Экономико-социологический анализ рынка экологически чистых продуктов (на примере Санкт-Петербурга)
|
Введение
Глава 1. Рынок экологически чистых продуктов: предпосылки
возникновения.
§1. Экологический фактор устойчивости экономического развития............. 8
§2. Этичные производственные и потребительские практики как факторы
формирования и развития рынка экологически чистых продуктов. ............ 17
§3. Экологически чистое производство: история и специфика. ................... 23
Рассмотрим принципы, условия и факторы производства экологически
чистых продуктов.
Глава 2.Рынок экологически чистых продуктов в России и мире: экономико-социологический анализ
§1. Специфика рынка экопродукции в США
§2. Специфика рынка экологически чистых продуктов России. Проблемы и
перспективы развития
§3. Эмпирическое исследование практик потребления на рынке
экологически чистых продуктов Санкт-Петербурга
Заключение.
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Глава 1. Рынок экологически чистых продуктов: предпосылки
возникновения.
§1. Экологический фактор устойчивости экономического развития............. 8
§2. Этичные производственные и потребительские практики как факторы
формирования и развития рынка экологически чистых продуктов. ............ 17
§3. Экологически чистое производство: история и специфика. ................... 23
Рассмотрим принципы, условия и факторы производства экологически
чистых продуктов.
Глава 2.Рынок экологически чистых продуктов в России и мире: экономико-социологический анализ
§1. Специфика рынка экопродукции в США
§2. Специфика рынка экологически чистых продуктов России. Проблемы и
перспективы развития
§3. Эмпирическое исследование практик потребления на рынке
экологически чистых продуктов Санкт-Петербурга
Заключение.
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Актуальность темы. Человек исторически проявлял себя как потребитель, не знающий границ. Как и прежде, сегодня он все сильнее стремится удовлетворять материальные потребности, делать свою жизнь как можно легче и комфортнее, подстраивая окружающую среду под себя и свои
нужды. При этом общество никогда не было сосредоточено на результатах
своей экономической деятельности, напрямую влияющих на природу.
Однако эффекты оказались колоссальными. Только когда ученые поставили под сомнения выживание человечества на Земле, пришло осознание того, что необходимы кардинальные изменения в экологической политике.
Несмотря на то, что человек всегда в какой-то степени наносил природе ущерб, данная проблема начала осознаваться относительно недавно.
С середины ХХ в. ведутся непрестанные разговоры о глобальных
экологических проблемах, к которым можно отнести изменение климата, загрязнение воды и воздуха, эрозию почвы.
Те глобальные экологические издержки и колоссальные затраты на их ликвидацию, с которыми столкнулось человечество сейчас, могли бы быть
сведены к минимуму при принятии соответствующих мер задолго до того, как ситуация оказалась настолько запущенной. Поэтому человек пытается
находить новые пути предотвращения экологической катастрофы. Одним из
них стала разработка и внедрение экологического маркетинга и, в частности, экологически чистого сельского хозяйства.
В 2011 году население Земли достигло 7 миллиардов человек.
Количество это постоянно возрастает, и по прогнозам ООН (Организация
Объединенных Наций) уже к 2025 достигнет 8 миллиардов человек. Одним из следствий такой демографической ситуации является становящаяся все
более очевидной проблема поддержания достаточного уровня продовольствия, сохранения природных ресурсов, улучшения качества жизни. Именно на эти цели направлена концепция экологического маркетинга.4
На данный момент экологический маркетинг и, в частности, новые
экологические сельскохозяйственные практики – актуальная тема среди
ученых разных сфер, таких как социология, экономика, юриспруденция, история, политика и др. Ежегодно публикуется множество статей со сходной тематикой, затрагивающих разнообразные аспекты явления. Экологический фактор устойчивого экономического развития поднимается в работах Э. Гидденса, У. Бека, У. Адамса, У. Коддингтона, А. Мола, Р. Петти, Г. Спаргарена и многих других современных ученых социологов и экономистов. Из отечественных авторов экологический вопрос социальноэкономического развития поднимают С. Н. Бобылев, А. Н. Бородин, У. А. Волосатова, А. В. Лукина и другие. Концепции этичного производства
и потребления так же рассматриваются как российскими, так и зарубежными
авторами, среди которых можно отметить М. Старр, Р. Шоу, Дж. Томпсона, М. А. Шабанову, В. И. Ильина, О. А. Козлову и других.
Однако в рамках современной отечественной и зарубежной
экономической социологии влияние экологического сознания потребителей
на формирование рынка экологически чистых продуктов пока не достаточно хорошо изучено и не представлено результатами комплексных исследований.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена как
необходимостью изучения роли современного потребителя в качестве
главного фактора развития рынка экологически чистых продуктов, так и необходимостью создания основ экономико-социологического анализа
проблем формирования экологического маркетинга, а также исследования
мотивации и поведения потребителей экологически истых продуктов, проблем и перспектив формирования их экологического сознания.
На основе теоретической базы и анализа рынков экологически чистых
продуктов в России и наиболее развитых странах запада, формируется гипотеза для проведения эмпирического исследования, а именно: для
становления и развития рынка экологически чистых продуктов необходимо5 становление экологичности сознания потребителей и создание условий для этичного (или «зеленого») потребления.
Объект настоящей работы – современное состояние и тенденции
развития рынка экологически чистых продуктов питания Санкт-Петербурга.
Предмет – экологические практики потребления жителей Санкт-Петербурга в
рамках концепции этичного потребления.
Целью данной работы является экономико-социологический анализ процесса формирования и развития рынка экологически чистых продуктов в Санкт-Петербурге и особенностей поведения потребителей на данном рынке.
Задачи:
изучить социальную историю возникновения и развития экологического маркетинга и в частности экологически чистого сельского хозяйства в России и мире;
рассмотреть концепции экомодернизации и устойчивого развития для формирования теоретической базы исследования;
изучить генезис рынка экологически чистых продуктов в наиболее развитых странах Запада (на примере США);
осуществить экономико-социологический анализ особенностей российского рынка экологической продукции с определением перспектив развития данного рынка;
осуществить экономико-социологическое исследование специфики рынка экологически чистых продуктов в Санкт-Петербурге, исследовать особенности этичного («зеленого») потребления.
Методы исследования, которые применялись при написании данной работы:
анализ ключевых теоретических положений влияния экологического фактора на устойчивость экономического развития, концепции этичного производства и потребления;6
вторичный анализ данных эмпирических социологических исследований в схожей с данной работой тематике;
сравнительно-исторический анализ данных о рынках экологически чистых продуктов в России, США и мире;
опрос жителей Санкт-Петербурга на предмет их этичных практик
потребления;
метод анализа данных – корреляционный и регрессионный анализ данных в программе SPSS.
Основные результаты исследования:
Были проанализированы основные положения концепции устойчивого развития, что привело к выводу о том, что для дальнейшего социально-экономического развития необходимо учитывать и экологический фактор. Экологическую безопасность необходимо принимать во внимание на всех этапах экономического цикла от производства до потребления и утилизации товаров. Именно поэтому становятся все более популярными новые экономические стратегии, такие как экомаркетинг и экомодернизация.
В рамках данных стратегий появляется новый тип производства и потребления – этичное (ответственное). При этом производители и потребители должны учитывать ряд факторов, таких как экологическая безопасность, не нанесение вреда животным, достойные условия труда работников и так далее.
В работе были исследованы рынки экологически чистых продуктов в США и России в исторической перспективе. В ходе сравнения данных рынков, были выявлены общие тенденции рынка и обнаружены проблемы и перспективы Российского рынка органики, как на данный момент отстающего от наиболее развитых в этой сфере стран (в основном страны Европы и США).
Было проведено эмпирическое исследование экологических практик потребления жителей Санкт-Петербурга. Данные, полученные в7 результате исследования, свидетельствуют о довольно низком уровне экологического сознания жителей Санкт-Петербурга, проявляющимся в отсутствии осмысления проблем, связанных с экологией, так и в низкой активности реальных практик этичного потребления. Однако, в ряде вопросов, удалось выяснить, что это происходит также из-за недостаточности условий для этичного потребления в Санкт-Петербурге.
Вопросы, касающиеся непосредственно рынка органики, выявили достаточный уровень осведомленности потребителей о данной категории товаров. Однако исследование показало, что массовый потребитель органики в городе пока не сформировался. Также был вывялен ряд проблем на пути развития рынка, таких как информированность о законах, ее регламентирующих, и об экомаркировке можно назвать низкой, как и доверие на рынке органики.
В ходе исследования подтвердилась основная гипотеза данной работы о том, что для становления и развития рынка экологически чистых продуктов необходимо становление экологичности сознания потребителей и создание
условий для этичного (или «зеленого») потребления.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение
нужды. При этом общество никогда не было сосредоточено на результатах
своей экономической деятельности, напрямую влияющих на природу.
Однако эффекты оказались колоссальными. Только когда ученые поставили под сомнения выживание человечества на Земле, пришло осознание того, что необходимы кардинальные изменения в экологической политике.
Несмотря на то, что человек всегда в какой-то степени наносил природе ущерб, данная проблема начала осознаваться относительно недавно.
С середины ХХ в. ведутся непрестанные разговоры о глобальных
экологических проблемах, к которым можно отнести изменение климата, загрязнение воды и воздуха, эрозию почвы.
Те глобальные экологические издержки и колоссальные затраты на их ликвидацию, с которыми столкнулось человечество сейчас, могли бы быть
сведены к минимуму при принятии соответствующих мер задолго до того, как ситуация оказалась настолько запущенной. Поэтому человек пытается
находить новые пути предотвращения экологической катастрофы. Одним из
них стала разработка и внедрение экологического маркетинга и, в частности, экологически чистого сельского хозяйства.
В 2011 году население Земли достигло 7 миллиардов человек.
Количество это постоянно возрастает, и по прогнозам ООН (Организация
Объединенных Наций) уже к 2025 достигнет 8 миллиардов человек. Одним из следствий такой демографической ситуации является становящаяся все
более очевидной проблема поддержания достаточного уровня продовольствия, сохранения природных ресурсов, улучшения качества жизни. Именно на эти цели направлена концепция экологического маркетинга.4
На данный момент экологический маркетинг и, в частности, новые
экологические сельскохозяйственные практики – актуальная тема среди
ученых разных сфер, таких как социология, экономика, юриспруденция, история, политика и др. Ежегодно публикуется множество статей со сходной тематикой, затрагивающих разнообразные аспекты явления. Экологический фактор устойчивого экономического развития поднимается в работах Э. Гидденса, У. Бека, У. Адамса, У. Коддингтона, А. Мола, Р. Петти, Г. Спаргарена и многих других современных ученых социологов и экономистов. Из отечественных авторов экологический вопрос социальноэкономического развития поднимают С. Н. Бобылев, А. Н. Бородин, У. А. Волосатова, А. В. Лукина и другие. Концепции этичного производства
и потребления так же рассматриваются как российскими, так и зарубежными
авторами, среди которых можно отметить М. Старр, Р. Шоу, Дж. Томпсона, М. А. Шабанову, В. И. Ильина, О. А. Козлову и других.
Однако в рамках современной отечественной и зарубежной
экономической социологии влияние экологического сознания потребителей
на формирование рынка экологически чистых продуктов пока не достаточно хорошо изучено и не представлено результатами комплексных исследований.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена как
необходимостью изучения роли современного потребителя в качестве
главного фактора развития рынка экологически чистых продуктов, так и необходимостью создания основ экономико-социологического анализа
проблем формирования экологического маркетинга, а также исследования
мотивации и поведения потребителей экологически истых продуктов, проблем и перспектив формирования их экологического сознания.
На основе теоретической базы и анализа рынков экологически чистых
продуктов в России и наиболее развитых странах запада, формируется гипотеза для проведения эмпирического исследования, а именно: для
становления и развития рынка экологически чистых продуктов необходимо5 становление экологичности сознания потребителей и создание условий для этичного (или «зеленого») потребления.
Объект настоящей работы – современное состояние и тенденции
развития рынка экологически чистых продуктов питания Санкт-Петербурга.
Предмет – экологические практики потребления жителей Санкт-Петербурга в
рамках концепции этичного потребления.
Целью данной работы является экономико-социологический анализ процесса формирования и развития рынка экологически чистых продуктов в Санкт-Петербурге и особенностей поведения потребителей на данном рынке.
Задачи:
изучить социальную историю возникновения и развития экологического маркетинга и в частности экологически чистого сельского хозяйства в России и мире;
рассмотреть концепции экомодернизации и устойчивого развития для формирования теоретической базы исследования;
изучить генезис рынка экологически чистых продуктов в наиболее развитых странах Запада (на примере США);
осуществить экономико-социологический анализ особенностей российского рынка экологической продукции с определением перспектив развития данного рынка;
осуществить экономико-социологическое исследование специфики рынка экологически чистых продуктов в Санкт-Петербурге, исследовать особенности этичного («зеленого») потребления.
Методы исследования, которые применялись при написании данной работы:
анализ ключевых теоретических положений влияния экологического фактора на устойчивость экономического развития, концепции этичного производства и потребления;6
вторичный анализ данных эмпирических социологических исследований в схожей с данной работой тематике;
сравнительно-исторический анализ данных о рынках экологически чистых продуктов в России, США и мире;
опрос жителей Санкт-Петербурга на предмет их этичных практик
потребления;
метод анализа данных – корреляционный и регрессионный анализ данных в программе SPSS.
Основные результаты исследования:
Были проанализированы основные положения концепции устойчивого развития, что привело к выводу о том, что для дальнейшего социально-экономического развития необходимо учитывать и экологический фактор. Экологическую безопасность необходимо принимать во внимание на всех этапах экономического цикла от производства до потребления и утилизации товаров. Именно поэтому становятся все более популярными новые экономические стратегии, такие как экомаркетинг и экомодернизация.
В рамках данных стратегий появляется новый тип производства и потребления – этичное (ответственное). При этом производители и потребители должны учитывать ряд факторов, таких как экологическая безопасность, не нанесение вреда животным, достойные условия труда работников и так далее.
В работе были исследованы рынки экологически чистых продуктов в США и России в исторической перспективе. В ходе сравнения данных рынков, были выявлены общие тенденции рынка и обнаружены проблемы и перспективы Российского рынка органики, как на данный момент отстающего от наиболее развитых в этой сфере стран (в основном страны Европы и США).
Было проведено эмпирическое исследование экологических практик потребления жителей Санкт-Петербурга. Данные, полученные в7 результате исследования, свидетельствуют о довольно низком уровне экологического сознания жителей Санкт-Петербурга, проявляющимся в отсутствии осмысления проблем, связанных с экологией, так и в низкой активности реальных практик этичного потребления. Однако, в ряде вопросов, удалось выяснить, что это происходит также из-за недостаточности условий для этичного потребления в Санкт-Петербурге.
Вопросы, касающиеся непосредственно рынка органики, выявили достаточный уровень осведомленности потребителей о данной категории товаров. Однако исследование показало, что массовый потребитель органики в городе пока не сформировался. Также был вывялен ряд проблем на пути развития рынка, таких как информированность о законах, ее регламентирующих, и об экомаркировке можно назвать низкой, как и доверие на рынке органики.
В ходе исследования подтвердилась основная гипотеза данной работы о том, что для становления и развития рынка экологически чистых продуктов необходимо становление экологичности сознания потребителей и создание
условий для этичного (или «зеленого») потребления.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение
В результате написания данной работы были выполнены все указанные
во введении цели и задачи. С помощью анализа литературы и вторичного анализа существующих отчетов и исследований, а также с помощью сравнительно-исторического анализа рынков России и США и
эмпирического исследования при помощи опроса с анализом данных в SPSS, был проведен разносторонний и комплексный анализ проблемы, выдвинутой в теме выпускной квалификационной работы. В данной работе были рассмотрены такие понятия как «зеленая» экономика, экомодернизация,
устойчивое развитие и другие, этичное производство и потребление, и другие
концепции необходимые для рассмотрения проблематики экологически чистого производства и потребления. Во второй главе работы нами были
рассмотрены основные тенденции на рынке экологически чистых продуктов.
Также был проанализирован рынок органических продуктов в США и России.
Было выяснено, что сейчас рынок экопродуктов в России находится на стадии формирования. Платежеспособный спрос на экопродукцию еще не сформировался у широких слоев населения, «зеленый» сегмент занимает лишь небольшую нишу на рынке продовольственных продуктов. Такое
положение связано с рядом проблем, таких как недостаточность экологического сознания, довольно низкий уровень и качество жизни большого процента граждан России. Однако уже сейчас можно говорить о
том, что при надлежащем внимании к проблеме, можно добиться
значительных результатов, которые привели бы к такому состоянию, которое может послужить хорошей базой для дальнейшего развития экопроизводства
и даже выхода экопродукции на мировой рынок. Эти данные подтвердились
и при эмпирическом исследовании экологических практик потребления
жителей Санкт-Петербурга. На основе исследования, мы разработали56
рекомендации для продвижения экологических практик потребления
жителей Санкт-Петербурга.
Для этого необходимо принять ряд мер направленных, как на стимулирование и регулирование производства экопродукции, так и на популяризацию этичных практик потребления и информированности о рынке экологически чистых продуктов. Этого можно добиться с помощью:
Законодательного регулирования производства экологически чистых продуктов;
Введение обязательной сертификации продуктов данной категории;
Более тщательный контроль продуктов, поступающих в продажу на предмет соответствия принятым стандартам;
Субсидирование этичных компаний;
Создание необходимых для этичного потребления условий администрацией города;
Социальная реклама, проведение мероприятий, новые социальные проекты, направленные на популяризацию этичных практик отребления;
Повышение информированности граждан о проблемах, связанных с экологией, через включение экологического аспекта в образовательные программы для школьников и студентов.
При выполнении данных рекомендаций, будет происходить постепенное расширение практик этичного потребления жителями СанктПетербурга. Выполнение данных рекомендаций будут способствовать также защите потребителей от нечестных производителей. При этом рынок экологически чистых продуктов будет развиваться, будет формироваться лояльный потребитель, с более высокой степенью доверия к производителям.
Проведенное исследование является предварительным экономико-социологическим анализом поставленной темы и предполагает ряд вопросов для ее дальнейшего изучения. В том числе, требует более глубокого анализа вопрос формирования доверия на рынке экологически чистых продуктов, более глубокого изучения вопросов ценностных ориентаций и мотивации потребителей экопродуктов Санкт-Петербурга. Несмотря на это, данная работа является важным дополнение к существующим исследованиям рынка
органики в контексте этичного производства и потребления в рамках устойчивого экономического развития. Тематика, рассмотренная в данной работе, является важной и необходимой для разработки и проведения дальнейших более обширных исследований.
во введении цели и задачи. С помощью анализа литературы и вторичного анализа существующих отчетов и исследований, а также с помощью сравнительно-исторического анализа рынков России и США и
эмпирического исследования при помощи опроса с анализом данных в SPSS, был проведен разносторонний и комплексный анализ проблемы, выдвинутой в теме выпускной квалификационной работы. В данной работе были рассмотрены такие понятия как «зеленая» экономика, экомодернизация,
устойчивое развитие и другие, этичное производство и потребление, и другие
концепции необходимые для рассмотрения проблематики экологически чистого производства и потребления. Во второй главе работы нами были
рассмотрены основные тенденции на рынке экологически чистых продуктов.
Также был проанализирован рынок органических продуктов в США и России.
Было выяснено, что сейчас рынок экопродуктов в России находится на стадии формирования. Платежеспособный спрос на экопродукцию еще не сформировался у широких слоев населения, «зеленый» сегмент занимает лишь небольшую нишу на рынке продовольственных продуктов. Такое
положение связано с рядом проблем, таких как недостаточность экологического сознания, довольно низкий уровень и качество жизни большого процента граждан России. Однако уже сейчас можно говорить о
том, что при надлежащем внимании к проблеме, можно добиться
значительных результатов, которые привели бы к такому состоянию, которое может послужить хорошей базой для дальнейшего развития экопроизводства
и даже выхода экопродукции на мировой рынок. Эти данные подтвердились
и при эмпирическом исследовании экологических практик потребления
жителей Санкт-Петербурга. На основе исследования, мы разработали56
рекомендации для продвижения экологических практик потребления
жителей Санкт-Петербурга.
Для этого необходимо принять ряд мер направленных, как на стимулирование и регулирование производства экопродукции, так и на популяризацию этичных практик потребления и информированности о рынке экологически чистых продуктов. Этого можно добиться с помощью:
Законодательного регулирования производства экологически чистых продуктов;
Введение обязательной сертификации продуктов данной категории;
Более тщательный контроль продуктов, поступающих в продажу на предмет соответствия принятым стандартам;
Субсидирование этичных компаний;
Создание необходимых для этичного потребления условий администрацией города;
Социальная реклама, проведение мероприятий, новые социальные проекты, направленные на популяризацию этичных практик отребления;
Повышение информированности граждан о проблемах, связанных с экологией, через включение экологического аспекта в образовательные программы для школьников и студентов.
При выполнении данных рекомендаций, будет происходить постепенное расширение практик этичного потребления жителями СанктПетербурга. Выполнение данных рекомендаций будут способствовать также защите потребителей от нечестных производителей. При этом рынок экологически чистых продуктов будет развиваться, будет формироваться лояльный потребитель, с более высокой степенью доверия к производителям.
Проведенное исследование является предварительным экономико-социологическим анализом поставленной темы и предполагает ряд вопросов для ее дальнейшего изучения. В том числе, требует более глубокого анализа вопрос формирования доверия на рынке экологически чистых продуктов, более глубокого изучения вопросов ценностных ориентаций и мотивации потребителей экопродуктов Санкт-Петербурга. Несмотря на это, данная работа является важным дополнение к существующим исследованиям рынка
органики в контексте этичного производства и потребления в рамках устойчивого экономического развития. Тематика, рассмотренная в данной работе, является важной и необходимой для разработки и проведения дальнейших более обширных исследований.
Подобные работы
- Практики осознанного потребления российских домохозяйств (на примере Санкт-Петербурга)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Разработка проекта по организации дополнительных услуг в сегменте рынка загородного отдыха (на примере ООО «Тет-а-Тет»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ «ЗЕЛЕНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ ООО «СИБИРСКИЙ ЗНАХАРЬ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО АНК «БАШНЕФТЬ»)
Бакалаврская работа, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Комплексное использование рекреационных ресурсов как перспективное направление сельского туризма на примере развития Тюменцевского района
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Информационные технологии в управлении городской средой
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Исследование региональных закономерностей и особенностей издержек производства в процессе становления рыночных отношений.) (08.00.04 )
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1999 - Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности организаций
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021



