Введение.......................................................................................2
Глава 1. Крым и Севастополь в истории
России.........................................................................................13
1.1. Крымский полуостров до 1991 года.................................................13
1.2. Проблема статуса Крыма и Севастополя после распада
СССР...................................................................................................................23
Глава 2. Крым в составе независимой Украины в 1991–1993 годы.............35
2.1.Взаимоотношения органов государственной власти Украины и
Автономной республики Крым..........................................................35
2.2.Конституция Крыма 1992 года и борьба за государственный
суверенитет.................................................................................42
2.3 Политика России в отношении Украины и Крыма в 1991-1993 годы....53
Глава 3. Крымский полуостров в 1994–1999 годы................................61
3.1. Взаимоотношение Крыма и Украины в 1994–1999 годы....................61
3.2. Проблема Крыма в 1994–1999 годы в контексте российско-украинских
отношений...................................................................................75
Глава 4. Крым и Севастополь в начале XXI
века............................................................................................84
4.1. Вопрос о Крымской автономии в 2000-е годы.................................84
4.2. Россия и Украина в 2000-е годы. Крымский кризис 2014 года.............91
Заключение.................................................................................107
Список использованных источников и литературы................................110
В силу своего геополитического положения Крымский полуостров
играет важную роль в причерноморском регионе. Он равноудален от Европы,
Азии и Африки, а значит, он может быть использован в военно-политических
целях для единовременного силового управления значительной части
территории этих континентов. Поэтому неудивительно, что как на
протяжении всей истории, так и сегодня к Крыму проявляют интерес и
другие страны помимо России и Украины.
С древнейших времен и до сегодняшнего дня Россия и Крымский
полуостров имеют общую историю, отмеченную разного рода и разного
уровня пересечениями. С 1783 года и вплоть до 1991 года Россия и Крым
были в едином государстве, именовавшимся сначала Российской Империей, а
затем Советским Союзом.
Распад СССР, который стал геополитической трагедией в мире,
породил конфликты, касающиеся территориальных споров между
образованными на постсоветском пространстве государствами. На волне
этого процесса возник вопрос и о статусе Крымского полуострова, так как
после распада Советского Союза Крым и Севастополь оказались в составе
независимой Украины, а значит, Крымский полуостров разделяли уже не
административные, а государственные границы.
В данной исследовательской работе речь пойдет о проблеме
воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 1990-2000-х годах.
Актуальность проблемы заключается в том, что «Крымский вопрос»
уже четвертый год находится в центре мировой политики, и превратился для
Запада в повод для серьезного обострения отношений с Россией. Крым также
стал одной из главных причин кризиса в российско-украинских отношениях.
Поэтому исследование проблемы об исторических предпосылках
воссоединения Крыма и Севастополя с Россией для современной
исторической науки является темой огромного практического значения.
Несомненно, важно отметить, что Крымский полуостров – это
территория, которая даже во время вхождения в состав Украины
представляла особый интерес для России. На территории Крыма базируется
Черноморский флот, а большая часть населения полуострова – это
этнические русские1, которые и в годы нахождения Крыма под юрисдикцией
Украины ориентировались на тесное сотрудничество с Россией.
Исследование данной темы заслуживает внимания и потому, что в
процессе его изучения можно оценить многие особенности развития Крыма и
Севастополя рассматриваемого периода. Каким образом, Крым после распада
Советского Союза оказался в составе независимой Украины. Также такого
рода исследование позволит больше узнать о жизни русскоязычного
населения Крыма, оказавшегося в составе другого государства.
Судьба Крыма складывалась трудно, впрочем, как судьбы многих
территорий бывшего Советского Союза. Проблема статуса Крыма и
Севастополя возникла еще в 1954 году, когда Крымская область была
передана из состава РСФСР в состав Украинской ССР. А с распадом
Советского Союза проблема Крыма и Севастополя возникла с новой силой.
В марте 2014 года Крым и Севастополь по результатам референдума
провозгласили независимость, а затем вошли в состав Российской
Федерации, образовав два новых субъекта – Республику Крым и город
федерального значения Севастополь.
Россия, включая Крым и Севастополь в состав страны, создала
прецедент, который оказал огромное влияние на развитие международных
отношений, так как часть международного сообщества осудила принятое
Россией решение. Учитывая этот фактор, обратившись к истокам крымской
проблемы можно найти обоснование, которое сможет помочь доказать, что
воссоединение Крыма и Севастополя с Россией в марте 2014 года – это
закономерный исторический процесс, к которому население Крыма шло все
годы с момента распада Советского Союза, находясь под юрисдикцией Украины.
Объектом исследования являются особенности процесса
воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 1990-2000-х годах.
Предмет исследования – политическое развитие, экономика,
культурная жизнь Крыма и Севастополя конца XX – начала XXI веков, а
также политика России и Украины, проводимая в отношении полуострова в этот период.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по
2014 годы. Такие хронологические рамки обусловлены, прежде всего, тем,
что данное время характеризуется колоссальными социальными
изменениями. На глазах миллионов людей стремительно менялся их
привычный быт вместе с присущими этому быту ценностями. События,
происходившие в этот период, значительно повлияли не только на историю
нашего государства и Крыма, но и на историю всего постсоветского
пространства. Именно в 1991 году случилась геополитическая трагедия –
распад Советского Союза, который естественно затронул и Крымский
полуостров. Хронологические рамки нашего исследования ограничиваются
2014 годом, так как политический кризис на Украине породил «крымскую
весну», в результате которой в марте 2014 года произошло воссоединение
Крыма и Севастополя с Россией.
Исследование условно разделено на три периода: 1991-1993 годы,
1994-1999 годы и 2000-2014 годы. Такое разделение связано с тем, что
именно 1991, 1994, 2000 и 2014 годы стали рубежными, и в эти годы
существенно изменялась политика как России и Украины, так и Крыма.
Так, 1991 год стал точкой отчета крушения мощнейшего государства –
СССР на 15 независимых стран, при этом породив множество проблем, в том
числе и проблемы Крыма, Севастополя и Черноморского Флота.
В 1994 году значительно изменилась политика Украины, России и
Крыма. В России это стало возможным в результате событий 3-4 октября
1993 года и изменению политической системы. На Украине и в Крыму это
стало возможным благодаря президентским и парламентским выборам.
2000 год – рубежный год, переход в новое тысячелетие.
Характеризовался произошедшими до этого парламентскими выборами на
Украине и в Крыму в 1998 году, и как следствие изменение политического
статуса Крыма из политической автономии в административную-
территориальную единицу. А также президентскими выборами на Украине в
1999 году и в России в 2000 году, которые во многом изменили отношения
между государствами, в том числе и по вопросу Крыма и Севастополя.
2014 год характеризуется предшествующим политическим кризисом на
Украине ноября 2013 года, который изменил политический режим Украины,
и как следствие привёл к крымскому кризису февраля-марта 2014 года,
который в свою очередь привел к воссоединению Крыма и Севастополя с Россией.
Главная исследовательская цель работы состоит в комплексном
историческом изучении и анализе проблемы воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией в 1990-2000-х годах.
Исходя из поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть исторические причины возникновения
крымской проблемы конца XX – начала XXI веков.
2. Проанализировать происходящие события в Крыму до и
после распада СССР и отношение к ним населения и политических
лидеров Крыма, Украины, а также Российской Федерации.
3. Разобрать проблему статуса Крыма и отдельно города Севастополь.
4. Проанализировать и дать оценку политическим действиям
России и Украины в 1990-2000-х годах в отношении Крымского полуострова.
5. Рассмотреть проблему Крыма в контексте российско-украинских отношений.
Говоря об историографической разработанности проблемы, следует
отметить, что литературы по данной проблеме пока сравнительно мало. В
связи с острой политической ситуацией вокруг Крыма в последние годы
актуальность темы исследования чрезвычайно высока, и многие
исследователи обратились к этой теме. Однако большинство работ носят
публицистический характер, не опираясь на конкретные исторические факты,
что в изучении этой проблемы очень важно. Можно назвать только две
основные работы, использованные автором, подробно раскрывающие
проблему затронутой темы. Это книга Федорова А.Б. «Правовой статус
Крыма. Правовой статус Севастополя»2 и книга «Крым – Севастополь –
Россия»3, написанная авторским коллективом союза севастопольских
соотечественников России.
Проблемам Крымской автономии в конце XX в. посвящена
аналитическая статья симферопольского политолога А.А. Форманчука4. В
этой статье уделяется внимание истории развития взаимоотношений между
органами государственной власти Украины и Автономной республики Крым
после распада СССР, а также истории российско-украинских споров по
проблеме принадлежности Крымского полуострова и города Севастополя.
Также отдельного внимания заслуживает статья А.В. Мальгина5.
В аналитической части сборника документов «Россия. Крым и город
русской славы Севастополь»6, следует отметить две статьи: правоведа
Ю.И. Лейбо7 и исследователя В.М. Клеандровой,8 которые юридически
подтверждают тот факт, что город Севастополь никогда Украине не
передавался. Аналогичную позицию в своей работе занимает С. Бабурин,
который показывает, что в момент передачи Крымской области УССР было
нарушено советское законодательство.9
Однако работу нельзя было представить без общих сведений о
геополитике, и роли Крыма в этом отношении. Основная геополитическая
информация черпалась из работ А. Дугина,10 М. Тэтчер,11 З. Бжезинского.12
Так же в исследовании был использован ряд работ,13 которые
затрагивали национальный вопрос, в том числе и крымско-татарский14.
Также важны для работы были материалы из книги С. Горбачева
«Белый город с черной отметиной. Севастополь в третьей обороне».15
Стоит отметить работу А.М Чикина о черноморском флоте16, а также
монографию В. Вишнякова17, посвященную исследованию проблем статуса
Крыма и Севастополя. А также работу под редакцией М. Горшкова18, в
которой представлена информация о черноморском флоте. Отдельно стоит
отметить работу19 украинских авторов Н. Белицер и О. Бодрука о значении
крымского фактора в межгосударственных отношениях Украины и России.
Что касается более современных работ, то на сегодняшний день многие
исследователи написали ряд статей касающихся данной проблематики. Часть
из них опубликована в научном и общественно-политическом журнале
Альманах «Крым»,20 а также в Вестнике Московского университета.21
Однако стоит заметить, что в этих работах в основном речь идет о
современных событиях 2014 г. Авторы этих статей пытаются в правовом
поле доказать законность присоединения Крыма к России. Стоит также
добавить, что в основном их работы носят геополитический и юридический
характер, и при этом авторы данных статей почему-то лишь только в общих
чертах ссылаются на события 1990-х гг., происходящие в Крыму, в России и
на Украине, а основные их доказательства базируются исключительно на
международном праве и на сравнение крымских событий с событиями в
Косово и других похожих случаях. В то же время ряд этих статей посвящено
крымско-татарскому народу.22
Можно предположить, что отсутствие научной литературы, подробно
касающейся вопросов Крыма, связано с тем, что, возможно, многие
исследователи еще работают над данной проблематикой, и вероятно в скором
времени в свет выйдут новые труды по данной теме.
Итак, из обзора литературы видно, что проблема воссоединения Крыма
и Севастополя с Россией в 1990-2000-х годах изучена слабо.
Диссертационных работ23, затрагивающих данную тему, сравнительно
немного – в процессе написания работы автором было обнаружено всего
лишь несколько диссертаций, и то многие из них по своей структуре и
написанию были сильно политизированы. Тем самым, на сегодняшний день
можно констатировать отсутствие специализированного исследования на
заявленную автором тему. А значит, эта работа является первой попыткой
создания комплексного исследования по данной теме, что и составляет
научную новизну исследования.
В процессе написания диссертации были использованы различные
источники по данной теме. Прежде всего, это архивные материалы из
Государственного Архива Российской Федерации. Все использованные
архивные материалы были взяты в фонде Съезда народных депутатов РФ и
Верховного Совета РФ (ф. 10026): дело 82724 из описи 1, содержит
информацию о постановлениях Верховного Совета РФ, связанных с
вопросами изменения статуса Крыма; дело 299525 из описи 1, дает нам
подробную информацию работы Седьмого Съезда народных депутатов РФ
по вопросам Крыма; дело 276726 из описи 1, дало нам информацию о
политической и экономической обстановке в Крыму, о статусе города
Севастополя и положении на Черноморском флоте; а также, дело 415 27 из
описи 5, имеющее важную информацию для нас, содержало сведения о
переговорах государственных делегаций РФ и Украины о Черноморском
флоте. Также в деле 415 28 из описи 5 имелись важные для исследователя
международные акты – Алма-атинская декларация и соглашение о создании
СНГ. Помимо этого в деле 3513 29 из описи 4 имелось множество
постановлений, актов, касающихся Крыма. А в деле 2636 30 из описи 4 были
взяты документы о правовых оценках российской власти разных вопросов,
связанных с Крымом.
В данном исследовании были использованы также нормативно-
правовые акты. Конституции: Конституция СССР 1936 г.31, Конституция
РСФСР 1937 г.32, Конституция УССР 1978 г.,33 Конституция Республики
Крым 1992 г.34 и Конституция Автономной Республики Крым.35 Данные
нормативно-правовые акты помогли разобраться в вопросе о статусе Крыма
и города Севастополь. Эти документальные источники стали значимой
опорой исследования, помогая понять целостную картину происходящего.
Помимо Конституций в работе использованы материалы российского,
украинского и крымского законодательства, международные договоры,
заключённые между Украиной и РФ, Украиной и НАТО, РФ и Крымом, а
также другие документы.
Отдельного внимания заслуживает сборник документов «Россия. Крым
и город русской славы Севастополь»36, в котором собрано огромное
количество документов и материалов по крымской проблематике за период 1783-1996 гг.
Большой информативностью для исследования обладает периодическая
печать. В данной исследовательской работе был использован обширный
список крымских газет, взятых из фондов Государственной публичной
исторической библиотеки: еженедельная газета республиканского движения
Крыма. «Свободный Крым»;37информационный вестник национального
движения крымских татар «Арекет»;38 газета русской партии Крыма «Русская
правда Шувайникова»;39газета Конгресса русских общин Крыма «Российский
Крым»;40газета Союза коммунистов Крыма «Наш Голос»;41 издание агентства
«Информ-Крым» «Республика Крым».42
Помимо этого, Ведомости Верховного Совета СССР43 и Ведомости
Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.44
Стенографический отчет заседания VII сессии Верховного Совета РСФСР,45
и бюллетень стенограммы заседания Государственной Думы РФ46. Газета
«Известия»47 и московский журнал международного права.48
Отдельного внимания заслуживают мемуары и воспоминания
участников происходящих событий,49 в том числе и первых лиц двух
государств.50 Нужно отметить статью «Крымская Автономия – ответ на
вызов исторического периода», автором, которой является Л. Грач.51 Данная
статья содержит воспоминания Л. Грача, который играл огромную
политическую роль в Крыму.
При написании данной выпускной квалификационной работы автором
также использовались в работе материалы интернет-ресурсов, в основном с
сайтов народного фронта «Севастополь – Крым – Россия», сайта
Конституции Российской Федерации и главного правового портала Украины,
где была представлена обширная база правовых документов по статусу
Крыма и многая другая информация.52
Структура работы подчинена поставленными перед автором целью и
задачами. Она имеет введение, заключение, четыре главы, разбитые на 9
параграфов, а также список использованной литературы и источников.
Первая глава посвящена рассмотрению исторических причин
возникновения крымской проблемы конца XX – начала XXI веков, а также
анализу проблемы статуса Крыма и Севастополя.
Во второй главе работы рассматриваются происходящие события в
Крыму в 1991-1993 годах. Взаимоотношение Крыма и Севастополя с
Украиной и Россией, и проводимая политика двух стран в отношении полуострова.
Третья глава посвящена взаимоотношению Крыма с Россией и
Украиной в 1994-1999 годах. А также отдельно крымский вопрос разбирается
в контексте российско-украинских отношений этого периода.
В четвертой главе работы подробно рассматривается вопрос о
крымской автономии в 2000-е годы. Анализируется проводимая политика
Украины и России в отношении Крымского полуострова в 2000-е годы.
Дается анализ крымским событиям февраля-марта 2014 года, которые
привели к воссоединению Крыма и Севастополя с Россией.
Изучение проблемы воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в
1990 – 2000-х годах является важнейшей частью в исследовании новейшей истории России.
История Крыма и России пересекаются разными уровня связями с
древнейших времен и до сегодняшнего дня. Для Российской Федерации
Крымский полуостров представляет особый интерес. Это не только
территория, которая исторически принадлежит ей, но и важнейший
геополитический регион, который играет одну из ведущих политических
ролей в Причерноморье. На территории Крыма базируется Черноморский
флот, а большая часть населения полуострова – этнические русские.
Рассматривая на основе различных документов и источников причины
«крымской проблемы» в качестве одной из главнейших можно обозначить
незаконную передачу Крыма Украинской ССР в 1954 году, нарушающую
тогдашние законы СССР. Второй является искажение руководством Украины
результатов референдума 20 января 1991 года, согласно которому республика
Крым должна была быть восстановлена как равноправный субъект СССР и
участник Союзного договора. Третьей, несомненно, является распад
Советского Союза, в результате которого Крым и Севастополь на долгие
годы остались под управлением Украины.
Следовательно, учитывая все эти моменты, неизбежным выводом
становится то, что на рубеже XX – XXI веков Российская Федерация имела
полное право осуществлять свой суверенитет над Крымом и Севастополем.
Судьба Крымского полуострова, после распада Советского Союза,
складывалась достаточно тяжело. Украинская власть, которая осуществляла
управление над Крымом, игнорировала все сложные исторические,
экономические, культурно-этнические и государственно-правовые аспекты
проблем полуострова.
В 1991 – 1995 годы украинская власть пыталась ликвидировать
политические права и свободы в Крыму, превратить Крым из политической
автономии в административно-территориальную единицу, фактически
управляемую из Киева. Осуществив этот политический шаг украинская
власть в 1996 – 2014 годы усилило «украинизацию» Крыма и делала попытки
полностью ликвидировать автономию с целью превращения Украины в чисто
унитарное государство.
Ко всем этим действиям руководства Украины крымчане в
большинстве своём относились отрицательно. Еще больше жители Крыма
были не довольны проводимой руководством Украины политикой
искоренения всего связанного с Россией. В связи с этим жители Крыма
встали на защиту русских ценностей, в особенности потому что, большая
часть населения полуострова и есть русские. К тому же большинство
жителей Крыма и вся его экономика не могут существовать без России.
Единение с Россией – вот чаяния большинства. Все эти факторы и объясняют
тяготение крымского народа к России.
В то же время на полуострове сложно переплелись, как внутренние, так
и межгосударственные проблемы связанные и с европейской безопасностью,
и с устройством нового мирового порядка на планете. В силу причин
глобального характера, а также значимости расположения Крыма, особый
интерес к нему проявляли международные организации в числе которых
ООН, НАТО, ОБСЕ, которые были способны повлиять на происходящие
политические процессы. Эти геополитические процессы были направлены
против России, и Россия не могла просто так смотреть на происходящее.
Однако реакция российских властей на крымскую проблему была
неоднозначна. В 1992 – 1993-х годах в политическом кругу России
существовало две позиции по крымскому вопросу. Первая, позиция
законодательной власти РФ – осуществление попыток восстановления
российского суверенитета над Крымом и Севастополем. Вторая, позиция
исполнительной власти РФ – практически игнорирование крымской
проблемы, уступки Украине в этом вопросе.
Эти позиции были диаметрально противоположными, но правильной с
точки зрения государственных интересов была позиция Верховного Совета
РФ, который в 1992 – 1993-х годах предпринимал решительные действия для
того, чтобы вернуть Крым и Севастополь в состав России. Юридически это
было возможно, но разгон Верховного Совета РФ в октябре 1993 года сорвал
возможность возвращения Крыма в состав России.
С 1994 года по февраль 2014 года до отстранения президента Украины
Виктора Януковича, Россия фактически занимала выжидательную позицию,
и крымская проблема на государственном уровне практически не
поднималась за исключением вопросов связанных с Черноморским флотом.
Связанно это было с тем, что руководство России в этот период хотело
наладить отношения с Украиной, чтобы совместно развиваться. Однако
вектор политики Украины был направлен на Запад.
Произошедший политический кризис на Украине в ноябре 2013 года и
государственный переворот показал российскому руководству то, что
настало время для решения крымской проблемы. С этого момента Россия
заняла твёрдую позицию по крымскому вопросу, соответствующую
государственным интересам: необходимости защиты русскоязычного
населения и присоединения Крыма и Севастополя к России.
Жители Крыма вновь выступили с идеей проведения референдума,
чтобы осуществить свое законное право – право народа на самоопределение.
Как и в 1990-х годах подавляющие большинство жителей полуострова
высказалось за присоединение к России, но на этот раз российские власти
услышали крымчан, и пошли им навстречу. Итогом стало возвращение
Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации посредством
референдума в марте 2014 года, что явилось закономерным историческим
процессом, к которому население Крыма шло все годы с момента распада
Советского Союза.
Неопубликованные источники
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).
Ф. 10026. Документы Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.
Опись 1. Д. 152, Д. 827, Д. 2767, Д. 2995.
Опись 4. Д. 1220, Д. 2636, Д. 3513, Д. 3516.
Опись 5. Д. 415.
Опубликованные источники
Нормативно-правовые акты
1. Алма-Атинская Декларация от 21.12.1991 г. // Российская
газета. 1991. 24 декабря.
2. Постановление ВС РФ «О единстве Краснознаменного
Черноморского Флота» от 12.03.1992 г. No2293-1. // ГАРФ. Ф. 10026
Оп. 5. Д. 415. Л. 11.
3. Постановление VII Съезда народных депутатов РФ «О
поручении ВС РФ рассмотреть вопрос о статусе города Севастополя»
от 10.12.1992 г. // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2995. Л. 3.
4. Постановление ВС РФ «О правовой оценке решений
высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса
Крыма, принятых в 1954 г.» от 21.05.1992 г. No 2809-1.// ГАРФ. Ф.
10026. Оп. 4. Д. 2636. Л. 5.
5. Постановление ВС РФ «О продолжении работы по
изучению правовой обоснованности решений Президиума ВС СССР от
19.03.1954 г. и ВС СССР от 26.04.1954 г. о выведении Крымской
области из состава РСФСР» от 06.02.1992 г. No 2292-4. // ГАРФ. Ф.
10026. Оп. 4 Д. 2636. Л. 9.
6. «Обращение ВС РФ к адмиралам, офицерам, старшинам,
матросам, и служащим Краснознаменного Черноморского флота» от
09.07. 1993 г. // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2767. Л. 18.
7. Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. // ГАРФ.
Ф. 10026. Оп. 5. Д. 415. Л. 108‒112.
8. Акт «О провозглашении государственной
самостоятельности Республики Крым» от 09.05.1992 г. // ГАРФ. Ф.
10026. Оп. 4. Д. 3513. Л. 17.
9. Декларация «О государственном суверенитете Крыма» от
04.09. 1991 г. // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 4. Д. 3513. Л. 5‒7.
10. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между
Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г. [Электронный
ресурс] // Народный фронт «Севастополь-Крым-Россия». Режим
доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1997god.htm (дата
обращения: 20.05.2015).
11. Заявление Верховному Совету РФ участников пикета у
здания ВС РФ от 23.05.1992 г.// ГАРФ. Ф 10026. Оп 4. Д. 3516. Л 1.
...