ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Стресс как предмет исследования.
1.1.1. Функциональное значение стресса
1.1.2. Сущность стресса.
1.1.3. Психологическая напряженность.
1.1.4. Тревожность и эмоциональная реакция. Формирование «угрозы».
1.2. Специфика стрессов на стоматологическом приёме.
1.2.1. Причины стрессового состояния пациентов.
1.2.2. Признаки эмоциональной напряженности.
1.2.3. Основные стрессорные факторы на стоматологическом приеме
1.2.4. Влияние СТ на взаимодействие пациента с врачом-стоматологом
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Клиническое исследование и психологическое исследование
2.2. Описание методик диагностики психологического состояния
2.2.1. Тестирование по Спилбергеру – Ханину
2.2.2. Тестирование по шкале стоматологической тревожности Кораха DAS........... 22
2.2.3. Определение доминантного фактора тревожности пациентов
2.3. Определение стоматологического статуса
2.4. Методика статистической обработки данных
2.4.1. Методика вычисления критерия корреляции Пирсона
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Результаты тестирования пациентов по ситуативной и стоматологической
тревожности.
3.1.1. Результаты тестирования по системе Спилберга-Ханина
3.1.2. Результаты тестирования по методике оценки стоматологической
тревожности Кораха (DAS).
3.2. Результаты определения доминантного фактора тревожности
3.2. Результаты определения стоматологического статуса пациентов
3.2.1. Результаты определения индекса КПУ.
3.2.1. Результаты определения индекса КПИ.
3.3. Результаты изучения влияния уровня ситуативной стоматологической тревожности
на стоматологический статус пациентов.
3.3.1. Теоретический расчет критерия корреляции Пирсона для определения наличия
связи между уровнем стоматологической тревожности и показателями индекса КПУ.
3.3.2. Персональный анализ уровня тревожности и показателей индекса КПУ. .......... 383
3.3.3. Теоретический расчет критерия корреляции Пирсона для определения наличия
связи между уровнем стоматологической тревожности и показателями индекса КПИ.
3.3.2. Персональный анализ уровня тревожности и показателей индекса КПИ. .......... 41
ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Заключение
3.2. Выводы.
3.3. Практические рекомендации.
Список литературы
Многочисленные исследования (Д.Б. Анискин, Г.А. Аминев, Л.И. Ларенцова, Ю.М. Максимовский, М.Г. Пшенникова, М.Н. Пузин, Е.Д. Соколова, Р.А. Хасанов и др.) показывают, что для многих людей стоматологическое вмешательство сопровождается значительным эмоциональным стрессом. Неоднократное посещение стоматологов в течение длительного времени может привести к хроническому стрессовому состоянию [18, 22]. Такие пациенты требуют повышенного внимания со стороны врача-стоматолога.
Тревожность и стресс вызывают не только психологические, но и общесоматические изменения, влияющие на организм человека. Например, на фоне стресса происходит расширение сосудов, что снижает время действия местных анестетиков, а это непосредственно влияет на работу стоматолога с пациентом.
Чаще в профессиональном сообществе принимается к обсуждению тема стресса на детском приеме, однако, посещение врача-стоматолога является стрессогенным фактором не только для маленьких пациентов, но и для взрослых людей. Таким образом, данное исследование направлено на актуализацию темы психологической тревожности у взрослого населения, а также поиска путей преодоления дискомфорта, вызванного стрессом.
Тема дентофобии и помощи стоматологическим больным в преодолении стресса является одной из наиболее важных в повседневной деятельности любого врача, что определило актуальность данного исследования.
Цель работы: изучение влияния стрессовых факторов на стоматологический статус пациентов.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить стрессорные факторы на стоматологическом приёме;
2. определить оптимальные методы оценки психоэмоционального состояния пациентов;
3. определить взаимосвязь между ситуативной тревожностью на приеме и стоматологическим статусом пациентов.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают:
субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн и др.); ресурсный подход (М. Селигман, А. Бандура, Э. Фрайденберг, Д.А. Леонтьев и др.); теория сохранения ресурсов (С. Хофболл); теория стресса (Г. Селье); теория гомеостаза (У. Кеннон); теория экспериментального невроза (И. Павлов); феномен «трофического» действия (Л. Орбели); теория эмоционального реагирования (Э. Геллгорн) .
Теоретическая значимость:
1. получение данных, позволяющих судить о взаимосвязи стрессорных факторов и уровня тревожности пациентов с их стоматологическим статусом;
2. рассмотрение особенностей СТ и ЛТ, возникающей у пациентов на стоматологическом приеме;
3. определение доминантных стрессорных факторов, влияющих на пациентов.
Практическая значимость:
1. выявление оптимальных методов оценки психоэмоционального статуса пациента с целью его коррекции и учета личных особенностей на стоматологическом приеме;7
2. возможность избежать формирования хронического стрессового состояния и устойчивого негативного стереотипа со стороны пациентов;
3. при внедрении в практику полученного результата, возможно снижение показателей стоматологических диагностических индексов (КПУ, КПИ и др.) вследствие снижения тревожности стоматологических пациентов.
Целью настоящего исследования являлось изучение влияния стрессовых факторов на стоматологический статус пациентов. В задачи входило изучение теоретических основ стрессорных факторов, определение оптимального метода анализа психоэмоционального состояния пациентов, а также выявление корреляции между уровнем тревожности и распространенностью патологических процессов в полости рта.
В работе приняли участие 60 студентов в возрасте от 20 до 25 лет.
Исследование состояло из клинического обследования пациентов и оценки их психологического статуса. Клиническое обследование заключалось в осмотре полости рта и определении индексов КПУз и КПИ.
Психоэмоциональный статус определяли путем анкетирования. Для каждого пациента была составлена анкета, состоящая из 3 блоков: тест по методике Спилберга-Ханина, определяющий СТ, стоматологическая шкала Кораха, а также опросник по доминантным факторам тревожности.
Статистический анализ данных проводился при помощи программ Statistica (Statsoft-Russia) и MS Office Exel.
Далее при помощи сервиса «Медицинская статистика» и расчетных формул был выполнен корреляционный анализ по критерию корреляции Пирсона, для определения линейной связи между двумя количественными показателями, а также оценить ее тесноту и статистическую значимость.
Проводилась корреляция между такими показателями как уровень СТ и индекс КПУз, а также уровень СТ и индекс КПИ.
Проведенная обработка результатов анкетирования показала, что, исходя из методики определения СТ по Спилбергу-Ханину, низкий уровень тревожности отмечается у 10% обследуемых. Средней интенсивностью тревожности обладает большинство (66,7%) пациентов.
Высокий уровень СТ, который требует значительной коррекции, проявили 23.3% респондентов.
По анализу шкалы стоматологической тревожности Кораха (DAS) были получены следующие результаты: положительным отношением к лечению обладают 13,3% обследованных пациентов. У 31,7% наблюдается устойчивая нейтральная позиция. Еще 38,3% участников исследования проявляют нейтрально-отрицательную реакцию, но не нуждаются в коррекции. У 16,7% пациентов наблюдается выраженная дентофобия.
После результирования данных, полученных при анализе анкет, содержащих две различные системы определения психоэмоционального статуса (тест Спилберга и шкала Кораха), можно сделать вывод о том, что эти методики сопоставимы, и возможно их применение изолированно друг от друга. Таким образом, на амбулаторном приеме более рационально использование одной из систем.
Также по данным анкетирования было выяснено, какие факторы являются доминантными, среди стрессогенных на стоматологическом приеме. Большинство пациентов 26,7% обозначили, что наиболее значимым стрессорным фактором на стоматологическом приеме для них является трансляция негативного опыта лечения из других сфер медицины на стоматологию. Вторым в рейтинге значимости причин тревожности является чужой отрицательный опыт при стоматологических вмешательствах. Его определили доминантным 23,3% обследованных. 21,7% респондентов определили наиболее важным аспектом стресса личный негативный опыт. Следующим по стрессогенности является медиа-фактор, такой как отрицательное изображение стоматолога в сети Интернет, негативные истории о лечении и общении с врачами, изображенные в кино, мультфильмах и СМИ. Данный фактор наиболее тревожит 9 человек (15%). 13,3% пациентов определяют доминантным фактором ощущение невозможности контролировать ситуацию.
К каждому блоку анкетных данных были сконструированы наглядные диаграммы и графики, позволяющие более легко и точно анализировать информацию.
По данным клинического осмотра были составлены таблицы, отражающие значения индексов КПУз и КПИ. Исходя из показателей индекса КПУз, легкую степень распространенности поражения имеют 16,7% обследованных, среднюю – 51,6%, высокую – 31,7%. По данным индекса КПИ, 35% пациентов имеют риск развития заболеваний периодонта, но без патологических изменений на данный момент. У 43,3% осмотренных имеются признаки легкой степени патологии, 5% имеют среднюю степень, у 1,7% пациентов наблюдаются признаки тяжелой деструкции периодонта.
После составления итоговой таблицы и сопоставления результатов ситуативной тревожности пациентов и их показателей индекса КПУз, был высчитан критерий корреляция Пирсона. Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,69. Данное значение показывает высокий уровень связи, который также является статистически значимым. Для проверки точности статистических расчетов был проведен персональный анализ анкет и данных клинического осмотра. При этом было выявлено, что уровень СТ и значения индекса КПУз действительно взаимосвязаны.
При определении корреляции уровня СТ пациентов и показателей индекса КПИ, достоверно значимой связи не было определено ни математически, ни путем персонализированных расчетов.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень ситуативной тревожности влияет на стоматологический статус пациента, вследствие чего, психоэмоциональное состояние нуждается в анализе, а также, при необходимости, своевременной коррекции.
1. Абаренкова А.М. Проблема адаптации. Стресс и
стрессоустойчивость / А.М. Абаренкова // Интеграция теории,
методологии и практики в современных науках и образовании.
Международная научно-практическая конференция. – Армавир, 2015. – С.
10-15.
2. Анискин Д.Б. Психологический стресс и соматические
расстройства / Д.Б. Анискин // Лечащий врач. – 1998. – №1. – С. 54-56.
3. Арутюнов С.Д. Экспрессия лица как индикатор
эмоционального состояния пациентов на стоматологическом приёме / С.А.
Арутюнов и др. // Российский стоматологический журнал. – 2003. – №1. –
С. 24-28.
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния
тревоги / В.М. Астапов // Психологический журнал. – 1992. – № 5. – С.
111-117.
5. Бойко В.В. Пациент с негативным стоматологическим опытом /
В.В. Бойко // Институт стоматологии. – 2002. – №1. – С. 11-13.
6. Боровский Е.В., Иванов В.С., Максимовский Ю. М.,
Максимовская Л. Н. - Терапевтическая стоматология, Учебник. – М.:
Медицина, 2001 г.
7. Газиева М.З. Стрессоустойчивость личности как предмет
психолого-педагогического изучения / М.З. Газиева // Вестник
Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. –
№4. – С. 317-322.
8. Гревцова Е.А. Диагностика нервно-психического напряжения у
учителей общеобразовательных школ / Е.А. Гревцова // Российский
медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. – 2007.47
9. Гросицкая И.К. Отсроченные визиты к стоматологу и их связь
с личностными особенностями пациента: Автореф. дис. канд.мед.наук. –
М., 2002.
10. Дроздов В.Н. Становление личности будущего врача. – Омск,
2004.
11. Зорян Е.В., Рабинович С.А. Выбор местного обезболивания с
учетом соматического состояния пациента и взаимодействия лекарств.//
Клиническая стоматология. - 2010. - №1. - С.48-52.
12. Игумнов С.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания / С.А.
Игумнов, В.А. Жебентяев. – СПб: Речь, 2011.
13. Йоффе Е. Что думает пациент о вашей практике? / Е. Йоффе //
Новое в стоматологии. – 2000. – №3. – С. 20-24.
14. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология и реабилитация:
история и современность / Б.Д. Карвасарский, Р.К. Назыров, С.А.
Подсадный, Е.И. Чехлатый // Психосоциальная реабилитация и качество
жизни. СПб., 2001. - С. 203-210.
15. Кудрявая Н.В., Анашкина Е.В., Зорин К. В. И др. Психология
для стоматологов. Под ред. проф. Кудрявой H.B. - М.: ГЭОТАР-МЕД,
2007. -С. 360-362
16. Кузнецова О.Б. Возрастные и гендерные особенности
динамики психоэмоционального напряжения и тревожности студентов с
разным уровнем физической активности / О.В. Кузнецова // Педагогикопсихологические и медико-биологические проблемы физической культуры
и спорта. – 2010. – №4. – С. 49-51.
17. Кулакова Т.А. Формироание личности врача – формирование
культуры человека / Т.А. Кулакова, О.В. Антонов, Е.Ф. Литвинович, С.И.
Артюкова. – Омск, 2009.
18. Молчанов А. С. Бихевиористский подход в
образовании//Педагогика и психология в высшем медицинском
образовании: сборник научных статей факультетата педагогического48
образования в высшей медицинской школе.-М.: МГМСУ, 2011. -Ч. 1.-С.
38-47.
19. Нагирнер И.И. Стрессоустойчивость и адаптация:
теоретический анализ понятий / И.И. Нагирнер // Актуальные вопросы
психологии. – 2015. – №8. – С. 51-57.
20. Наенко Н.И. Психология эмоциональных состояний / Н.И.
Наенко. – М., 2013.
21. Овчинникова О.В. Экспериментальное исследование
эмоциональной напряженности в ситуации экзамена / О.В. Овчинникова,
Э.Ю. Пунг // Психологические исследования. 2005. – № 4. – С. 112-119.
22. Петровская Л.В. Результаты сравнительного изучения
психофизиологических факторов, влияющих на осознание (оценку) боли
при проведении терапевтических стоматологических вмешательств / Л.В.
Петровская, Ю.М. Максимовский, Е.В. Зорян // Стоматология. – 2003. –
№2. – С. 15-20.
23. Проскурина Анна Николаевна, Хамерзокова Бэла Нурбиевна,
Зороглян Гоар Амбарцумовна ВЗАИМОСВЯЗЬ
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И УРОВНЯ
КОМПЛАЕНСА У ДЕТЕЙ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ //
Colloquium-journal. 2019. №4 (28).
24. Пшенникова М.Г. Эмоциональный стресс и его роль в
патологии / М.Г. Пшенникова // Патологическая физиология и
экспериментальная терапия. – 2000. – №3. – С. 20-26.
25. Рабинович С.А., Московец О.Н., Сухова Т.В., Нацикова Н. Л.,
Калашникова Н.В. Седация в стоматологии. Что может врач-стоматолог//
Эндодонтия today. - М.,2011. - №2. - С.6-9.
26. Решетова Т.В. Влияние когнитивного стиля на
взаимоотношения врача и больного / Т.В. Решетова // Психологический
журнал. – 1990. – №1. – С. 45-52.49
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.
пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр
ВЛАДОС, 2009. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного
возраста. — 384с: ил. – с. 334.
28. Седова Н.Н. Личность врача как фактор доверия к нему
пациента. – Волгоград, 2000.
29. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М., 1982.
30. Сергеева О.О. Снижение психоэмоционального
перенапряжения и болевой чувствительности больных на
стоматологическом приёме: Автореф. дис. канд. мед. наук. – М., 2001.
31. Сергиенко Е.А., Журавлев А.Л., Проблемы стресса и
выгорания и совладание с ними в современном обществе //М.: ИП РАН,
2011.
32. Серебрякова Т.А. Психология стресса / Т.А. Серебрякова. – Н.
Новгород: ВГИПУ, 2007.
33. Судаков К.В. Эмоциональный стресс: теоретические и
клинические аспекты / К.В. Судаков, В.И. Петров. – Волгоград, 1997.
34. Циркин С.Ю. Характерологические типы личности и стиль
взаимодействия с пациентов в процессе психотерапии / С.Ю. Циркин, М.А.
Кулагина // Российский психиатрический журнал. – 1998. – №2. – С. 44-48.
35. Юдин В.В. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ
предупреждения конфликтов / В.В. Юдин // Конфликтология. Сб. статей. –
М., 2011. – С. 180-205.
36. Bonika J J.// The Management of Pain. – 1990. – Vol. 1. – Р.18
37. Daublander Monica Patient Safety. Local Anesthesia XIII
International Dental Congress on Anesthesia, Sedation, and Pain Control (Kona,
Hawaii, February 29 - March 2, 2012) Annual Session Hawaii. - 2012. - P. 193-
202.
38. McKay D.C., Christensen L.V. // J. Oral Rehabil. – 2008. – Vol. 25.
– №10. – Р. 731-746.50
39. Mott A.E., Grushka M., Sessle B.J. // Dent. Clin. N. Am. – 2003. –
Vol. 37. – №1. – Р. 33-71.
40. Ship J.A., Grushka M. // J. Am. Dent. Assoc. – 1995. – Vol. 126. –
№7. – Р. 843-846
41. Thoma MV, Kirschbaum C, Wolf JM, Rohleder N. Acute stress
responses in salivary alpha-amylase predict increases of plasma norepinephrine.
Biol Psychol. 2012 Aug 28.
Сайты
42. http://medstatistic.ru