АННОТАЦИЯ .................................................................................................................. 2
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................... 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КАРЬЕРНОГО
НАМЕРЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ АВТОНОМИИ ........................................................ 11
1.1. АВТОНОМИЯ И САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ : ТЕОРИЯ Э. Д ЕСИ
И Р. РАЙАНА ..................................................................................................................... 11
1.1.1. Теория самодетерминации .................................................................................. 11
1.1.2. Применение теория самодетерминации в организационном контексте ........ 29
1.1.2. Применение теории самодетерминации в сфере детско-родительских
отношений: поддержка автономии со стороны родителей ........................................ 32
1.1.4. Применение теории самодетерминации в сфере образования ........................ 34
1.1.5. Применения теории самодетерминации в разных культурных контекстах ... 37
1.2. КАРЬЕРНОЕ НАМЕРЕНИЕ ............................................................................................ 39
1.2.1. Безграничная карьера и традиционная организационная карьера .................. 39
1.2.2. Концепция “Предпринимательство, Профессионализация, Лидерство (ППЛ)
карьер” Чана (The EPL framework Chan) ..................................................................... 42
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ................................. 49
2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .................................................. 49
2.2. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ...................................................................... 50
2.3. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................................... 51
2.4. МАТЕМАТИКО - СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ............................ 55
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ .................... 57
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОВЕРКИ СТАТИСТИЧЕСКИХ
ГИПОТЕЗ ........................................................................................................................... 57
3.2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ......................................................... 71
ВЫВОДЫ........................................................................................................................ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................. 74
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................ 76
Актуальность исследования. Драматические изменения в организации
работы возникли по мере перехода стран от сельскохозяйственных /
промышленных экономик к экономике, основанной на знаниях, ориентированной
на рынок и обслуживание. С 1970-х годов в западных странах , а с 1980-х во
Вьетнаме (после экономической эволюции) исследователи признали переход от
объективной линейно-выстроенной карьеры, определяемой как трудоустройство
фиксированным карьерным путём в организации к субъективному разнообразию
карьеры (Hall, 1976, 1996, 2002) или безграничной карьере ( Arthur, 1994; Arthur &
Rousseau, 1996), котор ая ориентирована на личные ценности, собственные
интересы, профессиональны е аттитюды, приводящие к большей мобильности и
перспективам карьерного роста в течение всей жизни. Эти изменения в структуре
экономики приводят к изменениям требований работодателей к своим работникам.
Чтобы быть успешными, работникам не только надо иметь глубокие и широкие
профессиональные знания, но и умение обновлять и применять свои знания в
качестве предпринимателей, и также руководить и управлять организациями.
С другой стороны, для многих людей в развитых странах карьера – не просто
профессия или занятие, ее значение – приобретение жизненного опыта,
переживаний, уроков в чтении всей жизни (см. Savickas, 2002; Super, 1957, 1980).
Выбирая работу, профессию или занятие, обусловленн ые возможностями и
ограничениями окружающей среды , личными устремлениями (в том числе
мотивациями, эффективностью и намерениями), способностями и опытом ,
молодежь сегодня рассчитывает развивать карьеру на протяжении всей жизни.
Исследования взаимосвязи личностных характеристик и мотивации для
различных позиций в организации имеют давнюю традицию ( McClelland, 1961;
Miner, 1976). В настоящее время они дополнились исследованиями новых
конструктов, такими как “мотивация лидерства (руководства)” Chan и Drasg ow
(2001), а также исследованием намерений в отношении п редпринимательская,
профессиональной и менеджерской карьеры ( Chan и др ., 2012). Используя эти
новые операционализации, исследование Чана и соавторов показало, что молодые
люди (студенты) имеют различную степень склонности к п редпринимательской
деятельности, организационному руководству и выполнению роли специалистов-
профессионалов. В тоже время, следует учитывать, что молодые люди
социализируются в семейной и образовательной среде, и поэтому испытывают
влияние семейного и образовательного контекста при выборе карьеры.
В своей работе, мы хотим рассмотр еть роль характеристик семейного и
образовательного контекста во взаимосвязи с личностными характеристиками
респондентов в формировании карьерных намерений студентов. Исследуются
личностные характеристики, карьерные намерения студентов, роль поддержки
автономии в семейной и образовательной среде для формирования карьерных
намерений студентов.
Целью исследования является изучение роли поддержки автономии в
семейной и образовательной среде в формировании карьерного намерения
вьетнамских студентов.
Объект исследования: вьетнамские студенты, обучающиеся в разных
университетах Вьетнама.
Предмет исследования: карьерные намерения и факторы, вл ияющие на его формирование.
Гипотезы исследования:
Гипотеза 1: Поддержка автономии в семейной среде будет позитивно связана
с интегральной (предпринимательство, профессионализация, лидерство - ППЛ)
мотивацией, интегральным (предпринимательство, руководство,
профессионализация) намерением и интегральной (предпринимательство,
руководство, профессионализация) эффективностью в отношении выбранной специальности.
Гипотеза 2: Психологический контроль в семейной среде будет негативно
связан с интегральной мотивацией, интегральным намерением и интегральной
эффективностью в отношении выбранной специальности.
Гипотеза 3: Поддержка автономии в образовательной сфере будет позитивно
связана с интегральной мотивацией, интегральным н амерением и интегральной
эффективностью в отношении выбранной специальности.
Гипотеза 4а: Предиктором карьерного намерения является поддержка
автономии в семейной и образовательной среде, и медиаторами – личностные
характеристики (экстраверсия, согласие/ д оброжелательность, сознательность,
нейротизм и открытость к новому опыту).
Гипотеза 4б: Предикторами карьерного намерения являются личностные
характеристики (экстраверсия, согласие/доброжелательность, сознательность,
нейротизм и открытость к новому опыту), и медиатором – поддержка автономии в
семейной и образовательной среде.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании решаются
следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы карьерного намерения и
автономии в рамках теории самодетерминации по литературным источникам.
2. Сравнить и выявить различия в карьерном намерении –
предпринимательству, руководству (лидерству), профессионализации у
студентов разных специальностей.
3. Провести эмпирическое исследование восприни маемой студентами
поддержки автономии в семейной и образовательной среде и ее связи с
карьерным намерением.
4. Выявить роль психологического контроля родителей в формировании
карьерного намерения.
5. Выявить взаимосвяз и между личностными характеристиками , поддержкой
автономии в семейной и образовательной среде и карьерным намерением.
Выборка. В исследовании приняли участие 203 студентов разных профил ей
(гуманитарных, экономических, технических и естественных наук) разных
университетов во Вьетнаме. Из них : 137 женщин, 66 мужчин, в возрасте от 19 до 23.
Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных
задач были использованы следующие методики:
— Опросник карьерного намерения Чана (EPL Career Aspiration
Questionnaire) (версия для университетских студентов публикована Chan,
Ho, Chernyshenko, Bedford, Uy, Gomulya, Sam & Phan, 2011);
— Шкала воспринимаемой поддержки автономии в семейной среде
(Perceived Parental Autonomy Support Scale (P-PASS) (Mageau, G. A.,
Ranger, F., Joussemet, M., Koestner, R., Moreau, E., & Forest, J., 2015);
— Шкала воспринимаемой поддержки автономии в образовательной среде
(The Learning Climate Questionnaire) Williams, G. C., & Deci, E. L.,1996);
— Пятифакторный опросник личности (The Mini-IPIP, a 20-item short form of
the 50-item International Personality Item Pool — Five-Factor Model measure,
Goldberg, 1999);
— Анкета, разработанная автором.
Методы мате матико-статистической обработки. Для статистической
обработки результатов исследования и проверки статистических гипотез
использовались описательная статистика, метод сравнения средних, ANOVA
однофакторный дисперсионный анализ, метод корреляции, метод линейной
регрессии и метод анализа промежуточных переменных. Статистическая обработка
данных осуществлялась с помощью компьютерных программ Excel и SPSS Statistic 22.
Ключевые сло ва: автономия, теория самодетерминации, личностные
факторы Большой пятерки, карьерное намерение, лидерство, предпринимательство,
профессионализация, семейная среда, образовательная среда.
Результаты данного исследования имеют и научную и практическую
значимость. Что каса ется теории, результаты подтверждают применение теории
самодетерминации в сфере детско -родительских отношений, в образовании и в
организационном контексте. Подробнее, результаты подчеркивают важность
поддержки автономии, даже в контексте вьетнам ской культу ры, которую часто
называют авторитарнойи контролирующей.
Что касается практических рекомендаций, основная идея данного
исследования заключается в том, что поддержка автономии в семейной, так и в
образователной среде играет важную роль в формировании карьерных устремлений
молодых людей. У них сформируется более ясное представления о будущих
карьерных устремлениях, они более мотивированы и автивнее участвов уют в
учебном процессе, если воспринимают поддержку автономии с стороны родителей и преподавателей.
1. Мандрикова Е. Ю. (2010). Теория самодетерминации в организационном
контексте: обзор зарубежных исследрваний. Психология. Журнал Высшей
школы экономики, Т. 7, No 4, 126-140
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., МГУ, 1971. - 40 с.
3. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения //
Психологические основы развития ребенка и обучения. М., Смысл, 2009б. С. 187-226.
4. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы
самодетерминацииличности // Психологический журнал, 2000. Т. 21, 1. С. 15-25.
5. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции //
Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А.
Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. С. 642-667.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
7. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности.– Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1991.
8. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения
человека //Вопросы психологии. 1996. - N 3. - С. 116–132.
9. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя моти вация и
саморегуляция // Вопросы психологии. - 1997.- No3.-С. 102-111.
10. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1:
Проблемы развития теории // Психологические исследования: электрон.
науч. журн. 2010а. No 4 (12). URL: http://psystudy.ru
11. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2:
Вопросы практического применения теории // Психологические
исследования: электрон. науч. журн. 2010б. N 5(13). URL: http://psystudy.ru
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
13. Adler, S., Aranya, N., & Amernic, J. (1981). Community size, socialization, and
the work needs of professionals. Academy of Management Journal, 24, 504–
511. http: //dx.doi.org/10.2307/255571.
14. Armstrong, P. I., Allison, W., & Rounds, J. (2008). Development and initial
validation of brief public domain RIASEC marker scales. Journal of Vocational
Behavior, 73, 287–299. http://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2008.06.003.
15. Arthur, M. (1994). The boundaryless career. Journal of Organizational
Behavior, 15(4), 7–22. http://dx.doi.org/10.1002/job.4030150402.
...