Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экономико-социологический анализ рынка экологически чистых продуктов (на примере Санкт-Петербурга)

Работа №130194

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Рынок экологически чистых продуктов: предпосылки
возникновения.
§1. Экологический фактор устойчивости экономического развития............. 8
§2. Этичные производственные и потребительские практики как факторы
формирования и развития рынка экологически чистых продуктов. ............ 17
§3. Экологически чистое производство: история и специфика. ................... 23
Рассмотрим принципы, условия и факторы производства экологически
чистых продуктов.
Глава 2.Рынок экологически чистых продуктов в России и мире: экономико-социологический анализ
§1. Специфика рынка экопродукции в США
§2. Специфика рынка экологически чистых продуктов России. Проблемы и
перспективы развития
§3. Эмпирическое исследование практик потребления на рынке
экологически чистых продуктов Санкт-Петербурга
Заключение.
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Актуальность темы. Человек исторически проявлял себя как потребитель, не знающий границ. Как и прежде, сегодня он все сильнее стремится удовлетворять материальные потребности, делать свою жизнь как можно легче и комфортнее, подстраивая окружающую среду под себя и свои
нужды. При этом общество никогда не было сосредоточено на результатах
своей экономической деятельности, напрямую влияющих на природу.
Однако эффекты оказались колоссальными. Только когда ученые поставили под сомнения выживание человечества на Земле, пришло осознание того, что необходимы кардинальные изменения в экологической политике.
Несмотря на то, что человек всегда в какой-то степени наносил природе ущерб, данная проблема начала осознаваться относительно недавно.
С середины ХХ в. ведутся непрестанные разговоры о глобальных
экологических проблемах, к которым можно отнести изменение климата, загрязнение воды и воздуха, эрозию почвы.
Те глобальные экологические издержки и колоссальные затраты на их ликвидацию, с которыми столкнулось человечество сейчас, могли бы быть
сведены к минимуму при принятии соответствующих мер задолго до того, как ситуация оказалась настолько запущенной. Поэтому человек пытается
находить новые пути предотвращения экологической катастрофы. Одним из
них стала разработка и внедрение экологического маркетинга и, в частности, экологически чистого сельского хозяйства.
В 2011 году население Земли достигло 7 миллиардов человек.
Количество это постоянно возрастает, и по прогнозам ООН (Организация
Объединенных Наций) уже к 2025 достигнет 8 миллиардов человек. Одним из следствий такой демографической ситуации является становящаяся все
более очевидной проблема поддержания достаточного уровня продовольствия, сохранения природных ресурсов, улучшения качества жизни. Именно на эти цели направлена концепция экологического маркетинга.4
На данный момент экологический маркетинг и, в частности, новые
экологические сельскохозяйственные практики – актуальная тема среди
ученых разных сфер, таких как социология, экономика, юриспруденция, история, политика и др. Ежегодно публикуется множество статей со сходной тематикой, затрагивающих разнообразные аспекты явления. Экологический фактор устойчивого экономического развития поднимается в работах Э. Гидденса, У. Бека, У. Адамса, У. Коддингтона, А. Мола, Р. Петти, Г. Спаргарена и многих других современных ученых социологов и экономистов. Из отечественных авторов экологический вопрос социальноэкономического развития поднимают С. Н. Бобылев, А. Н. Бородин, У. А. Волосатова, А. В. Лукина и другие. Концепции этичного производства
и потребления так же рассматриваются как российскими, так и зарубежными
авторами, среди которых можно отметить М. Старр, Р. Шоу, Дж. Томпсона, М. А. Шабанову, В. И. Ильина, О. А. Козлову и других.
Однако в рамках современной отечественной и зарубежной
экономической социологии влияние экологического сознания потребителей
на формирование рынка экологически чистых продуктов пока не достаточно хорошо изучено и не представлено результатами комплексных исследований.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена как
необходимостью изучения роли современного потребителя в качестве
главного фактора развития рынка экологически чистых продуктов, так и необходимостью создания основ экономико-социологического анализа
проблем формирования экологического маркетинга, а также исследования
мотивации и поведения потребителей экологически истых продуктов, проблем и перспектив формирования их экологического сознания.
На основе теоретической базы и анализа рынков экологически чистых
продуктов в России и наиболее развитых странах запада, формируется гипотеза для проведения эмпирического исследования, а именно: для
становления и развития рынка экологически чистых продуктов необходимо5 становление экологичности сознания потребителей и создание условий для этичного (или «зеленого») потребления.
Объект настоящей работы – современное состояние и тенденции
развития рынка экологически чистых продуктов питания Санкт-Петербурга.
Предмет – экологические практики потребления жителей Санкт-Петербурга в
рамках концепции этичного потребления.
Целью данной работы является экономико-социологический анализ процесса формирования и развития рынка экологически чистых продуктов в Санкт-Петербурге и особенностей поведения потребителей на данном рынке.
Задачи:
 изучить социальную историю возникновения и развития экологического маркетинга и в частности экологически чистого сельского хозяйства в России и мире;
 рассмотреть концепции экомодернизации и устойчивого развития для формирования теоретической базы исследования;
 изучить генезис рынка экологически чистых продуктов в наиболее развитых странах Запада (на примере США);
 осуществить экономико-социологический анализ особенностей российского рынка экологической продукции с определением перспектив развития данного рынка;
 осуществить экономико-социологическое исследование специфики рынка экологически чистых продуктов в Санкт-Петербурге, исследовать особенности этичного («зеленого») потребления.
Методы исследования, которые применялись при написании данной работы:
 анализ ключевых теоретических положений влияния экологического фактора на устойчивость экономического развития, концепции этичного производства и потребления;6
 вторичный анализ данных эмпирических социологических исследований в схожей с данной работой тематике;
 сравнительно-исторический анализ данных о рынках экологически чистых продуктов в России, США и мире;
 опрос жителей Санкт-Петербурга на предмет их этичных практик
потребления;
 метод анализа данных – корреляционный и регрессионный анализ данных в программе SPSS.
Основные результаты исследования:
 Были проанализированы основные положения концепции устойчивого развития, что привело к выводу о том, что для дальнейшего социально-экономического развития необходимо учитывать и экологический фактор. Экологическую безопасность необходимо принимать во внимание на всех этапах экономического цикла от производства до потребления и утилизации товаров. Именно поэтому становятся все более популярными новые экономические стратегии, такие как экомаркетинг и экомодернизация.
В рамках данных стратегий появляется новый тип производства и потребления – этичное (ответственное). При этом производители и потребители должны учитывать ряд факторов, таких как экологическая безопасность, не нанесение вреда животным, достойные условия труда работников и так далее.
 В работе были исследованы рынки экологически чистых продуктов в США и России в исторической перспективе. В ходе сравнения данных рынков, были выявлены общие тенденции рынка и обнаружены проблемы и перспективы Российского рынка органики, как на данный момент отстающего от наиболее развитых в этой сфере стран (в основном страны Европы и США).
 Было проведено эмпирическое исследование экологических практик потребления жителей Санкт-Петербурга. Данные, полученные в7 результате исследования, свидетельствуют о довольно низком уровне экологического сознания жителей Санкт-Петербурга, проявляющимся в отсутствии осмысления проблем, связанных с экологией, так и в низкой активности реальных практик этичного потребления. Однако, в ряде вопросов, удалось выяснить, что это происходит также из-за недостаточности условий для этичного потребления в Санкт-Петербурге.
Вопросы, касающиеся непосредственно рынка органики, выявили достаточный уровень осведомленности потребителей о данной категории товаров. Однако исследование показало, что массовый потребитель органики в городе пока не сформировался. Также был вывялен ряд проблем на пути развития рынка, таких как информированность о законах, ее регламентирующих, и об экомаркировке можно назвать низкой, как и доверие на рынке органики.
В ходе исследования подтвердилась основная гипотеза данной работы о том, что для становления и развития рынка экологически чистых продуктов необходимо становление экологичности сознания потребителей и создание
условий для этичного (или «зеленого») потребления.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате написания данной работы были выполнены все указанные
во введении цели и задачи. С помощью анализа литературы и вторичного анализа существующих отчетов и исследований, а также с помощью сравнительно-исторического анализа рынков России и США и
эмпирического исследования при помощи опроса с анализом данных в SPSS, был проведен разносторонний и комплексный анализ проблемы, выдвинутой в теме выпускной квалификационной работы. В данной работе были рассмотрены такие понятия как «зеленая» экономика, экомодернизация,
устойчивое развитие и другие, этичное производство и потребление, и другие
концепции необходимые для рассмотрения проблематики экологически чистого производства и потребления. Во второй главе работы нами были
рассмотрены основные тенденции на рынке экологически чистых продуктов.
Также был проанализирован рынок органических продуктов в США и России.
Было выяснено, что сейчас рынок экопродуктов в России находится на стадии формирования. Платежеспособный спрос на экопродукцию еще не сформировался у широких слоев населения, «зеленый» сегмент занимает лишь небольшую нишу на рынке продовольственных продуктов. Такое
положение связано с рядом проблем, таких как недостаточность экологического сознания, довольно низкий уровень и качество жизни большого процента граждан России. Однако уже сейчас можно говорить о
том, что при надлежащем внимании к проблеме, можно добиться
значительных результатов, которые привели бы к такому состоянию, которое может послужить хорошей базой для дальнейшего развития экопроизводства
и даже выхода экопродукции на мировой рынок. Эти данные подтвердились
и при эмпирическом исследовании экологических практик потребления
жителей Санкт-Петербурга. На основе исследования, мы разработали56
рекомендации для продвижения экологических практик потребления
жителей Санкт-Петербурга.
Для этого необходимо принять ряд мер направленных, как на стимулирование и регулирование производства экопродукции, так и на популяризацию этичных практик потребления и информированности о рынке экологически чистых продуктов. Этого можно добиться с помощью:
 Законодательного регулирования производства экологически чистых продуктов;
 Введение обязательной сертификации продуктов данной категории;
 Более тщательный контроль продуктов, поступающих в продажу на предмет соответствия принятым стандартам;
 Субсидирование этичных компаний;
 Создание необходимых для этичного потребления условий администрацией города;
 Социальная реклама, проведение мероприятий, новые социальные проекты, направленные на популяризацию этичных практик отребления;
 Повышение информированности граждан о проблемах, связанных с экологией, через включение экологического аспекта в образовательные программы для школьников и студентов.
При выполнении данных рекомендаций, будет происходить постепенное расширение практик этичного потребления жителями СанктПетербурга. Выполнение данных рекомендаций будут способствовать также защите потребителей от нечестных производителей. При этом рынок экологически чистых продуктов будет развиваться, будет формироваться лояльный потребитель, с более высокой степенью доверия к производителям.
Проведенное исследование является предварительным экономико-социологическим анализом поставленной темы и предполагает ряд вопросов для ее дальнейшего изучения. В том числе, требует более глубокого анализа вопрос формирования доверия на рынке экологически чистых продуктов, более глубокого изучения вопросов ценностных ориентаций и мотивации потребителей экопродуктов Санкт-Петербурга. Несмотря на это, данная работа является важным дополнение к существующим исследованиям рынка
органики в контексте этичного производства и потребления в рамках устойчивого экономического развития. Тематика, рассмотренная в данной работе, является важной и необходимой для разработки и проведения дальнейших более обширных исследований.


1. Бобылев С.Н., Захаров В.М. «Зеленая» экономика и модернизация.
Эколого-экономические основы устойчивого развития // На пути к
устойчивому развитию России. 2012. № 60. 89 с.
2. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное
измерение. Пособие по региональной экологической политике. – М.:
Акрополь, ЦЭПР, 2007. — 60 с
3. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития России (экологоэкономические аспекты). Изд-во ЦПРП. М., 2001;
4. Бородин А.И. Управление предприятием и экология: перспективы
экомаркетинга и экоаудита. // Общественные науки и современность.
2006.№ 2. С. 89-97
5. Вебер А.Б. Рынок и общество: Экономическое и социальное в
общественных процессах.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012
6. Волосатова У.А. Разработка концепции экологического маркетинга на
российских предприятиях. Волгоградский государственный
технический университет, Волгоград, 2013.
7. Воробьев Н.Н., Потапова А.Н. Формирование и расширение рынка
экологически чистой сельскохозяйственной продукции // Вестник
Адыгейского государственного университета. 2013, №1(115)
8. Горшков Д.В. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный
опыт и перспективы России. 2004, №6
9. Гришанова С.В., Татаринова М.Н. Проблемы экологизации
потребления и экологическая маркировка продукции // Вестник
Алтайского государственного аграрного университета.2013, № 9(107)с.
147-152
10.Дворникова Е. Зеленая философия. Обзор российского рынка
экологически чистых продуктов питания //
Russianfood&drinksmarketmagazine.2013,№459
11.Доклад о мировом развитии 2003 года. Устойчивое развитие в
меняющемся мире. Преобразование институтов, рост и качество жизни.
/ Пер. с англ. ! М: Издательство «Весь Мир», 2003. — 280 с.
12.Доклад о человеческом развитии 2016 Человеческое развитие для всех
и каждого. Опубликовано для Программы развития Организации
Объединенных Наций (ПРООН)
13.Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. 224 с.
14.Козлова О.А. Экологический маркетинг: новый концептуальный
подход и стратегический потенциал производителей // Вестник
Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 1.
15.Коос С. Объясняя этическое потребительское поведение в Европе
(эмпирические данные по 19 странам). // Экономическая социология.
2009. №2. С. 76-97.
16.Лукина, А.В. Постановка целей экологического маркетинга для
устойчивости региона [Электронный ресурс] / А. В.
Лукина.URL:http://inecon.org/nauchnaya-zhizn/kruglyestoly-arxiv/10-
aprelya-2014-g-zasedanie-seminara-linstituczionalnaya-teoriya-ieyoprilozheniyar.html(дата обращения: 10.05.2016).
17.Лукина А.В., Похвощев В.А. Упущенные возможности роста:
недофинансирование «зеленой» экономики России // Научные Труды
Вольного экономического общества России. 2015. № 1 (190) . С. 315-
325.
18.Лукина А.В., Мешков А.А. Маркетинг в рамках концепции
устойчивого развития. Современная экономика: концепции и модели
инновационного развития: материалы V Международной научнопрактической конференции. – Кн. 1. – Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им.
Г.В. Плеханова», 2013 с. 344-347
19.Максимов А.А. Производство экологически безопасной продукции
растениеводства: принципы, условия, факторы // Известия60
Оренбургского государственного аграрного университета. 2010, Т.1,
№25-1, с.145-147
20.Максимов А.А. Потребителям России – экологически чистую
(безопасную) продукцию // Известия Оренбургского государственного
аграрного университета.№23-1,т.3, 2009, с. 100-103
21.Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по
окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. / Под ред. и с
послесл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. М.: Прогресс, 1989.
22.Очирова Е.Л. Экономические и экологические аспекты устойчивого
развития современной экономики // Иркутск: ИрГУПС. 2009.
23.Пахомов Ю.Н. Формирование экочеловека: методологические
принципы и программные установки. СПб.: Издательство СанктПетербургского университета, 2002
24.Петров А.В. Глобализация экономики: социальные и политические
аспекты СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009.
25.Прохоров Б.Б. Экология человека: Учеб.для студ. высш. учеб.
заведений // - 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
26.Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник для студ. учреждений
высш. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия»,2012
27.Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы
окружающей среды. Доклад Всемирной комиссии ООН по вопросам
окружающей среды и развития «Наше общее будущее»,
Брундтланд.1987.
28.Сташис Р., Этминайте Р. Факторы, влияющие на спрос на экологически
чистые продукты в Литве //
Managementtheoryandstudiesforruralbusinessandinfrastructuredevelopment.
2010, № 21 (2)
29.Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440.61
О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому
развитию[Электронный ресурс] / URL: http://kremlin.ru/acts/bank/9120
(дата обращения: 20.05.2016)
30.Фоменко Г.А. Экологические риски в устойчивом развитии и "зеленой"
экономике // Сборник материалов VI Всероссийской с международным
участием научно-практической конференции Формирование и
реализация экологической политики на региональном уровне. Изд-во
Академии Пастухова, 2013. С. 197-202.
31.Черняев С.И. Развитие экологического маркетинга в России и за
рубежом // Экономика. 2013. № 5.
32.Шабанова М.А. Гицалова Т.А. Социально-экономические факторы
развития этичного потребления в современном мире: есть ли будущее в
России? // Социологические исследования. 2015. №3. С. 150-160. URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2110/download/elibrary_23307033_82133157.p
df.
33.Шабанова М. А. Этичное потребление в России: профили, факторы,
потенциал развития // Вопросы экономики. 2015. №5. С. 79-103. URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2110/download/elibrary_23369249_29637734.p
df.
34.Шехова Н.В. Экологизация потребления в целях уменьшения
экологического ущерба. // Экономика и менеджмент организации.2013.
№8(106) с.59-63
35.Щукина Л.В. Теоретические аспекты устойчивого развития
региональных социально-экономических систем // Псковский
регионологический журнал. 2015. № 21.
36.Adams, W.M. "The Future of Sustainability: Re-thinking Environment and
Development in the Twenty-first Century." Report of the IUCN Renowned
Thinkers Meeting, 29–31 January 2006. Retrieved on: 25 July 2009.
37.Beck, Ulrich. 1992. Risk Society: Towards a New Modernity. Trans. Mark
Ritter. Thousand Oaks, Calif.: Sage.62
38.Beck, Ulrich, Anthony Giddens, and Scott Lash. 1995. Reflexive
Modernization: Politics, Tradition, and Aesthetics in the Modern Social
Order. Stanford, Calif.: Stanford University Press
39.Coddington W. Environmental Marketing // Mcgraw-Hill, New York, 1993
40.Corckhill M. How to Be an Ethical Shopper. — UK.:Impact Publishing
Limited, 2007. P.135
41.Dunlap, Riley E., and Angela G. Mertig, eds. 1992. American
Environmentalism: The U.S. Environmental Movement, 1970–1990. Bristol,
Pa.: Crane Russak.
42.International Union for Conservation of Nature and Natural Resources
(IUCN). 1980. World Conservation Strategy: Living Resource Conservation
and Sustainable Development. New York: IUCN, United Nations
Environment Programme
43.Giddens, Anthony. 1991. The Consequences of Modernity. Stanford, Calif.:
Stanford University Press
44. Greengrowthknowledgeplatform. Данные по Российской Федерации
[Электронный ресурс]
URL:http://www.greengrowthknowledge.org/country/russian-federation
(дата обращения: 21.05.2016)
45.Legun К. Cultivating Institutions: Organic Agriculture and Integrative
Economic Choice, Society & Natural Resources: An International Journal,
2011.24:5, 455-468
46.Lele, Sharachchandra M. 1991. “Sustainable Development: A Critical
Review.” World Development 19: 607–21
47.Low Carbon and Environmental Goods and Services: an industry analysis.
Department for Business Enterprise and Regulatory Reform. UK, 2009.
48.Mol, Arthur P. J. “Ecological Modernisation and Institutional Reflexivity.”
Environmental Politics 5:302–23, 1996
49.Mol, Arthur P. J., and David A. Sonnenfeld, eds. 2000. Ecological
Modernization around the World. London: Frank Cass.63
50.Mol, Arthur P. J., and Gert Spaargaren. 2000. “Ecological Modernization
Theory in Debate: A Review.” Pp. 17–49
51.Peattie R. Green marketing // Pitman, London, 1992
52.Pellow, David N., Adam S. Weinberg, and Allan Schnaiberg. 2001. “The
Environmental Justice Movement: Equitable Allocation of the Costs and
Benefits of Environmental Management Outcomes.” Social Justice Research
14:423–39.
53.Pezzy, John. 1989. “Economic Analysis of Sustainable Growth and
Sustainable Development.” World Bank Environment Department Working
Paper No. 15. Washington, D.C.
54.Schlegelmilch В. В., Bohlen G. M., Diamantopoulos A. (1996).The link
between green purchasing decisions and measures of environmental
consciousness. European Journal of Marketing, Vol. 30, No. 5, pp. 35—55.
55.Shaw D., Grehan Е., Shiu Е., Hassan L., Thomson J. (2005). An exploration
of values in ethical consumer decision making. Journal of Consumer
Behavior, Vol. 4, No. 3, pp. 185-200
56.Smelser N.J., Swedberg R., editors. The handbook of economic sociology/
—2nd ed.2005. p.703-27
57.Spaargaren, Gert. 1997. The Ecological Modernization of Production and
Consumption. Doctoral thesis, Landbouw University, The Netherlands.
58.Spaargaren, Gert, and Arthur P. J. Mol. 1992. “Sociology, Environment, and
Modernity: Ecological Modernisation as a Theory of Social Change.”
Society and Natural Resources 5(4): 323–44.
59.Starr M. A. 2009. The social economics of ethical consumption: Theoretical
considerations and empirical evidence. Journal of Socio-Economics, Vol.
38, No. 6, pp. 916 — 925.
60.Vanberg V. J. 2008. On the economics of moral preferences. American
Journal of Economics and Sociology, Vol. 67, No. 4, pp. 605 — 628.
61.World Commission on Environment and Development. 1987. Our Common
Future. Oxford: Oxford University Press64
62.Weinberg, Adam S., David N. Pellow, and Allan Schnaiberg. 1996.
“Sustainable Development as a Sociologically Defensible Concept: From
Foxes and Rovers to Citizen-Workers.” Pp. 261–302 in vol. 5 of Advances
in Human Ecology, ed. Lee Freese. Westport, Conn.: JAI Press.
63.Weinberg, Adam S., David N. Pellow, and Allan Schnaiberg. 1996. Urban
Recycling and the Search for Sustainable Community Development.
Princeton: Princeton University Press.
64.Westman, Walter, and R. M. Gifford. 1973. “Environmental Impact:
Controlling the Overall Level.” Science 181:819–25.
65.Westman, Walter, and R. M. Gifford. 1994. “The Political Economy of
Environmental Problems and Policies: Consciousness, Conflict, and Control
Capacity.” Pp. 23–64 in vol. 3 of Advances in Human Ecology, ed. Lee
Freese. Greenwich, Conn.: JAI Press
66.United Nations Environment Programme [Электронный ресурс] URL:
http://www.unep.org/ (дата обращения : 16.05.2016)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ