Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников

Работа №13010

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников………………………...7
1.1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО……………………………………………………………….7
1.2. Психолого-педагогические условия развития готовности старших дошкольников к обучению в школе……………………………………………16
Выводы по главе 1……………………………………………………………….22
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование развития познавательной деятельности старших дошкольников при подготовке к обучению в школе…………………………
Выводы по главе 2……………………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Актуальность темы исследования. Дошкольное детство – это период времени, в котором формируется основание будущей личности. Именно этот период детства становится главной ступенью начального изучения окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка рассматривается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Важным моментов в становлении и развитии этого опыта становится активность ребенка, в том числе и познавательная, раскрывающаяся в соответствующей деятельности. Проблема развития познавательной активности еще с давних времен занимала центральное место в исследованиях педагогов. Еще Ян Амос Каменский обратил свое внимание на исследование данной проблемы. Он считал, что активность детей позволяет им достигать многое в обучении. Важно правильно поддерживать их активность, включать детей в интересную наглядную деятельность
Актуальность развития познавательной деятельности детей на педагогическом уровне заявлена так, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие активной, инициативной и интеллектуально развитой личности ребенка, стремящейся к познанию явлений окружающего мира и овладению способами деятельности для достижения результатов.
Подготовка детей к успешному обучению в школе является приоритетной проблемой, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность и интерес, к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает.
Степень научной разработанности темы. Проблема развития познавательной активности еще с давних времен занимала центральное место в исследованиях педагогов. Еще Ян Амос Каменский обратил свое внимание на исследование данной проблемы. Он считал, что активность детей позволяет им достигать многое в обучении. Важно правильно поддерживать их активность, включать детей в интересную наглядную деятельность.
К.Д. Ушинский в познавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения. Педагогическая практика каждодневно доказывает, что процесс обучения проходит плодотворнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. В педагогической теории данное явление отмечено как принцип активности и самостоятельности детей в обучении.
Исследованиями в данной области занимались отечественные психологи и педагоги такие как: П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др. и зарубежные – Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др. Современные психологи изучают разнообразные особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности исследуют Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина, процесс появления и развития детских вопросов – Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова. В работах В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова и др. В современных психолого-педагогических исследованиях раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательной активности в дошкольном возрасте. Ученые выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.
Такие авторы, как Г.И. Щукина, О.А. Холодова, О.Л. Матюшкина, А.И. Савенков, Н.У. Садыкова, Е.А. Морозова и другие со своими множественными исследованиями о закономерностях и особенностях познавательной деятельности детей, ставят проблему познавательного развития на приоритетное место в процессе подготовки к обучению в школе.
Объект исследования – познавательная деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования – процесс формирования познавательной деятельности старших дошкольников в условиях подготовки к школьному обучению.
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить формирование познавательной деятельности старших дошкольников в условиях подготовки к школьному обучению.
Задачи исследования:
1) рассмотреть познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО;
2) проанализировать психолого-педагогические условия развития готовности старших дошкольников к обучению в школе;
3) провести опытно-экспериментальное исследование развития познавательной деятельности старших дошкольников при подготовке к обучению в школе;
4) проанализировать результаты исследования;
5) сделать выводы по результатам исследования.
Гипотеза исследования – развитие познавательной деятельности старших дошкольников при подготовке к обучению в школе будет успешно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче, быстрее.
Методы исследования.
1. Теоретический (анализ научно-методической литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (эксперимент, тестирование).
3. Метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации комплекса занятий, направленных на активизацию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников
1.1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Обратимся к истории становления и развития изучаемой проблемы.
Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, исходным пунктом познания являются ощущения, даваемые пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. Вместе с тем, признавая существенное различие чувств и разума, Демокрит интерпретирует процесс познания таким образом, чтобы не только указать конкретное место и определить значение каждой из этих двух познавательных способностей, но и показать их необходимую связь друг с другом.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Для Платона воспитание детей – это руководство к изменению всего человека в его существе. Как считал Платон познание – это припоминание, при этом руководящим началом вступает ум или умная часть души.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель считал своей главной задачей развивать ум человека, который рассматривается им как высший источник предельной мудрости, ведущий к добродетели. Аристотель, «любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи» .
Марк Квинтилиан (35 – 96 гг.). Главными методами обучения, по Квинтилиану, являются теоретические наставления, подражание и упражнения. Основы обучения надо закладывать прочно. Квинталиан подробно указывает значение каждого учебного предмета в системе образования. Начинать обучение детей в игровой форме. Обучаясь чтению, дети должны одновременно знакомиться с изображением и с названием букв .
Блаженный Августин (354-430).По его мнению, воспитатель должен опираться как на врожденное религиозное чувство человека, так и на его разум, который, будучи полезен преимущественно в философском и научном познании (познании «мирской мудрости»). Познание, по Августину, основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Человек, говорит Августин, имеет о доступных пониманию и разуму предметах познание, однако жалким образом обманывается тот, кто думает, что чувствам не нужно верить. Нормой познания является истина .
Джон Локк (1689г.), высшая цель в воспитания детей – здоровая душа в здоровом теле. Главная работа Д. Локка «Опыт о человеческом разуме», утверждал, что «на опыте основывается все наше знание, от него в конце концов, оно происходит» .
По данным, полученным в исследованиях А.В. Запорожца (1979) первоначально такие познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется прежде всего новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций .
Н.Н. Тюлькибаева определяет понятие «познание» как образовательную деятельность ученика, понимаемую как процесс творческой деятельности, формирующий их знания . Отсюда следует, что понятие «познание» появилось еще в античности, но и сегодня данная проблема не утратила своей актуальности.
В трудах А.Н. Леонтьева подробно рассматривались вопросы о движущих силах развития детей, о причинах, которые определяют их возрастные особенности. В дошкольном возрасте ребенок находится в зависимости от окружающих людей, обязан считаться с правилами и нормами, предъявляемыми ему. А.Н. Леонтьев указал, что развитие личности ребенка определяется местом, которое он занимает в системе межличностных отношений, но само по себе положение в системе общественных отношений еще не определяет психического развития, оно лишь характеризует уже достигнутый уровень. В свою очередь это место определяется характером его деятельности и взаимодействием со взрослыми. Именно через ведущую деятельность осуществляется воспитание ребенка, формирование его отношений с действительностью .
Л.С. Выготский считал, что правильно организованное обучение, ведет за собой детское умственное развитие. Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка .
По данным Ж. Пиаже, познавательное развитие ребенка является необходимым условием его приспособления для решения новых проблем .
На законодательном уровне проблема познавательного развития дошкольников была поставлена в Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в 2009 г. и конкретизирована в образовательной области «Познание» и познавательно-речевом направлении развития. Согласно ФГТ содержание названной образовательной области было направлено на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора и т.д. Эти задачи решаются на протяжении всего пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Согласно ФГОС задачами познавательного развития для детей дошкольного возраста являются:
1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии
4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
5. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
6. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
7. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.
8. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.
9. Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.
К концу дошкольного возраста ребенка значительно возрастает познавательный интерес: развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений (Л.А Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. По словам А.В. Запорожца, человеческое мышление закладывается в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.
Такое познание осуществляется детьми в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментальной деятельности должны создаваться такие ситуации, которые ребенок разрешал бы посредством проведения опыта и, анализируя, делая вывод, умозаключение.
В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л.С. Выготскому, стоит память. Происходит дальнейшее развитие памяти, которое играет значительную роль в жизни человека. От образной памяти происходит переход к словесно-логической, постепенное развитие произвольного воспроизведения и произвольного запоминания. Дошкольники выполняют действия по словесной инструкции, усвоение знаний по словесному объяснению, на опоре наглядных представлений. От того как сформированы восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависит его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности .
Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в продуктивной деятельности не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия.
Л.С. Выготский говорит о том, что процесс развития воображения проходит у детей дошкольного возраста в два этапа. Сначала оно носит непроизвольный характер, представления возникают спонтанно. На втором этапе возникают активные формы воображения, появляется произвольность процесса. Первоначально представления возникают по инициативе взрослого, затем ребенок вызывает их целенаправленно сам. Это находит отражение в играх, они приобретают сюжетный характер.
Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Старший дошкольник фантазирует произвольно до начала деятельности, обдумывает ее ход, планирует процесс воплощения .
Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация.
Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных данных из внешнего мира. Старший дошкольник в отличие от младшего дошкольника узнает, выделяет уникальные свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия.
А.В. Запорожец вместе с Я.3. Неверович показали, что на протяжении развития ребенка меняется место эмоций в общей структуре поведения, появляются новые формы сопереживания, сочувствия другому лицу, столь необходимые для совместной деятельности и общения.
Внимание ребенка дошкольника начинает привлекаться предметами и объектами, связанными с переживаниями, вызываемыми эмоциями, имеющими непосредственную связь с потребностями ребенка. С развитием произвольного внимания дети в силах направить свое сознание и удерживать его довольно долго на определенных явлениях, объектах, пока есть интерес.
Дети учатся управлять своим вниманием, но в силу возраста по требованию взрослого им еще трудно переключиться с интересного объекта на заданный. Позже дошкольники могут распределять внимание и действовать с несколькими предметами. Внимание переходит от непроизвольного к произвольному. Произвольное внимание требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В завершении дошкольного периода дети способны к получасовым занятиям. А.М. Козлова, И.К. Никифорова считают, что формированию сферы внимания способствуют:
- организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная нагрузка, перемена видов деятельности);
- подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес;
- включение развивающих упражнений .
Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка, характеризуется наличием волевых усилий, регуляцией эмоциональных состояний, внутренней оценкой ситуаций, поступков и действий, закладываются основы нравственного поведения. В конце дошкольного детства у ребенка складывается картина мира и основы мировоззрения.
Познавательное развитие детей с возрастом существенно изменяется. Ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на исследование окружающего мира. Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом .

1.2. Психолого-педагогические условия развития готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Изменение содержания образования, повышение требований к выпускнику дошкольного образовательного учреждения обуславливает необходимость вновь и вновь затрагивать проблему формирования готовности к школьному обучению.
Проведем обзор - существуют разные варианты трактовки содержания понятия «готовность» в психологической и педагогической теории (см. таблицу 1).
Таблица 1
Трактовка содержания понятия «готовность» в психологической и педагогической теории
В психологии
«Готовность» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом. «Диспозиция (предиспозипия) – готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности» «Как психологическая установка» (Д.Н. Узнадзе)
«Как проявление определенного уровня способностей и свидетельства самого их наличия» (Б.Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн)
«Как личностное новообразование» (Ю.З. Гильбух)
В психологическом словаре понятие «готовность к действию» определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий»
В педагогике
В научно-педагогических исследованиях готовность рассматривают «как многокомпонентную систему» (А.Г. Мороз, В.А. Сластенин)
«Как комплекс свойств и качеств личности» (В.А. Крутецкий)
«Как совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций» (В.А. Сластенин)

Существуют и другие подходы к определению понятия готовности.
Так, например, В.Г. Маралов подходит к рассмотрению готовности ребенка к школе с позиции представления о человеке как широком понятии, целостность которого определяется единством биологического, социального и личностного. Отсюда готовность к школе автор предлагает рассматривать на трех как бы надстраивающихся друг над другом уровнях: морфофункционального развития, интеллектуального развития, личностного развития. Данные уровни структурируются в три блока готовности.
В качестве базового автор признает уровень морфофункционального развития, включающий в себя степень физического развития и здоровья, возрастные пропорции тела и развитие анализаторов, степень выраженности физических качеств, типологические особенности центральной нервной системы, развитие речевого и мышечного аппаратов.
Блок интеллектуального развития определяется по степени сформированности восприятия, мышления, памяти и воображения.
Блок личностного развития включает мотивационно-эмоциональную сферу, систему отношений ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе. Указанные три блока готовности к школе образуют систему так называемых потенциальных свойств, которые актуализируются непосредственно в деятельности и поведении и составляют четвертый блок - блок поведенческих характеристик. В нем автор выделяет результативный и процессуальный аспекты. Результативный включает в себя конкретные знания, умения, поступки, продукты деятельности, а процессуальный – уровень социальной активности, произвольности поведения (организованность, дисциплинированность, внимательность и т.д.), социальные переживания .
Главным условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является сформированность всех компонентов школьной психологической готовности. Первым компонентом психологической готовности к школьному обучению выступает интеллектуальная готовность – это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов.
Л.С. Выготский одним из первых в отечественной психологии сформулировал мысль, что интеллектуальная готовность к школе заключается не столько в количественном запасе представлений ребенка, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления.
Психологическая готовность к школе, по мнению Н.И. Гуткиной, является сложным образованием, в структуре которого выделяют три компонента: личностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой .
Выявлены закономерности формирования учебных мотивов и представлений о целях и содержании учения; изучено влияние различных форм общения на успешность обучения; определен круг необходимых для начала школьного обучения знаний и умений; выявлены возрастные особенности развития познавательных и психомоторных способностей, составляющих основу усвоения учебных предметов; определены критерии функциональной готовности к началу школьного обучения и возрастные особенности учебной деятельности шести и семилетних детей и т. д.
Изучение психологической готовности к школе является важной составляющей организации работы с детьми, выявления детей не готовых к обучению и организации работы с ними. В этом аспекте важное значение имеет выделение педагогических условий развития психологической готовности. В тоже время мы сталкиваемся с противоречием между: необходимостью организации работы по развитию психологической готовности детей к обучению в школе и неразработанностью педагогических условий организации этого процесса.
Педагогическими условиями развития психологической готовности к школе могут выступать: построение взаимоотношений с детьми в рамках личностно-ориентированного подхода; формирование у детей положительного отношения к школе и мотивации учения; организация взаимодействия с родителями.
В отечественной психологии основы проблемы психологической готовности к обучению в школе заложены в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Необходимо отметить, что длительное время, рассматривая психологическую готовность к школьному обучению, исследователи понимали под ней интеллектуальную или умственную готовности в качестве одного из главных критериев готовности ребенка к обучению, рассматривали уровень его умственного развития.
Переломным моментом в представлениях исследователей о психологической готовности к обучению в школе являлись труды Л.С. Выготского, который одним из первых обратил внимание на то, готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений. Он подчеркивал, что быть готовым к школьному обучению означает уметь обозначать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, умение оперировать ими .
Л.И. Божович считает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника . В данном подходе мы видим понимание психологической готовности как многокомпонентного сложного явления.
А. Керн в своем подходе к пониманию психологической готовности отмечает, что существует тесная связь между психическим и физическим развитием ребенка, и достижение определенной школьной зрелости зависит от внутренних процессов физического и психического развития. Он выделяет в качестве важного показателя готовности к обучению степень созревания визуальной дифференциации восприятия, способность к вычленению образа и отмечает, что на общий уровень готовности к школе оказывает влияние не только уровень интеллектуального развития, но и сформированность других компонентов готовности к школе .
Мотивационная готовность рассматривается исследователями Н.И. Гуткиной, А.К. Марковой, Т.А. Матис, как наличие у ребенка желания учиться. Формирование осознанного отношения ребенка к школе связано не только с информацией о ней, но и с развитием внутренней системы мотивов учения .
Исследователи отмечают, что существует две основные группы мотивов учения:
1) первая группа включает в себя широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, желанием занять определенное место в системе доступных отношений;
2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью или познавательные мотивы.
Личностная готовность, как отмечает И.В. Дубровина, выражается в отношении ребенка к школе, к учителю, к учебной деятельности. Ее основу составляет развитие коммуникативных и социальных качеств ребенка .
Не умаляя значимость других компонентов, исследователи, тем не менее, подчеркивают, что от интеллектуальной готовности зависит успешность освоения учебной деятельности.
Е.Е. Кравцова определяет интеллектуальную готовность как наличие у ребенка определенного кругозора и запаса знаний. По мнению данного автора, интеллектуальную готовность характеризует планомерное и расчлененное восприятие, элементы теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенные формы мышления, сформированность логических операций и памяти .
Интеллектуальная готовность тесным образом связана с развитием умения выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности.
В подходе Л.И. Божович отмечается значимость достижения определенной позиции, названной «внутренней позицией школьника», необходимой для обучения в школе .
И.В. Дубровина рассматривает произвольность, как одно из важнейших составляющих психологической готовности к обучению в школе. Исследователь указывает, что произвольное поведение с одной стороны является новообразованием младшего школьного возраста, которое развивается внутри учебной деятельности, с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе .
Вопросам социально-психологической готовности ребенка к обучению в школе уделено гораздо меньше внимания. В тоже время, значение данного компонента готовности к школе является важным.
Е.Е. Кравцова обращает внимание на сформированность у ребенка навыков взаимоотношений с окружающими людьми, сформированность положительного отношения к себе, умение общаться со взрослыми и сверстниками. Уровень сформированности данных умений определяет степень готовности ребенка к школе .
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное многокомпонентное образование, отражающее необходимые умения и навыки, обеспечивающие успешное начало обучения в школе.
Выводы по главе 1
В результате проведенного исследования познавательной деятельности старших дошкольников автор делает следующие выводы:
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка, характеризуется наличием волевых усилий, регуляцией эмоциональных состояний, внутренней оценкой ситуаций, поступков и действий, закладываются основы нравственного поведения. В конце дошкольного детства у ребенка складывается картина мира и основы мировоззрения.
Познавательное развитие детей с возрастом существенно изменяется. Ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на исследование окружающего мира. Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом .
Проблема готовности ребенка к школе остается открытой, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осмысления, систематизации основных ее компонентов, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Авторская позиция состоит в том, что готовность к школьному обучению представляет собой сложное многокомпонентное образование, отражающее необходимые умения и навыки, обеспечивающие успешное начало обучения в школе. 
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование развития познавательной деятельности старших дошкольников при подготовке к обучению в школе
2.1. Констатирующий этап.

Целью опытно-экспериментального исследования является подтверждение эффективности выдвинутой автором гипотезы, а именно, развитие познавательной деятельности старших дошкольников при подготовке к обучению в школе будет успешно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче, быстрее.
Задачами опытно-экспериментального исследования являются:
- изучить исходный уровень познавательного развития у исследуемой группы детей;
- провести реализацию педагогического сопровождения познавательной деятельности исследуемой группы детей в ДОО;
- провести повторное изучение уровня познавательного развития у исследуемой группы детей;
- проанализировать полученные результаты исследования;
- обосновать выводы.
Базой опытно-экспериментальной работы являлось МАДОУ Детский сад № 30 г. Рязани.
В эксперименте принимали участие дети старшей группы данной образовательной организации, которые, в свою очередь, были разделены на две подгруппы: экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ), каждая группа состояла из 10 детей. Все дети здоровы и не имеют каких-либо нарушений в развитии


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования познавательной деятельности старших дошкольников автор делает следующие выводы:
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка, характеризуется наличием волевых усилий, регуляцией эмоциональных состояний, внутренней оценкой ситуаций, поступков и действий, закладываются основы нравственного поведения. В конце дошкольного детства у ребенка складывается картина мира и основы мировоззрения.
Познавательное развитие детей с возрастом существенно изменяется. Ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на исследование окружающего мира. Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом .
Проблема готовности ребенка к школе остается открытой, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осмысления, систематизации основных ее компонентов, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Авторская позиция состоит в том, что готовность к школьному обучению представляет собой сложное многокомпонентное образование, отражающее необходимые умения и навыки, обеспечивающие успешное начало обучения в школе.
Автором было организовано опытно-экспериментальное исследование, целью которого было подтверждение эффективности выдвинутой автором гипотезы, а именно, развитие познавательной деятельности старших дошкольников при подготовке к обучению в школе будет успешно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче, быстрее.
Результаты констатирующего эксперимента позволили автору сделать вывод о необходимости подобрать комплекс упражнений, направленных на развитие познавательной деятельности детей в рамках подготовки их к обучению в школе.
В ходе формирующего этапа исследования автор пришел к выводу, что системный подход в работе по развитию познавательной деятельности детей позволяет добиться положительных результатов.
А именно:
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
– формирование познавательных действий, становления сознания;
– развитие воображения и творческой активности;
– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и др.
Проведенный нами контрольный этап исследования обосновано доказал, что применение разработанного нами комплекса дидактических игр позволяет существенно повысить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.




1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы / Е.А. Александрова: Монография. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 200 с.
2. Анохина Т.В. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание, 2009. - № 5. – С. 38 – 42.
3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
4. Баранова Э.А. Изучаем детские вопросы / Э.А. Баранова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 13- 20.
5. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2010. – 185 с.
7. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
8. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
9. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24 – 26.
10. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
11. Вдохновение: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. И.Е. Федосовой. - М.: Изд-во «Национальное образование», 2015. – 368 с.
12. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
13. Волошена, Е.А., Истратова, О.Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. Психологические науки, 2014. - № 9 (37). – С. 93-98.
14. Вульфов Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 2005. – 519 с
16. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 2005. С. 241.
17. Выготский Л.С. Проблема возраста. – М.: МГУ, 2008. – 367 с.
18. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
19. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
20. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
21. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
22. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
23. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
24. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
25. Деркунская В.А. Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду / В.А. Деркунская // Детски сад от А до Я. - 2012. - № 10. – С. 160.
26. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432с.
27. Дубровина И.В. Готовность к школе. – М.: Академический проект, 2011. – 136 с.
28. Емельянова М.Н. Технология организации познавательно- исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ / М.Н. Емельянова // Дошкольная педагогика: журнал, 2016. № 9. – С. 80.
29. Журавлева И.А. Всемирная история. История средних веков. Учебное пособие. – Тула: Тульский гос. ун-т, 2007. – 214 с
30. Киреева Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
31. Князева В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.
32. Князева Е. Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников в познавательной деятельности / Е. Князева // Дошкольное воспитание: журнал, 2013. - № 10. – С. 25 – 28.
33. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ