представителем этнических меньшинств очень
непросто, особенно во Внутренней Монголии, где ханьцы намного
превосходят монголов по численности.» 4
Китайцы заменяют родные языки национальных меньшинств
китайским в образовательной сфере, несмотря на существование законов,
направленных на сохранение языков меньшинств. Представители малых
наций с подозрением относятся к правительственным инициативам, потому
что часто рассматривают эти инициативы скорее как способ использовать их
и их ресурсы, а не помочь им.
В сложившейся ситуации Внутренняя Монголия не является
исключением. Внутренняя Монголия - огромный по площади регион
серповидной формы, образующий восточную половину северной границы
Китая. Площадь региона - 1,18 млн. кв. км, что составляет около 12
процентов от общей площади Китайской республики. Ханьцы на
сегодняшний день представляют большую часть населения (около 80%), а
самая многочисленная группа национальных меньшинств – монголы (около
17%). Помимо этого, на территории также проживают такие народы как
хуэй-цзу (китайские мусульмане), маньчжуры, дауры, эвенки, корейцы и
орочоны (орочены). Население на территории региона распределено
неравномерно: большинство людей сосредоточено в сельскохозяйственном
поясе юга Дацинских гор, на откосе монгольского плато (около Хуанхэ) и на
восточных склонах хребта Хинган. Несмотря на то, что в регионе на
сегодняшний день в городских и сельскохозяйственных районах доминируют
ханьские китайцы, большая часть степной территории с ее обширными
просторами пастбищ остается монгольской. С момента образования
Автономного округа в 1947 году регион считается относительно спокойным:
несмотря на общую границу с республикой Монголия в нем отсутствует
значительное сепаратистское движение. Многие называют Внутреннюю
Монголию успешной моделью китайской ассимиляции. Как правило,
исследователи отмечают, что основные проблемы Внутренней Монголии
носят скорее социальный и экономический, чем политический характер, хотя
порой антагонизм между Китайским правительством и монгольским
населением принимает политические формы.
Монголы современного Китая подверглись двойному влиянию
китайской политики. Во-первых, для многих из них кочевое скотоводство
традиционно является характерным способом производства и основой
жизнедеятельности, так что преобразования в экономической организации
этого сектора оказали своеобразное влияние на монгольское общество. Во-
вторых, различия в государственной политике в отношении монгольской
национальности вызвали значительные изменения в их культурной и
религиозной жизни.
На сегодняшний день в регионе интенсивно проходят процессы
индустриализации и урбанизации: все больше людей предпочитают
городскую жизнь и стабильную работу степным просторам. Помимо этого,
политика Китая направлена на постепенную ассимиляцию монгольского
населения с ханьцами: правительством в начале 2010 годов были
предприняты попытки на официальном уровне запретить использование
монгольского языка в детских садах, также поддерживается выкуп
китайскими предпринимателями земель у монгольских владельцев и
распахивание пастбищ.
Подобные события не могут не влиять на эмоциональное состояние
людей, и все перемены последних десятилетий находят свое отражение и в
культурной жизни, в частности в литературе. Некоторые авторы с целью
привлечения большей читательской аудитории пишут свои произведения на
китайском языке, а не на родном монгольском. Все больше молодых людей
говорят между собой на путунхуа – официальном языке в КНР, на Тайване и
в Сингапуре. Фонетика и лексика путунхуа основана на произносительной
норме пекинского диалекта. Но в то же время получают свое
распространение идеи национальной самобытности и единства всех
монгольских народов.
Как отмечал один из выдающихся американских востоковедов Оуэн
Латтимор: «Кажется, что любая политика в отношении монголов, будь то
китайская, советская или японская, несет в себе общую предпосылку:
необходимо что-то сделать с номадизмом монголов. Другими словами, если
бы только монголов можно было вылечить от того, чтобы быть монголами,
все сразу стало бы хорошо – по крайней мере, для Китая, Советского Союза
или Японии».5 Действительно, уклад жизни кочевых народов, их быт,
распределение власти и отсутствие постоянного места обитания – все это
усложняет возможности для установления контроля и навязывания
населению ценностей и идей, выгодных для себя.
Номадизм (номады - древнегреческое название кочевников) - образ
жизни народов, которые не проживают постоянно на одном месте, а
перемещаются циклически или периодически. В его основе лежат временные
центры, стабильность которых зависит от имеющихся пищевых ресурсов и
технологии их эксплуатации. Кочевники-скотоводы, основой жизни которых
является разведение домашнего скота, мигрируют на определенной
территории, где они могут найти пастбища для животных.
В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники
исторически были только источником агрессии и грабежей. В реальности
существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и
степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных
торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории
человечества, способствовали освоению малопригодных для жилья
территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались
торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические,
культурные и прочие инновации. Многие общества номадов внесли свой
вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Корни
целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но
кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах.
Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и
потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва
могут противостоять оседлым соседям.
В отличие от других элементов художественного сознания - науки,
идеологии, философии, которые выполняют функцию сознания культуры,
искусство и его составная часть - литература могут рассматриваться как
самосознание культуры. Культурологический подход – подход,
направленный на изучение литературных произведений на фоне широкого
культурологического контекста, учитывающий, что литературный текст как
факт культуры отображает признаки определенной культурной эпохи, её
философские концепции, что существенно расширяет читательское
восприятие, способствует лучшему осмыслению фундаментальных
ценностей культуры.
Степень разработанности темы. Исследование кочевой культуры
представляется задачей чрезвычайно сложной, как по причине
многогранности самого феномена культуры, так и в силу объемности
накопленного эмпирического материала о номадической культуре. Кроме
того, знание о культуре является одной из самых динамично развивающихся
областей науки вообще. Кочевниковедение, номадология, как одно из
направлений востоковедeния, находится сегодня в процессе как научного
объективного переосмысления, так и субъективной саморефлексии,
основанной на познании самих себя, понимании своего прошлого,
правильной оценки настоящего и перспектив будущего. Во многом это
связано с научно-методологическими поисками, необходимостью
систематизации имеющегося эмпирического материала и дискуссионными
вопросами о месте и роли номадизма как во всемирно-историческом
процессе, так и в современной картине мира.
Как отмечает академик Калмыцкого Государственного Университета
Бадмаев В.Н., кочевничество, традиционные виды хозяйствования и
природопользования не должны рассматриваться только с экономической
точки зрения. Здесь важна ментальность этноса, смыслонаполненность его
бытия, сохранность окружающего мира и природы, экологического
равновесия. Гуманитарное измерение выражается в экологической миссии
кочевых народов как хранителей традиционной хозяйственной культуры. То
есть ценности номадической культуры, обусловливающие мышление и
поведение кочевых народов, отражают гармонию взаимоотношений природы
и человека. Целостное осмысление культурной самобытности кочевых
народов важно для решения проблем их современной самоидентификации, а
также для позиционирования относительно глобальных изменений,
происходящих в мире. С помощью современного философско-
культурологического анализа можно ответить на вопрос, что происходит
внутри кочевой культуры в современных социокультурных условиях, т.е.
рассмотреть не «этнокультурные процессы» вообще, а исследовать общие
этнофилософские основания картины мира кочевых народов, выявить
скрытые механизмы, определяющие их культурную идентичность,
возможные «сценарии» ее дальнейшего развития. При этом не забывая о том,
что внутриэтнические процессы неразрывно связаны как с внешними
условиями существования этносов, так и с историко-мифологическими,
религиозно-культурными представлениями.6
В настоящее время существует обширная научная литература,
посвященная изучению самых различных вопросов истории и культуры
кочевых обществ. В этих исследованиях находит свое отражение история
номадов Центральной Азии, Ближнего Востока и Африки: от возникновения
кочевого скотоводства и расцвета номадизма до его нынешнего состояния в
условиях развития современного мира и процессов глобализации. Региону
Внутренняя Монголия посвящены исследования монгольских, китайских,
российских и западных исследователей, однако исследовательская
историческая литература по Внутренней Монголии на русском и
западноевропейском языках немногочисленна и неоднородна. В научных
трудах таких отечественных ученых как А.С. Бенфельд, А.Н. Калинников,
А.В. Маракуев, И.Х. Охвиденко, П.Е. Скачков в основном освещаются
исторические и экономико-географические вопросы Внутренней Монголии.
В публикациях китайских ученых материалы также представлены не очень
широко. Например, об этом пишут Люй Чжэнь-юй в «Краткой история
народов Китая»7 и Юй Юаньань в «Очерке истории Внутренней Монголии»
8. Однако, как правило, подобные работы охватывают вопросы экономики,
межэтнических отношений или религии. На сегодняшний день никто из
отечественных и зарубежных монголоведов не обращал внимания на
творчество писателей и поэтов Внутренней Монголии, что определяет
новизну настоящего исследования.
Данная магистерская диссертация посвящена духовной культуре и
особенностям кочевого менталитета монголов в творчестве писателей
автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной
Республики. Целью работы было проведение анализа и систематизация
элементов традиционной кочевой культуры, использованных в
произведениях этих писателей.
В соответствии с поставленной целью исследования нами решались
следующие задачи:
• определить состав понятия духовной культуры, выявить ее
основные элементы;
• определить характерные черты духовной культуры кочевников,
ее фундаментальные отличия от культуры оседлых народов;
• раскрыть художественные особенности современной литературы
рассматриваемого региона;
Практическую базу составили рассказы из сборника «Родниковые
высоты» («Цээлийн өндөр»)9, вышедшего в Улан-Баторе В 1988 году –
«Золотое кольцо» («Алтан бөгж») Бадавы 10 и «Песнь Хухо» («Хөхөөгийн
дуу») Ч.Отгончимэга 11 , а также роман «Монастырь целителей» («Манба
дацан») известного прозаика из Внутренней Монголии Ордосын Аянга 12.
Теоретическую основу работы составляют исследования, касающиеся
общей культурологии, вопросов духовной культуры, а также работы,
посвященные непосредственно кочевой культуре, литературе и истории
Монголии и Китая. Это труды П.Е. Бухаркина, Т.В. Ивановой, О.Д.
Барлуковой, Л.К. Герасимович, М.П. Петровой и др.
Для проведения исследования были использованы исторический и
сравнительный методы, метод обобщения, идейно-художественного анализа,
прием художественного перевода и комплексное изучение биографического материала.
Китайская Народная Республика является одним из самых больших
государств на планете и ее население одно из самых многочисленных.
Вследствие различных исторических процессов поддержание стабильной
внутриполитической ситуации на территории страны превратилось в
сложную и противоречивую задачу. С одной стороны, Конституция КНР
подтверждает права всех проживающих на ее территории народов на
сохранение своей культуры и самобытности. В то же время политика
правительства направлена на гомогенизацию населения, ассимиляцию
нацменьшинств с ханьцами – этническими китайцами. Помимо этого, в
современной ситуации всеобщей глобализации проблема сохранения
культурного многообразия актуальна как никогда ранее.
Уровни развития национальных меньшинств сильно различаются, и
они гетерогенны как в культурном, так и в физическом плане. Некоторые из
них высоко урбанизированы, в то время как некоторые другие практикуют
сельское хозяйство. Тем не менее, ханьцы, будучи самым многочисленным
народом в Китае, на протяжении всей своей многотысячелетней истории
считали себя «выше» и возлагали на себя «миссию» нести блага цивилизации
проживающим на их территории «варварам». Особенно ярко подобные
тенденции прослеживаются в отношении этнических монголов-кочевников,
проживающих во Внутренней Монголии.
Кочевое скотоводство, являясь основным способом хозяйственной
деятельности для монголов, в последние годы подвергается серьезным
трансформациям в связи с политикой Пекина. Будучи не просто способом
хозяйствования, а сложной мировоззренческой, философской системой,
кочевничество всегда было основой жизнедеятельности монголоязычных народов.
Культурное наследие монгольских народов Внутренней Монголии
является очень хрупким на сегодняшний день. Бурное экономическое
развитие, загрязнение окружающей среды и мощное давление на скотоводов
в последние годы вызвали спорадические волнения среди этнических
монголов, проживающих на территории региона.
В современных условиях повышения практической значимости
художественной культуры в становлении общества и в процессе
формирования личности человека, возникает необходимость теоретического
обоснования воздействия художественной культуры на жизнь социума.
В данной работе предпринята попытка осуществить анализ элементов
традиционной кочевой культуры, использованных в произведениях
писателей Внутренней Монголии КНР и раскрыть художественные
особенности литературы середины ХХ - начала ХХI вв.
Целью настоящего исследования было проведение анализа и
систематизация элементов традиционной кочевой культуры, использованных
в произведениях этих писателей. Для достижения данной цели нами
решались следующие задачи:
• определить состав понятия духовной культуры, выявить ее
основные элементы;
• определить характерные черты духовной культуры кочевников,
ее фундаментальные отличия от культуры оседлых народов;
• раскрыть художественные особенности современной литературы
рассматриваемого региона;
Практическую базу составили рассказы из сборника «Родниковые
высоты» («Цээлийн өндөр»)78, вышедшего в Улан-Баторе в 1988 году –
«Золотое кольцо» («Алтан бөгж») Бадавы 79 и «Песнь Хухо» («Хөхөөгийн
дуу») Ч.Отгончимэга 80 , а также роман «Монастырь целителей» («Манба
дацан») известного прозаика из Внутренней Монголии Ордосын Аянга 81.
Теоретическую основу работы составляют исследования, касающиеся
общей культурологии, вопросов духовной культуры, а также работы,
посвященные непосредственно кочевой культуре, литературе и истории
Монголии и Китая. Это труды П.Е. Бухаркина, Т.В. Ивановой, О.Д.
Барлуковой, Л.К. Герасимович, М.П. Петровой и др.
Для проведения исследования были использованы исторический и
сравнительный методы, метод обобщения, идейно-художественного анализа,
прием художественного перевода и комплексное изучение биографического материала.
Из анализа сборника рассказов «Цээлийн өндөр» («Родниковые
высоты») можно сделать следующие выводы: отличительной чертой
произведений 60-х - 70-х годов ХХ в. является подавленное настроение,
обусловленное тяжелой политической и экономической ситуацией в регионе
в то время. Несбывшиеся надежды об обретении независимости, японская
интервенция и Культурная революция оставили свой след в литературном
творчестве того времени. Тем не менее, авторы придерживаются идей
сохранения национальной культуры, изучения истории своего народа,
призывают людей продолжать бороться за свои права. Герои рассказов
сборника остаются верными своим взглядам и, несмотря на все репрессии и
испытания, продолжают трудиться на благо монгольского народа.
Помимо этого, из анализа романа Ордосын Аянги «Манба дацан»
(«Монастырь целителей») можно сделать вывод о том, что тибетский
Буддизм сыграл важную роль в сохранении жителями Внутренней Монголии
своей национальной идентичности, при этом не нанося ущерба
традиционному кочевому скотоводству.
Воспевание традиционной монгольской культуры становится
неотъемлемой частью литературного творчества прозаиков Внутренней
Монголии. Несмотря на социокультурное влияние как северного соседа -
Советского Союза, так и КНР, в произведениях внутреннемонгольских
авторов наблюдается наличие традиционных элементов: монгольских песен,
стихов, пословиц и поговорок, что отражает приверженность и искренняя
любовь жителей Внутренней Монголии к собственной национальной
культуре. Во всех произведениях прослеживается противопоставление
родного, естественного – чужому, внешнему.
В произведениях современных авторов из Автономного района
Внутренняя Монголия элементы духовной культуры кочевников гармонично
вписываются в систему повествования. Такие константы как экологическое
сознание, идеи единства человека и окружающей среды, стремление к
независимости находят свое отражение в словах и действиях всех персонажей.
Идентичность монголов и страх попасть под внешнее влияние имеют
первостепенное значение для современного монголоязычного социума.
Несмотря на длительное внешнее влияние, население крайне критично
относится к идеям ассимиляции и четко проводит черту между монголами и
ханьцами. Авторы неоднократно подчёркивают стремление к личной и
политической свободе своих героев.
1. Аванесова Г. А. Культура как самоорганизующаяся система /
Синергетика, философия, культура. – М., 2001. – 96 с.
2. Автокоммуникация: “Я” и “Другой” как адресаты (О двух моделях
коммуникации в системе культуры) [Электронный ресурс]. – Режим
доступа : http://www.nir.ru/socio/articles/lotman.doc, свободный.
Проверено 21.05.2018.
3. Бадмаев В. Н. Культура кочевых народов: к методологии вопроса //
Вестник Калмыцого университета. – 2016. – No1. – С. 80-87.
4. Большой академический монгольско-русский словарь в четырех томах
/ Отв. ред. Г.Ц. Пюрбеев. — М: Институт языкознания РАН, Academia,
2001. — 2005 с.
5. Бухаркин П. Е. Место литературной культуры XVIII века в истории
русской литературы. Возможности макроисторической периодизации
литературы XVIII века // [Электронный ресурс]. – URL:
http://18vek.spb.ru/
6. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь:
международный философский журнал. – 1992. - No1. – С. 9-61
7. Герасимович Л.К. Литература Монгольской Народной республики
(1965-1985). – Л., 1991 – 210 с.
8. Дашибалова Д. В. Монгольская литература 1990-х – начала 2000-х гг.:
поиск новых идей, форм, образов.// Вестник Бурятского
государственного университета. Сер. Востоковедение – 2014. - No8 - с. 47-51.
9. Иванова Т. И. Специфика и характерные черты кочевого менталитета:
культурологический анализ [Электронный ресурс]. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/spetsifika-i-harakternye-cherty-kochevogo-
mentaliteta-kulturologicheskiy-analiz, свободный. Проверено 21.05.2018
10.Кручкин Ю.Н. Большой русско-монгольский – монгольско-русский
словарь.- М.: Восток-запад, 2006. – 925 с.
11.Медведев А. П. К исторической оценке скотоводческих обществ на
Юге Восточной Европы II– I тыс. до н.э. // Вестник Воронежского ун-
та. Сер. Гуманитарные науки. – 2001. – No2. – С.112.
12.Осорова Т. И. Центральноазиатский культурный синкретизм и
буддийская традиция во Внутренней Монголии КНР: автореф. дис. ...
кан. философ. наук / Читинский гос. ун-т. – Чита, 2007. – 36 с.
13.Петрова М.П. Нүүдэлчдийн уран зохиол шинжлэхүй. (Изучение
литературы кочевников) – Улан-Батор, 2011. – 198 с.
14.Россия – Монголия: культурная идентичность и межкультурное
взаимодействие. Коллективная монография / Отв. ред. В. М. Дианова.
Изд. 2-е., исправл. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2013. – 471 с.
15.Сыма Цянь. Исторические записки. — М.: «Восточная литература», 1972. – 535 с.
...