Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стилистико-речевые особенности тележурналистики хобби

Работа №130113

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА I. ХОББИ КАК ПРЕДМЕТ ОТОБРАЖЕНИЯ В
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКЕ.....................................................................8
1.1. Определение понятия «хобби» и классификация видов хобби...............8
1.2. Типологические характеристики тележурналистики хобби.................17
1.3. Функции тележурналистики хобби...............................................23
ГЛАВА II . РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ ХОББИ...............29
2.1. Речевой жанр как функциональная единица высказывания.................29
2.2. Экстралингвистические предпосылки типологизации речевых жанров
тележурналистики хобби.................................................................35
2.3. Классификация речевых жанров тележурналистики хобби..................43
ГЛАВА III. РЕЧЕЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ О ХОББИ.....49
3.1. Телепередача о хобби как макрожанр............................................49
3.2. Стилистико-речевые особенности информирующих жанров
тележурналистики хобби....................................................................52
3.3. Стилистико-речевые особенности оценочных жанров тележурналистики
хобби ............................................................................................72
3.4. Стилистико-речевые особенности побудительных жанров
тележурналистики хобби..........................................................................................83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .............................................................................100
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................103

Актуальность данного исследования определяется необходимостью
осмысления телевизионных журналистских материалов, посвященных хобби, с
точки зрения интенциональной стилистики.
В современном обществе наблюдается повышенный интерес к
организации досуга, особенно популярными стали занятия различными видами
хобби. В ответ на соответствующий спрос активно развивается рынок товаров и
услуг для занятий хобби, появляются новые любительские увлечения,
увеличивается количество тематических клубов и обществ. Закономерно, что
сейчас появился спрос на специализированный качественный контент, который
удовлетворил бы информационные потребности любителей в этой сфере.
Журналистика в целом и телевизионная журналистика, в частности,
отреагировали на соответствующие запросы: открылись целые каналы,
посвященные одному или нескольким родственным увлечениям, выпускаются
специализированные телепередачи. По сути, сформировался и активно
развивается целый сегмент средств массовой информации, освещающий
различные виды хобби. Для профессионального и эффективного обслуживания
интересов любителей у тележурналистов возникла потребность в выборе
адекватных речевых инструментов.
Научная новизна данного исследования состоит в изучении и
формулировании стилистико-речевых особенностей телевизионных
журналистских материалов, посвященных хобби. Впервые была предпринята
попытка разработать систему речевых жанров тележурналистики хобби,
выявить адекватные речевые инструменты реализации авторского замысла в
данном типе текстов.
Объектом исследования диссертационной работы являются
телевизионные журналистские материалы о хобби.
В качестве предмета исследования рассматриваются речевые жанры
тележурналистики хобби.
Целью данного исследования является выявление стилистико-речевых
особенностей тележурналистики хобби в аспекте речевых жанров.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить особенности предмета отображения в тележурналистике хобби;
2. Изучить типологические особенности и функции тележурналистики хобби;
3. Выявить экстралингвистические факторы формирования речевых жанров
тележурналистики хобби;
4. Разработать классификацию речевых жанров тележурналистики хобби;
5. Определить стилистико-речевые особенности реализации жанровых
моделей тележурналистики хобби.
В работе будут применены методы функционально-стилистического и
интенционально-стилистического анализа, а также использованы общенаучные
методы анализа и синтеза, наблюдения, аналогии, интерпретации и обобщения.
Теоретическую и методологическую основу магистерской диссертации
составили работы Н. Д. Арутюновой, В. В. Виноградова, М. М. Бахтина,
М. Н. Кожиной, В. А. Салимовского, И. Н. Горелова, Л. Р. Дускаевой,
К. Ф. Седова, на которые мы опирались при исследовании природы речевых
жанров, стилистико-речевых особенностей их реализации. В качестве общей
теоретической базы для изучения роли и функций журналистики мы опирались
на научные работы И. Н. Блохина, Е. П. Прохорова, С. Г. Корконосенко. Для
рассмотрения функциональных и типологических особенностей
тележурналистики хобби мы опирались на работы Е. П. Почкай,
М. Н. Николаева, Г. В. Кузнецова. Для изучения природы хобби как способа
досугового времяпрепровождения и психологии людей, увлекающихся
разными видами хобби, мы использовали работы И. М. Верещагиной,
Л. А. Акимовой, Ю. А. Стрельцова, А. Б. Мискевича.
Эмпирическую базу исследования составили телевизионные выпуски
передач «Планета собак» и «Вкус по карману». В данной работе использовался
метод случайной выборки среди всех вышедших в эфир выпусков. В общей
совокупности было проанализировано 30 выпусков. При выборе
анализируемых телепередач мы руководствовались их предметом отображения
– хобби, что соотносится с целью данной работы. С другой стороны, намеренно
были выбраны передачи различного формата, освещающие разные виды хобби,
что предоставляет исследователю возможность выявить общие стилистико-
речевые особенности тележурналистики хобби в целом. Отметим, что обе
передачи были произведены в России для трансляции на русскоязычных
каналах – это позволило исследовать именно российский телерынок.
Апробация результатов исследования. Основные положения
магистерской диссертации освещались на заседании секции «Периодическая
печать: социально-профессиональные установки журналиста и редакции» в
рамках 15-й международной конференции студентов, магистрантов и
аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», а также на
заседании секции «Журналистика» (подсекция – «Современный медиатекст»)
международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых
учёных «Ломоносов-2017». Представленные доклады получили высокую
оценку профессионального сообщества.
Диссертационная работа, общий объем которой составляет 109 страниц,
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, его
новизна, указывается объект, предмет, определяются цель, задачи и методы
исследования, описывается теоретическая и методологическая основа
исследования, а также эмпирическая база, приводятся сведения об апробации
основных положений магистерской диссертации, описывается ее структура и
указывается объём.
В первой главе «Хобби как предмет отображения в тележурналистике»
очерчиваются границы хобби, существенные особенности, отличающие его от
остальных способов досугового времяпрепровождения. В данной главе
анализируется типология тележурналистики хобби, исследуется ее
функциональное назначение.
Во второй главе «Речевые жанры тележурналистики хобби»
рассматриваются теоретические основы изучения речевых жанров как
функциональных единиц высказывания в публицистической сфере общения. В
данной главе уделено внимание выявлению экстралингвистических факторов,
которые определили специфику речевых жанров тележурналистики хобби. На
основе этих данных были выявлены и сформулированы характерные для
тележурналистики хобби жанровые модели.
В третьей главе «Речежанровая структура телепередачи о хобби» на
конкретных примерах из практики рассматриваются стилистико-речевые
особенности реализации информирующих, оценочных и побудительных жанров.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Предмет отображения тележурналистики хобби – это специфический
способ досугового времяпрепровождения, который отличается от остальных
досуговых форм следующим рядом признаков: регулярность (периодичность),
добровольность выбора, получение удовольствия, наличие действия или
движения. Тележурналистика хобби – это направление журналистики сферы
досуга, которое отвечает специализированным запросам и удовлетворяет
потребности целевой аудитории любителей относительно хобби-деятельности и
ее элементов. Рассматриваемые в данной диссертационной работе телепередачи
«Планета собак» и «Вкус по карману» относятся к тележурналистике хобби и
являются примерами реализации её двух основных типологических направлений.
2. К наиболее актуальным функциям телевизионной журналистики хобби
можно отнести следующие: рекреативная, образовательная, культурно-
просветительская, интегративная. Перечисленные функции связаны с
потребностью человека в релаксации и развлечении, обучении и просвещении,
а также с потребностью в установлении коммунитарных связей увлеченного
хобби с сообществом любителей. Экстралингвистическими предпосылками
стилистико-речевых особенностей тележурналистики хобби являются
следующие факторы: общая интенциональная направленность журналистских
материалов, социально-ролевые характеристики тележурналистики хобби и
запросы целевой аудитории любителей.
3. В тележурналистике хобби сформировались особые жанровые модели,
отражающие специфические процедуры досуговой деятельности: активное
участие любителя в процессе, создание объекта или взаимодействие с ним,
использование вспомогательных средств, влияние окружающей среды на
хобби-деятельность. Другими словами, жанровые модели являются
инструментами для выражения сообщений адресанта о перечисленных
процедурах, освещаемых с точки зрения основных авторских интенций –
информирования, оценки и побуждения. В любом телевизионном
журналистском материале каждая жанровая модель реализуется с помощью
речевых средств разных уровней языка, а также посредством визуально-
аудиального ряда.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены стилистико-речевые особенности
тележурналистики хобби в аспекте речевых жанров как речевых процедур
досуговой деятельности и специфики их реализации посредством
разноуровневых речевых средств. В результате предпринятого исследования
мы пришли к следующим выводам:
1. Предмет отображения в тележурналистике – хобби – это особый
способ досугового времяпрепровождения, который обладает рядом
специфических признаков, отличающих его от остальных занятий на досуге. К
этим признакам мы отнесли: регулярность (периодичность), добровольный
выбор, получение удовольствия и наличие действия или движения. Эти черты
отразились как на функционировании самой хобби-деятельности, так и на
функциях тележурналистики хобби. Мы установили, что хобби-деятельность
имеет структуру, которая состоит из нескольких элементов: участники
(любители), объект (предметное воплощение усилий и устремлений любителя)
и инструменты (вспомогательные средства), а также условия ее осуществления
(окружающая среда). Каждый элемент хобби-деятельности находит свое
отражение в тележурналистике хобби.
2. В данной работе были исследованы отличительные особенности
тележурналистики хобби как подсистемы журналистики сферы досуга. Мы
установили, что телевизионные журналистские материалы о хобби являются
специализированными и направлены на удовлетворение информационных
запросов целевой аудитории любителей или потенциальных участников хобби-
деятельности. Кроме того, в данном исследовании была предпринята попытка
выявить среди ключевых функций телевизионной журналистики, выделяемых
исследователями, наиболее актуальные для тележурналистики хобби. К таким
функциям мы отнесли: рекреативную, образовательную, культурно-
просветительскую, интегративную. Перечисленные функции, учитывающие
предмет отображения, способствуют расслаблению и развлечению,
просвещению и обучению, а также объединению любительского сообщества в
результате просмотра телевизионных журналистских материалов о хобби
3. В исследовании нами были сопоставлены два направления
тележурналистики хобби, выделяемых исследователями, с доминирующими
интенциями в рамках интенционально-стилистического подхода. В результате
проведенного сопоставления мы пришли к заключению, что, во-первых, в
телевизионных журналистских материалах о хобби первого направления, в
рамках которых происходит информирование о хобби-деятельности в целом,
доминирующей является фактуальная интенция, реализуемая с помощью
группы иформирующих речевых жанров. Во-вторых, в телевизионных
журналистских материалах о хобби первого направления, в рамках которых
происходит демонстрация опыта увлеченного любителя, доминирующей
является побудительная интенция, реализуемая с помощью группы
побудительных речевых жанров.
4. В работе были выявлены экстралингвистические предпосылки
формирования специфических стилистико-речевых особенностей
тележурналистики хобби. К таким экстралингвистическим факторам мы
относим: профессиональную интенциональную направленность журналистских
текстов в целом, социально-ролевые характеристики тележурналистики хобби,
конкретизирующие эту область журналистики, а также запросы целевой
аудитории любителей. Взаимодействие этих факторов повлияло на особенности
реализации речевых жанров в тележурналистике хобби.
5. Установлены ключевые жанровые модели, свойственные
тележурналистике хобби, а также специфика их направленности в рамках трех
групп речевых жанров: информирующих, оценочных и побудительных. В
тележурналистике хобби информирующие и оценочные речевые жанры
направлены на информирование и оценивание элементов хобби-деятельности.
В рамках этих групп жанров адресант стремится представить элементы хобби-
деятельности, сообщить о них новые факты и сведения, а также транслировать
субъективную положительную оценку конкретного любительского увлечения.
В рамках побудительных жанров адресант стремится дать конкретные
предписания – советы, рекомендации, инструкции – по осуществлению тех или
иных действий в рамках хобби-деятельности.
6. В данной работе мы изучили особенности жанровых моделей
тележурналистики хобби на примере специализированных любительских
передач о собаководстве «Планета собак» и о кулинарии «Вкус по карману»,
являющихся макрожанрами. Было обнаружено, что речевые действия,
участвующие в реализации жанровых моделей, организуются с помощью
средств лексического, синтаксического и морфологического уровней языка.
Жанровые модели информирующих жанров на лексическом уровне
представлены с помощью отдельных единиц и целых семантических полей,
которые отражают номинативные значения элементов хобби-деятельности, для
их характеристики используются логико-понятийные средства выразительности
– цифровая информация, количественные данные, совершаемые действия
активно описываются с помощью ряда акциональных глаголов. В рамках
жанровых моделей оценочных жанров элементы хобби представлены с
помощью различных оценочных номинаций, имеющих исключительно
положительную окраску: наиболее часто встречаются сравнения и метафоры,
эпитеты, а также обращения, экспрессивная и оценочная лексика, вопросно-
ответное повествование. Различные типы частных оценок (особенно
психологические, сенсорные и теологические) представлены с помощью
оценочных прилагательных, наречий и существительных. Жанровые модели
побудительных жанров выражены с помощью средств, реализующих категории
модальности долженствования, необходимости, которые представлены с
помощью глаголов в повелительном наклонении, модальных слов и словосочетаний.


1. Акимова Л. А. Социология досуга.: учеб. пособие. – М: МГУКИ, 2003. 124 с.
2. Антонова Л. Ю. Хобби как средство культурной интеграции молодежи //
Вестник БГУ. 2012. No6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hobbi-kak-sredstvo-
kulturnoy-integratsii-molodezhi (дата обращения: 28.03.2017).
3. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка / Н. Д. Арутюнова
// Проблемы структурной лингвистики. – М.: Наука, 1984. С. 5 – 23.
4. Арутюнова Н. Д. Путь по дороге и бездорожью // Логический анализ языка.
Языки динамического мира. – Дубна, 1999. С. 3 – 17.
4. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров: собр. соч. Т. 5. – М.: Русские
словари, 1996. 732 с.
5. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.:
В 7 т. – М.: Русские словари, 2000. Т. 2. С. 7 – 300.
6. Блохин И. Н. Характеристики аудитории СМИ сферы досуга // Медиа.
Демократия. Рынок. Часть 2. Функционирование средств массовой информации
в сфере досуга: мат. меж. науч.-практ. конф. – СПб.: Астерион, 2010. С. 19 – 24.
7. Борев Ю. Б. Эстетика. – М.: Издательство политической литературы, 1988. 399 с.
8. Верещагина И. М. Социально-культурная поддержка хобби как личностной
любительской инициативы: автореф. дис. канд. пед. наук. – Кемерово, 2008. 24 с.
9. Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы
языкознания. No1, 1955. С. 60 – 87.
10. Голь Н. М. Занимательный этимологический словарь. 2007. URL:
http://etymology_gol.academic.ru/331 (дата обращения: 18.12.15).
11. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. –
М.: Лабиринт, 1997. 224 с.
12. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров / Под ред.
М. Н. Кожиной. – СПб: филол. факультет СПбГУ, 2012. URL:
http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394529248_3919.pdf (дата обращения: 03.02.2017).
13. Дускаева Л. Р. Журналистский дискурс в аспекте речевых жанров // Жанры
речи. 2014. No1 – 2. С. 50 – 57. URL: http://zhanry-
rechi.sgu.ru/sites/default/files/duskajeva.pdf (дата обращения: 04.04.2017).
14. Дускаева Л. Р. О жанровых текстовых категориях // Жанры речи. 2016. No2.
С. 25 – 32. URL: http://zhanry-rechi.sgu.ru/sites/default/files/2.pdf (дата
обращения: 04.04.2017).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ