Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создатель кино в зеркале массмедиа: коммуникативно-речевой аспект

Работа №130179

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы143
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСКУРС О КИНО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.... 8
1.1. Арт-журналистика: особенности содержательного наполнения 8
1.2. Дискурс о кинематографе как часть арт-дискурса 18
1.3. Стилистико-речевые особенности дискурса о кино 29
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ В ДИСКУРСЕ О КИНО: ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ 39
2.1. Портрет как особый речевой жанр: категория персональности в
журналистском тексте 39
2.2. Создатель кино как творческая личность: репрезентация в медиатексте 62
ГЛАВА 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОЗДАТЕЛЯ КИНО В МЕДИАТЕКСТЕ 91
3.1 Коммуникативный сценарий «Знакомство с создателем кино» в медиатексте 91
3.2. Коммуникативный сценарий «Оценивание создателя кино» в
медиатексте 102
3.2.1. Похвала как разновидность сценария «Оценивание создателя кино» 103
3.2.2. Критика как разновидность сценария «Оценивание создателя кино» 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 128
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие системы информационных носителей и каналов распространения информации приводит к тому, что современная журналистика способна делать культуру доступной для широких групп и слоев населения. Потребитель информации свободен в выборе канала ее получения и тематики, соответствующей его эстетическим интересам. Ведущее место из выбираемых аудиторией средств массовой коммуникации сферы культуры занимает, как правило, художественная культура или различные виды искусства. В процессе изучения материалов об интересующей сфере у реципиента рождается любопытство по отношению к создателю произведения искусства как к центральной фигуре, влияющей на содержание культуры. Журналистика функционирует созвучно интересам своей аудитории. Поэтому тенденция современных медиа - интерес к отдельному человеку и его частной жизни, отображение особенностей и черт личности. Одним из направлений таких интересов, где посредством репрезентации творчества персоны представляется информация о предмете искусства, можно назвать кино.
Являясь одним из центральных звеньев массовой аудиовизуальной коммуникации, кино активно реагирует на ключевые проблемы современности, осмысливая актуальные социокультурные процессы и мировую историю. Киноискусство играет роль транслятора культурных кодов, стереотипов, тем самым формируя мировоззрение аудитории. Журналист, пишущий и говорящий о кино, становится посредником между искусством и аудиторией, помогая ей не только выработать ощущение прекрасного и чувство вкуса, но и понять перипетии кинопроцесса. Кино открывает широкие возможности познания, обогащая общество духовно, и, отражаясь в медиатекстах, способствует просветительской пропаганде в
социуме. Изучение информации о кино, представленной в различных типах медиа, является значимой задачей журналистской науки, поскольку именно через СМИ формируется информационное поле, непосредственно влияющее на будущее восприятие кино; расставляются акценты на те или иные аспекты фильма; посредством указания на детали, не доступные обывателю, отображается реальная повестка дня. Все чаще в разнообразных источниках обнаруживаются не только анонсы предстоящих премьер, но и другие жанры, в том числе обзор и рецензия. Через описание творческого процесса и его реализацию в СМИ определяется образ творца, без которого создание
кинопродукта невозможно. Интерпретация такого образа различна.
Дискурс о кинематографе, как и любой другой, обладает
определенными стилистическими особенностями и представляется немыслимым без выделения в тексте создателя кино. Создатель кино - это творец, являющийся частью кинопроизводства и вносящий свою лепту в наполнение отдельно взятого кинопродукта. Выделяя фигуру, медиа позволяют создать единые представления о наполнении кинокартины, о ее успешности и актуальности для общества. Творец представляет новую уникальную иерархию ценностей в социуме посредством воплощения творческих идей и замыслов. Таким образом, с помощью различных средств массовой информации можно подсознательно сформировать образ творца, а будущие представления о продукте этого создателя рождаются в синтезе событий, в которых существует личность не только в профессиональной, но и в повседневной жизни. Такие материалы формируют изучаемый дискурс о кинематографе.
Обладая чертами как искусствоведческого, так и развлекательного дискурса, он являет собой набор уникальных характеристик и способов его восприятия. Самый молодой вид, за век своего существования получивший стремительное развитие и занявший прочное место в ряду других видов искусства, является и самым массовым, а потому неразрывно связан с бизнесом. То, какой тональностью будет наполнен текст о кинокартине и с помощью каких средств будет представлен творец, оказывает непосредственное влияние на значимость фильма для зрителей. Кино становится популярным благодаря создателю.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что персона играет важную роль в представлении кинокартины, а репрезентация создателя кино в тексте обусловливает успешность коллективной работы команды по производству кинофильма, претендующего на именование предметом искусства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Кино становится популярным благодаря создателю. Создатель кино - специалист, включенный в производство картины, фигурирует в медиатексте как лицо, через которое реципиент интерпретирует не только фильм или кинособытие, но и искусство кинематографа в целом.
В киноискусстве создателем кино может быть назван каждый участник процесса становления произведения искусства, внесший свой вклад в окончательный результат кинотворчества (режиссер, актер, оператор, продюсер, сценарист, композитор и др.) В медиатексте личность создателя передана при помощи портретных характеристик.
В связи с тем, что антропоцентричность является неотъемлемой чертой построения современного дискурса периодического издания, портрет как жанр в современной журналистике занимает весомое место. Портрет становится способом обнаружения индивидуального, неповторимого в изображаемом человеке, и в то же время типичного, свойственного человеку и за пределами определенной ситуации. Значит, любое портретное описание подчинено определенному коммуникативному намерению создателя портрета: с требуемой степенью словесной детализации описать, воссоздать какой-либо предмет или персону.
Авторское начало в журналистских текстах определяет восприятие и воздействует на создание образов. Смысловая авторская позиция непосредственно влияет на субъективность или модальность публицистической речи. Творческий опыт журналиста дает широкий простор для интерпретации передаваемого сообщения. Изучение дискурса о кинематографе показывает, что он обладает своими интенциями, группами с набором присущих им жанров и жанрообразующих установок. Все эти особенности объединены категориальными значениями.
В ходе аналитических исследований были сформированы особенности выделения текстовых категорий. При изучении типологических категорий текста стало очевидным, что текстовая категория персональности служит интенции представления участников событий, а значит соответствует целям репрезентации личности в медиатекст.
Интенциональная характеристика текстов, посвященных портрету творческой личности, значима тем, что отбор языковых средств, составляющих основу категории персональности в журналистском тексте, происходит в соответствии с целеустановкой автора и выбранным коммуникативным сценарием. Было выявлено, что языковые приемы категории персональности строятся не только на авторских интенциях, но и на специфических чертах портретируемого.
На основе материалов, опубликованных в СМИ и раскрывающих личности создателей кино, мы исследовали, какими языковыми особенностями, формирующими жанровую семантико-стилистическую категорию персональности, наполнены микрополя средств их выражения. Исследование было построено по принципу наименования роли создателя относительно кинопроизводства. Итогом аналитического разбора стало осознание того, что для каждого создателя актуальны уникальные стилистические конструкции, описывающие его творчество. Основанием является как место в процессе кинопроизводства, так и обусловленность специфики его деятельности. Портретные характеристики, выраженные в медиатексте, разнятся в зависимости от особенностей профессии и мастерства их исполнения.
Репрезентация личности создателя кино в тексте зачастую отражена в русле осведомительной или оценочной интенции. Было выявлено, что информация о творце представлена через зависимость от суммы факторов, влияющих на повествование. Это авторский замысел, психологические и профессиональные особенности его личности, а также концепция и тип издания, публикующего материал. Так, в специализированных изданиях о киноискусстве портрет создателя более подробен, содержит эстетическую оценку его творчества и апеллирует к высокому пониманию кинематографа, что влияет на выбор речевых средств. В универсальных медиа текст направлен на восприятие более широкой публикой, выбор стилистико¬речевых средств с целью репрезентации творца будет основан на упрощенной интенции подачи материала.
Речевая последовательность, предопределенная авторским замыслом и набором интенций, позволяет прийти к заключению о прямой связи замысла с композицией текста. Так, в текстах, воплощающих тот или иной интенциональный стиль, языковые средства системно организуются в последовательности коммуникативных действий, совершаемых
профессионалом, - коммуникативные сценарии. Учеными и исследователями утверждается, что существует огромное количество критериев по классификации речевых действий. Поэтому выявленные критерии позволяют создавать классификации сценариев любой конфигурации, хотя и усложняют методику разработки систематизации сценариев речевого взаимодействия.
Проведя обширный анализ эмпирического материала, мы выделяем два типа сценариев: знакомство с создателем кино и оценивание создателя кино в медиатексте, последний в свою очередь делим на два вида: похвалу и критику.
В ходе анализа мы пришли к выводу, что интенциональность текстов, реализующих коммуникативный сценарий знакомства с создателем, включает следующие коммуникативные действия: осведомление о
биографических данных, портретное описание, социальную оценку роли персоны в искусстве. Важная деталь такого сценария: осведомление о создателе дается в виде справки; автор не прибегает к ярким оценочным характеристикам, т. к. генеральной интенцией медиатекста становится знакомство с творцом в контексте информационного повода.
Сценарий оценивания создателя рисуется за счет репрезентации его творческих побед и поражений, выраженных языковыми средствами, которые отражены автором в оценивании характеристик, присущих профессии искусства. И если в первом сценарии знакомства информация предоставляется в виде справки, то во втором случае является неотъемлемой частью портрета творца, создаваемого журналистом. Хотя в первом и во втором случае наблюдается авторская оценка (без нее невозможен текст об искусстве, ведь цель культурно-просветительского материала - интерпретировать произведение), превалируют модальные характеристики все же в сценарии оценивания, что связано с ключевой интенцией и ясно по данному ему названию.
При выражении оценки на начальном этапе авторского рассуждения и, таким образом, привлечении внимания к характерным для явления свойствам, автор выбирает один из двух путей подтверждения заявленной оценки - вариант оценки одобрения или вариант оценки осуждения. Так, мы выделяем в исследовании похвалу и критику как виды сценариев оценивания.
Было выявлено, что структура сценария оценивания имеет набор речевых шагов, общих для одобрительного и порицательного повествования. После уведомления о творческом пути и выделения портретных характеристик создателя, автор переходит к подтверждению оценки, заявленной в начале медиатекста.



1. Аблеев С. Р., Кузьминская С. И. Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов // Вестник науки (Казахстан). Кустанай: КСА, 2002. Выпуск 3. С. 95-99.
2. Андронникова М. И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. М.: Искусство. 1980. 423 с.
3. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка (попытка системного описания) // Вопросы языкознания. 1995. №1. С. 37-67.
4. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка. М., 1984. С. 5 - 23.
5. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека (изд. 2-е, исправленное) М: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
6. Батюта М. Б., Сидорина Е. В. Влияние вербальной интерпретации произведения живописи на его восприятие и понимание // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-2. С. 182-186.
7. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7-180.
8. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. М.: Русские словари, 1996. Т.5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.
9. Беневоленская Т. А. Портрет современника: Очерк в газете. М.: Мысль, 1983. 134 с
10. Болсуновская Л. М., Диденко А. В. Дискурсология: анализ теоретических подходов к исследованию дискурса // Вестник Забайкальского государственного университета Выпуск № 7, 2010. С. 39-44.
11. Бондарко А. В. Грамматическая категория и контекст. Л.: Наука, ЛО, 1971. 114 с.
12. Брандес М. П. Стилистика текста. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004. 416 с.
13. Булатова А. П. Лингво-когнитивный анализ искусствоведческого
дискурса (тематические разновидности - музыка, архитектура) Автореферат дис. канд. филол. наук: Булатова Александра Петровна. М., 1999.
[Электронный ресурс] Доступен 12.05.2017 Электронная версия печ. публикации http://cheloveknauka.com/lingvo-kognitivnyy-analiz-
iskusstvovedcheskogo-diskursa
14. Буряковская В. А. Публицистический дискурс как типичный дискурс массовой культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета Выпуск № 10, том 54, 2010. С. 4-7.
15. Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 173 с.
16. Ванников Ю. В. К обоснованию общей типологии текстов, функционирующих в сфере научно-технического перевода // Текст как объект лингвистического анализа и перевода. М., 1984. С. 15 - 26.
17. Васильева В. В. Внешность человека в текстах СМИ, Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, Серия 9, вып. 2, 2012, с. 247-252.
18. Виноградов В. В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М.: АПН СССР, 1963. 253 с.
19. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф; вступит. ст. Н. Д. Арутюновой, И. И. Челышевой. - Изд. 3, стереот. - М, 2006. 280 с.
20. Гинзбург С. С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974. 231 с.
21. Дейк Т. А. ван., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. М. 1988. С. 153-211.
22. Дмитревская И. В. Текст как система: понимание, сложность, информативность. Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 1985. 88 с.
23. Долгова Е. В. «Портрет» в жанровом пространстве журналистских текстов // Журналистика и медиаобразование-2008: сб. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: БелГУ, 2008. С. 191-196.
24. Дускаева Л. Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. 112 с.
25. Дускаева Л. Р. О жанровых текстовых категориях. Жанры речи №2, 2016. С. 25-32.
26. Дускаева Л. Р., Коняева Ю. М. Семантико-стилистическая категория персональности в журналистском тексте // Славянский мир и национальная речевая культура в современной коммуникации: К 155-летию со дня рождения академика Евфимия Федоровича Карского: сб. науч. тр. / редкол.: М. И. Конюшкевич (гл. ред), Т. А. Пивоварчик, И. И. Минчук. Гродно: ГрГУ, 2016. С. 249 - 258.
27. Дускаева Л. Р. Стилистика и литературное редактирование в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / Л. Р. Дускаева [и др.] ; отв. ред. Л. Р. Дускаева. М.: Издательство Юрайт, 2016. 325 с.
28. Дускаева Л. Р., Цветова Н. С. Интенциональность и стилистико-речевой облик досугового медиадискурса // Мир русского слова. № 2. 2013. С. 34-38.
29. Дускаева Л. Р. Интенциональность речевой деятельности
журналиста: онтология и структура // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Серия 9. 2012. № 2.
30. Дускаева Л. Р. Отражение эстетической оценки произведений искусства в арт-медиадискурсе // Култура/Culture. Скопье, Македония. 2015. №12. С. 29-40.
31. Дускаева Л. Р., Коняева Ю. М. «Звездная персона» в арт-
журналистике: стилистико-речевая репрезентация коммуникативного
сценария // Филология и человек. №1. 2015. С. 15-25.
32. Жаркова У. А. Воплощение знаковой природы изобразительного искусства в искусствоведческом дискурсе (на материале немецкоязычных музейных каталогов) // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33. С. 49-52.
33. Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб. : Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012. 304 с.
34. Зайченко С. С. Некоторые особенности кинодискурса как знаковой системы. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 4. С. 82-86.
35. Зарецкая А. Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе // Вестник Челябин. гос. ун-та. № 16 (117). 2010. С. 70-74.
36. Зеленина Е. В. «Портрет героя»: ценностно-смысловые и творческие аспекты // Вопросы теории и практики журналистики (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 2. С. 33-52.
37. Земцова Л. А. Искусствоведческая рецензия как жанр массово¬
информационного дискурса, автореф. дисс. канд. филол. наук. Волгоград, 2006. [Электронный ресурс]. Доступ 12.05.2017. Электронная версия печ. публикации http://cheloveknauka.com/iskusstvovedcheskaya-retsenziya-kak-
zhanr-massovo-informatsionnogo-diskursa.
38. Зяблова Н. Н. Дискурс и его отличие от текста // Молодой ученый. 2012. №4. С. 223-225.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ