Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Читатель как носитель художественных смыслов произведения (на примере восприятия творчества Джона Фаулза в России)

Работа №130108

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы118
Год сдачи2016
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ....................................................................................................................... 3
Глава I. Герменевтика как инструмент читательского восприятия в
контексте творчества Джона Фаулза ..................................................................... 7
1.1 Герменевтика как наука. Герменевтический анализ текста. ............................. 7
1.2. Культурная атмосфера восприятия творчества Джона Фаулза ...................... 20
2. Интерактивный формат прочтения как новый способ восприятия
художественного произведения ............................................................................. 38
2.1. Анализ восприятия творчества Джона Фаулза у двух групп респондентов . 38
2.2. Квест-комната как новый формат прочтения художественного произведения45
2.3. Авторский курс занятий по творчеству Джона Фаулза для
среднеобразовательных учреждений ....................................................................... 49
Глава III. Бизнес-план квест-комнаты «Коллекционер бабочек» по мотивам
произведения Джона Фаулза «Коллекционер» .................................................. 68
Заключение 95
Список использованной литературы ........................................................................ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ А .................................................................................................... 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. .................................................................................................... 106
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ................................................................................................... 112
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. .................................................................................................... 116

Исследование восприятия художественного текста подразумевает учет всех
сопутствующих этому восприятию факторов – таких, как историческая эпоха, в
которой живёт читатель, уровень его интеллектуального и эстетического развития,
его личностные особенности, наконец, смыслы, которые он готов «вчитать» в произведение.
В XXI веке можно проследить тенденцию к интерактивности, к сокращению
дистанции между «воспринимающим» и «воспринимаемым». Так, например,
популярностью стали пользоваться фильмы с эффектом съемки на любительскую
камеру, чтобы зритель в большей степени мог погрузиться в атмосферу и стать
главным героем происходящего; открываются 5D кинотеатры, где, помимо
видеоряда, присутствуют запахи, совпадающие с картинкой на экране, кресла,
имитирующие движения. Недавно были разработаны очки «Окулюс»,
предназначенные для видеоигр, в которых горизонт видения игрока охватывает 360
градусов, следовательно, происходит полный процесс погружения в игровую реальность.
В нашей работе мы рассматриваем вопрос о сокращении дистанции между
читателем и литературным произведением с помощью адаптации художественного
текста (в этом качестве выступает роман Дж. Фаулза «Коллекционер») к одной из
форм интерактивного действия, а именно к квест-комнате.
Актуальность работы состоит в том, чтобы показать, как новые
интерактивные методы прочтения текста могут работать в образовательном
процессе, практикоориентированность – в том, чтобы помочь сделать этот процесс
более увлекательным и плодотворным.
Целью работы является создание интерактивного образовательного проекта в
формате «квест-комнаты» по мотивам романа Джона Фаулза «Коллекционер».
Для достижения указанной выше цели необходимо решить ряд задач:
• обратиться к опыту герменевтики как инструменту исследования
читательского восприятия;
• охарактеризовать культурную атмосферу, в которой воспринимались
произведения Фаулза разными поколениями читателей;
• дать краткую характеристику творчества Джона Фаулза;
• с помощью метода анкетирования проанализировать восприятие
творчества Джона Фаулза в России у двух групп респондентов;
• сделать филологический анализ романа Дж. Фаулза «Коллекционер»,
тем самым обосновывая его возможность быть адаптированным к
формату квест-комнаты;
• разработать и реализовать авторский курс занятий по творчеству Дж.
Фаулза и постмодернизму в рамках среднеобразовательных учреждений;
• предложить новый формат прочтения текста, разработать проект
адаптации романа «Коллекционер» к формату квест-комнаты.
Объектом исследования в данной работе будет являться читатель романа Дж.
Фаулза, предметом – способность читателя быть носителем художественных
смыслов, вырабатываемых в контакте читателя и текста.
В ходе работы проверялась гипотеза о том, что интерактивный формат
прочтения является не только новым видом чтения, но и чрезвычайно эффективным
его видом. Мы предполагаем, что «дорога» к рождению смыслов через
интерактивный формат будет короче, так как в любом произведении читатель
всегда ищет смысл. Смеем предположить, что смысл, заложенный в произведении,
находится в нас самих: только мы как читатели можем вычленить из текста то, что
нам важно, то, что мы смогли заметить, потому что это уже есть в нас. Смысл
раскрывается именно в контакте с воссозданной действительностью, будь то
кинематографическое произведение или литературный текст. Следовательно,
источник смысла в значительной степени – сам читатель. Как следствие,
происходит интериоризация (перемещение) смысла в воссозданную
действительность. Получается, чтобы произведение оказалось в нас, мы, в свою
очередь, должны оказаться в нём, следовательно, происходит стимуляция внешних
факторов восприятия.
Методы исследования, использованные в ходе работы, включают в себя:
• метод контент-анализа (анкетирование), который позволит выявить
существенные различия между восприятием творчества Джона Фаулза
двух групп респондентов;
• сравнительный метод;
• культурологический подход, использованный для описания
исторических эпох, оказывающих влияние на восприятие произведения читателем;
• филологический анализ текста, позволяющий детально изучить
произведение Джона Фаулза «Коллекционер», которое является
основой для интерактивного проекта в формате квест-комнаты.
Методическая новизна работы заключается в том, что ранее не
предпринимались попытки совмещения образовательного процесса и
интерактивного формата прочтения в виде феномена квест-комнат.
Далее приведем положения, выносящиеся на защиту:
1. Человек одновременно является потребителем и производителем
культуры. Для того, чтобы человек был окружен культурной средой, он
сам должен воспроизводить культуру внутри и вокруг себя. В нашем
случае читатель оказывается творцом текста;
2. Проект, представленный в работе, является интерактивным форматом
прочтения текста; он подразумевает помещение читателя внутрь самого
текста, своего рода интериоризацию читателя текстом. Таким образом,
сокращается дистанция между воспринимающим и воспринимаемым;
3. В разных культурных ситуациях читатели вкладывают в
художественное произведение разный смысл;
4. Мы приблизились к такой культурной ситуации, когда Джон Фаулз
стал «ближе» современному поколению читателей, что может
свидетельствовать о том, что открывается перспектива изучения этого писателя;
5. На примере образовательной программы мы выяснили, что
произведения Джона Фаулза можно адаптировать под формат
специальных занятий по литературе в рамках школьной программы.
Работа состоит из трёх частей. Первая часть является теоретической и
представляет собой описание герменевтики как науки, её главной задачи и методов
герменевтического анализа. Эволюция герменевтики показана через краткий обзор
научных мыслей девяти учёных, занимавшихся теоретическими аспектами
герменевтики. Также в первой части присутствует краткий обзор исторических
эпох, непосредственно связанных с анализом анкет респондентов и
произведениями Джона Фаулза. В заключительной части первой главы представлен
обзор творчества Джона Фаулза и источников исследования его работ.
Вторая часть представляет собой проведённый анализ анкет респондентов и
обоснование актуальности такого формата, как интерактивность. Кроме того, во
второй главе присутствует разработанный авторский курс по зарубежной
литературе, включающий в себя занятия, посвящённые творчеству Джона Фаулза.
Третья часть работы представляет собой проект (бизнес-план) квест-комнаты
по мотивам романа Дж. Фаулза «Коллекционер», которая в свою очередь, является
одним из способов интерактивного формата прочтения текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный мир всё больше и больше тяготеет к формату интерактивности,
к сокращению дистанции между воспринимающим и воспринимаемым. Наверное,
уже не осталось ни одной сферы жизни, которую бы не затронул интерактивный
формат. Открываются кинотеатры с эффектом 5D, музеи с «ожившими полотнами»
великих художников, съемка фильмов «от первого лица» становится всё
популярнее. Поэтому логично, что нужно подстраиваться под современную
действительность и адаптировать, например, литературные произведения к
интерактивным формам. В своей работе мы представили один из таких вариантов.
Для преобразования в формат интерактивности мы провели исследование
читательского восприятия на примере творчества Джона Фаулза в нескольких аспектах:
• обратились к опыту герменевтики как инструменту исследования
читательского восприятия;
• исследовали культурную атмосферу, в которой читались и
воспринимались произведения автора.
Далее мы провели диагностические исследование на примере двух
возрастных групп респондентов и пришли к выводам:
• существуют различия в восприятии творчества Джона Фаулза у двух групп респондентов;
• каждая группа респондентов выбрала разные идеи и мотивы в творчестве писателя;
• творчество этого автора сейчас пользуется большей популярностью,
чем в конце прошлого века.
Далее мы составили авторский курс занятий по зарубежной литературе для
старших классов учреждений среднего образования и показали пути изучения
литературного произведения, не входящего в основную школьную программу по
литературе. Курс занятий включает в себя уроки с использованием критического
мышления, проблемных групповых дискуссий, игровых технологий и case-методов.
Все занятия по роману Джона Фаулза «Коллекционер» предполагают именно
активную работу ученика с текстом, а не пассивное слушание лекций.
По первоначальной гипотезе исследования предполагалось, что
интерактивный формат освоения художественного текста является одним из
наиболее эффективных способов прочтения. По результатам исследования,
полученным в ходе работы, можно утверждать, что гипотеза оказалась верна.
Итогом нашей работы стал проект квест-комнаты «Коллекционер бабочек»
по мотивам романа Джона Фаулза «Коллекционер». Проект представляет собой
линейную квестовую игру, действие которой разворачивается «внутри» романа.
Игроки становятся жертвами, запертыми в доме маньяка Клегга, и их главная задача
– выбраться из игрового помещения за определённое время. Достоинства
литературного квеста «Коллекционер бабочек»:
• сюжетная линия, совпадающая с сюжетом романа;
• детально проработанный дизайн игровых помещений;
• отсылки к оригинальному произведению.
Таким образом, можно сказать, что квест «Коллекционер бабочек» является
не только развлекательной игрой, но и имеет в себе образовательный потенциал.
Игру можно использовать в целях приобщения к творчеству автора.


1. Аминева Е.С. Концепция «новой» героини в произведениях
викторианских писателей и романе Дж. Фаулза «Женщина французского
лейтенанта» // The Way of Science: international scientific journal. - Volgograd. - 2015. - No 1 (11).
2. Аминева Е. С. Традиция викторианской литературы в творчестве Джона
Фаулза: дис. канд. филол. наук/ Е.С. Аминева: -Екатеринбург, 2011.
3. Арнольд И. В. Герменевтика эпиграфа, 1998.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994.
5. Барт Ролан. Нулевая степень письма: пер. с фр. М.: Академ. проект, 2008.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных
лет. М., Худож. лит., 1975.
7. Борев А. М. Эстетика. — М., «Феникс» 2004.
8. Боффа Д. От СССР к России. - М., 1996.
9. Вдовина И. С. Поль Рикёр: феноменолого-герменевтическая
методология анализа произведений искусства // Теория художественной
культуры. — Вып. 10. — М., 2006.
10. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст.
Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988.
11. Годованная Э.Г. Философско-эстетические доминанты русского и
европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза: дис. канд. филол. наук/
Э. Г. Годованная. Краснодар, 2004.
12. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. М., 2002.
13. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. — М.: ДИК, 2001.
14. Дайс Е. Джон Фаулз и мистериальная традиция. — М.: Клуб Касталия, 2011.
15. Демченко Г.Ю. О художественной герменевтике// Успехи
современного естествознания. – 2009. – No 10.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ