Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержательно-тематическое моделирование деловых СМИ России и Франции

Работа №130111

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение......................................................................................3
ГЛАВА 1. Тенденции развития деловых СМИ..................................11
1.1. Деловая пресса в системе современной периодической
печати.........................................................................................11
1.2 Исторические и творческие предпосылки становления деловых
медиа..........................................................................................19
ГЛАВА 2. Российские и французские деловые СМИ: проблемно-
тематический анализ....................................................................48
2.1 Содержательный аспект деловой прессы.........................................48
2.2 Формирование повестки дня: взаимосвязь с экономическими и
политическими процессами...............................................................67
Заключение..................................................................................73
Литература...................................................................................76
Приложение..................................................................................82

Актуальность темы исследования. Деловая журналистика – один из
наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой
информации России: растет количество массмедиа, работающих с
информацией делового характера, увеличивается влияние бизнес-СМИ на
протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание
общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых массмедиа.
Представляется очевидным, что место и роль деловой журналистики в
обществе не является константой. Специфика экономической среды, уровня
деловых отношений определяет структуру, функции и роль бизнес-прессы в
обществе. Как итог, в странах с разными типами хозяйствования, разным
уровнем проникновения бизнес-отношений в жизнь общества, различной
деловой культурой формируются значительно отличающиеся друг от друга
модели функционирования деловой прессы.
Из вышеупомянутого положения следует, что изменения экономики
приводят к трансформации системы деловой прессы как элемента
инфраструктуры, обслуживающей нужды экономической системы. В
условиях глобализации, когда модели экономических систем в разных
странах постепенно сближаются, а формы бизнес-отношений становятся
схожими во многих государствах, следует ожидать сближения моделей
работы деловой прессы во всем мире. Можно с полной уверенностью
говорить о распространении ранее незнакомых форм деятельности бизнес-
СМИ в новых странах, на новых рынках, в новых экономических форматах.
Неотъемлемой частью системы бизнес-прессы являются деловые
журналы, которые выполняют собственные функции и имеют свою
читательскую аудиторию. Специфические характеристики журнальной
прессы формируют собственное, весьма обширное поле для исследований.
В странах, сравнительно давно избравших капиталистический путь
развития, формы и механизмы работы деловой журналистики уже
сформированы, хотя это отнюдь не исключает возникновения сложных
вопросов, требующих теоретического решения и практической апробации.
В то же время в переходящих к рыночной экономике государствах,
ныне активно адаптирующих принятые в западных странах формы
хозяйствования, может появиться ряд сложностей в разработке оптимальных
механизмов функционирования института деловой прессы. Вопросы
возникают как при разработке теоретических основ функционирования
бизнес-СМИ, так и при практическом их применении. Например, в России
практикам журналистики пришлось с нуля создавать и впоследствии
апробировать методики работы с деловой информацией (ее сбора, обработки,
интерпретации и верификации), взаимодействия с источниками данных,
определять и внедрять этические основы деятельности журналистов,
работающих в деловых средствах массовой информации. Перед владельцами
и менеджерами средств массовой информации стояли и стоят другие задачи –
разрабатывать и применять оптимальные способы создания и продвижения
информационного продукта (деловых СМИ).
В сложившейся ситуации очень интересным представляется сравнение
особенностей развития и функционирования системы деловых медиа в
стране с давними традициями рыночной экономики (в основу изучения
войдут французские СМИ) и в молодом государстве с переходной
экономикой (Российская Федерация). В данной работе исследуются ведущие
деловые журналы Франции и России. Модели деловых журналов в двух
странах существенно отличаются. При этом в России до сих пор достаточно
не развит вид классического универсального делового журнала, яркими
представителями которого являются французские «Шаленже», «Лекспансьон».
Вероятнее всего, это свидетельствует о грядущих изменениях, которые
будет переживать система российских деловых журналов в ближайшее
время. С нашей точки зрения, может быть, как минимум, два вектора таких
перемен: количественный, который предполагает появление новых деловых
журналов и закрытие некоторых издаваемых в настоящее время, и
качественный, означающий внутренние изменения в моделях уже
существующих деловых СМИ, иные подходы к определению тематических
приоритетов, способов структурирования изданий, методов работы с
данными и источниками информации.
Французская деловая пресса имеет опыт как экономического спада, так
и роста, непрерывно развивалась на протяжении десятков лет. История
традиционной деловой журналистики в России насчитывает не более 20 лет.
Сравнение моделей деловых журналов Франции и России позволяет
спрогнозировать направления развития российских деловых журналов.
Восприятие и адаптация опыта, наработанного ими за это время, – способ
ускорить развитие российских деловых масс-медиа, избежать ошибок и
выработать оптимальные модели функционирования деловых журналов как
неотъемлемого элемента национальной системы СМИ.
Степень научной разработанности исследуемой проблемы. На
протяжении десятков лет существования советской науки о СМИ изучение
деловой прессы было предельно затруднено отсутствием образцов
традиционных бизнес-СМИ в Советском Союзе. Причиной этого были
специфические принципы функционирования экономики, кардинальным
образом отличающиеся от капиталистических. Изучение бизнес-СМИ
современного типа велось лишь в отношении зарубежных представителей
этого класса (например, можно отметить работу М. П. Ган, посвященную
«Уолл-стрит джорнэл»1, и А. А. Макаренко – о журнале «Форчун»)2.
Некоторые ученые посвящали исследованию деловых медиа части
своих работ на более широкую тематику. Однако научные труды
отечественных исследователей о зарубежных массмедиа (что вполне
объяснимо) не были сконцентрированы на специфике именно деловых изданий.
В последние годы в России начали появляться труды отечественных
ученых, посвященные деловым СМИ. Это работы В. С. Кулева, Д. А.
Мурзина, Е. И. Мордовской, А. А. Грабельникова, Г. С. Мельник, С. М.
Виноградовой. Значительное внимание бизнес-СМИ уделяли в своих
масштабных трудах Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. Немало о деловых
журналах писали исследователи журнальной периодики А. Г. Бочаров, М. И.
Шостак, Л. А. Теплова3. Методологические и исторические аспекты науки о
СМИ подробно изучали Е. П. Прохоров, М. В. Шкондин, И. В. Кузнецов, Р.
П. Овсепян, Б. И. Есин4.
Однако до сих пор в российской журналистской науке нет
масштабного, универсального труда по деловой журналистике,
охватывающего все аспекты функционирования исследуемого типа медиа.
Это приводит к недостаточной обеспеченности практиков журналистики
теоретическими положениями и разработками, особенно необходимыми в
условиях быстрого развития российской деловой прессы. Налицо и нехватка
отечественных трудов, посвященных зарубежным представителям класса бизнес-СМИ.
В целом же, необходимо указать на недостаток исследований,
посвященных сравнительному анализу зарубежных и российских образцов
деловых изданий. Как раз такие труды представляют особый интерес в
условиях быстрого развития российских бизнес-СМИ и потребности в
информации об опыте, накопленном зарубежными массмедиа. Именно этому
посвящена данная диссертационная работа.
Цель настоящего исследования – определение специфических
особенностей содержательно-тематических моделей деловых журналов
России и Франции.
Задачи исследования. Для достижения указанных целей необходимо
было решить следующие задачи:
• охарактеризовать деловую прессу как сегмент современной
периодической печати;
• описать российскую и французскую модели бизнес-журналов;
• сравнить модели деловых журналов в России и Франции, доказать, что
по мере развития экономики и становления капиталистических бизнес-
отношений модели деловых журналов в условиях развитой (США) и
развивающейся (Россия) рыночной экономики могут существенно сближаться;
• выделить связь между изменениями в экономической системе страны
(Франция, Россия) и трансформацией системы бизнес-изданий (в данном
случае – деловых журналов), проанализировать корреляцию между
особенностями национальных экономик и спецификой моделей бизнес-журналов;
• определить место деловых журналов в национальных системах бизнес-
прессы, выделить специфические функции и роли бизнес-журналов;
• оценить характер и масштаб влияния деловых средств массовой
информации на процессы, протекающие в экономике страны, бизнес-среде,
на поведение субъектов экономических отношений.
Объектом исследования являются деловые журналы России и Франции.
Предмет исследования – содержательно-тематическая модель
деловых журналов России и Франции.
Эмпирическую базу исследования составили деловые журналы
Франции и России: «Шаленже» и «Лекспансьон», «Эксперт» и «Деньги». В
среднем для анализа были взяты по 3 экземпляра каждого из изданий,
выпущенных период с января по март 2016 года включительно. Исключение
составил лишь журнал «Лекспансьон» (был проанализирован один экземпляр).
Методологическую основу диссертационного исследования
составляют наблюдение, анализ, синтез, сравнение, системно-структурный,
исторический методы, контент-анализ журналов «Эксперт», «Деньги»,
«Шаленже», «Лекспансьон».
Научная новизна. На основании комплексного анализа впервые
выделены элементы национальной модели деловых журналов (можно
говорить об экономическо-организационном, аудиторном, технологическом,
профессиональном сегментах моделей), впервые определены наиболее
существенные различия двух систем деловых журналов и сделаны логически
обоснованные прогнозы о том, какие изменения может претерпеть модель
деловых журналов России ближайшее время.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. При изучении систем деловой прессы в различных странах
целесообразно использовать в качестве основы особую модель, базовыми
элементами которой являются экономическо-организационные, аудиторные,
технологические, профессиональные показатели.
2. Существует связь между изменениями в экономической системе
страны и трансформацией системы бизнес-изданий (в данном случае –
деловых журналов), а также корреляция между особенностями национальных
экономик и спецификой моделей бизнес-журналов. Тематические доминанты
журналов в определенных странах напрямую зависят от состояния дел в
национальной экономике, уровня развития определенных секторов и
сегментов рынка и скорости их роста.
3. По мере развития экономики и становления капиталистических
отношений в развивающихся странах (Россия) местные системы деловых
журналов приобретают все больше элементов сходства с системами,
сформировавшимися в развитых странах (в данном случае, во Франции), что
иллюстрируется, например, резким увеличением в России в последнее время
числа журналов о персональных финансах.
4. В сравнении с французской системой деловых журналов российская
гораздо более разнообразна и сегментирована: например, издания России
сильно различаются на уровне тематических приоритетов, структуры номера,
графического оформления. Это говорит об использовании российскими
журналами сильно различающихся моделей функционирования, в то время
как модели французских журналов более схожи между собой. Это не
означает, что модели французских журналов одинаковы: среди них есть те,
которые уделяют особое внимание конкретным направлениям деятельности,
однако их «лидерство» или «аутсайдерство» выражено значительно менее
явно, чем у российских аналогов.
5. Российские деловые журналы уделяют значительно большее
внимание – по сравнению с французскими аналогами – непрофильным для
деловых журналов темам: в частности, развлекательным и политическим.
Это может свидетельствовать о том, что деловые журналы России частично
берут на себя функции изданий других типов: в частности, общественно-
политических. Активные процессы, протекающие в системе деловых СМИ
России, могут привести к существенным ее изменениям в обозримом будущем.
Апробация научных исследований. Основные положения
исследования были апробированы на Международном научном форуме
«Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения».
Теоретическая и практическая значимость работы. Научные
положения и выводы исследования могут быть использованы для
осмысления системы деловой журналистики, для совершенствования
периодизации истории российской и французской прессы, для разработки
оптимальных типологий деловой прессы, для решения на теоретическом
уровне иных проблем журналистики, связанных с исследуемой темой, для
внедрения в практику новых инструментов сравнения систем прессы в
разных странах. Содержащиеся в диссертации теоретические положения
направлены на совершенствование функционирования системы деловой
прессы и могут быть использованы для прогнозирования развития
массмедиа, использования, адаптации иностранного опыта, а также при
подготовке специалистов-теоретиков, практикующих журналистов и
менеджеров деловых СМИ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений,
иллюстрирующих ход проведения исследования.
Первая глава посвящена исследованию истории формирования деловых
СМИ России и Франции. Рассмотрены источники научной литературы как
российских, так и французских авторов.
Вторая глава посвящена исследованию деловых журналов методом
сравнения через контент-анализ.
Заключение сдержит основные выводы, собранные в ходе исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представленное исследование посвящено изучению принципиальных
различий между моделями деловых журналов Франции и России, а также
выявлению причин этих различий.
Российская и французские деловые издания были выбраны для
исследования, так как они имеют ярко выраженные различия, основанные на
экономическом строе государств. Так, например, в странах, с давно
сформированным капиталистическим строем уже сформированы формы и
механизмы функционирования деловой прессы, что не исключает появления
вопросов, требующих теоретического рассмотрения и практической
апробации. В странах, которые только недавно перешли к рыночной
экономике, возникает масса сложностей в разработке и адаптации
механизмов функционирования институтов деловой журналистики. Это
связано как с формированием теоретических основ деловой прессы, так и с
практическим применением на рабочих примерах.
На основании комплексного анализа были выделены элементы
национальной модели деловых журналов (можно говорить об экономическо-
организационном, аудиторном, технологическом, профессиональном
сегментах моделей), определены наиболее существенные различия двух
систем деловых журналов и сделаны логически обоснованные прогнозы о
том, какие изменения может претерпеть модель деловых журналов России
ближайшее время.
При изучении систем деловой прессы в различных странах в качестве
основы была использована особая модель, базовыми элементами которой
стали: структура собственности крупнейших средств массовой информации,
ее концентрация в руках крупных издательских или диверсифицированных
групп; стратегия развития компаний-издателей деловых средств массовой
информации; уровень и основные источники доходов СМИ; характер
отношений с рекламодателями), аудиторные (характеристики целевой
аудитории средств массовой информации), технологические (уровень
технологий в той или иной системе средств массовой информации),
профессиональные (базовые журналистские параметры: методы отбора
материалов, работа с источниками, определение тематики СМИ, уровень
анализа и достоверности фактов; структурные особенности массмедиа
(оформление, план номера); политические, деловые симпатии издания.
Существует связь между изменениями в экономической системе
страны (Франция, Россия) и трансформацией системы бизнес-изданий (в
данном случае – деловых журналов), а также корреляция между
особенностями национальных экономик и спецификой моделей бизнес-
журналов. Тематические доминанты журналов в определенных странах
напрямую зависят от состояния дел в национальной экономике, уровня
развития определенных секторов и сегментов рынка и скорости их роста.
По мере развития экономики и становления капиталистических
отношений в развивающихся странах (Россия) местные системы деловых
журналов приобретают все больше элементов сходства с системами,
сформировавшимися в развитых странах (в данном случае, во Франции), что
иллюстрируется, например, резким увеличением в России в последнее время
числа журналов о персональных финансах.
Наше исследование показало, что сравнению с французской системой
деловых журналов российская гораздо более разнообразна и сегментирована:
например, издания Российской Федерации сильно различаются на уровне
тематических приоритетов, структуры номера, графического оформления.
Это говорит об использовании российскими журналами сильно
различающихся моделей функционирования, в то время как модели
французских журналов более схожи между собой. Это не означает, что
модели французских журналов одинаковы: среди них есть те, которые
уделяют особое внимание конкретным направлениям деятельности, однако
их «лидерство» или «аутсайдерство» выражено значительно менее явно, чем
у российских аналогов.
Российские деловые журналы уделяют значительно большее внимание
– по сравнению с французскими аналогами – непрофильным для деловых
журналов темам: в частности, развлекательным и политическими темами журналов.
Это может свидетельствовать о том, что деловые журналы России
частично берут на себя функции изданий других типов: в частности,
общественно-политических. Активные процессы, протекающие в системе
деловых СМИ России, могут привести к существенным ее изменениям в обозримом будущем.


1. Аникеев В.Е. История французской прессы (1830-1945). - М., 1995.
2. Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец
XIX в.– 1914 г. М., 1984.
3. Бочаров А. Г., Шостак М.И., Калашникова Л.И. Журнальная периодика
России. – М., 1996.
4. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003.
5. Васильева Н. А. Философские аспекты мировой политики. Ч. I.
Политикофилософский анализ информационных новаций
современного цивилизационного развития. СПб., 2003.
6. Вари К. А. Деловая пресса: политические проблемы России в
отражении деловых французских СМИ // Медиа в современном мире.
Молодые исследователи. Материалы 14-й международной научно-
практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов 11 –
13 марта 2015 г. – СПб, 2015.
7. Видясова Л.И. Печать Франции. М., 1962.
8. Ган М. П. Газета американских деловых кругов «Уолл-стрит джорнэл»
в системе современной ежедневной буржуазной печати США: история,
типологические особенности и основные аспекты пропагандистской
деятельности / Дисс... канд. филол. наук. – М., 1984.
9. Голикова Л. Б. Типология деловых журналов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.
10, Журналистика. 2007. No5.
10.Голованова Г.А. Печать США в начале 90-х. – М., 1996.
11.Голованова Г.А. и др. Средства массовой информации США, ФРГ,
Франции, Испании, Северных стран Европы в 1995 г. Вестник
Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 1996. N 5.
12.Грабельников А. А. Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 2000.
13.Грабельников, А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий:
Итоги и перспективы. - М.: РИП-Холдинг, 2001.
14.Громова Л. П. Биржевая пресса в структуре деловой журналистики
России (конец ХIХ — начало ХХ века) // Средства массовой
информации в современном мире: тезисы научно-практ. конф. СПб., 2008.
15.Долгова Ю. И. Политическая пропаганда в телевизионных передачах//
Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. No 3, 2003.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ