Введение 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ УВЛЕЧЕННОСТИ ЧТЕНИЕМ
У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА. 7
1.1 ФЕНОМЕН УВЛЕЧЕННОСТИ ЧТЕНИЕМ 7
1.2 ФЕНОМЕН РОДИТЕЛЬСКОГО ВЛИЯНИЯ 18
1.3 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА ВТОРАЯ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УВЛЕЧЕННОСТИ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ ЧТЕНИЕМ И ОСОЗНАНИЕ ЕЕ РОДИТЕЛЯМИ 36
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА УВЛЕЧЕННОСТИ ЧТЕНИЕМ И ФАКТОРЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
У ДЕТЕЙ 36
2.2 ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПРОБЛЕМЕ ЧТЕНИЯ 48
2.3 МЕСТО ЧТЕНИЯ В ДОСУГЕ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 61
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ, АКТУАЛИЗИРУЮЩИХ ПРОЦЕССЫ
ФОРМИРОВАНИЯ УВЛЕЧЕННОСТИ ЧТЕНИЕМ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В ЭТИХ ПРОЦЕССАХ 63
3.1 АНАЛИЗ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ «МОЙ РЕБЕНОК – МАСТЕР ЧТЕНИЯ» 63
3.2 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ПОДРОСТКА В КОНТЕКСТЕ ПРЕФИГУРАТИВНОГО ОБЩЕСТВА. 68
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ. 78
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложение 1 Комплексная методика исследования увлеченности чтением
младших подростков 88
Приложение 2 Материалы по курсу «Мастер чтения» (модуль «Мой ребенок –
мастер чтения») 91
Приложение 3 План занятий мастерской «Книжные трюки» для детского
выездного лагеря «In Orange» 108
Исследование, представленное в работе, обращено к проблеме влияния
родителей младших подростков на формирование у детей увлеченности
чтением. Интерес к данной проблеме вызван осознанием ситуации
существования второго поколения нечитающих родителей, что
подтверждается исследованиями социологов1. Практика работы в школе
также позволяет говорить об очевидном разделении школьников на
«читающих» и «нечитающих» относительно фактора получения
удовольствия от процесса, стремления читать вообще. Мотиватором
исследования служит и собственный интерес автора как будущего родителя:
возможно ли в процессе воспитания детей, развивать у них увлеченность чтением.
Актуальность темы обусловлена рядом противоречий. Во-первых,
осознание родителями важности увлечённости ребенка тем или иным делом
сталкивается с их собственной неготовностью осознанно содействовать
этому. Во-вторых, возникает несовпадение желания родителя помочь
ребенку увлечься, заинтересоваться каким-либо делом и имеющихся у
взрослого знаний в этой области, возникающее, как следствие, ощущение
беспомощности взрослого. В-третьих, противоречие, связанное с культурой
семейного досуга: совместная читательская деятельность внутри семьи
может быть хорошей возможностью для общего досуга, но на данный
момент условий для этого нет.
Откликом на отмеченные противоречия стала представляемая работа,
ее цель: обосновать, разработать и реализовать программу привлечения
родителей младших подростков к проблеме формирования увлеченности чтением
Задачи:
● На основе теоретического анализа имеющихся работ по проблеме
и существующего практического опыта определить теоретические
и практические предпосылки решения проблемы.
● С учетом выявленных тенденций спроектировать и апробировать
программу привлечения родителей к совместной деятельности с
детьми, направленной на формирование увлеченности чтением.
Объектом исследования является увлеченность чтением младших подростков.
Предмет исследования – влияние родителей на формирование
увлеченности чтением детей 9-11 лет.
База исследования
Констатирующий этап исследования (массовый опрос родителей и
учащихся 5-6 классов) был проведен на базе ГБОУ «Экономический лицей»
No 373 Московского района, ГБОУ школа No 323 Невского района, ГБОУ
школа No 617 Приморского района. Кроме того, в нем приняли участие
пользователи социальной сети «ВКонтакте», а также участники пилотной
программы «Мастер чтения», реализованной на базе Центральной городской
публичной библиотеки им. В.В. Маяковского.
Гипотеза исследования
Родители младших подростков имеют влияние на формирование
увлеченности детей чтением. Это влияние может быть как положительным,
так и отрицательным. Чтобы влияние было благоприятным для развития
ребенка, необходимо вовлечение родителей в проблему. Кроме того, важно,
чтобы взрослым нравился процесс чтения, т.е. они имели позитивное
отношение к чтению вообще, читающему сообществу и себе как читателю, в
частности. Для этого необходимо создание определенных условий, например,
совместная деятельность родителей и ребёнка в «пространстве чтения»,
творческая, необычная обстановка, сопровождающая процесс чтения и т.д.
В работе предпринят анализ исследований, близких по теме
диссертации, дано уточнение основных понятий, проведен опрос
респондентов в соответствии с разработанными методиками и последующим
статистическим анализом результатов.
Исследование требовало большого охвата и разностороннего подхода,
поэтому были использованы различные методики. Для выявления
увлечённости чтением и определения факторов ее возникновения, а также
для анализа роли и места чтения в системе семейного досуга с точки зрения
детей, – разработана комплексная методика, базирующаяся на совмещении
опроса и картиночного теста. Именно эта форма исследования может быть
использована библиотекарями и учителями словесности для выявления
увлеченности чтением детей и места чтения в жизни ребенка. Исследование
отношения родителей к чтению, существование читательских традиций в
семьях проводилось посредством кейс-метода, с помощью анкеты была
также собрана информация о том, как люди проводят досуг всей семьей.
Структура работы отражает основные этапы исследования и проектирования:
Во «Введении» кратко описывается проблематика магистерской
диссертации, обозначается тема, цель, задачи и методы исследования.
Первая глава «Влияние родителей на формирование у младших
подростков увлеченности чтением как междисциплинарная проблема»
посвящена решению теоретической задачи. Здесь представлены результаты
работы с основными понятиями и анализ научной литературы по данной теме.
Вторая глава «Современное состояние проблемы увлеченности младших
подростков чтением и осознание ее родителями» отражает результаты
решения диагностической задачи.
Третья глава «Проектирование условий, актуализирующих процессы
формирования увлеченности чтением младших подростков. Трансформация
роли родителей в этих процессах» посвящена описанию возможного способа
практического решения проблемы – помощи родителям в создании условий
для их влияния на формирование увлеченности их детей чтением.
Необходимо отметить, что на преобразующем этапе исследования
произошли изменения проекта. Изначально была разработана программа
ориентационно-прикладного характера – “Мастер чтения”, которая была
апробирована в Центральной городской библиотеке имени В.В. Маяковского.
Результаты апробации включены во вторую главу. Анализ программы и
выводы из 2 главы позволили иначе взглянуть на заявленную проблему:
акцент в формировании увлеченности чтением сместился со взрослого на
ребенка как на инициатора читательской активности. Поэтому в работе
представлен и другой продукт – это программа развития читательской
самостоятельности младшего подростка в условиях выездного программного лагеря.
В «Заключении» кратко сформулированы результаты проведённой работы.
Цель настоящей работы связана с обоснованием, разработкой и
реализацией программы привлечения родителей младших подростков к
проблеме формирования увлеченности чтением.
Для достижения указанной цели потребовалось решение ряда задач.
Прежде всего, были привлечены словарные статьи и научная литература
по близкой к теме тематике. В работе сформулированы значения ведущих
понятий – увлечённость чтением и влияние родителей. Для первого из
названных понятий подробно описаны характеристики, позволяющие
определить наличие или отсутствие этого состояния. К ним относятся
ощущение энтузиазма, энергичности и поглощенности деятельностью. Также
предложена последовательность возникновения увлечённости от мотивов и
ее переход в постоянное состояние интереса, возникновение хобби. Важным
для дальнейшей работы стало уточнение психологических особенностей
детей исследуемого возраста и их взаимодействия родителями.
После этого перед нами стояла задача собрать информацию о наличии
или отсутствии увлеченности чтением у младших подростков, понять
факторы ее возникновения у детей, определить отношение родителей к
чтению, проанализировать особенности современного семейного досуга и
роли родителей и детей в его выборе для всей семьи. С помощью нескольких
опросов и анкет удалось собрат всю необходимую информацию: среди всех
опрошенных нет ни одного ребенка, ощущающего увлеченность чтением,
однако практически все дети положительно настроены относительно
процесса чтения и готовы включить его в семейный досуг семьи. Родители
открыты для занятий и мастер-классов по чтению, однако испытывают
некоторое затруднение относительно времени и способов увлеченности чтением.
На основании теоретического анализа и констатирующего исследования
были подтверждены гипотезы, касающиеся наличия влияния родителей на
формирование увлеченности чтением у младших подростков и недостатка
определенных условий для реализации родительских замыслов.
Выявленные теоретические предпосылки позволили систематизировать
потребности и ответить на них. Так, дефицит родительских знаний об
организации творческой читательской среды удовлетворен программой
курса «Мастер чтения» и мини-курсом «Мой ребенок – мастер чтения».
Потребность специальной читательской среды раскрыта и активная позиция
младшего подростка раскрывается в проекте мастерской для программных
лагерей «Книжные трюки».
Апробацию прошли только несколько занятий курса «Мастер чтения»,
она проводилась в Центральной городской публичной библиотеке
им. В.В. Маяковского, элементы курса были превращены в мастер-классы
для участников. По факту формат был ближе к индивидуальным
консультациям, так как на занятиях присутствовали 4 человека. Это не
сильно изменило план проведения, более того, позволило собрать
практические сведения для исследования. Кроме того, апробация расширила
гипотезу: созданная читательская среда будет иметь результат только при
активности и детей, и взрослых. Важно отметить, что предлагаемый проект
не может быть коммерческим, он волонтерский и подойдет для библиотек и
бесплатных мероприятий на площадках книжных магазинов.
Проект мастерской «Книжные трюки» предполагает взаимодействие
ребенка, родителя, книги в условиях выездного лагеря и затем в городе. Цель
предлагаемой мастерской дать возможность "читающим" детям глубже
понять те тексты, с которыми они знакомятся, а также увлечь чтением детей,
не проявляющих интереса к другим мастерским. Кроме того, важным
остается и деятельность по распространению семейного чтения через
организованные детьми мероприятия.
Таким образом, трансляция важности чтения в кругу семьи исходит от
взрослого к ребенку, а затем от ребенка к взрослому. В этой системе все
участники являются активными действующими лицами.
На данный момент задачи, поставленные в работе, решены полностью,
цель достигнута частично – реализация проекта по чтению в лагере
планируется на сменах 2018 года. Исследование, таким образом, может быть
продолжено уже в сторону работы над проектом и его совершенствованием.
На данном этапе мы хотели бы защитить:
• Результаты теоретического анализа, которые заключаются в
уточнении сущности понятия увлеченности, выделении ее
ключевых семантических характеристик.
• Модель комплексного диагностического исследования, состоящую
из проективной методики (картиночный тест) и опросы целевых
групп. Эта разработка может быть полезна учителям-словесникам,
библиотекарям, руководителям проектных направлений в
современных образовательных пространствах и других
площадках, реализующих междисциплинарную программу
«Основы смыслового чтения и работа с текстом».
• Методическое обоснование возможных решений, представленных
в виде программы для родителей «Мой ребенок – Мастер чтения»
и модуля «Книжные трюки» для участников выездного языкового
лагеря, включающее очные занятия в рамках смены и
запланированное продолжение работы - последействие в онлайн
формате с привлечением родителей.
1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с
нем. и доп. О.Н.Трубачёва: [18 246 словарных статей]. – 4-е изд., стер.
– М.: Астрель: АСТ, 2009. – Т. 1–4.
2. Словарь русского языка: в 4 т. / Рос.акад. наук, Ин-т лингв. исслед.; под
ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык:
Полиграфресурсы, 1999. – Т. 1–4. (в работе – МАС).
3. Большой толковый словарь русского языка: [около 130 000 слов] / Рос.
акад. наук, Ин-т лингв. исслед.; авт. и рук. проекта, гл. ред.
С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. (в работе – БТС).
4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: толково-
словообразовательный: [более 136 000 лексических единиц]. – М.:
Русский язык, 2000. – Т. 1–2.
5. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: практический
справочник: около 11 000 синонимических рядов. − 17-е изд., стер. −
М.: Дрофа: Русский язык Медиа, 2010. − 564 с.
6. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу
выражений. – СПб.: Типо-лит. Лурье и Ко, 1900. – 210 с.
7. Воронина Е.А., Курьян М.Л., Шутов А.А. Диагностика увлеченности
учебой как элемент «Студентоцентоцентрированного» образования //
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных
системах. Коммуникативные технологии». – No 2. – 2015. – С.59-66.
8. Мандрикова Е.Ю. Увлеченность работой: обзор современных
зарубежных исследований // Психология в вузе. – No6. – 2012. – С.53-63.
9. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.:
Питер, 2009. – 208 с.
10.Мандель Б.Р. Попытки определиться с психологией увлечений //
Исследователь/Reseacher. – No 3-4. – 2013. – С.52-61.
11.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,
2016. – 583с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512с.
13. Тихомирова И.И. Мотивация чтения: стимулы, мотивы, потребности //
Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-
справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 122-133.
14.Самохина М.М. Чтение молодежи: XXI век (по результатам
исследований 2001-2011 гг.) // Электронный ресурс. Информационно-
справочный портал Library.ry URL:
http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=338
(дата обращения 23.12.2016)
15. Виноградов В.В. История слов. – М.: Институт русского языка
им. В.В. Виноградова РАН, 1999. – 1142с. // Электронный ресурс.
URL: http://wordhist.narod.ru/vlijanie.html
(дата обращения 25.12.2016)
...