В данной работе предложено решение задачи оптимизации двухуровневой
транспортной системы. Двухуровневая система применяется преимущественно в крупных городах и основана на так называемой стратегии объединенного распределения, которая использует два уровня площадок складирования и
разнородные парки транспортных средств. Такая система реализуется в логистике многих компаний.
Первый уровень связан с крупным грузовым транспортом, относящимся к распределительным центрам (city distribution centres, CDCs) на окраинах
города – внешним зонам. Крупногабаритные транспортные средства поставляют продукцию из этого уровня во второй (внутренний) – депо и промежуточные станции, стратегически расположенные в городе. Транспортировка
грузов с них и последующая доставка непосредственно заказчикам осуществляется городскими малогабаритными транспортными средствами.
Двухуровневая маршрутизация актуальна, так как ее применение обеспечивает:
1. избежание присутствия крупного транспорта в центре города;
2. продуктивность цепи поставок;
3. надежный сервис клиентов;
4. уменьшение вредных воздействий на окружающую среду: загрязнения
воздуха, потребления топлива и сильной загруженности транспортных
сетей.
В данной работе был разработан и протестирован видоизмененный алгоритм
ALNS. За основу взят комплексный подход, предложенный в статье [6], который состоит из подразделов:
1. Распределение клиентов по промежуточным станциям при помощи механизма колеса рулетки.
2. Нахождение начального решения с помощью алгоритма savings.
3. Применение алгоритма ALNS в сочетании с локальным поиском к начальному решению.
Изменения в комплексном подходе, предложенном в статье [6], которые
реализованы в данной выпускной работе:
1. Начальное решение находится иным способом: savings алгоритм заменен
на гибридный генетический алгоритм, представленный в статье Chang Y.
и Chen L. [15].
2. Вместо локального поиска, применяемого после каждого оператора восстановления, было использовано сочетание алгоритма splitting и алгоритма имитации отжига.
3. Исключен из реализации оператор разрушения Route Redistribution, так
как он удаляет большую часть маршрутов и приводит решение в начальные условия.
4. Исключен из реализации оператор восстановления Greedy Insertion
Forbidden, так как он практически не отличается от оператора Greedy
44Insertion и, как показали в своей статье [6] Hemmelmayr V.C., Cordeau J.
F. и Crainic T.G., решение этот оператор существенно не улучшает.
5. Исключен оператор первого уровня Satellite Swap, который также, по статистике, не улучшает решение.