Введение.............................................................................................................. 3
Глава I. Жанры, формы, форматы трэвел-журналистики: история и
современное состояние ...................................................................................... 5
1.1 Развитие жанровой системы телевизионной трэвел-журналистики в
контексте истории .............................................................................................. 5
1.2 Жанровые модификации современной телевизионной
трэвел-журналистики ....................................................................................... 14
1.3 Влияние игровых форматов на телевизионную
трэвел-журналистику ....................................................................................... 25
Глава II. Тематические направления телевизионной
трэвел-журналистики ....................................................................................... 35
2.1 Тематический диапазон трэвел-программ этнографической
направленности ................................................................................................ 35
2.2 Популярные тематики телевизионной трэвел-журналистики............... 42
2.3 Оригинальные подходы к тематике в трэвел-программах .................... 55
Заключение ....................................................................................................... 63
Список использованных источников и литературы ..................................... 65
Популярность трэвел-журналистики в современном обществе растет
год от года. Это связано с тем, что за последние полвека выросло количество
путешествий, совершаемых людьми. Трэвел-журналистка предоставляет
массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы
истории других стран, географии, культуры, искусства, туризма, этики,
философии. Именно трэвел-журналистика формирует у аудитории
определенный образ различных стран и культур. Наибольшей
популярностью пользуются у аудитории телевизионные трэвел-передачи,
которые стали необходимым элементом современного эфирного контента
большинства телеканалов за счет зрелищности и высокого познавательного
потенциала. С помощью телевизионного экрана «зритель взглядом
путешествует по необозримости и многократно пересекает всяческие
границы»1. На телеканалах постоянно идут поиски новых подходов к
освещению темы путешествий, разнообразятся жанровые характеристики
материалов, расширяется тематический диапазон передач. Актуальность
нашего исследования мы видим в необходимости изучения характера этих
изменений, которые, несомненно, влияют на результат журналистской деятельности.
Цель исследования - выявить основные тенденции развития
современной трэвел-журналистики в жанрово-тематическом аспекте.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- на основании анализа исторического материала определить этапы
развития жанровой системы экранной трэвел-журналистики;
- охарактеризовать современную жанровую систему передач о
путешествиях на примере конкретных телепередач;
- на основании анализа современных трэвел-передач выявить новые
подходы к тематике путешествий.
Предмет исследования – жанровые и тематические характеристики трэвел-передач.
Объект исследования - программы о путешествиях современного
телевидения. В нашей работе мы будем рассматривать преимущественно
телевизионную трэвел-журналистику, так как именно телевидение остается
самым популярным способом получения информации у массовой аудитории.
Эмпирическим материалом стали передачи телеканалов «Моя
планета», «Пятница!», «Телепутешествия», а также трэвел-передачи Первого
канала, НТВ, СТС, ТВЦ, Русский Экстрим и др.
Теоретической и методологической базой послужили работы
теоретиков и историков кино и телевидения Н. М. Зоркой, С. Н. Ильченко,
И. Н. Кемарской, Г. В. Кузневова, С. А. Муратова, А. А. Новиковой,
К. А. Шерговой и др., а также исследования, непосредственно посвященные
анализу современной трэвел-журналистики, как экранной так и печатной:
И. В. Показаньевой, В. Ф. Познина, Е. П. Почкай, Т. Г. Редькиной.
В работе применялись эмпирические и теоретические методы
исследования: метод описания, сопоставительный анализ, интерпретация
информации, используются также исторический и типологический подходы.
Новизну и практическую значимость исследования мы видим в
попытке представить наиболее расширенную классификацию жанрово-
тематических характеристик современных трэвел-передач, которая может
быть интересна как теоретикам, так и практикам трэвел-журналистики.
Структура работы. Исследование состоит из двух Глав, Введения,
Заключения и списка литературы. Первая глава посвящена анализу жанровых
характеристик экранной трэвел-журналистики. Во второй главе
рассматриваются ее тематические направления.
Рассмотрев телевизионную продукцию с точки зрения жанров, форм и
форматов, мы отметили вариативность и гибридность каждой единицы
контента как внутри отдельной передачи, так и в общем контенте экранной
трэвел-продукции. Если раньше отечественная телевизионная
трэвел-журналистика существовала в виде студийной передачи журнальной
формы («Клуб путешественников»), то на сегодняшний день наибольшей
популярностью пользуются цикловые передачи («Человек мира») и
многосерийные документальные фильмы (фильмы-путешествия Познера и Урганта).
Традиционные для трэвел-журналистики жанры репортажа и путевого
очерка совершенствуются с точки зрения усиления авторского начала,
появляются программы в жанре видеоблогов («Следуй за мной»), а многими
исследователями трэвел-журналистика в общем своем виде рассматривается
как разновидность шоу. Форматы трэвел-журналистики активно
развиваются, разветвляются на виды и подвиды («Неизданное» в трэвел-шоу
«Орел и решка»), включая в себя разнообразные игровые и зрелищные
элементы: формат шоу-квеста («Маршрут построен»), викторина в
программе «Проводник», соревновательные аспекты в рамках формата
программы «Еда, я люблю тебя!» и т.д. Усиление роли интерактивности, как
следствия технического прогресса, повлияло на тематику и структурно-
содержательные элементы форматов трэвел-журналистики: различные
способы взаимодействия с аудиторией не только вносят разнообразие в
форматы трэвел-шоу, они еще способствуют привлечению аудитории.
Мы пришли к выводу, что современная экранная трэвел-продукция в
тематическом плане настолько разнообразна, что практически каждая
передача может претендовать на свою собственную тематическую
оригинальность и уникальность, а любое тематическое направление,
рассмотренное в нашей дипломной работе, можно дополнительно
проиллюстрировать и другими передачами, выделив в них общие,
характерные для той или иной темы, черты и своеобразные подходы. В
первый раздел этой классификации мы включили традиционную для трэвел-
журналистики и очень широкую тему – этнографическую. Этнографическую
тематику мы разделили на несколько направлений: путешествия по России
(«Россия. Гений места», «Остров Крым»), путешествия по миру («Мир
наизнанку», «Далеко и еще дальше») и программы, делающие конкретный
упор на изучение традиций и менталитета разных народов («Редкие люди»,
«Танцующая планета»). Во второй раздел мы включили передачи с темами-
трендами, которые наиболее популярны сегодня: потребительская («Орел и
решка», «Мировой рынок»), кулинарная («Поедем, поедим!», «Планета
вкусов»), анималистическая («Планета собак», «Про животных и людей») и
экстремальная тематики («Рейтинг Баженова», «Опасные гастроли»). В
третьем разделе мы рассмотрели некоторые наиболее оригинальные, на наш
взгляд, трэвел-проекты. Это программа «Верю – не верю», в которой
используется фейк в качестве креативного элемента, мистическая программа
«Таинственная Россия», а также трэвел-шоу с выделенной нами тематикой
альтернативных маршрутов: шоу акустических путешествий «Большой
чемодан» и трэвел-шоу по киномаршрутам «Блокбастеры».
Таким образом, в современной трэвел-журналистике заложен большой
потенциал совершенствования жанровой системы и развития тематических
направлений, что позволяет рассматривать эту область журналистики как
перспективный тематический тренд.
1. Бабикин А. В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 229 с.
2. Буянов М. И. Нравы. М.: Российское общество медиков-литераторов, 2010. 276 с.
3. Вакурова Н. В., Московскин Л. И. Типология жанров современной
экранной продукции, учебное пособие, М.: 1997. 62 с.
4. Зоркая Н. М. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005. 544 с.
5. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и
формы вещания. СПб.: Роза мира, 2006. 140 с.
6. Ильченко С. Н. Шоу-цивилизация: конец реальности? СПб.: ИВЭСЭП, 2014. 198 с.
7. Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / А. Амзин,
А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс,
С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой
и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. 304 с.
8. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. Учебное пособие. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 2008. 192 с.
9. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.:
Искусство, 1974. 424 с.
10. Миронова М. Еда без границ. Правила вкусных путешествий. М.:
Альпина Паблишер, 2016. 224 с.
11. Михалкович В. И. О сущности телевидения. М.: ИПК работников
телевидения и радиовещания, 1998. 27 с.
12. Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости: История и конфликты
этических представлений. М.: Логос, 2000. 241 с.
13. Новикова А. A. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и
методы воздействия. СПб.: Алетейя, 2008. 208 с.
14. Познин В. Ф. Техника и технология СМИ. Радио- и тележурналистика.
Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 362 с.
15. Соколов-Митрич Д. В. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на
журфаке?! СПБ.: Питер, 2014. 256 с.
...