ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ВИЗАНТИИ В ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII-КОНЦА ХIХ В.
1.1. Постановка проблематики и краткий обзор
1.2. Произведения на византийскую тематику в литературе XVIII-конца ХIХ в.
1.3. Образ Византии в творчестве Константина Кавафиса
ГЛАВА 2. ОБРАЗ ВИЗАНТИИ В ЛИТЕРАТУРЕ «ПОКОЛЕНИЯ 30-Х
2.1. Образ Византии в прозе «поколения 30-х»
2.2. Образ Византии в поэзии «поколения 30-х»
2.2.1. Йоргос Сеферис
2.2.1.1. «Неофит Затворник говорит»
2.2.2.2. Переводы Йейтса
2.2.2. Одисеас Элитис
2.2.2.1. «Смерть и воскрешение Константина Палеолога»
2.2.2.2. «Маленький корабль»
2.2.3. Никос Энгонопулос
2.2.3.1. «Боливар, одно греческое стихотворение»
2.2.3.2. «Правитель Каритены»
2.2.3.3. «О Крокодилосе Кладасе»
2.2.3.4. «Меркурио Буа»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной библиографии
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образ Византии, Византийской или, как ее называли сами жители, Ромейской империи — государства, сформировавшегося в 330 г. после перенесения императором Константином Великим столицы из Рима в Константинополь и просуществовавшего до 1453, — образ, достаточно распространенный не только в греческой, но и в мировой художественной литературе.
Основные жанры произведений, посвященных Византийской империи, это: исторический роман, как классический, так и беллетристический и стилизованные под научно-популярное чтиво биографии, любовный или женский исторический
роман. Это фантастические романы с альтернативной историей или фэнтезимиром, написанные на основе византийской истории, однако с заменой личных имен и топонимики, романы-путешествия во времени. Достаточно обширный
пласт произведений представляют поэмы и пьесы, написанные преимущественно в
XIX в.
Наиболее популярные персонажи — это император Юлиан Отступник, восстановивший в IV в. язычество как официальную религию, бывшая гетера императрица Феодора, ее муж император Юстиниан Великий, его полководец
Велизарий, телохранитель императрицы Зои викинг Харальд Суровый. Самые
популярные описанные в литературе эпохи — это эпоха Юстиниана Великого,
времена четвертого крестового похода и взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г., а также падение Константинополя и взятие города османами в 1453 г.
Византия не осталась предметом литературного исследования лишь в художественной литературе запада, в равной степени она привлекала и почти что всех великих греческих прозаиков, поэтов и художников. Ее образ продолжает занимать и современных авторов и живописцев. Образы императоров Византийской империи и приближенных императорского двора появились в новогреческой литературе уже в произведении Дионисиоса Соломоса (1798-1857),
за которым закрепилось звание первого национального греческого поэта. Соломос обращается к образу известного война и дипломата комниновской эпохи:
Никифору Вриеннию (1062-1137) [Σολομός 1955].4
Один из последних значительных романов, связанных с Византией, это трилогия «У Византии выходной» Гавриила Николау Пендзикиса (1952) [Πεντζίκης
2015], вторая и на настоящий момент последняя часть которой вышла в 2015 г. В
этом же году Г. Н. Пендзикис публикует книгу с утерянными главами ко второму
тому трилогии [Πεντζίκης 2015]. Автор называет эти главы «тайными» по аналогии с «Тайной историей» известного византийского писателя VI в.
Прокопия Кесарийского. В памфлете «Тайная история» автор масштабного
исторического сочинения «История войн» и панегирического трактата «О постройках» живым образным языком описывает события эпохи правления
императора Юстиниана и весь закулисный мир Византийской империи эпохи ее расцвета. Французский философ и писатель Эрнест Ренан (1823-1892) писал, что
«Тайна история» — это книга, во всей красе представляющая «мир отравителей и убийц, необузданных и безумных» [Renan 2000: 202].
Тема нашей магистерской диссертации «Образ Византии в греческой литературе XIX-ХХ в.». В ходе работы будет дан обзор произведений конца XVIIIXIX в., написанных на византийскую тематику. Однако основное внимание будет
уделено изучению этого образа в литературе первой половины ХХ в., с основным
упором на поэзию обозначенного периода: поэзии авторов, которых современное
литературоведение относит к так называемому «поколению 30-х», авторов чей
творческий путь начался в 1930 гг. В данной работе также будут рассмотрены
некоторые произведения авторов, которые не относятся к этому направлению, но
чьи произведения были созданы примерно в это же время (Костис Уранис,
Никос Казандзакис, Пенелопа Дельта).
Таким образом, предметом настоящего исследования и подробного описания
являются стихотворения, посвященные византийской тематике, написанные в
обозначенных в теме магистерской диссертации хронологических рамках, с
основным упором на поэзию «поколения 30-х».
Цель данного исследования: дать целостный анализ византийской тематики в произведениях греческой литературы XIX- ХХ в., уделяя особое внимание поэзии «поколения 30-х», так как основные литературные процессы и изменения происходят именно в поэзии этого времени.
Исходя из вышенаписанного, для данного исследования были поставлены следующие задачи:
- проследить обращение к образу Византии в греческой литературе XVIIIXIX вв., дать их краткий анализ;
- выделить основные прозаические произведения греческой литературы первой половины ХХ в. авторы которых обращались к образу Византии и дать их краткий обзор;
- выделить основные поэтические тексты, посвященные Византии, дать их полный историко-литературный анализ; если это возможно, установить источник, в котором описан тот или иной описанный в стихотворении эпизод;
- на основе этого установить и проанализировать основные образы, к которым обращаются греческие поэты первой половины XX в.
Византийская тематика и образ Византии вообще в новогреческой литературе — тема малоизученная в современной неоэллинистике. Основным исследованием для подборки произведений для историко-литературного анализа и анализа источников послужил сборник Стратиса Пасхалиса «Литературное путешествие в Византию» (2003) [Πασχάλης 2013] (произведения, обозначенные Пасхалисом как византийские см. в Приложении 1).
В первой главе будут кратко рассмотрены произведения, посвященные византийской тематике, написанные в период с XVIII по конец XIX в. Вторая глава посвящена авторам «поколения 30-х» и их рецепции образа Византии. Сначала в срезе главных тем, мотивов и исторического содержания будут кратко рассмотрены произведения прозаиков «поколения 30-х», а также произведения авторов, которые не причисляются к направлению литературоведческой традицией, но создают свои произведения в это же время (Никос Казандзакис, Пенелопа Дельта). Роман Пенелопы Дельты «Во времена Василия Болгаробойцы» [Δέλτα 2011] был написан в 1958 г.: таким образом, за хронологические рамки берется временной отрезок с 1930 по 1958 г. включительно. В диссертации не рассматриваются драматические произведения, путевые заметки, воспоминания и другие биографические отсылки, за исключением Никоса Казандзакиса о Мистре
В ходе настоящего исследования был проведен анализ основных
произведений греческой литературы, посвященных византийской тематике, дан
краткий обзор произведений, написанных в конце XVIII-XIX вв. и более
подробный анализ произведений XX в., с основным упором на поэзию «поколения 30-х».
Проанализированные стихотворения «Правитель Каритены», «О Крокодилосе Кладасе», «Меркурио Буа», отрывки из «Маленького корабля» были впервые переведены на русский язык. Стихотворение «Неофит Затворник говорит» уже переводилось ранее, перевод выполнен Мариной Алешиной в 2016 и опубликован на сайте «Омилия», однако в тексте диссертации мы приводим свой перевод произведения.
Образ Византии интересует как прозаиков, так и поэтов первой половины ХХ в. Происходит продолжение литературных традиций XVIII-XIX вв. В поэзии образ Византии, в основном, раскрывается через образы ее правителей. Эта галерея портретов императоров и византийских чиновников открывается образом Никифора Вриенния в стихотворении Дионисоса Соломоса и завершается образом Крокодилоса Кладаса Никоса Энгонопулоса. Так прослеживается путь развития греческой литературы от Ионической школы до сюрреализма.
Никос Энгонопулос более оригинален в выборе персонажей, изображаемые им герои, за исключением характерного для всей поэзии этого времени в целом образа Константина Палеолога, а также национальных героев революции, появляются в образной системе персонажей впервые: правитель Каритены Жоффруа де Бриель, Крокодилос Кладас, Меркурио Буа.
Самый распространенный и частый образ — это образ
Константина Палеолога – последнего императора Византийской империи. Его фигура в греческой традиции окружена различными мифологемами и стала символом освобождения. Миф о мраморном императоре — это одна из самых известных и популярных греческих национальных легенд, к ней обращаются Одисеас Элитис «Смерть и воскрешение Константина Палеолога», Йоргос Визиинос «Последний Палеолог», Костас Кариотакис, Никос Энгонопулос «Боливар, одно греческое стихотворение». Смерть Константина Палеолога и взятие Константинополя изображают два стихотворения Константина Кавафиса «Феофил Палеолог» и «Взята».
В целом, через интертекстуальность и обращение к образу Византии в стихотворениях первой половины ХХ в. характерно раскрытие современной Греции через образ Византийской империи и ее правителей. Это двойственная картина: с одной стороны, как, например, в «Маленьком корабле» Элитиса и
«Неофит Затворник говорит» Сефериса — это мрачные картины истории. Это история жестокости и убийств, наследниками которой авторы себя ощущают.
Двойственность в изображении персонажей характерна для стихотворений Константина Кавафиса, например, в стихотворениях «Анна Далассина» и «Анна Комнина». Поэт также изображает достаточно мрачную картину, выявляя дихотомию образов правителей, фигуры которых, казалось бы, в истории определенно маркированы: любящая мать Анна Даласина и «дама печального образа», оплакивающая своего возлюбленного и воспевающая отца Анна Комнина.
Кавафиса интересуют шаткие, переходные, критические моменты в истории
Византии (противостояние язычества-христианства, мира арабскоговизантийского, заката империи), именно в рамки крушения одного мира и лишь подготовки построения мира другого, Кавафис помещает своих персонажей, тоже оказавшихся на распутье, запутавшихся, уже отрезанных от прошлого, в настоящий момент застрявших в некоторого рода чистилище, ведь картина будущего еще не сложена, она туманна и непонятна [Басова 2015: 140].
Также мрачно изображает византийских правителей и Элитис в «Маленьком корабле». Поэт не заостряет внимание на достижениях того или иного правителя, но обличает его пороки. Так, например, император Константин Великий в первую очередь сыноубийца, а не правитель, который перенес столицу и дал название городу, вокруг которого будет сосредоточена вся история империи, а христианство
стало ее официальной религией. Все эпизоды, выбранные поэтом, являют собой сцены жестокости и убийств вокруг византийского престола от Константина Великого до Андроника Комнина.
Элитис рисует своеобразную «тайную» историю Византии, эпизоды которой
описываются в таких произведениях византийской литературы как: Созомен
«Церковная история», Патриарх Никифор «Бревиарий», Феофан Исповедник
«Хронография», Продолжатель Феофана «Жизнеописания византийских царей»,
Никита Хониат «История», Никифор Григора «Ромейская история»,
Георгий Пахимер «История». С другой стороны, для византийских стихотворений этого периода
характерно обращение к образу последнего византийского императора
Константина Палеолога и других смелых и известных воинов, символизирующее надежду на возрождение греческого государства и нации. Константин Палеолог
является единственным положительным образом среди всех византийских правителей. Вообще положительные персонажи характерны только для творчества и обращения к византийской тематике Никоса Энгонопулоса.
Его персонажи — не так широко известные воины, сражающиеся за освобождение народа. Так что по сути своей являются своеобразной вариацией образа Константина Палеолога. Герои Энгонопулоса Симон Боливар, правитель Каритены Жоффруа де Бриель, Крокодилос Кладас и Меркурио Буа —
национальные герои-освободители, доблестные и храбрые войны и правители. Все
стихотворения объединяет тема свободы и борьбы за освобождение. А три последних связаны с Морейской тематикой. В эпиграф к стихотворению «Правитель Каритены» Энгонопулос выносит цитату из «Морейской хроники».
Другие два стихотворения связаны с топосом Мореи лишь косвенно, однако так или иначе свидетельствуют о знакомстве поэта с этим литературным памятником.
Говорить о прямых исторических источниках в стихотворениях поэтов
«поколения 30-х» сложно, в основном, можно обозначить лишь источники косвенные, где и в каких произведениях византийских авторов тот или иной эпизод был описан. Прямые отсылки к текстам есть лишь в двух стихотворениях «Неофит Затворник говорит» Йоргоса Сефериса (первое послание средневизантийского историка и монаха Неофита Затворника) и «Правитель Каритены» Никоса Энгонопулоса («Морейская хроника»). Относительно других произведений невозможно с точностью определить непосредственную работу автора с аутентичным текстом.
В отличие от стихотворений Константина Кавафиса, византийские стихотворения которого свидетельствуют о широком спектре источников (это и личные письма, и сочинения Юлиана Отступника, исторические и церковные хроники, как греческие, так и латинские. Труды Сократа Схоластика и Созомена Саламинского, труды Анны Комнины, Никиты Хониата, Иоанна Зонары и Никифора Григоры) поэтов «поколения 30-х» не интересуют уроки истории, хотя тема прошлого и является одной из ключевых в их произведениях. Главный образ
– это образ Константина Палеолога и, продиктованная Малоазийской катастрофой,
Второй мировой войной и Гражданской войной, тема освобождения.
Отдельно стоит отметить пейзажную лирику Энгонопулоса с топосом Константинополя. Константинополь Энгонопулоса, пожалуй, можно противопоставить известному «Городу» Кавафиса. Это город, где можно встретить одно из воплощений последнего византийского императора. Энгонопулос называет себя «сыном» Симона Боливара, которого сравнивает с последним византийским императором, а, значит, и его сыном. Через этот мотив преемственности Энгонопулос утверждает, что все греки являются сыновьями Константина Палеолога — потомками византийцев, сыновьями свободы