Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Визуальные стратегии актуализации фортификационных сооружений

Работа №130172

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 9
1.1 Теоретические аспекты актуализации объектов культурного наследия 9
1.2 Специфика фортификационных сооружений как объектов культурного
наследия 18
ГЛАВА II. ОПЫТ АКТУАЛИЗАЦИИ ФОРТИФИКАЦИОННЫХ
СООРУЖЕНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 29
2.1 Сохранение и актуализация фортификационных сооружений в России.
Историографический обзор 29
2.2 Современный опыт актуализации фортификационных сооружений за
рубежом 38
2.3 Роль визуальных стратегий в презентации фортификационного сооружения 48
ГЛАВА III. ВИЗУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ
ВЫБОРГСКОГО ЗАМКОВОГО АНСАМБЛЯ 60
3.1 Опыт актуализации Выборгского замкового ансамбля 60
3.2 Практические рекомендации по формированию визуальной стратегии актуализации территории фортификационного ансамбля Выборгского замка
67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫЙ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 99


Актуализация архитектурных сооружений и ансамблей является сегодня важным проблемным полем для исследователей в области сохранения культурного наследия. Ускорение темпа изменения городского ландшафта негативно сказывается на объектах культурного наследия, составляющих историко-архитектурных ландшафт города.
Фортификационные сооружения являются одним из древнейших типов архитектурных объектов, предназначавшихся для защиты жилых, хозяйственных сооружений и объектов, населения и войск от агрессивного воздействия внешних факторов (природных и антропогенных). Процессы создания укрепленных поселений в прошлом сыграли важную роль в формировании городской среды и городской культуры. Фортификационные сооружения представляют собой концентрированную идею преобразования человеком окружающего мира с целью обезопасить себя и внести порядок культуры в окружающий его мир.
Актуальность исследования определяется тем, что сегодня, когда вопросы сохранения историко-архитектурного наследия рассматриваются не с позиции сохранения отдельных архитектурных памятников, а ансамблей и среды в целом, предлагается особое внимание уделить сохранению крепостей и других фортификационных сооружений в их связи с урбанистическим и природным ландшафтом. Сохранение фортификационных сооружений требует определения визуальных стратегий их презентации в силу превалирования у современного человека визуального канала восприятия информации. Однако большинство современных подлежащих сохранению и интерпретации в качестве объектов наследия фортификационных ансамблей используются как помещения для размещенных на их территории музеев, гостиничных комплексов и т.д. Адаптация памятников оборонного зодчества под актуальные для современного социокультурного контекста функции, даже музейные, не означает их актуализации как комплексных историко-
культурных феноменов. Таким образом, появилась необходимость
выявления и структурирования основных стратегий визуального представления фортификационных ансамблей, учитывая их специфику как особого вида историко-архитектурных ансамблей и важной части городского ландшафта исторического города. В рамках исследования анализируются фортификационные ансамбли, исторически связанные с городским пространством или находящиеся непосредственно на территории города. В область интереса исследования попадают крепостные и замковые комплексы, созданные преимущественно в период Средних веков и Нового времени вплоть до конца XVIII - начала XIX вв.. В этот период развитие артиллерийского осадного вооружения и изменение принципов ведения боевых действий повлияло на систему расположения оборонительных сооружений, вынеся их за пределы города в форме фортовых крепостей, получивших свое распространение сначала в Европе в 30-е гг. XIX в., а в последствии и в Российской империи. Крепости и замковые комплексы, обладающие стратегической актуальностью в условиях современной на тот момент войны, практически полностью разрывают свою связь с городским пространством, а старые городские укрепления окончательно утрачивают свою прямую оборонительную функцию.
Объект исследования: фортификационные сооружения в контексте сохранения и актуализации.
Предмет исследования: визуальные стратегии актуализации
фортификационных сооружений.
Цель исследования: определение и анализ визуальных стратегий актуализации фортификационных сооружений.
Задачи исследования:
1) Определение и анализ специфики процессов сохранения и актуализации фортификационных сооружений как отдельной категории объектов историко-культурного наследия.
2) Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта актуализации фортификационных сооружений.
3) Определение роли визуальных стратегий презентации фортификационных сооружений в процессе их актуализации.
4) Разработка практических рекомендаций по формированию визуальной стратегии актуализации территории и сооружений фортификационного ансамбля Выборгского замка.
Научная новизна исследования заключается в анализе и обобщении накопленного опыта актуализации фортификационных сооружений как объектов историко-культурного наследия. В рамках работы определены и проанализированы визуальные стратегии актуализации фортификационных ансамблей. Также разработаны рекомендации по формированию визуальных стратегий актуализации фортификационных комплексов, включающие в себя перечень тематических блоков, которые могут быть положены в основу подобного рода проектов, а также предложен ряд конкретных форм актуализации на примере Выборгского замкового комплекса.
Степень научной разработанности. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной теории и практике сохранения историко-архитектурных ансамблей, к которым относятся и фортификационные ансамбли, накоплен обширный опыт в области актуализации данного типа наследия. О принципах и подходах к сохранению и актуализации историко-архитектурных ансамблей в своих работах говорили С.С. Айдаров, Б.В.Альтшуллер, О.Н. Постникова, О.А. Кондратьева, О.И. Пруцын, Б. Рымашевский, В. Борусевич. и др. В разное время изучением истории фортификационных комплексов на территории России занимались такие исследователи как Ф.Ф. Ласковский, П.П. Покрышкин, А.Н. Кирпичников, В.В. Косточкин, П.А. Раппопорт, В.В. Яковлев и др. Исследованием городского пространства как полисемантического явления культуры, включающего в себя взаимосвязанные историко-культурные и природные системы, занимались М.Н. Тихомиров, А.Ю. Беккер, А.В. Иконников, В.Р. Крогиус и т.д.
Отдельным блоком следует выделить исследования зарубежных специалистов в области интерпретации памятников оборонительного зодчества. Например, в работах Чарльза Коулсона и Эбигейл Уитли представлены как исторический обзор процессов генезиса и развития долговременной фортификации в Европейских странах периода средних веков, так и анализ роли фортификационных комплексов в культуре средневековья.
В ходе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования: хронологический, историко-сравнительный, метод историко-сравнительных аналогий и обобщения.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных рекомендаций по визуальному представлению фортификационных ансамблей в качестве базового материала для стратегического планирования работы по улучшению условий презентации объектов долговременной фортификации, включенных средовые музейные комплексы. Также представленное исследование актуализирует урбанистические аспекты бытования фортификационных комплексов, что открывает возможность включения новых тематических блоков, посвященных градостроительству и городской культуре в рамках экспозиционных комплексов, расположенных на их территории. Кроме того, исследование проблемы разработки визуальных стратегий актуализации объектов культурного наследия может стать основой для нового образовательного курса в рамках программы музейного дела и охраны объектов культурного наследия.
Результаты исследования были апробированы на молодежной секции научно-практического круглого стола «Философия музея: от герменевтики к эвристике музейного предмета» (Санкт-Петербург, апрель 2018), в рамках секционного доклада XXI межвузовской научной конференции «Бог. Человек. Мир» (Санкт-Петербург, декабрь 2018), а также на VII Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Инновационные технологии в гуманитарной сфере» (Барнаул, 28 февраля 2019 г.).
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе представлены теоретические аспекты процесса актуализации объектов культурного наследия, в частности историко-архитектурных ансамблей, к которым относятся и фортификационные ансамбли. Также в этой главе дается анализ фортификационных сооружений как объектов историко-культурного наследия и их специфика как объектов актуализации. Вторая глава посвящена анализу отечественной и зарубежной практики сохранения и актуализации фортификационных сооружений, а также выявлению специфики визуальных стратегий презентации данного типа объектов культурного наследия в России и за рубежом. В третьей главе представлен анализ современного состояния музейного комплекса Выборгского замка, основных векторов его визуального представления широкому кругу посетителей, а также предложены рекомендации по формированию новых визуальных стратегий актуализации данного историко-архитектурного комплекса. Содержание диссертационной работы изложено на 108 стр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования, посвященного объектам фортификации в контексте их сохранения и актуализации, была определена и проанализирована специфика объектов фортификационного наследия как самоценной категории объектов историко-культурного наследия. В работе проведено сравнение отечественного и зарубежного опыта актуализации фортификационных сооружений, на основании которого сформулировано понятие и определена роль визуальных стратегий актуализации
фортификационных ансамблей, представлены практические рекомендации по формированию визуальной стратегии актуализации территории и сооружений фортификационного ансамбля Выборгского замка.
В первой главе «Фортификационные сооружения как объекты культурного наследия» исследования проведен анализ основных определений в области сохранения и актуализации историко-культурного наследия, были рассмотрены информационно-аксиологический и системный подходы к культурному наследию как наиболее отвечающие нашей задаче раскрытия интертекстуальности фортификационного наследия. Отдельное внимание уделено ансамблям долговременной фортификации как объектам актуализации. В результате анализа исторических, культурологических и музейных исследований фортификационных памятников были выявлены их характеристики и отличительные особенности в качестве самоценных объектов историко-культурной интерпретации и презентации в современном обществе.
Во второй главе «Опыт актуализации фортификационных сооружений в России и за рубежом» представлено историографическое исследование отечественного опыта в области сохранения, интерпретации и презентации объектов и ансамблей долговременной фортификации. Также осуществлен анализ зарубежного опыта и выделены основные тенденции в области адаптации и актуализации фортификационных ансамблей на материале работ западных исследователей-кастеллологов и конкретных проектов, например, проекта Европейского центра сотрудничества в области сохранения фортификационного наследия (ECCOFORT) «FORTE CULTURA». Опираясь на обобщенные результаты анализа отечественного и зарубежного опыта актуализации фортификационного наследия была обозначена проблема их визуального представления широкой аудитории в условиях современного массового туризма. В качестве решения обозначенной проблем визуального восприятия современным человеком фортификационных ансамблей предложена «визуальная стратегия», как концепт, акцентирующий внимание на необходимости долговременного планирования визуального представления данного типа объектов наследия.
В третьей главе «Визуальная стратегия актуализации Выборгского замкового ансамбля» осуществлен анализ современного состояния процесса актуализации фортификационного комплекса Выборгского замка с последующей разработкой концептуальных предложений по
проектированию визуальной стратегии его актуализации. Визуальная стратегия, предполагающая долговременный план визуальной интерпретации и представления этого сложного средового комплекса, охватывает три основных уровня актуализации его пространства: 1) постоянная экспозиция Выборгского замка (пространство интерьеров); 2) экстерьеры замка и территория его внутреннего двора; 3) пространство города Выборг и роль замкового ансамбля в городском ландшафте. На каждом из этих пространственных и семантических уровней даны рекомендации и референсы по конкретным методам и инструментам работы с ними исходя из цели актуализации информационного и ценностного потенциалов Выборгского замкового комплекса как сложного, полисемантического объекта культурного наследия.
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1) Объекты и ансамбли долговременной фортификации являются самоценными объектами историко-культурного наследия, связанные с широким историко-культурным контекстом и требующие особого подхода в процессе их актуализации.
2) Несмотря на накопленные знания об историко-культурной ценности объектов фортификации, как в России, так и за рубежом, сегодня специалистам в области их актуализации необходимо сосредоточиться на дальнейшем разграничении форм адаптации и актуализации, а также на систематизации методов, подходов и инструментов, отвечающих задачам визуальной презентации фортификационных ансамблей как объектов историко-культурного наследия.
3) Обоснована необходимость учета специфики процессов визуального восприятия информации современным человеком и концептуальной важности визуального образа в современной культуре. Особое внимание в процессе актуализации фортификационного комплекса предлагается уделять разработке визуальной стратегии как рабочему инструменту упорядочивания и оптимизации данного процесса.
Резюмируя полученные выводы, можно говорить о формировании положительных тенденций в области актуализации фортификационного наследия. На международном уровне, как специалисты, так и аудитории музеефицированных фортификационных объектов, постепенно осознают разницу между адаптацией и актуализацией данного типа объектов наследия. В связи с этим музеи или учреждения, исполняющие музейные функции, стараются скорректировать свою систему презентации фортификационных ансамблей как самоценных объектов восприятия, носителей ценного историко-культурного опыта, национальной памяти и источники глубоких эмоций. Логичным продолжением этого процесса представляется обращение к долгосрочному, стратегическому планированию визуальной презентации фортификационных комплексов, которое будет учитывать особенности визуального восприятия современного человека и тот пространственный и информационный контекст, в котором ему приходится взаимодействовать с объектами прошлого.
Дальнейшая разработка проблематики актуализации объектов фортификации может быть представлена в виде исследований в области визуальной экологии презентации данной категории объектов культурного наследия. В условиях высокого уровня визуального и информационного загрязнения пространства повседневной жизни современного человека необходимо серьезное изучение методов и инструментов визуального представления объектов фортификации. В связи с проблематикой визуальной экологии дальнейшего анализа требует рекреационный потенциал фортификационных комплексов. Наконец, поставленный в данной работе вопрос о визуальных стратегиях актуализации фортификационных сооружений следует развивать, с одной стороны, путем их разработки и использования на других фортификационных комплексах России, которые так же, как и Выборгский замок, испытывают на себе негативные последствия мнимой музеефикации, а с другой, пытаться расширить область применения концепции визуальной стратегии для актуализации других типов объектов историко-культурного наследия, например, археологических комплексов, историко-архитектурных ландшафтов городов и т.д.


СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (в редакции Указов Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985).
2) Об улучшении дела охраны и реставрации памятников культуры в РСФСР: Постановление Совета Министров РСФСР от 29 июня 1957 г. №781 / Охрана памятников истории и культуры: Сб. документов. // - М.: 1973. - С.133-134.
3) Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // URL: http://www.consultant.ru/
document/ cons doc LAW 37318 /12bab00129e 1f67054f2ff8c4a 9222 f95908593d/ (дата обращения: 10.01.2019).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абдуллина С.А. Выборг. Фортификация. // - СПб.: Европейский Дом, 2006. - 105 с.
2) Агеева Е. Ю. Город как социокультурное образование: монография / Е. Ю. Агеева ; Нижегор. гос. ун-т им. Лобачевского. // - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2004. - 355 с.
3) Айдаров С.С. Методические основы консервации архитектурноархеологических памятников в Великих Болгарах // - М.: Города Поволжья в средние века, 1974. - С. 30-39.
4) Альтшуллер Б.В., Постникова О.Н. Методические проблемы долговременного сохранения каменных архитектурно-археологических памятников // - М.: Методические основы охраны и использования памятников археологии, 1987. - 160 с.
5) Анисимов Г.Г. Охрана памятников истории и культуры. // - М.: 1973. - 192 с.
6) Бадер О.Н. Музеефикация археологических памятников // Советская археология. - М.: Институт археологии АН СССР, 1978, № 3. - С. 138154.
7) Беккер А.Ю. Современная городская среда и архитектурное наследие / А.Ю. Беккер, А.С. Щенков. // - М.: Стройиздат, 1986. - 200 с.
8) Белецкий В.Д., Белецкий С.В., Скрынникова Е.В. Исследование и
музеефикация Псковского кремля (1930 - 1995 гг.) // Новые
археологические открытия и изучение культурной трансформации. - СПб.: Госкомстат, 1996. - С. 104-107.
9) Булатов Н.М. Принципы организации археологических музеев- заповедников. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. - М.: 1975, Вып. 3., НИИК. Труды 28., - С. 30-33.
10) Валетов Т.Я. Музей в интернете: обзор глобальной сети
[Электронный текст] // Круг идей: алгоритмы и технологии
исторической информации. Труды IX конференции Ассоциации "История и компьютер". - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2005. - С. 328-358. // URL: https://elibrary.ru/ item.
asp?id=21529286 (дата посещения: 08.03.2019);
11) Варьяш О.И., Уваров П.Ю., Черных А.П. Город в средневековой цивилизации западной европы. Том 1. Феномен средневекового урбанизма / Под ред. Сванидзе А.А. // - М.: Наука, 1999. - 378 с.
12) Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. (ред.) Культурный ландшафт как объект наследия // - М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 620 с.
13) Витюк Е.Ю. Идеальные города XV - XVII вв. Фортификация в градостроительстве. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - Екатеринбург: 2014, № 1. - С. 70-73.
14) Военно-оборонительные сооружения Новгорода, Старой Ладоги, Порхова и Копорья [Текст] / Акад. наук СССР Новгор. секция Ин-та истории. // - Новгород : [б. и.], 1940. - 48 с. : ил., план.; 20 см.
... Всего источников – 124.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ