Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование неадаптированных художественных произведений в обучении экстенсивному чтению учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка

Работа №130145

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

английский язык

Объем работы137
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ................................................................................................................... 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АУТЕНТИЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В
СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА .............................................................................. 10
1.1 Методика обучения экстенсивному чтению на иностранном языке ... 10
1.1.1. Соответствие формируемых умений чтения на иностранном языке
требованиям ФГОС ......................................................................................... 11
1.1.2. Подходы к определению понятия аутентичного текста ................. 13
1.1.3. Аутентичные материалы как средство обучения иностранному языку 17
1.1.4. Экстенсивное чтение как один из видов коммуникативного чтения 19
1.1.5. О разграничении понятий экстенсивного, интенсивного и
домашнего чтения ........................................................................................... 21
1.1.6. Обучение экстенсивному чтению художественного произведения 23
1.1.7. Общепедагогические и методические задачи экстенсивного
чтения на иностранном языке ........................................................................ 26
1.1.8. Аудиторная работа с текстом на практических занятиях............... 30
1.1.9. Критерии выбора художественных произведений для
экстенсивного чтения ...................................................................................... 33
1.1.10. Способы включения экстенсивного чтения в программу обучения
иностранному языку ........................................................................................ 38
1.2. Психологические особенности учащихся старших классов школ с
углубленным изучением английского языка ................................................... 40
1.2.1. Старший школьный возраст как период профессионального
самоопределения ............................................................................................. 41
1.2.2. Становление самоопределения личности в старшем школьном
возрасте ............................................................................................................. 43
1.2.3. Формирование эмоциональной культуры обучаемых с помощью
художественного текста.................................................................................. 44
1.2.4. Психологические особенности обучения в гетерогенном
коллективе ........................................................................................................ 46
1.3. Лингвистические особенности современных художественных
произведений....................................................................................................... 48
1.3.1. Современный английский литературный процесс .......................... 48
1.3.2. Особенности языка прозаического и драматического
художественного произведения ..................................................................... 50
Выводы к главе 1 ................................................................................................... 53
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ................................................................................. 55
2.1. Обучение экстенсивному чтению в старших классах школ с
углубленным изучением английского языка – анализ текущей ситуации ... 55
2.1.1. Включение экстенсивного чтения в учебный план школ с
углубленным изучением английского языка ................................................ 56
2.1.2. Преимущества и недостатки использования экстенсивного чтения
на уроках английской литературы и в практическом курсе по
иностранному языку ........................................................................................ 60
2.1.3. Оценка степени важности критериев выбора аутентичных
материалов учителями английского языка и английской литературы ...... 63
2.1.4. Основные критерии выбора художественных произведений
учащимися ........................................................................................................ 67
2.1.5. Психологические особенности старшеклассников и их влияние на
отношение к экстенсивному чтению в процессе изучения английского
языка 72
2.1.6. Сложности прочтения аутентичной художественной литературы
на английском языке по мнению старшеклассников................................... 76
2.2. Материалы, используемые на уроках экстенсивного чтения в старших
классах школ с углубленным изучением английского языка ........................ 78
2.2.1. Рассказы О. Генри ................................................................................. 78
2.2.2. Литературная сказка О. Уайльда ......................................................... 81
2.2.3. Положительный и отрицательный аспект использования коротких
прозаических жанров как материалов для экстенсивного чтения ............. 85
2.2.4. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд .................................................... 87
2.2.5. «Большие надежды» Ч. Диккенс.......................................................... 89
2.2.6. «Пигмалион» Б. Шоу .......................................................................... 92
2.3. Включение современных художественных произведений в уроки
домашнего чтения и английской литературы .................................................. 94
2.3.1. Произведение И. Р. Макьюэна «Sweet-tooth» как материал для
экстенсивного чтения ...................................................................................... 96
2.3.2. Сюжетная линия и особенности композиции произведения ......... 99
2.3.3. Соответствие художественного текста критериям выбора
аутентичного произведения ......................................................................... 101
2.3.4. Этапы работы с текстом произведения .......................................... 105
2.3.5. Использование аутентичной аудиоверсии романа на занятиях ... 108
Выводы к главе 2 .............................................................................................. 112
Заключение ........................................................................................................... 115
Литература .......................................................................................................... 118
Приложение 1 ....................................................................................................... 126
Приложение 2 ....................................................................................................... 132
Приложение 3 ....................................................................................................... 135
Приложение 4 ....................................................................................................... 137

Работа посвящена исследованию проблемы использования
неадаптированных художественных произведений в обучении экстенсивному
чтению учащихся старших классов школ с углубленным изучением
английского языка. В исследовании представлено теоретическое обоснование
необходимости включения экстенсивного чтения в дополнение к основному
содержанию курса английского языка. Уроки домашнего чтения и
английской литературы в старших классах гимназий и лицеев с углубленным
изучением английского языка служат основой для рассмотрения методики
преподавания экстенсивного чтения. Наблюдение за уроками позволяет
проанализировать предлагаемые для прочтения произведения, уровень
языковой подготовки учащихся и используемые упражнения на разных
этапах аудиторного занятия. Анкетирование учащихся применяется для
изучения возможностей использования произведений современной
англоязычной литературы в качестве аутентичного материла и разработки
комплекса упражнений для самостоятельной и аудиторной работы с
современным художественным текстом.
Актуальность работы обусловлена следующими фактами:
1. Необходимость совершенствования методики экстенсивного чтения
неадаптированных художественных произведений для учащихся
старших классов школ с углубленным изучением английского языка
продиктована наблюдающейся в настоящее время тенденцией его
исключения из программы по английскому языку. В качестве одного
из способов актуализации внимания к экстенсивному чтению
предлагается использовать современные художественные тесты.
2. Важная роль экстенсивного чтения в формировании не только общих
учебных умений и навыков, но и лингвистической и
культурологической компетентности обучаемых.
3. Возрастающая доступность аутентичных текстов различных жанров, в
том числе и художественных произведений, и, как следствие,
необходимость подготовки учащихся к прочтению и интерпретации
аутентичного материала.
Предметом исследования является методика организации и
осуществления практических занятий по экстенсивному чтению как элемента
программы по английскому языку в старших классах школ с углубленным
изучением английского языка.
Объектом исследования является обучение экстенсивному чтению
современной аутентичной литературы на английском языке учащихся
старших классов указанных школ.
Цели исследования заключаются в теоретическом и практическом
изучении вопросов, связанных с обучением чтению аутентичных
художественных произведений, в том числе современных, и методической
значимостью их использования при обучении иностранному языку; в
разработке комплекса упражнений, применяемых при аудиторной и
самостоятельной работе с ними.
Задачи исследования
1. Уточнение понятий аутентичный текст, экстенсивное и домашнее чтение;
2. изучение методической литературы, рассматривающей экстенсивное
чтение как средство более полного формирования компонентов
коммуникативной компетенции, в том числе культурологической и речевой;
3. анализ и реферирование научной литературы, посвященной
преимуществам включения экстенсивного чтения в преподавание
иностранного языка;
4. систематизация критериев выбора аутентичных художественных
произведений для использования в аудиторной и внеаудиторной
деятельности, составление единой классификации;
5. наблюдение за ходом практических занятий, где основным видом
деятельности является экстенсивное чтение, а именно рассмотрение
используемых текстов и применения различных видов упражнений на
предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах на уроке;
6. анкетирование учащихся и проведение интервью с целью изучения их
индивидуальных предпочтений в выборе художественных
произведений и выявления степени их осведомленности о современной
английской литературе и основных сложностей, которые возникают
при прочтении материалов на иностранном языке;
7. анкетирование учителей английского языка с целью выявления
критериев выбора аутентичных произведений, которые считаются ими
наиболее важными;
8. статистическая обработка данных анкетирования и интерпретация
результатов интервью.
Теоретической базой для данного исследования послужили
методические труды Гальсковой Н. Д., Щукина А. Н., Дж. Бэмфорда, Р. Дея,
У. Риверс, Д. Нанана, А. Гилмора, Носонович Е. В., Мильтруд Г. П., Д.
Гарднера, Ф. Мишан и др., психологические исследования Зимней И. А.,
Шиянова Е.Н., Котовой И.Б., Локотковой О. Н., Божович Л. И.,
Шадрикова В. Д. и др.
Научная новизна исследования заключается в модернизации методики
обучения английскому языку учеников старших классов школ посредством
включения в курс по экстенсивному чтению текстов эпохи постмодернизма,
которые отражают современное использование языка, в обосновании
необходимости использовать современный аутентичный текст
художественного функционального стиля как средство обучения,
систематизации комплекса упражнений для самостоятельной работы с ним.
Теоретическая значимость настоящей работы состоит в уточнении
методических понятий экстенсивного чтения, домашнего чтения и
аутентичного текста, в построении классификации критериев выбора
аутентичных художественных произведений и рассмотрении их значимости,
выявлении соответствий между критериями, предъявляемыми методистами и
критериями, выдвигаемыми учащимися к выбору художественного произведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
методические рекомендации и разработанные упражнения могут быть
использованы на практических занятиях по домашнему чтению и английской
литературе в старших классах школ или на практических занятиях в высших
учебных заведениях.
Методы исследования определены задачами, материалом и общим
направлением работы. Основными методами исследования являются
изучение и анализ научной литературы в области методики обучения
иностранным языкам, лингвистики и психологии. Для написания
практической части исследования применялись такие методы как
наблюдение, анкетирование и интервью. Также в работе применялся
описательно-классификационный метод, предполагающий обобщение и
интерпретацию результатов наблюдения. При обработке результатов
анкетирования и интервью применялся статистический метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения. Во введении определяются цель, задачи,
новизна, практическая значимость, объект и методы проведенного анализа. В
первой главе (теоретической) уточняются определения неадаптированного
(аутентичного) художественного произведения и экстенсивного чтения,
систематизируются критерии, предлагаемые методистами для выбора
аутентичного материала, рассматриваются психологические характеристики
учащихся старших классов средней школы, лингвистические особенности
аутентичного художественного текста. Следующая глава носит теоретическо-
практический характер. В ней анализируется работа с аутентичным
художественным тестом на уроке по английскому языку и английской
литературе, существующие подходы к оформлению содержания курса
экстенсивного чтения, исследуются выбранные тексты на предмет их
соответствия сформулированным критериям. В приложении представлены
список вопросов анкетирования и интервью учащихся старших классов
школ, план анализа практических уроков по экстенсивному чтению, а также
комплекс упражнений для самостоятельной и аудиторной работы с выбранным текстом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном диссертационном исследовании рассмотрены возможности
использования неадаптированных художественных произведений на
занятиях по экстенсивному чтению в старших классах школ с углубленным
изучением английского языка. В ходе данного исследования были изучены
теоретические предпосылки использования аутентичных материалов в
старших классах, а также обзорно рассмотрены лингвистические
особенности художественного текста прозаического и драматического
жанров. Психологическим особенностям учащихся старших классов уделено
особое внимание, так как одной из целей настоящего исследования являлось
выявление особенностей художественных текстов, которые интересны
рассматриваемой категории учащихся. Психологические факторы
признаются важными для организации практического занятия экстенсивного
чтения, в частности, для определения тематического содержания материалов
в соответствии с интересами учащихся.
На основе работ А. Гилмора, Ф. Мишан, Г. П. Мильтруд и др. были
проанализированы основные характеристики понятия аутентичного текста,
систематизированы параметры, которые позволяют считать текст
аутентичным. В ходе исследования разграничены понятия экстенсивного,
интенсивного и домашнего чтения. В качестве основного различия
экстенсивного и домашнего чтения принимается тот факт, что экстенсивное
чтение – это вид речевой деятельности, предполагающий прочтение текста
большого объема с направленным вниманием на понимание главной мысли
текста, в то время как домашнее чтение – это форма организации учебного
занятия, где основным видом деятельности выступает данная форма чтения.
Значимость экстенсивного чтения при обучении иностранному языку
рассмотрена в двух основных аспектах – общепедагогическом и
методическом. Задачи, решаемые в курсе экстенсивного чтения,
предполагают трансляцию культурного опыта, представляют примеры
поведения в жизненных ситуациях и обеспечивают более совершенное
формирование коммуникативной компетенции, что соответствует
требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Теоретическая литература позволила проанализировать,
систематизировать и дополнить ряд критериев, выдвигаемых к выбору
аутентичных художественных произведений.
Для осуществления практической части исследования были рассмотрены
принципы организации и планирования уроков, что позволило
сформулировать основные требования, предъявляемые к методике
проведения урока, и разработать комплекс упражнений, соответствующий
определенному этапу работы с художественным произведением. Основным
методом настоящего исследования являлось наблюдение за методикой
организации практических занятий по иностранному языку, где ведется
работа над экстенсивным чтением. Основной целью наблюдения за
реальными уроками домашнего чтения и английской литературы в школах
являлось выявление доминирующих видов активности на уроке и типов
упражнений, которые используются для развития лексических и
грамматических навыков и которые наиболее интересны учащимся.
Наблюдение за практическими занятиями по домашнему чтению и
английской литературе позволило проанализировать также методическую
значимость используемых произведений и отношение к ним как учителей,
так и учащихся. Исследование также позволило выявить, что экстенсивное
чтение как вид речевой деятельности на иностранном языке исключается из
программы в абсолютном большинстве школ несмотря на то, что это
противоречит эффективному формированию умений, сформулированных в
федеральном образовательном стандарте. Анализ эмпирических данных,
полученных в результате наблюдения и анкетирования, показывает, что
учащиеся заинтересованы в чтении художественных произведений при
условии, что языковая сложность текста соответствует их уровню языковой
подготовки, что сюжет художественного текста интересен (содержит
элементы интриги, столкновения нравственных позиций и размышления).
Используемые тексты произведений являются традиционными
материалами для домашнего чтения и активно применяются на протяжении
нескольких десятилетий. Необходимость обращения к текстам современной
литературы, способствовала изучению текстов современной художественной
литературы на предмет их соответствия методическим критериям и
пожеланиям учащихся. В результате был выбран текст английского писателя
И. Р. Макьюэна “Sweet-tooth”. Осуществленный эмпирический сбор данных
и реферирование методической литературы позволило разработать к нему
комплекс упражнений.
Таким образом полагаем, что цели работы, состоящие в теоретическом и
практическом изучении вопросов, связанных с обучением чтению
аутентичных художественных произведений, в том числе современных; в
разработке комплекса упражнений, применяемых при аудиторной и
самостоятельной работе с ними достигнуты. Настоящее исследование не
исчерпывает круга проблем, связанных с обучением экстенсивному чтению
учащихся старших классов школ. Перспектива дальнейшей работы
представляется нам в практической апробации применения современной
литературы на уроках иностранного языка, в теоретической разработке и
выявлении преимуществ и недостатков использования экстенсивного чтения
как исключительно дополнительного внеклассного вида деятельности, в
изучении путей оптимизации программы домашнего чтения и ее
систематического обновления в зависимости от группы учащихся, в
теоретическом обосновании использования аудирования как дополнения к
экстенсивному чтению для повышения мотивации и параллельного развития
комплексных аудитивных умений.


1. Аничкина Н. В., Формирование самостоятельности старшеклассников как
одно из условий воспитания компетентного читателя-школьника, Вестник
Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, No34, 2012.
2. Бароненко Е. А., Белова, Л. А., Креативная иноязычная дидактическая
среда как одна из форм развития коммуникативной компетенции,
Филологические науки: Вопросы теории и практики, No 6, Грамота, 2016.
3. Бим И. Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных
программ. – М.: 1999.
4. Бородина В.А., Читательская деятельность, Теоретический аспект,
Психология чтения и проблемы типологии читателей. Сб. науч. тр., Л., 1984.
5. Борщева В. В., Организация программы экстенсивного чтения как
механизм развития учебной автономии учащихся в процессе изучения
иностранного языка, Rhema.Рема, No1, 2015.
6. Варламова Л. А., Особенности социального интеллекта современных
школьников, Филологические науки: Вопросы теории и практики, No 7
(61), Грамота, 2016.
7. Вершинин С. И., Педагогические основы формирования у школьников
готовности к принятию решения о профессиональном выборе, дис. ...д.
пед. наук: 13.00.01, М., 1997.
8. Воронцов А. В., Чтение как социальная проблема, Universum: Вестник
Герценовского университета, No 11, 2009.
9. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам:
Пособие для учителя, М.: АРКТИ, 2003.
10. Гальскова Н. Д., Гез, Н. И., Теория обучения иностранным языкам,
Лингводидактика и методика, учеб. пособие для студентов ун-тов и фак.
ин. яз., М.: Академия, 2006.
11. Головина Н. П., Формирование дискурсивной компетенции у учащихся
старших классов в процессе обучения репродукции и продукции
иноязычных письменных текстов: школа с углубленным изучением
английского языка, дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02, СПб, 2004.
12. Гончарова И. А., Кретинина Т. В., Текст в фокусе иноязычного
образования, Педагогика: Вопросы теории и практики, No 4, Грамота, 2016.
13. Гусева Л. С. Взаимодействие читательской и зрительской деятельности
на уроках литературы как средство повышения интереса к чтению,
Молодой ученый, No1.1, С. 9-11, 2017.
14. Данилова Е. Л. Особенности межличностных отношений в студенческой
группе, Актуальные вопросы современной психологии: материалы
междунар. науч. конф., Челябинск, Два комсомольца, 2013.
15.Душкова Н. Н., К вопросу о мотивации обучения иностранному языку в
средней школе, Rhema.Рема, No2, 2009.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ