ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретический и исторический генезис российской государственной
национальной политики.......................................................................9
1.1 Основы национальной политики и особенности понимания «национального»
в государстве......................................................................................9
1.2 Национальное строительство в Советском Союзе в 20-е – 80-е годы ХХ
века...............................................................................................26
ГЛАВА 2. Новая «старая» Российская национальная политика: стратегия и
результаты......................................................................................44
2.1 Исследование российского этнофедерализма и его роли в укреплении
государственности............................................................................44
2.2 Будущее «российской» нации и новой государственной национальной
политики........................................................................................61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................74
Актуальность темы исследования. Государственная национальная
политика Российской Федерации является одним из самых важных направлений
деятельности органов государственной власти по целому ряду причин:
исторических, экономических, территориальных, административных и
культурных. Актуальность эффективной национальной политики остро возросла
после начала нового этапа в истории российской государственности в 1991 году.
Федеративное демократическое государство, каковым является Российская
Федерация, имеет в рамках своей территории более 180 этнических групп.
Мультиэтничная природа государства закреплена конституционно и
институционализирована в виде особого типа административно-
территориального деления страны, которое, помимо прочего, включает в себя 22
республики, 4 автономных округа и одну автономная область.
От эффективности государственной национальной политики зависит
характер развития государства, его стабильность и устойчивость. Национальной
политикой является, прежде всего, деятельность государства по регулированию
этно-национальных процессов в обществе, согласованию и представлению
интересов этнических групп, сохранению национального согласия и единства.
Непродуманная национальная политика способна раздробить общество и
ослабить государство. Из-за сложной политической обстановки 1990-х годов,
ухудшения социально-экономического благосостояния населения, по причине
разрыва прежних производственных и экономических связей с бывшими
Советскими Республиками, Российская Федерация оказалось в ситуации с целым
рядом трудноразрешимых проблем. Национальная политика советских времен в
этом свете представляет особый интерес для исследования, как и генезис
современной национальной политики.
На фоне катастрофического ухудшения благосостояния населения,
политической нестабильности и других факторов, национальная политика
федерального центра в 1990е годы носила непродуманный и
оппортунистический характер. Не учитывая сложный этно-религиозный аспект,
и традиционно неравномерный уровень развития разных регионов России,
национальная политика и без вышеперечисленных факторов является сложной и
чувствительной сферой социальных взаимодействий. Более того, очень часто
спрогнозировать результаты национальной политики даже самого высокого
качества вызывает затруднения, а последствия, как негативные, так и
позитивные, могут проявить себя через десятилетия.
Одной из относительно старых особенностей российского, а прежде
советского, государства является, как было сказано выше, мультиэтничная
природа населения России (т.н. «многонациональность») и ее
институционализация в виде субъектов федерации, сформированных по
национально-территориальному принципу (национальные республики,
автономные округа, автономная область). В научной литературе такие
государства принято называть этнофедерациями. Этнофедерализм как принцип
административного-территориального устройства, ставший реальностью по
историческим мерка относительно недавно, появился благодаря национальной
политике большевиков в 20е-30е годы прошлого века. Собственно, современное
устройство России, с некоторыми изменениями, это наследие советской
национальной политики, которая требует переосмысления, т.к. этнофедерализм
для Российской Федерации – явление далеко не однозначное.
Одной из особенностей современной национальной политики является
переосмысление характера национального строительства и повышение интереса
к формированию общенациональной идентичности. Российская нация в научном
и государственном дискурсе впервые появилась в 1990-е годы, но прежде
пристального государственного внимания ей не уделялось. Однако, на данный
момент идея формирования общероссийской идентичности является одним из
ключевых аспектов государственной национальной политики и требует
критичного рассмотрения.
Степень научной разработанности. Государственная национальная
политика является одной из самых разработанных, хорошо изученных и
привлекательных тем для исследователей отечественных и зарубежных.
Современная российская национальная политика изучена достаточно хорошо.
Интерес представляют работы следующих ученых: Тишков В. А. –
действительный член РАН, один из ведущих российских этнологов, историков и
исследователей наций и национализма;1 Ачкасов В. А. –доктор политических
наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета,
исследователь этнополитических процессов, феномена миграции в глобальном
мире и международных отношений;2 Фарукшин М. Х. – доктор философских
наук, исследователь российского федерализма, национализма и этничности;3
Миллер А. И. – доктор исторических наук, профессор ЕУСПб, публицист и
исследователь истории национальной политики России советского и имперского
периодов;4 Малахов В. С. – доктор политических наук, исследователь
национализма как политической идеологии, мультикультурализма и
национального суверенитета;5 Абдулатипов Р. Г. – доктор философских наук,
действительный член РАЕН, российский государственный и политический
деятель специалист в области национальных отношений, культурологии и
истории;6 Вдовин А. И. – доктор исторических наук, действительный член
Академии гуманитарных наук, исследователь советской и российской
национальной политики;7 Межуев В. М. – доктор философских наук, главный
научный сотрудник Института философии РАН, культуролог, историк, автор
ряда работ по национальному вопросу в России;1
Зарубежный опыт исследования национальной политики, наций и
этничности представляет не меньший интерес. Можно отметить труды
конструктивиста Б. Андерсона – британского политолога и социолога,
исследователя национализма;2 Э. Геллнера – социального антрополога,
теоретика и критика национализма;3 Р. Брубейкера – американского профессора
социологии, исследователя этничности и национализма;4 Д. Хоскинга –
британского русиста, советолога, специалиста по истории России 16-20 вв.;5 Э.
Смит – британский социолог и профессор Лондонской экономики и
политических наук, автор междисциплинарного направления исследования
национализма - этносимволическая школа;6 Э. Хосбаум – британский историк,
автор исследовательских работ о нациях, национализме, европейской политике;7
Выдвигаемая гипотеза. Современная национальная политика Российской
Федерации уходит корнями в советскую и имеет с ней общие черты.
Этнофедерализм, как наследство советской национальной политики, обладает
конфликтным потенциалом и играет роль неоднозначного фактора в развитии
современного российского государства. Конфликтный потенциал национально-
территориальных образований не будет исчерпан при сохранении текущего
курса национальной политики государства. Проблема же данного курса в
отсутствии новейших механизмов по предотвращению роста этнонационализма
и в закрепившейся неформальной практике решении конфликтов между
федеральными элитами и этнократическими руководствами ряда регионов.
Помимо этого, в проводимой национальной политике существует явное
противоречие между созданием новой гражданской идентичности с сохранением
локальных этнополитических особенностей. Российская нация, как
политическая общность, обладающая субъектностью (т.е. возможность
самостоятельно решать свою судьбу), проект труднореализуемый по целому
ряду причин, начиная с политических и практических, заканчивая социокультурными.
Объект, предмет исследования. Объектом исследования выступает
национальная политика Российской Федерации на современном этапе.
Предметом исследования является: характер развития современных
межнациональных отношений и проблемы формирования общероссийской
национальной идентичности.
Методологической основой исследования является исторический,
сравнительный, и системный подход по отношению к объекту изучения.
Цели и задачи исследования. Гипотеза подтвердится при достижении
основной цели исследования: изучение основных проблем национальной
политики Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Внести терминологическую ясность, представить и проанализировать
основные теоретические подходы к пониманию «национального» и
«этнического» в государстве;
2. Проследить историю национального государственного строительства в
СССР в 20х – 80х годах ХХ века;
3. Выявить особенности отечественного этнофедерализма и определить его
роль в деле развития российского государства;
4. Выяснить перспективы создания российской гражданской нации,
проблемы, возникающие на пути ее формирования.
Практическая значимость. Успешное решение любой проблемы
начинается с ее определения и осознания. Таким образом, практическая
значимость исследования национальной политики России заключается в
выявлении и тщательном изучении актуальных проблем на одном из важнейших
направлений деятельности государства, от эффективности которого зависит его
благополучие и устойчивое развитие.
Структура исследования. Исследование состоит введения, двух глав по
два параграфа в каждом, заключения и списка использованной литературы. В
первой главе исследования рассматриваются теоретические подходы к
пониманию национальной политики государства, «национального» и
«этнического» факторов; выстраивается краткая история советской
национальной политики с изучением генезиса этнофедерализма и феномена
советской нации. Вторая глава посвящена: анализу сущности современного
российского этнофедерализма и выявлению его роли в развитии государства;
феномену российской нации и прогнозированию будущего национальной политики в России.
В заключении можно констатировать, что гипотеза исследования
подтвердилась. На основании изученной литературы можно сделать вывод о
высоком уровне разработанности проблематики национальной политики как
отечественными исследователями, так и зарубежными. Качество и
эффективность национальной политики напрямую определяет настроение в
обществе, его единство и мобилизационный потенциал, а концептуальное
понимание «национального» и «этнического» факторов влияет на характер
межэтнических отношений и на уровень согласия по важнейшим аспектам
общественно-политической жизни государства. В силу того, что Россия на
современном этапе проходит множественные трансформации во многих
отраслях своей жизнедеятельности, важность научного подхода к пониманию и
формированию взвешенной и продуманной национальной политики резко
возрастает. Дальнейшее углубление теоретических и практических знаний о
национальной политике является одной из самых актуальных задач для
отечественной науки на современном этапе.
В прошлом веке российская государственность претерпела несколько
радикальных катаклизмов, отразившихся на характере современного
государственного строя, на общественном укладе и на других важных аспектах
нашей жизни, в том числе на межэтнических отношениях, национальной
идентичности и многом другом, связанном с национальным вопросом. В ходе
исследование была рассмотрена специфика национальной политики,
межэтнических взаимоотношений Советской эпохи, выявлены характерные
особенности современного российского этнофедерализма и его влияние на
целостность российского государства. Помимо этого, дана оценка современной
парадигме развития межнациональных отношений и укрепления национального
единства посредством формирования общероссийской гражданской идентичности.
Один из выводов исследования заключается в тезисе, о недостаточной
продуманности советской стратегии развития национальной политики. С
момента образования Советского государства в его основание была заложена
опасная практика поощрения дробления страны на многочисленные
национально-территориальные субъекты. Сложная иерархия из республик и
автономий разных уровней отозвалась эхом и для Российской Федерации в
момент обретения суверенитета над территорией бывшей РСФСР. Навязывание
этничности в всесоюзном масштабе привело к тому, что в головах даже наших
современниках прочно закрепилась этноцентричная модель восприятия
общественных отношений. В связи с этим, возникают определенные трудности
с концептуальным понимаем того, что есть политическая нация и как она может
быть сформирована в таком мультиэтничном государстве, как Россия.
Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025
года, как нормативно правовой документ, сделала большой рывок по сравнению
с предыдущими государственными постановлениями, касающихся данной
проблематики и явила собой концептуально новый этап в развитии
государственного регулирования этно-национальными процессами в России.
Однако, в реализуемой национальной политике существует явное противоречие
между созданием новой гражданской идентичности и сохранением локальных
этнополитических образований. Непоследовательность и необдуманность
данного курса может привести к непредвиденным последствиям. Ведь на данный
момент становится все очевидней, что реформирование субъектов, выстроенных
по национально-территориальному принципу, и изменение характера их
взаимоотношений с федеральным центром в недалеком будущем станет
актуальным вопросом в политической жизни России.
1. Абдулатипов Р. Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации
(концепции, практика, реализация, перспективы). – М.: Классикс Стиль, 2007. – 552 с.
2. Алексеев Н. Н. Советский федерализм. Евразийский временник. Книга 5.
— Париж, 1927. — С. 240–261.
3. Ален А. Национализм – федерализм – демократия. Пример Бельгии. –
Лёвен: Ин-т Центральной и Восточной Европы, 1994. – 204 с.
4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и
распространении национализма / «Кучково поле», 2001. — 288с.
5. Ачкасов В. А. Конфликтный потенциал этнофедерализма // ПОЛИТЭКС.
Политическая экспертиза. Изд. СПб. университета. 2008. Т.4. No 2. Стр. 27-43.
6. Ачкасов В.А. Политика идентичности мультиэтничных государств в
контексте решения проблемы безопасности. Монография // СПб.: Изд-во Санкт-
Петербургского университета. 2012. – 232 с.
7. Биллиг М. Нации и языки // Логос. 1995. No 4 (49). С. 60-86.
8. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и
истории). - М., 1981. - 390 с.
9. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. 412 с.
10. Брубейкер Р. Именем нации: размышления о национализме и патриотизме
/ Мифы и заблуждения в изучении национализма. М.: Новое издательство, 2010. — 426 с.
11. Бугай Н. Ф., Гонов А. М. Кавказ: народы в эшелонах (20 – 60-е годы). - М.:
Инсан, 1998. - 368 с.
12. Вдовин А. И., Зорин В. Ю., Никонов А. В. Русский народ в национальной
политике: ХХ век. М.: Русский мир, 1998. - 444 с.
13. Вдовин А.И. Русские в ХХ веке. Трагедии и триумфы великого народа /
А.И. Вдовин. — М.: Вече, 2013. — 624 с.
14. Волкогонов Д.А. Сталин. Политический портрет. В 2-х книгах. — М.:
Новости, 1992. — 704 с.
15. Гаман-Голутвина О. В. После империи: Особенности формирования
постсоветского политического класса // Независимая газета. 2007. No 3 (74).
...