Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАНДРАЙЗИНГ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПОМОЩИ БЕЗДОМНЫМ

Работа №130207

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования бездомности 6
1.1. Основные аспекты феномена бездомности 6
1.2. Основные факторы бездомности в современной России 15
Глава 2.Теоретические основы технологии фандрайзинга
2.1. Теоретические подходы к пониманию технологии фандрайзинга
2.2. Особенности фандрайзинга в работе СО НКО и государственных
учреждений
Глава 3.Опыт работы СПБ БОО «Ночлежка» по реализации социальных
программ помощи бездомным
3.1. Деятельность СПБ БОО «Ночлежка» по реализации программ
социальной реабилитации и ресоциализации бездомных
3.2. Технология фандрайзинга в социальные проекты помощи
бездомным СПБ БОО «Ночлежки» (на базе эмпирического исследования)
Заключение 59
Список литературы

На сегодняшний день сильно возросла роль третьего сектора (некоммерческого сектора), благотворительности и спонсорства. С каждым годом появляются все новые представители этих слоев и их количество постоянно увеличивается. Очевидно, что для стабильного и надежного существования и развития любой общественной (некоммерческой) организации необходима постоянная финансовая поддержка. Она нужно для того, чтобы покрывать огромное количество расходов, начиная от покрытия административных нужд, заканчивая реализацией долгосрочных социальных программ и краткосрочных акций. И, несмотря на то, что данный аспект деятельности некоммерческой организации является, пожалуй, основным в ее работе, в большинстве
российских некоммерческих организаций он является далеко не продуманным, а скорее носит спонтанный характер.
В связи с этим, для решения данной проблемы используют технологию
фандрайзинга (от англ. «fund» и «raise» - искать средства). Сам термин «фандрайзинг» появился еще в США, где он уже на протяжении многих десятилетий применяется как
технология по привлечению финансирования в третий сектор на различные социальные нужды, программы, проекты. В России термин «фандрайзинг» стал активно использоваться преимущественно государственными некоммерческими организациями с начала 1990-х годов для покрытия дефицита бюджета, в связи с переходом страны на рыночные условия.
В США же фандрайзинг некоммерческих организаций определяется как процесс привлечение средств со стороны частных и бизнес доноров и на собственные источники
финансирования, а не на финансирование со стороны государства. Однако, начиная с 1980-х годов, фандрайзинг стал диверсифицировать источники финансирования как со стороны физических и юридических лиц, так и государственных и местных властей.
Также в технологии фандрайзинга стали развиваться новые формы привлечения
финансирования, помимо традиционных пожертвований, грантов, спонсорских взносов
особое внимание стали уделять разработке полной фандрайзинговой кампании. Это
позволяло лучше контролировать процесс привлечения средств. Если говорить о российской практике, то в России термин «фандрайзинг» стал
использоваться государственными некоммерческими организациями, начиная с 1990-х годов, когда экономика страны переходила на рыночные условия. Именно в это время в
России появились первые некоммерческие организации и первые доноры, как правило, зарубежные, а не российские. Эти зарубежные фонды сильно повлияли на процесс
становления благотворительности и развитие технологии фандрайзинга в новой России,4
существующей в рыночных условиях. Именно эти фонды выделяли большое количество грантов, как организациям, так и частным лицам.
Однако спустя двадцать лет ситуация изменилась. Большинство крупных зарубежных фондов остановили свою деятельность на российском поприще, но при этом стали появляться отечественные частные фонды, меценаты и активизировался отечественный бизнес – около 80% компаний занимаются благотворительностью. При этом, из более чем 40 000 зарегистрированных российских фондов, только примерно 40 соответствуют принятому в мире понятию фонда, то есть имеют собственные финансовые ресурсы, выделяют гранты и стипендии, управляются попечительскими советами1.
В настоящее время широкое распространение получили государственные грантовые
программы, как федеральные, так и региональные. Среди 40 настоящих российских фондов, 20 – местные сообщества. Отдельный вид грантодающих фондов, создаваемых усилиями местного бизнеса, жителями конкретного города или региона финансирующие эти проекты только на территории этого сообщества. Несмотря на то, что многие фонды местного сообщества стали уже надежными и постоянными источниками средств для
местных общественных организаций в своих городах, количество их пока что еще мало и
организации из других территорий не могут надеяться на финансирование из фондов местных сообществ.
Все это говорит о том, что в российской практике у большинства представителей НКО до сих пор нет четкого представления о том, как надлежащим образом вести управление организацией и как правильно разрабатывать фандрайзинговые стратегии, которые бы были направлены на поддержание финансового состояния организации и были бы эффективны. Проблема здесь состоит еще и в том, что в России нет как такого целенаправленного профильного обучения основам планирования фандрайзинга и управлению некоммерческими организациями. Как правило, проводятся отдельные специализированные курсы и обучающие программы за счет фондов-посредников или некоторых коммерческих компаний, но их не так много.
Бездомность в России достаточно сложный феномен. В России человек без регистрации фактически лишается многих прав: на труд, на получение медицинской помощи, пенсии, социальных льгот, избирательного права. В нашей стране практически нет государственной системы помощи бездомным: она привязана к месту последней регистрации человека и очень бюрократизированная. По статистике сегодня около 39% граждан становятся бездомными по причине семейных обстоятельств2.
На сегодняшний день большое количество социально-ориентированных НКО используют технологию фандрайзига в
деятельности. В России немало фондов и НКО, которые применяют данную технологию в своей работе. К примеру, такие крупные
организации как «Ночлежка» занимаются благотворительностью в отношении бездомных,
привлекают средства на нужды и потребности подопечных. На базе данной технологии и
проводится вся работа по привлечению финансовых и иных средств. Именно на базе
данной технологии и ведется работа по составлению грантов, работе с бизнес организациями, привлечению частных средств для подопечных.
В связи с актуальностью данной темы были определенны основные цель, задачи, объект и предмет работы.
Цель данной работы является изучение и анализ технологии фандрайзинга в программы помощи лицам без определенного места жительства.
В соответствие с поставленной целью были выделены следующие задачи работы:
 рассмотрение теоретических основ сущности феномена бездомности и основных факторов бездомности в России;
 рассмотрение теоретико-методологических подходов к пониманию технологии фандрайзига;
 изучение особенностей фандрайзинговой деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций;
 изучение специфики деятельности СПБ БОО «Ночлежка» по реализации
социальных программ помощи, реабилитации и ресоциализации бездомных,
по оказанию социальной помощи бездомным;
 анализ деятельности СПБ БОО «Ночлежка» по привлечению финансовых и материальных средств в социальные проекты помощи бездомным.
Объектом данной работы выступают лица без определенного места жительства.
Предметом данной работы является фандрайзинг в программы помощи бездомным.
В дипломной работе используются различные виды методов. В ходе исследования использовались такие теоретические методы исследования, как анализ документов и анализ информационных источников. Также в ходе работы использовался такой методы
как экспертное интервью.
Эмпирическая база проведения исследования – Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Ночлежка».
Место прохождения практики – «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района»
В ходе работы использовались также материалы официальной статистики.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 65 страниц, список использованной литературы включает 45 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав работу, технологию фандрайзинга, основные подходы к
пониманию этой деятельности, основную сущность феномена бездомности и работу
благотворительной организации по организации помощи данной категории подопечных,
можно сделать следующие выводы.
1. Бездомность как феномен широко распространен на сегодняшний день в России.
Феномен обладает рядом характерных признаков, отличающих его от других. Одним из таких типичных признаков является разрыв прежних родственных идружественных отношений. Бездомные – социальная группа, лишенная жилья, отторгнутая от своей некогда ближней среды (семья, дружеские сообщества, профессиональные группы), выпадает из общепринятых социальных иерархий.
Бездомные – группа, социально исключенная из общества, не имеющая ближних связей.
Бездомные – группа, трудно поддающаяся изучению. На состояние бездомности влияет ряд основных факторов. Эти факторы объясняют причины феномена бездомности.
2. Фандрайзинг с точки зрения теоретико-методологических подходов рассматривается как технология привлечения ресурсов, в первую очередь финансовых, в деятельности СО НКО и представляет собой определенный процесс планирования, реализации, контроля и анализа полученных результатов деятельности по изысканию средств. Фандрайзинг тесно связывают с понятиями благотворительности и спонсорства, корпоративной социальной ответственности и социального партнерства, так как во многом фандрайзинг является предпосылкой развития данных процессов.
3. Фандрайзинг как технология базируется на четырех основных источниках финансирования, таких как государственные, негосударственные, частные и бизнес пожертоввания. С каждым из этих направлений необходимо проводить отдельную работу по привлечению и разработке специальной фандрайзинговой стратегии. В работе с каждой из этих форм стоит учитывать свои нюансы работы. Каждая из этих форм таже требует отдельной корректировки в работе.
4. В ходе работы также были проанализированы работы благотворительной организации «Ночлежка» по предоставлению помощи бездомным. «Ночлежка» обладает достаточно большим опытом по реализации программ социальной реабилитации, помощи лицам без определенного места жительства.61
В своей работе они используют достаточно большой спектр услуг для оказания помощи.
«Ночлежка» применяет технологию фандрайзинга для реализации социальных программ помощи бездомным. Для этого она использует различные методы и технологии фандрайзинга, чтобы эти программы реализовались и работали в организации. Наиболее популярные из этих них это проведение благотворительных мероприятий и сбор частных средств через электронные платежи. За последние годы организация сильно продвинулась в этом направлении. Большой популярностью пользуются такие благотворительные мероприятия как Ночлежка Fest, «Экспресс помощь» и многие другие. Благодаря работе этих мероприятий удалось собрать большой приток денежных средств и реализовать много проектов.
За время изучения специфики деятельности благотворительной организации было рассмотрено много проектов по оказанию помощи. Результаты работы проектов впечатляют, была проделана большая работа по оказанию услуг и предоставлению помощи. За последние годы «Ночлежка» помогла тысячам людям и продолжает успешно вести проекты.
На основании проведенного анализа деятельности некоммерческой организации «Ночлежки» можно сделать вывод о том, что организации проводят работу по поддержке социально маргинальных слоев населения на базе источников финансирования и технологий привлечения. Фандрайзинг в социальные проекты помощи бездомным представляет собой многоплановую комплексную программу, которая помогает разрешить проблемы подопечных бездомных. Она включает в себя разработку специальной компании привлечения средств и работу методов финансирования, на основании которых удается привлекать и находить необходимые средства.
На сегодняшний день фандрайзинг становиться все более популярным и прагматичным методом в работе организаций и методом, направленным на решение социальных проблем подопечных (клиентской группы) и решением их различными методами и технологиями.
Многие организации и фонды используют в своей работе различные источники финансирования, наиболее популярными из которых являются частные пожертвования и бизнес пожертвования


1. Албегова И.Ф.. Фандрайзинг для некоммерческих организаций как технология
успеха. Учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯРОО «ЦПНО»,2009. - 106 с., 2009.
2. Алексеева Е.Г., Горшкова И. Д. Фандрайзинг: мотивации потенциальных
жертвователей // Благотворительность в России. Социальные и исторические
исследования / под ред. О.Л. Лейкинда. — СПб.: Лики России, 2001. — С. 185–219.
3. Алексеева Х. Бродяжничестао в современной России// Социологические
исследования. 2003. №9
4. Апфельбаум С.М.«Косвенные связи с общественностью» как инструмент
привлечения ресурсов для некоммерческих организаций культуры // Ориентиры
культурной политики. — М., 2003. — No 10. — С. 27–38. 4.
5. Артемьева Т. В., Тульчинский Г. Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты
и программы в сфере культуры и образования. — СПб.: Издательство «Лань»;
«Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. — 284 с.
6. Баханькова Е. Р., Гусева Е. Г., Клецина А. А., Орлова А. В. Финансовая
грамотность НКО. – СПб, 2012. – 155 с.
7. Баханькова Е. Р., Даушев Д. А., Клецина А. А., Кудаков Е. С., Смирнова (Шматко)
А. В., Суходольская Н. А. Привлечение частных пожертвований в НКО. — СПб,
2013. – 233 с.
8. «Бизнес и НКО: от настороженности к сотрудничеству» / СПбБОО «Центр
развития некоммерческих организаций» и Международный форум лидеров бизнеса
под эгидой Принца Уэльского. – СПб: СПбБОО «Центр РНО», 2001.
9. Блинников М.С., Даушев Д.А., Симонов Е.А. Как просить деньги. — М: Изд-во
ЦОДП, 2003. — 139 с.
10. Бодунген А. Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций CAF
(Charities Aid Foundation). Проект «Charities United». — Москва, 1995. С. 31–43.
11. Государственная поддержка НКО в Санкт-Петербурге: содержательные результаты
и социально-экономические эффекты. Аналитический отчет. - СПб.: ЦРНО , 2014.
12. Григориьева И.А., О.И. Бородкина «Социальная работа с лицами без
определенного места жительства».- Изд. С.- Петербурского государственного
университета, 2008.63
13. Дьячек Т.П. Фандрайзинг: учебно-методическое пособие для волонтеров
общественных организаций социального профиля. – Тамбов: изд. ИП Чеснокова
А.В., 2008. – 76 с.
14. Жуков, Г. В. Благотворительность как инструмент фандрейзинга в
социокультурном пространстве современного общества. Автореф. дис. на соиск.
учен. степ. к.культуролог.н. Спец. 24.00.01. Краснодар, 2002. 18,[1] с.
15. Игнатьева Е.Л. Фандрайзинг в России — состояние и перспективы: интервью М.Л.
Чередниченко // Art-менеджер. — М., 2002. — No 2.11.
16. Карлинский И. Анализ социального и правого положения бездомных в
современной России. СПб.,2004 г.
17. Кучерносов В. Фандрайзинг: мифы и реальность // Журнал «Вестник
благотворительности». — 2001. — No 4 (46),. — С. 27
18. Лозован В., Манола О. Фандрайзинг: Руководство для неправительственных
организаций /Asoc. Promo-LEX. - Изд. при фин. поддержке Посольства
Королевства Нидерландов. – 55 с.
19. Методические (информационные) материалы для СО НКО по взаимодействию со
СМИ и органами власти. – М., 2011. – 37 с.
20. Методические (информационные) материалы для органов власти (федеральных и
региональных) и местного самоуправления по предоставлению информационной
поддержки СО НКО, содействию продвижению благотворительности и
добровольчества. – М., 2011.- 40 с.
21. Михеева, Н. Н.. Благотворительность в трансформации российского общества:
динамика взаимодействия социальных агентов. автореферат диссертации на
соискание ученой степени к. социол. н. специальность 22.00.04 Соц. структура,
соц. ин-ты и процессы Екатеринбург, 2009. – 22 с.
22. Молчанов А.А. Бездомность в России: комплексный анализ и профилактика в
России. Автореф. дис… канд. соц.наук. СПб., 2005.
23. Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге 2013:
информационно-аналитические материалы о деятельности негосударственных
некоммерческих организаций. – СПб.: ЦРНО, 2013.
24. «Новости Фандрайзинга». — М.: Фонд социального развития и охраны здоровья
«ФОКУС-МЕДИА», 2004, — 160 с.
25. Основы фандрайзинга и написание проектных заявок. Материалы Центра РНО,
2014.64
26. Путеводитель по фандрайзингу. Рабочая модель по привлечению спонсоров /
Терри и Даг Шафф. – М.: Вершина, 2006. – 256 с.
27. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии / под
ред. П.А. Кузнецов. – М.: корпорация «Двшков», 2012. – 296 с.
28. Социальная работа и гражданское общество: коллективная монография/под
редакцией И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А.Самойловой. – Спб. 2006. –311 с.
29. Соловьева Л.И. Реабилитация бездомных: по работе «Ночлежки»// Журнал
социологии и социальной антропологии. 2001. Т.4 №3
30. Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности в современной России. По
материалам межрегионального исследования, СПб, 2007.
31. Тишина, Ж.С. Формирование и развитие фандрайзингового инструментария на
российском рынке образовательных услуг. автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. э.
н. специальность 08.00.05 <Экономика и управление народным хозяйством по
отраслям и сферам деятельности> Шахты (Рост. обл.), 2012 . 26 с.
32. Тульчинский Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное
партнерство: технологии и оценка эффективности. – СПб., 2012. – 236 с.
33. Тульчинский Г. Л., Векслер А.Ф. Зачем бизнесу спонсорство и
благотворительность. – М.: Вершина, 2006. – 336 с.
34. Фандрайзинг в общественной организации. Комитет по печати и связям с
общественностью Лен. Обл. 2014.
35. Фандрайзинг и мобилизация ресурсов. Учебное пособие. – М.: Фонд «Школа
НКО», 2009. – 140 с.
36. Фредрике Л. Искусство просить деньги. Как просить кого угодно о какой угодно
сумме для какой угодно цели / [Пер. с англ. Р. Кассабова]. — М.: ЗАО «Олимп—
Бизнес», 2010. — 336 с.
37. Чеснова, О. А. Оценка и факторы повышения эффективности деятельности
некоммерческих организаций. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.э.н. Спец.
08.00.05СПб., 2002 . 19 с.
38. 100 вопросов про НКО: Что нужно знать, чтобы ваша деятельность была успешной?/Мини-справочник для руководителя некоммерческой организации. – М.:
Агентство социальной информации, 2012. – 116 с.
Интернет-ресурсы и статьи
39. НКО. Правовые положения. URL. http://www.sndmp.ru/?article_id=1582 (дата
обращения 20.05.17)65
40. Отчет о работе благотворительной организации «Ночлежка» за 2016 год.
URL.https://homeless.ru/(дата обращения 20.05.2017)
41. Отчет о работе благотворительной организации «Ночлежка» за 2015 год.
URL.https://homeless.ru/(дата обращения 20.05.2017)
42. Сайт благотворительной организации «Ночлежка» URL.https://homeless.ru/(дата
обращения 18.05.2017)
43. Спонсорство и фандрайзинг-технологии URL. http://5fan.ru/wievjob.php?id=7553
(дата обращения 5.05. 17)
44. Фандрайзинг как социальная коммуникация. URL.
http://studme.org/10431016/marketing/fandrayzing_sotsialnaya_kommunikatsiya_sfery_
autsorsinga (дата обращения 5.05. 17)
45. Фандрайзинг в социальной сфере URL.
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-50732 (дата обращения 5.05. 157)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ