Введение 3
Глава I. Корпоративные медиа: понятие, классификация, цели издания, тенденции развития и система 12
1.1. Методологические подходы к понятию «корпоративные медиа» 12
1.2. Цели издания и контент корпоративных медиа 21
1.3. Тенденции рынка корпоративных медиа 35
1.4. Система корпоративных медиа Российской Федерации 43
Глава II. Технология работы журналиста с корпоративными медиа 51
2.1. Динамика и характер цитируемости корпоративных медиа в
общероссийских деловых СМИ (2010 г. и 2016 г.) 51
2.2. Понятие эксклюзивности корпоративных медиа 65
2.3. Специфика работы журналиста общероссийских деловых СМИ с
корпоративными медиа 73
Заключение 86
Литература 94
Приложения 104
Информация является ключевым элементом работы журналиста. Эксклюзивная информация, полученная журналистом на этапе ее сбора у источников и опубликованная раньше других СМИ, приносит изданию читателей, а, следовательно, и рекламодателей, так как рынок СМИ является сдвоенным рынком товаров и услуг . Журналист в своей ежедневной деятельности пользуется рядом источников информации: человек,
документы, предметно-вещественная среда . Мониторинг журналистами корпоративных медиа позволяет освещать такие темы, как развитие компании, планы производства, инвестиции, экономические и политические тенденции в отрасли и стране. Эффективная работа делового журналиста с корпоративными медиа дает возможность публиковать эксклюзивные материалы в СМИ, для которого пишет журналист. Понимание технологии и специфики деятельности журналиста с корпоративными медиа как источником информации позволит дать рекомендации по эффективной работе журналиста. Анализ корпоративных медиа выявляет тенденции развития сегмента корпоративных СМИ в настоящее время, которые должен учитывать журналист в работе.
Актуальность данной исследовательской работы обусловлена тем, что журналисты деловых СМИ в ежедневной деятельности используют корпоративные издания для поиска информации. С 2010 г. на российском рынке корпоративных медиа наблюдается сокращение тиражей . Данная тенденция отражается на работе журналиста. В основе исследования лежит определение значения, роли и места корпоративных медиа как источника информации в деятельности делового журналиста на фоне падения печатных тиражей корпоративных медиа. Журналистика - профессия, развивающаяся с феноменальной скоростью, подвластная технологическому развитию, меняющаяся в зависимости от экономического и политического режима, поэтому исследования необходимо проводить регулярно. Определение специфики работы журналиста с корпоративной информацией и каналами ее распространения на фоне падения тиражей печатных корпоративных медиа - актуальная проблема данного исследования.
Степень разработанности темы. Деловая информация шире политэкономической, экономической или собственно бизнес-информации. В самом общем виде деловая пресса оперирует любой информацией, способной оказать влияние на поведение агентов рынка или отражающей это поведение . Следуя этой логике, в нашем исследовании мы уделяем внимание такому источнику эксклюзивной информации для журналиста, как корпоративные медиа. Деловые СМИ постоянно находятся в поле внимания исследователей. Методологическое значение для нашего исследования имеет книга «Деловая журналистика» под редакцией А.В.Вырковского, анализирующая процесс сбора информации и технологии работы над материалом . Известный исследователь деловой прессы Д.А.Мурзин посвятил деловой журналистике немало работ, в том числе учебное пособие «Деловая пресса» 2001 г. Исследователь Л.С.Агафонов в 2008 г. защитил диссертацию «Корпоративная пресса: особенности функционирования, типологические характеристики и методика оценки эффективности» . Авторы представленных исследований уделяли внимание типологизации корпоративной прессы, анализу условий и факторов развития корпоративной
прессы, специфике организации корпоративного издания. С точки зрения журналистского творчества анализ значимости корпоративных медиа для корреспондента общероссийских СМИ отмечается в учебном пособии практиков - «Технология новостей от Интерфакса. Style Guide» под редакцией Ю.А.Погорелого, выпущенном в 2013 г. редакцией информационной группы «Интерфакс». Соотношение понятий «деловая пресса» и «корпоративная пресса» рассматривалось в научных работах Ю.В.Чемякина . Корпоративные медиа как сегмент информационного рынка исследованы в учебном пособии Г.С.Мельник и С.М.Виноградовой «Деловая журналистика» . Практические рекомендации по стратегическому
планированию и успешной реализации программ внутренних коммуникаций описаны в работе А.Ф.Несмеевой «Все о внутренних коммуникациях» . В труде А.Ю.Горячевой проанализирован исторический опыт
пракорпоративных изданий, а также влияние корпоративных изданий на деятельность бизнес-структур, корпоративный персонал и гражданское общество в современный период . Виды, функции и задачи корпоративных медиа сформулированы в работе Д.К.Дегтяренко . Корреляцию между понятиями корпоративная личность и корпоративная коммуникация исследовала М.М.Озерова . Потенциал взаимодействия корпоративных медиа с внешней аудиторией и переход к массовому читателю рассмотрены в
работе Ю.А.Петропавловской . Концептуальные основы и практические следствия социализации бизнеса, а также возможности использования корпоративных медиа в реализации социальных стратегий компаний описаны Д.О.Олтаржевским . Современные практические аспекты
корпоративных коммуникаций получили отражение в книге Д. Корнелиссена «Корпоративные коммуникации. Теория и практика» .
Новизна исследования заключается в установлении роли
корпоративных медиа как источника информации для делового журналиста в 2016-2018 гг. на фоне падения печатных тиражей корпоративных медиа и их массового перехода в электронные версии, начиная с 2010 г. Впервые обоснована эксклюзивность корпоративных медиа как источника сведений для журналиста делового издания; выявлены технология и специфика работы делового журналиста с корпоративной информацией; исследованы тенденции рынка корпоративных медиа в 2016-2018 гг. и описан прогноз развития данной категории СМИ в среднесрочной перспективе; охарактеризована динамика цитируемости корпоративных медиа в 2010 г. и 2016 г.
Объектом исследования являются общероссийские ведущие деловые и корпоративные медиа.
Предметом исследования является специфика работы журналиста делового издания с корпоративной информацией.
Цель работы - всесторонне охарактеризовать роль корпоративных медиа как эксклюзивного источника информации для делового журналиста, сформулировать рекомендации по технологии работы с корпоративными медиа для делового журналиста.
Задачи:
- охарактеризовать цели издания корпоративных медиа компаниями;
- выявить тенденции рынка корпоративных медиа;
- проанализировать динамику цитируемости корпоративных медиа на фоне падения тиражей;
- определить специфику и технологию работы делового журналиста с корпоративными медиа;
- обосновать эксклюзивность корпоративных медиа как источника информации для делового журналиста;
- составить рекомендации по технологии работы с корпоративными медиа как источником информации для делового журналиста.
Гипотеза исследования строится на предположении, что корпоративные медиа, несмотря на снижение тиражей с 2010 г., остаются значимыми источниками эксклюзивной информации для делового журналиста.
Корпоративные медиа - один из эксклюзивных источников информации в ежедневной деятельности делового журналиста, такой вывод позволили сделать результаты анализа цитирования сведений корпоративных медиа в общероссийских СМИ с расширенным блоком деловой информации, опроса деловых журналистов ведущих деловых изданий, опроса представителей компаний, издающих корпоративные медиа, а также показатели статистики отраслевых компаний и ассоциаций. Роль корпоративных медиа для делового журналиста заключается в достоверном, официальном, компетентном источнике информации о компании.
Анализ источников цитирования в общероссийских деловой прессе показал, что корпоративные медиа являются дополнительным, вспомогательным, но, безусловно, важным источником информации о компании. Их ключевое значение как первоисточника эксклюзивной информации о компании является определяющим фактором для регулярного обращения делового журналиста к материалам корпоративного медиа. Несмотря на падение тиражей печатных корпоративных медиа, переход на электронные носители, их место как источника эксклюзивной и цитируемой информации в сравнительной статистике за 2010 г., презентующий 44% долю печатных корпоративных медиа, и за 2016 г., презентующий сокращение этой доли до 17%, оставалось неизменным в общем объеме цитирований ведущими газетами («Коммерсантъ», «Ведомости» и РБК). Данное исследование выявило падение цитируемости корпоративных медиа в 2016 г., что составило четверть по сравнению с 2010 г., при этом «Ведомости», наоборот, показали рост количества цитирований корпоративных медиа за анализируемый период.
Экспертный опрос выявил противоречия в оценке эксклюзивности корпоративных медиа как источника информации. Представители компаний, издающих корпоративные медиа, под понятием эксклюзивности понимают статус корпоративных медиа как первоисточника информации о компании и обладателя существенного объема знаний о компании, показателей деятельности организации и доступа к топ-менеджменту компании. Эксклюзивность корпоративных медиа для деловых журналистов оценивается, в первую очередь, объемом важных (показатели операционной деятельности компании, инвестиции, проекты, цифры и сроки) и редких (интервью руководителей компаний СМИ) сведений, публикуемых корпоративным медиа. Большинство журналистов не считают информацию, уже опубликованную корпоративным медиа, эксклюзивной для своего издания, однако оговариваются, что если факт не получил должного освещения в информационном поле, то публикация его на полосах общероссийских СМИ с гораздо большим охватом аудитории - эксклюзив издания. Кроме того, уточняют деловые журналисты, профессионализм корреспондента позволяет при регулярном изучении корпоративных медиа выявить новости, которые могут быть неочевидными для других, но могут быть актуализированы при переносе на более широкую информационную площадку. Использование сведений корпоративных медиа варьируется от полного цитирования новости, написания на основе факта эксклюзивного материала в общероссийских СМИ до ссылки в справке, цитате, бэкграунде. Таким образом, основываясь на опросе деловых журналистов и цитировании в общероссийских СМИ, корпоративные медиа на фоне падения тиражей и масштабного перехода в цифровые форматы остаются значимыми источниками эксклюзивной информации для делового журналиста.
Прямая задача и цель корпоративных медиа - обслуживать интересы бизнеса основной компании, поддерживать бизнес как «вспомогательный» элемент корпоративных коммуникаций. Данное исследование показало, что ключевыми аудиториями корпоративных медиа являются сотрудники компаний и клиенты. Взаимодействие журналистов деловых СМИ с корпоративными медиа не определяется как приоритетная задача издателей. Абсолютное большинство исследуемых корпоративных медиа - «Страна Росатом», «Вестник Ростелекома», «Госстрах», «Вести КАМАЗа», «Металлург», «Новатор», «Газпром», «Нефтяные ведомости», «Щекинский химик», «Трубопроводный транспорт нефти», «Гудок», «Волжский автостроитель» - были классифицированы опрошенными как издания b2p. Представляя компанию в положительном виде и формируя имидж перед сотрудниками, клиентами и партнерами, корпоративное медиа не зависит от финансовых проблем, как другие СМИ, так как практически полностью полагается на материальную поддержку компании-учредителя. Такое зависимое положение, тем не менее, обеспечивает сотрудникам корпоративного медиа бюджет, эксклюзивность информации и доступ к ньюсмейкерам компании. Выражение и защита интересов конкретных компаний-учредителей - это задача, которая не имеет отношения к журналистике, а скорее относятся к сфере интегрированных коммуникаций (PR, GR, рекламы, маркетинга). В большинстве случаев, за издание корпоративного медиа в компании отвечает именно PR-отдел, а в ряде случаев позицию главного редактора корпоративного медиа и специалиста по связям с общественностью совмещает один человек в компании. К базисным целям издания корпоративных медиа, по мнению практиков отрасли, относятся повышение лояльности клиентов и партнеров, формирование имиджа компании, а также образовательные задачи.
Стоит отметить, что некоторые корпоративные медиа выходят за рамки обслуживания интересов компании-учредителя, становясь отраслевым и региональным СМИ, выполняя роль лоббиста отрасли и реализуя социальную миссию. Кроме очевидных целей издания корпоративных медиа, специалисты подчеркнули важность еще одной функции корпоративных медиа - это эффективная поддержка обратной связи между руководством и работниками предприятия, представление руководству инициатив «снизу». Под цели издания корпоративного медиа полностью трансформируется контент, отражая задачи, которые ставят акционеры компании перед корпоративным медиа. Уникальное положение корпоративных медиа на стыке журналистики и управления связями с общественностью является дискуссионной темой в определении объективности корпоративной журналистики. Однако, в первую очередь, контент корпоративных медиа, отмечают опрошенные эксперты, обладает такими критериями, как эксклюзивность, обеспеченная первоисточником новостей о компании, и профессиональность, полученная от глубокого погружения в отрасль журналистов, пишущих для корпоративных медиа ведущих компаний. Симбиоз журналистского творчества и PR-задач, как средства продвижения репутации компании, позволяет наполнять контент корпоративных медиа информацией о положительных сторонах деятельности компании. Однако это не умаляет значения сведений корпоративных медиа, которые представляют интерес для делового журналиста. Большинство деловых журналистов признают информацию корпоративных медиа пристрастной, а новости, освещающими только положительные стороны деятельности компании, необъективными, вместе с тем, многие корреспонденты признают, что достоверность данных корпоративных медиа не вызывает вопросов, а эксклюзивность, связанная публикацией определенных цифр, данных о деятельности компаний, а также с интервью непубличных руководителей компании, является главной причиной мониторинга ими корпоративных медиа. Деловые журналисты также отмечают профессионализм корпоративных журналистов, связанный с глубоким погружением в отрасль, знанием широкого спектра проблем текущего развития компании, высокой компетентностью в вопросах положения компания в отрасли, а также возможностью доступа к аналитическим данным компании.
Самыми цитируемыми корпоративными медиа стали корпоративный журнал «Газпрома» - «Газпром», корпоративный журнал «Транснефти» - «Трубопроводный транспорт нефти», корпоративные издания «Корпорации ВСМПО-АВИСМА» - газеты «Металлург» и «Новатор», корпоративное издание РЖД - «Гудок», корпоративная газета «КАМАЗа» - «Вести КАМАЗа», корпоративное издание «Росатома» - «Страна Росатом». Лидерами по цитируемости и чистой прибыли в 2010 г. и в 2016 г. являются
1. Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика. 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://lawbooks.news/
2. Деловая журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.В.Вырковского. - М.: МедиаМир, 2012. - 727 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2009. - 816 с.
4. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. - 2-е изд. доп. - СПб.: «Петерб. Востоковедение», 2002.
5. Лазутина Г.В. Журналистское познание мира // Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000 - 80 с.
6. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Лазутина. - 4-е изд., испр. и доп.
- М. : Изд-во Юрайт, 2017. - 226 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс.
7. Мельник Г.С. Медиарилейшнз как система управления информацией // Теория и практика связей с общественностью С. Ю. Чимаров, Л. Е. Востряков. Часть II: Технологии, практические методы и приемы работы в сфере связей с общественностью. СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2012. 358 с. С.202-308
8. Мельник Г.С., Виноградова С.М. Деловая журналистика: учебное
пособие. - СПб: Питер: 2010. - 304 с.
9. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики. - СПб.: Изд-во Михайлова В., 2009. - 272 с.
10. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Теория и практика деловой журналистики.
- СПб.: Роза мира, 2008. - 316 с.
11. Мурзин Д.А. Деловая пресса. - М., 2001.
12.Основы медиабизнеса : учебник для студентов вузов / под ред. Е.Л.Вартановой / Е.Л.Вартанова, А.В.Вырковский, В.Л.Иваницкий и др. — Аспект Пресс Москва, 2014. - 400 с.
13. Ромат Е.В. Реклама / Е.В.Ромат. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
14. Технология новостей от Интерфакса. Style Guide: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Герасимов, Р.Б.Ромов, А.А.Новиков и др.; под ред. Ю.А.Погорелого. - М. Аспект пресс, 2011. - 152 с.
15. Типология периодической печати / под ред. М.В.Шкондина,
Л.Л.Реснянской. - М., Аспект Пресс, 2009. - 106 с.
16. Чемякин Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. -
Екатеринбург: Дискурс Пи, 2006. - 184 с.
II. Статьи
17. Абрамова А.В. Становление корпоративной прессы на Западе и в России:
сравнительный анализ // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. Вып. № 3. 2009. - С. 347-383.
[Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/stanovlenie-
korporativnoy-pressy-na-zapade-i-v-rossii-sravnitelnyy-analiz
18. Агафонов Л.С. Корпоративная пресса: особенности функционирования,
типологические характеристики и методика оценки эффективности // Медиаскоп. 2008. [Электронный ресурс] URL:
http: ZZwww. mediascope. ru/node/237