Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СМИ как инструмент дементализации нации в ходе информационного противоборства

Работа №130100

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ............................................................................................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблем
дементализации нации средствами массовой информации ................... 10
1.1. Теоретическое осмысление явления менталитета. Роль СМИ в его
формировании.................................................................................................... 12
1.2. Дементализация в ходе информационного противоборства:
возможности массмедийного фактора ........................................................... .32
Глава II. Практика массмедийного отражения менталитета и
воздействия на его состояние и динамику ................................................. 57
2.1. Субъекты и реалии дементализации массмедийного пространства ..... 58
2.2. Отражение состояния и эволюции характерной черты менталитета ... 75
Заключение ........................................................................................................ 86
Список литературы ........................................................................................... 90

Такие феномены, как национальный менталитет, идентичность, нация,
национальный характер, национальная идея и др. в последнее время стали
крайне популярной темой для обсуждения в кругу представителей различных
общественных наук, а число публикаций по данным вопросам все возрастает.
Примечательно также, что в некоторых случаях, менталитетам конкретных
наций (в том числе русскому менталитету) посвящено даже больше
исследований, чем поиску дефиниций родового понятия.
По общему определению, менталитет (от французского mentalite –
мышление, мыслительное содержание), термин, призванный объединить в
себе многообразие смыслов и значений, так или иначе ассоциирующихся с
проблемой национального своеобразия культуры. Отдельного изучения
заслуживает аспект формирования и разрушения ментальных составляющих.
На современный облик мира влияют такие значимые геополитические
процессы, как глобализация и, соответственно, глобальная информатизация,
под влиянием которых меняются как системы ценностей представителей
различных наций, так и, собственно, идентичности, ментальная основа
наций. С постепенным переходом большинства цивилизованных государств
на стадию информационного общества, обычным состоянием
межгосударственных отношений становится перманентное информационное
противоборство, нередко доходящее до своих крайних форм –
информационной войны, манипуляции общественным сознанием и пропаганды.
Изменение реалий современной действительности не может не
сказываться на подходах к формированию общественного мнения
(существованию и определению которого также посвящен широкий спектр
научных работ) и ряде ключевых проблем, по которым его необходимо
создавать и менять. Одна из главных ролей в данном процессе отведена СМИ.
Примечательно, что весь прошлый век ведущие научные школы по
изучению проблемы воздействия на различные общественные институты
средств массовой информации спорили об уровне их влияния на массовое
сознание. Является очевидным то, что СМИ сегодня занимают в обществе
неоднозначное положение. С одной стороны, они призваны информировать и
просвещать аудиторию, транслируя объективную информацию, но при этом,
занимая несколько субъективную позицию, СМИ выполняют также функцию
убеждения, оказывая непосредственное воздействие на формирование
ценностных ориентацией своих зрителей, слушателей и читателей, создают и
воспроизводят культурные мифы, характерные для данного общества.
Возможность (ре)формирования национальных менталитетов и
внедрение национальных идей средствами СМИ является уникальным
способом изменения современного геополитического ландшафта. Нельзя при
этом забывать о том, что журналисты, работающие в СМИ и создающие
определенный контент, сами остаются носителями того или иного
национального менталитета или идентичности и вряд ли в состоянии уйти в
своей деятельности от транслирования мнений и ценностей, которые важны конкретно им.
Существует несколько основных стратегий поведения государств на
мировой арене, предполагающих использование для достижения своих
национальных интересов метода информационно-психологической
экспансии, то есть «бесконфликтного проникновения в сферу социальных и
духовных отношений общества»1. По сути, именно они наиболее тесно
связаны с процессом дементализалии наций, а, в этой связи, их краткая
характеристика, несомненно, входит в сферу наших интересов.
Процесс (ре)формирования менталитетов и идентичностей может
осуществляться журналистами, как сознательно, так и неосознанно, а
принадлежность субъектов процесса дементализации к той или иной
категории, может существенно влиять на их поведение и манеру подачи
информации. Тем не менее, рассмотрению возможностей реального
воздействия на менталитет нации средствами массовой информации и
вытекающим из этого последствиям уделяется недостаточное внимание.
Суммируя вышесказанное можно заметить, что актуальность работы
заключается в теоретическом осмыслении разрозненных знаний,
характеристике происходящих в обществе геополитических процессов,
связанных с национальной самоидентификацией и возможностью влияния на нее.
Степень научной разработанности проблем связанных с
дементализацией нации минимальна. Такое положение дел обусловлено тем,
что данная сфера научной рефлексии является новой и конкретных
полноценных научных исследований, в которых фигурировал бы термин
«дементализация», пока нет. В этой связи, в теоретической части
исследования мы рассмотрели научные публикации, которые условно можно
разделить на два блока: касающиеся вопросов определения понятия
менталитет/национальная идентичность и касающиеся явления
информационного противоборства.
Среди теоретиков, занимающихся изучением и описанием
менталитетов следует особо отметить работы А.В. Юревича «Структурные
элементы национального менталитета»2, Ю.В. Буяновой «История
исследования понятия «менталитет» в зарубежной психологии»3, А.Я.
Гуревича «Проблема ментальностей в современной историографии»4, И.И.
Досиной «Национальный характер. Менталитет: сущность, проблемы»5 и др.
К числу наиболее значимых исследований по информационному
противоборству и манипулированию общественным мнением, заложивших
теоретическую базу работы относятся публикации Д.Б. Фролова
«Информационное противоборство в сфере геополитических отношений»6,
Н.С. Лабуша «Информационная война как порождение нового времени и
современных массмедиа технологий. Часть 17 и 28», А.В. Манойло
«Технологии управления международными конфликтами»9.
Определение термину «дементализация» было дано нами уже после
детального ознакомления с литературой по обоим аспектам.
Научная новизна работы заключается в теоретическом осмыслении
основных научных категорий, характеризующих явление ментальности, ее
характерных черт, национальных особенностей, факторов формирования и
поддержания. Совокупность факторов, приемов и способов медийного
воздействия субъектов на менталитет нации в работе представлен как
механизм дементализации. В практическом плане важность представляет
исследование процесса воздействия на устойчивость менталитета под
воздействием ряда факторов и прежде всего, массмедиа.
Объект исследования – СМИ как инструмент изменения
национального менталитета (дементализации).
Предмет исследования – механизм процесса дементализации нации
средствами массовой информации.
Цель работы - изучить возможности воздействия средств массовой
информации на устойчивость/неустойчивость национального менталитета.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
- изучить категории «менталитет» и «менталитет русской нации»,
выделив их базовые черты и характеристики;
- выявить место и роль процесса дементализации в ходе
информационного противоборства конфликтующих сторон в борьбе за
достижение национальных интересов;
- охарактеризовать приемы и способы, используемые СМИ в процессе
отражения, репрезентации или изменения менталитета и национальной
идентичности в ходе информационного противоборства;
- сформулировать понятие «дементализация», выявить и дать
характеристику основным субъектам процессов дементализизации;
Для решения поставленных задач в исследовании использованы
следующие методы: экспертное интервью, контент-анализ, сравнение, метод
обобщения и метод систематизации.
Выбор научно-теоретической базы был определен
междисциплинарным характером данной исследовательской работы. Она
представлена работами теоретиков и практиков из сферы Масс-медиа (Ю.Г.
Бочкарева, Я.Н. Засурский), политологии (Н.С. Лабуш, А.В. Манойло, А.Ю.
Маруев), психологии (А.В. Юревич), филологии (Ф. Муминова), истории
(А.Я. Гуревич), социологии (С.Г. Кара-Мурза) и др.
Помимо этого нами был изучен определенный объем исследований на
иностранных (английском и французском) языках. В их числе работы Z.
Brzezinsky, B. Fredericks, M.C. Libicki, P. Marty, J. Press и др.
Эмпирическую базу исследования составляют публикации
локальных, федеральных и региональных средств массовой информации,
касающиеся репрезентации характерных черт русского менталитета, ТВ-
передачи авторитетных журналистов, посвященные темам информационного
противоборства, национального характера, идентичностей и т.п.
В основу анализа документов легли 817 публикаций с федерального
сайта «Независимой Газеты» и 382 публикации на портале издательского
дома «Алтапресс» (Алтайский край) за период с января 2014 года по апрель
2016 года. Более широкие хронологические рамки (с 1991 года по
настоящий момент) относятся к журналистским продуктам, анализируемым
во втором параграфе второй главы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования полученных результатов в качестве научной базы для
дальнейших исследований в области изучения проблем национальной
идентичности, информационного противоборства, манипуляции
общественным мнением и т.п.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами
исследования. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и
практической, заключения, приложения и списка литературы.
Введение к работе раскрывает ее актуальность и научно-
исследовательскую новизну, определяет объект и предмет изучения, цель и
задачи, а также методы исследования, с помощью которых будет раскрыта
тема в полной мере.
Первая глава посвящена теоретическому осмыслению явлений и
соответствующих им понятий - «менталитет», «информационное
противоборство», «общественное мнение». Охарактеризованы виды и
способы влияния средств массовой коммуникации и средств массовой
информации на самосознание и менталитет нации, приведены наиболее
авторитетные стратегии влияния на национальное самосознание.
Во второй главе проводится анализ отражения в СМИ конкретных
элементов российского менталитета, выделяемых учеными. Эмпирическая
часть исследования направлена на выявление роли СМИ в процессе
(ре)формирования менталитета. Более подробно характеризуются субъекты
дементализации, дается их классификация, характеристика каждой группе и
каждому типу субъектов, акцентируется внимание на повседневной практике
СМИ. В работе приводятся мнения известных экспертов из числа ученых и
массмедийных персон.
В заключении мы подводим итог проделанной работе, обобщаем и
систематизируем сделанные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа представляет собой исследование возможностей и
способов влияния на национальные особенности/менталитет нации при
помощи СМИ, а также теоретическое осмысление феномена дементализации
и происходящих в обществе геополитических процессов, связанных с
национальной самоидентификацией.
Решение поставленных задач позволило нам придти к следующим выводам:
Были изучены категории «менталитет» и «менталитет русской нации»,
притом, из большого числа определений менталитета, даваемых учеными,
мы, в качестве рабочей, взяли формулировку А.Я. Гуревича,
рассматривающего анализируемое явление, как совокупность «свойственных
определённому обществу или социальной среде умонастроений, неявных
установок мысли и ценностных ориентаций, навыков сознания».
Русский менталитет складывался на протяжении веков под
воздействием множества факторов – политических, географических,
климатических и т.п.
Нами был выявлен ряд базовых черт отечественного менталитета,
наиболее часто выделяемых учеными. В числе положительных отмечается
трудолюбие, чувство ответственности, умение терпеливо и достойно
переносить трудности, глубокая религиозность и одновременно тяга к
просвещению, широта русской души, милосердие и другие. В ряду
отрицательных характеристик национального менталитета –
несистематичность и утопичность мышления, нелогичность,
импульсивность, коррупционность, лень и неумение постоянно и
организованно трудиться, склонность к самоуничижению, неаккуратность,
неряшливость, максимализм и прочие.
Очень важным наблюдением считаем то, что национальный менталитет
непостоянен, а восприятие его нередко подвержено стереотипам. В то же
время, нельзя упускать из виду, что в силу исторических особенностей
формирования он обладает сравнительно устойчивым и консервативным содержанием.
На формирование и изменение национального менталитета влияет
значительное число факторов, в том числе деятельность СМИ. Более того,
все процессы по (ре)формированию менталитетов протекают в условиях
перманентного информационного противоборства. Более того, подобный тип
внешнеполитических отношений является нормой.
В роли объекта информационного противоборства, по мнению ученых,
можно рассматривать практически любой объект, в отношении которого
имеется возможность осуществить воздействие, следовательно, менталитет
нации также способен выступить идеальным объектом для деструктивного
влияния противоборства.
В ряде случаев, эскалация внешнеполитических конфликтов
способствует перерастанию информационного противоборства в
информационную войну, а также увеличивает градус и количество
пропаганды в СМИ.
Параллельно с информационным противоборством, а также вследствие
его наличия, может происходить процесс дементализации наций, под
которым следует понимать изменение национального менталитета, или
отдельных его черт, различными способами и средствами (в том числе при
участии СМИ и транснациональных медиакорпораций), лишение народа
чувства принадлежности к собственной нации, подмена одной идентичности
другой/другими. Определение данного термина впервые дано именно в
данной исследовательской работе, что, несомненно можно отнести к числу ее преимуществ.
Для достижения целей дементализации нередко используются
разнообразные внешнеполитические стратегии (например, «мягкой силы» и
«конвергенции»), помимо того, средством дементализации нередко
становятся активно идущие процессы глобализации и вестернизации
(характерные, в частности, для стран Восточной Европы и, в какой-то
степени, для России).
В практической части исследования нами был проанализирован ряд
экспертных интервью со специалистами мирового уровня. Теоретики и
практики из сферы международной журналистики дали оценку нашим
научным изысканиям, высказали мнения по поводу процессов
переформатирования общественного мнения и национального менталитета,
акцентировав внимание на том, что массмедийная сфера действительно
имеет колоссальный потенциал влияния на формирование взглядов, создание
или разрушение определенных рамок в голове.
Выделение нами субъектов дементализации, составление их
классификаций по различным критериям, а также характеристика и анализ
действий реальных акторов дементализационных процессов, способствовало
дальнейшему расширению пула знаний об уникальном феномене разрушения
менталитета нации, исследованию которого посвящена данная работа.
Контент-анализ публикаций с сайтов федерального издания
«Независтимая газета» и регионального портала altapress.ru был проведен
нами с целью демонстрации на примере одной характерной черты
российского менталитета (коррупционности), как СМИ могут отражать,
стирать или трансформировать те или иные ментальные элементы.
В ходе анализа удалось выяснить, что коррупционность действительно
упоминается в текстах СМИ, притом издания транслируют определенную
точку зрения: российская коррупция, безусловно, существует, но она
сопоставима с уровнем коррупции в иных странах, где все тоже не идеально.
Как федеральные, так и локальные медиа активно используют различные
приемы и жанровую палитру при освещении проанализированной нами
характерной черты. В то же время, хотелось бы, в перспективе, видеть в
действиях СМИ не только подробное отражения ментальных свойств и
качеств, но и попытки осознанной информационной борьбы с негативными
проявлениями национального менталитета.
Основная важность проведенного исследования представляется нам в
изучении процесса воздействия на устойчивость менталитета под
воздействием ряда факторов и прежде всего, массмедиа.


Документы
1. Гордость, патриотизм, ответственность. В какой мере вы гордитесь
Россией в следующих областях... // Левада-центр. URL:
http://www.levada.ru/2015/12/07/gordost-patriotizm-i-otvetstvennost/ (дата
обращения: 10.04.2016)
2. Даллес А. План по уничтожению СССР (России). Размышления о
реализации американской послевоенной доктрины против СССР. 1945.
URL: http://www.russkoedelo.org/mysl/miscellaneous/dulles_plan.php
(дата обращения: 18.04.2016)
3. Директива Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа
1948 года // Thomas H. Etzold and John Lewis Gaddis, eds., Containment:
Documents on American Policy and Strategy. 1945-1950 NSC 20/1. P. 173-203
4. Информационные вызовы национальной и международной
безопасности / Под общ. ред. Федорова А.В. и Цыгичко В.Н. М.: ПИР-
Центр, 2000. - 328 с.
5. Национальная идея России в 6 т. М: Научный эксперт, 2012. URL:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4275113 (дата обращения: 18.04.2016)
Книги на русском языке
6. Антюшина Н.М., Дерябина Ю.С. Можно ли одолеть коррупцию? (опыт
Финляндии) - Северная Европа. Регион нового развития. М.:
Издательство «Весь Мир», 2008. - 512с.
7. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований.
Учебник для вузов. М., 2008. - 346 с.
8. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные
отношения, 1999. - 256 с.
9. Брайант Д., Томсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Издательский
дом «Вильяме», 2004. - 167 с.
10.Буари Ф.А. СМИ или стратегия доверия. Пер. с франц. М.: Имидж-
Контакт, 2001. - 374 с.
11.Буянова Ю.В. История исследования понятия «менталитет» в
зарубежной психологии. В кн.: История отечественной и мировой
психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее и
предвидеть будущее. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 168–171
12. Ведяшин М.А. Средства массовой информации Российской
Федерации. Трансграничность и формирование общественного мнения.
Учеб. пособие М.: Издательство МГУП, 2009. - 100с.
13. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1983. - 188 с.
14. Визгин В.П. Декарт: ясен до безумия? // Бессмертие философских идей
Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-
летию со дня рождения Рене Декарта). М., 1997. - 181 с.
15. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Эксмо, 2003. - 544 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ