ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................... 4
ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ....................................................................................................... 4
ЦЕЛЬ РАБОТЫ ........................................................................................................................... 6
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ..................................................................................................... 6
ИЗУЧЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ....................................................................................................... 7
ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ССО ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ
ВОЙНЫ ...................................................................................................................................... 9
1.1. ИЗМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБСТАНОВКИ ................................................................. 9
1.2. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ ВНУТРИ ЯПОНИИ ..................................... 10
1.3. СОЗДАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ............................................................................. 12
1.4. ОТПРАВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА ССО ЗА РУБЕЖ В 1990-Е ГГ.......................................... 14
1.5. НАЧАЛО АКТИВНОГО УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОПЕРАЦИЯХ ............................... 16
1.5.1 Война в Ираке (2004 – 2008) ................................................................................... 18
1.5.2 Расширение сферы миротворческой деятельности и связанные с этим
проблемы ............................................................................................................................ 20
1.5.3. Борьба с пиратством ............................................................................................. 21
1.6. ЮРИДИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ........................................................................................... 22
ГЛАВА 2. КУРС НА ФОРСИРОВАННОЕ УКРЕПЛЕНИЕ ОБОРОНЫ С
ПРИХОДОМ ВТОРОГО КАБИНЕТА АБЭ В 2012 ГОДУ ............................................ 29
2.1. СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКЕ .................................................. 29
2.2. УКРЕПЛЕНИЕ ОБОРОНЫ ................................................................................................... 38
2.2.1. Усилия Японии ......................................................................................................... 38
2.2.2. Укрепление японо-американского союза .............................................................. 41
2.2.3. Активное продвижение сотрудничества с другими странами в области
безопасности ..................................................................................................................... 43
2.3. ПРОБЛЕМЫ....................................................................................................................... 44
2.3.1. Дальнейшее ухудшение отношений с Китаем из-за островов Сэнкаку ........... 44
2.3.2. Структурные проблемы обороны ......................................................................... 48
ГЛАВА 3. ССО В НАШИ ДНИ (С 2015 ГОДА)................................................................ 52
3.1. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЕ ........................................................................ 52
3.2. УКРЕПЛЕНИЕ БОЕСПОСОБНОСТИ ССО ........................................................................... 55
3.3. ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ СТРАНАМИ .................................................... 65
3.3.1. США.......................................................................................................................... 65
3.3.2. Южная Корея .......................................................................................................... 71
3.3.3. Россия ....................................................................................................................... 73
3.3.4. Индия ........................................................................................................................ 76
3.3.5. АСЕАН ...................................................................................................................... 77
3.3.6. Прочие страны ........................................................................................................ 78
3.3.7. Сотрудничество в области миротворческих и гуманитарных операций........ 80
3.4. ПРОБЛЕМЫ В ОТНОШЕНИЯХ С БЛИЖАЙШИМИ СОСЕДЯМИ ............................................ 81
3.4.1. Отношения с Китаем ............................................................................................. 81
3.4.2. Продвижение ракетно-ядерной программы КНДР ............................................ 84
3.5. ОТНОШЕНИЯ ССО С ГРАЖДАНСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ ...................................................... 86
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ......................................................................... 95
ОТМЕНА 9-Й СТАТЬИ И «СОЗДАНИЕ» АРМИИ? ...................................................................... 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................................... 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ..................... 103
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................... 110
Предыстория проблемы
Как известно, Япония, проигравшая во Второй мировой войне, оказалась
оккупирована союзными силами, ядро которых составляли США. Под контролем
оккупационных войск в 1946 году была написана, а в 1947 году вступила в силу новая
Конституция Японии. В этой конституции появился раздел «Отказ от войны», в который
вошла известная 9 статья, состоящая из двух пунктов:
1. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и
порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного
права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства
разрешения международных споров.
2. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут
создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие
средства войны. Право на ведение государством войны не признается1.
Однако вслед за изменением военно-политической обстановки в Азиатско-
тихоокеанском регионе, а именно победой КПК в Китае в 1949 году и началом войны на
Корейском полуострове в 1950 году, был взят так называемый «обратный курс»,
который подразумевал ремилитаризацию Японии. В 1950 году был создан Кэйсацу
Ёбитай (警察予備隊) – Национальный полицейский резерв, преобразованный в 1952
году в Хоантай (保安隊) – Национальные силы безопасности, а в 1954 году появились
нынешние Силы самообороны Японии (в дальнейшем ССО) – Дзиэйтай (自衛隊 )2.
На фоне этого, в 1951 года был подписан Сан-Францисский мирный договор,
вступивший в силу в 1952 году, когда и была окончена оккупация Японии. Вместе с
этим договором был также подписан «Договор о гарантиях безопасности между США и
Японией». По этому договору Япония была неравноправным партнером, так как он
допускал вмешательство США во внутренние дела Японии, запрещал Японии заключать
военные соглашения с третьими странами без согласия США. Также ей отводилась
лишь роль послушного статиста в этом союзе, ибо японские вооруженные силы даже не
фигурировали в военных планах Пентагона3.
По состоянию на 1 мая 1952 году войска США до подписания «Административного
соглашения о статусе американских войск и баз» (日米行政協定) насчитывали в Японии
207 736 человек, которые занимали 2824 объекта. Появление в 1952 году упомянутого
соглашения предусматривало значительное сокращение военного контингента на
Японских островах. К 1955 году в стране осталось 143 555 американских
военнослужащих, а еще через 5 лет – 241 объект и 56 246 солдат США4.
Через несколько лет, когда Япония окрепла и в экономическом, и в военном плане,
19 января 1960 года в Вашингтоне был подписан новый «Договор о взаимном
сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией» (日米安全保障条約)
(Договор безопасности), который является основой военно-политического альянса двух
стран по сей день. Он позволяет создавать военные базы на территории Японии и
размещать там свои войска. Япония в свою очередь обязывается защищать
американские базы в случае нападения, но не обязывает Японию оказывать помощь
США в случае вступления США в войну с третьими странами.
Во время Холодной войны по Договору безопасности Япония хотя и считалась
военно-политическим союзником США, предпосылкой было то, что Силы самообороны
не будут использоваться для реальных боевых действий. Несмотря на то, что главным
гипотетическим противником в условиях Холодной войны рассматривался СССР, по
существу Япония не рассматривала его как реальную военную угрозу, т.е. потенциально
Япония не готовилась к войне против СССР. И, таким образом, не уделялось внимания
оборонной политике в целом и ССО в частности5. Однако после окончания Холодной
войны и прекращения противостояния Капиталистического и Социалистического
блоков, ситуация на международной арене коренным образом изменилась. Как это
повиляло на японскую оборонную политику мы и хотим рассмотреть в этой диссертации.
Цель работы
Целью данной работы является изучить политический и социальный аспект
развития Сил Самообороны Японии и ее оборонную политику после окончания
Холодной войны по сей день.
Исходя из этого, перед нами стоят следующие задачи:
1. Изучить причины, породившие изменения в политике безопасности Японии и роли ССО.
2. Изучить последствия этих изменений и преобразований.
3. Спрогнозировать перспективы дальнейшего развития.
Актуальность проблемы
Как уже говорилось выше, после окончания Холодной войны и прекращения
противостояния Капиталистического и Социалистического блоков, ситуация на
международной арене коренным образом изменилась. Несмотря на то, что СССР
прекратил существование, а его преемница – Российская Федерация, перестала
восприниматься как потенциальный противник, для Японии возникли так называемые
«новые угрозы»: ракетно-ядерная программа КНДР, военно-политическое и
экономическое усиление Китая, который и стал с 1990-х гг. главным потенциальным
противником Японии, а также так называемый международный терроризм, который
начал набирать силу на рубеже XX и XXI веков. К тому же, в силу того, что
нестабильность в регионах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока прямо или
косвенно негативно отражается на Японии, то она заинтересована в стабилизации там
военно-политической обстановки.
Помимо внешних причин, имеют место внутренние тенденции развития общества в
целом, которые предполагают расширение международных контактов, более активное
участие женщин в деловой жизни, технологизация и оптимизация рабочих процессов,
стремление занять почетное место на международной арене. Эти факторы оказали
значительное влияние на оборонную политику Японии, которая стала себя
позиционировать как страна, вносящая посильный вклад в обеспечение международной
безопасности. Таким образом, приспосабливаясь к новым условиям, Япония вывела
свою политику в области обеспечения безопасности на новый уровень. Вслед за ней
изменились структура и роль Сил самообороны Японии и продолжают изменяться по сей день.
Поэтому чтобы понять и спрогнозировать дальнейшее развитие политики Японии в
области обороны и безопасности и развитие ее вооруженных сил, необходимо
проанализировать условия, в которых происходили эти изменения, причины
трансформации, а также результаты, к которым привели такие изменения.
Изученность проблемы
Несмотря на то, что в последние годы международная политика Японии, особенно в
области расширения полномочий ССО, вызывает интерес у исследователей, и по этому
вопросу регулярно выходит немалое количество статей в научных, псевдонаучных и
публицистических изданиях, новых и актуальных фундаментальных работ по ССО на
русском языке сейчас мало, если не сказать что совсем нет. Книги по ССО и политике
Японии в области безопасности В. Н. Бунина6, М.И. Крупянко7 и других, написанные в
начале 2000-х гг. уже, мягко говоря, устарели: с тех пор многое изменилось и меняется в
настоящий момент. Правда, в 2016 году вышла книга «Силы самообороны Японии»8, но
она является ничем иным, как просто переводами нормативно-правовых
документов, касающихся организационно-штатной структуры ССО. К тому же зачастую
многие российские авторы склонны переоценивать роль США в развитии оборонной
политики Японии и представлять их как основную причину расширения сферы
деятельности японских вооруженных сил, или же искать мотивы, побудившие
пересмотреть концепцию национальной безопасности Японии только во внешних
факторах. Среди исследователей, которые периодически выпускают научные статьи на
тему ССО и обороны Японии, опираясь на более объективные и комплексные изыскания,
можно отметить В.О. Кистанова, Е.М. Османова и Д.В. Стрельцова.
Стоит отметить, что и на английском языке не удалось найти большого количества
комплексных современных научных работ по проблеме безопасности Японии и ССО.
Можно отметить недавно вышедшую книгу о Сухопутных ССО Японии9, которая хотя и
посвящена Сухопутным ССО, но рассматривает ССО и динамику оборонной политики в
целом с момента создания до сегодняшних дней.
В самой Японии, естественно, издаются работы более регулярно, и они учитывают,
помимо внешних факторов, внутренние проблемы и задачи. В частности японский
исследователь ССО Садо Акихиро выпустил уже не одну книгу по этой теме, одна из
которых была использована во время написания данной диссертации10.
Если подвести небольшой итог, то можно сказать, что российские авторы
придерживаются концепции того, что Япония действует исходя из взаимодействия со
своими союзниками (США) и потенциальными противниками (Китай и Северная
Корея); американские авторы – исходя из вопросов национального престижа; японские
авторы, принимая во внимание внешние угрозы, затрагивают очень важную тему связи
ССО с внутренними проблемами в обществе и взаимодействия их с местным населением.
Мы же постараемся не склоняться к какой-то одной из вышеперечисленных
концепций, а попытаемся создать комплексную картину японской оборонной политики
за последние три десятка лет и сформировать новый оригинальный взгляд на эту
проблему. Поэтому в качестве материалов для написания данной работы, с опорой на
уже имеющиеся исследования, были использованы официальные документы
Министерства обороны и Министерства иностранных дел Японии, Белые книги
обороны Японии ( 防 衛 白 書 ) различных лет, а также материалы японских СМИ;
особенно, что касается событий последних нескольких месяцев (конца 2017 – начала
2018 гг.), то практически все было написано на основе статей в японских национальных газетах.
Итак, после окончания Холодной войны и прекращения противостояния
Капиталистического и Социалистического блоков, ситуация на международной арене
коренным образом изменилась, приспосабливаясь к новым условиям, Япония вывела
свою политику в области обеспечения безопасности на новый уровень. Вслед за ней в
значительной степени изменились структура и роль ССО Японии и продолжают
изменяться и по сей день.
Развитие Сил самообороны Японии и трансформация ее политики в области
обороны были спровоцированы двумя основными факторами: внешними, т.е. реакцией
на внешние «угрозы», и внутренними, т.е. следованием общим тенденциям развития
общества и стремлением повысить свой статус как страны, стремящейся к
международному миру. Одним из таких факторов, заставивших японское правительство
активно участвовать в международных миротворческих операциях, является стремление
Японии войти в число постоянных членов Совета безопасности ООН 290 . Однако
необходимо учитывать, что такое положение дел естественно не только для Японии, но
и для других стран, причем как в Азии, так и в Европе. Мир перестраивается в целом,
входя в новую эпоху информационного общества, и стремительное развитие технологий,
помимо решения многих проблем, принесло новые, в том числе в сфере безопасности.
Поэтому можно сказать, что, имея свою специфику, японская политика в области
обороны и японские ССО стали развиваться, следуя, в общем, мировым тенденциям.
Япония впервые применила свои вооруженные силы за границей в условиях
реальных вооруженных конфликтов. География и сфера деятельности постоянно
расширялись, что было достаточно высоко оценено международным сообществом.
Примечательно то, что развитие концепции безопасности шло, несмотря на
внутриполитические изменения в Японии, т.е. необходимость этого стала признаваться
большей частью населения и политических кругов.
Параллельно началось реформирование и законодательное урегулирование для
более эффективного и активного действия, но, как правило, такие юридические
изменения носили симптоматический характер и, к тому же, нередко оставались только
на бумаге, не принося существенных результатов.
Поэтому с возвратом к власти ЛДПЯ в 2013 году начался новый этап к изменению
структуры ССО и оборонной политики, когда власти попытались оформить такое
развитие не принятием симптоматических законов, а заложили фундамент для создания
новой парадигмы в оборонной политике. Был создан Совет национальной безопасности,
принята первая Стратегия национальной безопасности, обновлена Основная программа
национальной безопасности, разработана Программа по модернизации вооружения и
оптимизации обороны, был взят курс на более активное сотрудничество не только с
США, но и с другими странами. То есть правительство решило закрепить статус Японии
как активного участника мирового строительства в области безопасности.
Однако по-прежнему в системе осталось множество проблем, и, хотя новая
концепция обозначила приоритетные задачи развития, в большой степени это осталось
на бумаге. Мало того, так и не были решены противоречия в законодательстве, главным
из которых, как известно – это 9-я статья Конституции.
В таких условиях в 2015 году был принят пакет законов в области обеспечения
безопасности Японии, которые еще более расширили область применения ССО и их
возможности. Параллельно с этим власти активно занялись модернизацией,
оптимизацией и укреплением мощи и повышением мобильности своих вооруженных
сил. Была утверждена программа закупки новейшего вооружения. Важно учитывать, что
такие изменения происходят во многих сферах жизни общества и оборонная политика –
лишь ее часть, и она следует в целом общей тенденции развития Японии.
В связи с расширением сферы деятельности были расширены программы военного
сотрудничества, как с США, так и с другими странами, в том числе с Россией и
европейскими странами, такими как Франция. Даже удалось наладить какой-то диалог с
Китаем за последний год и немного улучшить отношения, однако прежние проблемы, в
первую очередь территориальные, пока никак не решены, и не предвидится их решение
в ближайшем будущем.
С другой стороны активизация ракетно-ядерной программы КНДР, естественной
или искусственно спровоцированной, позволила японскому правительству
активизировать свою оборонную политику, не только в плане закупки новейшего
вооружения и размещения дополнительных систем ПРО, но и в законодательной сфере.
Это и является сейчас одной из важнейших задач для японской политики. Необходимо
то, что существует де-факто, превратить и в де-юре. Если этого не будет сделано, то это
может породить серьезные проблемы, которые будут препятствовать эффективной
деятельности ССО, которая будет и дальше постепенно расширяться, а боевой
потенциал японских вооруженных сил повышаться.
И еще одной важной концептуальной задачей является взаимодействие с
гражданским населением, ведь главная задача любой армии и Сил самообороны Японии
в частности – защита государства, а значит народа, который в нем проживает. Если
японскому руководству удастся решить эти проблемы, то она сможет обеспечить
устойчивое развитие своей политики в области обеспечения безопасности.
Если говорить о политическом значении развития ССО после Холодной войны, то
здесь, конечно, следует отметить, что самым важным результатом стало то, что Япония
почти перестала восприниматься политически «ущербным» государством и вассалом
США в широком смысле, а приобрела имидж вполне самостоятельного международного
актора и активного политического игрока, который имеет все атрибуты независимого и
сильного государства, одним из которых является современная и боеспособная армия.
Причем имидж претерпел изменения как внутри, так и за пределами Японии. Осталось
только согласовать это с японским законодательством, что на наш взгляд, является лишь
вопросом времени.
В качестве дальнейшего направления исследования можно назвать более глубокое
изучение внутренних факторов развития японской оборонной политики, а именно, роль
японских концернов, являющихся основными поставщиками вооружения для Сил
самообороны, в укреплении боеспособности японских вооруженных сил, а также
взаимодействие с гражданским населением, динамика изменения поддержки ССО
жителями, проблемы в отношениях с местными сообществами и пути их решения.
Безусловно, данные проблемы стоит изучать с учетом тех серьезных изменений,
которые, вероятно, произойдут в ближайшие год-два, о чем уже говорилось.
1. Арутюнян Е. В. Политика Японии в регионе Персидского залива в период ирано-
иракской войны и ирако-кувейтского конфликта / Е.В. Арутюнян // Япония 2015.
Ежегодник. – М. : АИРО–ХХI, 2015. – С. 57-64.
2. Билоброва А.Е. Особенности участия Японии в миротворческих операциях ООН /
А.Е. Билоброва // Китай: история и современность: материалы IX междунар.
науч.-практ. конф. 21–23 октября 2015 г. Екатеринбург. – Екатеринбург, 2016. – С. 226-230.
3. Бунин В.Н. Японо-американский союз безопасности: история и современность (К
50-летию со дня основания). – М. : ИДВ РАН, 2000. – 331 с.
4. Добринская О.А. Законодательство об обеспечении мира и безопасности:
глобальное, региональное и национальное значение / О.А. Добринская // Япония
2016. Ежегодник. – М. : АИРО–ХХI, 2016. – С. 61-78.
5. Добринская О.А. Японо-американские отношения во внешней политике ДПЯ /
О.А. Добринская // Япония 2012. Ежегодник. – М. : АИРО–ХХI, 2012. – С. 51-66.
6. Жуков А.Е. Япония: обретение места в мировом порядке / А.Е.Жуков // Япония и
современный мировой порядок. – М. : Восточная литература, 2002. – С. 7-20.
7. Казаков О.И. Российско-японские отношения в 2014 году / О.И. Казаков // Япония
2015. Ежегодник. – М. : АИРО–ХХI, 2015. – С. 20-35.
8. Карпов Е.В. Особенности системы безопасности Японии после окончания Второй
мировой войны / Е.В. Карпов // Территория новых возможностей. Вестник
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. –
Владивосток, 2013. – No 4. – С. 36-46.
9. Кистанов В. О. Узловые проблемы внешней политики Японии в 2016 – начале
2017 г. / В.О. Кистанов // Япония 2017. Ежегодник. – М. : АИРО–ХХI, 2017. – С. 7-25.
10. Кистанов В.О. Парламентские выборы в Японии: мотивы, итоги, последствия /
В.О. Кистанов // Японские исследования. – М. : ИДВ РАН, 2017. – No 4. – С. 80-91.
11. Кистанов В.О. Политика Японии в Северо-Восточной Азии: проблемы и
тенденции / В.О. Кистанов // Япония 2015. Ежегодник. – М. : АИРО–ХХI, 2015. – С. 7-19.
12. Кистанов В.О. Символы японо-китайской непримирённости / В.О. Кистанов //
Актуальные проблемы современной Японии. – М. : ИДВ РАН, 2016. – Выпуск XXX. – С. 58-77.
13. Кистанов В.О. Япония и Корейский полуостров: текущие проблемы отношений /
В.О. Кистанов // Японские исследования. – М. : ИДВ РАН, 2016. – No 1. – С. 72-81.
14. Ковалев С. И. Силы самообороны Японии. – М. : Международные отношения, 2016. – 335 с.
15. Крупянко М.И. Эволюция концепции национальной безопасности Японии в
меняющемся мире / М.И. Крупянко // Япония и современный мировой порядок. –
М. : Восточная литература, 2002. – С. 37-50.
...