Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика формирования новостной повестки СМИ в России и Испании на примере материалов газет «Известия» и «El Mundo»

Работа №130052

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение......................................................................................3
Глава 1. Информация в условиях кризиса международной журналистики....9
1.1 Особенности международных новостей в медиасистемах разных
типов..................................................................................15
1.2 Кризис международной журналистики в 21 веке...........................37
Глава 2.Освещение глобальных событий на примере СМИ России и
Испании....................................................................................48
2.1 Функционирование газет «Известия» и «El Mundo» в национальных
медиасистемах............................................................................48
2.2. Медиаисследование контента международных разделов газет
«Известия» и «El Mundo»...............................................................76
Заключение................................................................................88
Список литературы......................................................................93

В последние десятилетия новостная журналистика претерпевает
значительные изменения. В течение более чем ста лет до этого люди
привыкли получать международную информацию от корреспондентов,
работающих в других странах. Такая традиция сложилась еще с 19 века,
когда ограниченное количество новостных агентств имело эксклюзивную
возможность собирать международные новости и распространять их на своей
территории. Технический прогресс, экономические и политические
изменения, глобализация, возникновение «гражданской журналистики»
изменили эту практику.
Тем не менее, в современном мире, где, казалось бы, господствует
глобализация и всеобщая доступность информации, существует кризис
международной журналистики. К его причинам можно отнести
экономический фактор, заставляющий искать СМИ новые экономические
модели существования часто в ущерб качеству содержания; появление
блогов и социальных медиа; чрезмерно быстрое изменение запросов
аудитории и как следствие отсутствие или недостаток профессионалов,
способных уловить тенденции на новостной арене. Все это применимо к
европейской модели медиа, а в России дела обстоят еще хуже, так как на
вышеуказанные проблемы накладываются еще и особенности
функционирования прессы в условиях специфики экономического и
политического развития.
В связи с этим можно отметить проблему выбора СМИ тем для
освещения. Предварительный анализ материалов позволяет предположить,
что события освещаются довольно избирательно, как по географическому,
так и по тематическому критериям. Эту проблему рассмотрим на примере
двух изданий: «Известия» (Россия) и «El mundo»(Испания).
Мы можем сравнивать опыт Испании и России как государств,
имеющих период демократизации, так как они имеют общие черты модели
социально-исторического развития и структуре политической культуры.1
Многие годы социально-политический уклад жизни в этих странах
базировался на тоталитарных методах управления в условиях слабых
демократических начал. Возможность сопоставления обусловлена
практически параллельно развивающимися событиями ХХ века: Испания и
Россия пережили периоды нестабильности, переворотов, гражданских войн и
длительного авторитарного режима. Схожим стало и то, что в обоих
государствах в конце концов установилась демократия: в Испании в 1975 г.,
а в России в 1991 г.
Актуальность работы. В настоящее время среди исследователей,
теоретиков и практиков журналистики происходит дискуссия вокруг понятий
медиакратия, четвертая власть, медиатизация политики. Данные понятия
связаны с теорией медиаэффектов.
Взаимодействие политики и журналистики (и СМИ как поля производства
журналистского продукта) изучается на протяжении более чем ста лет. На
первом этапе исследований вопросы влияния медиа на политические
решения аудитории интерпретировались через концепцию общественного
мнения. Сегодня главный вопрос для концепции медиакратии – уже не
доказательство того, что СМИ имеют отношение к формированию
общественного мнения через создание информационной повестки дня, а
объяснение того, как именно СМИ могут повлиять на общественное мнение.
Для нас в работе будет важно понятие медиаэффектов, то есть рассмотрение
того, каким образом СМИ осуществляют социальную власть посредством
медиатекста и информационного отбора новостей.
Контент издания является отражением и формируется под влиянием
политических взглядов, существующих в стране. Сейчас, когда мировое
политическое и экономическое равновесие довольно хрупко, особенно
интересно просмотреть, как подходят СМИ России и Испании к освещению
новостей и какая именно информация попадает к аудитории. Поэтому
сравнительный анализ характеристик международной информации в
конвергентных медиасистемах стран с разным уровнем развития демократии
является своевременным и необходимым как в теоретическом, так и
практическом отношении.
Научная новизна. СМИ Испании в сравнении с прессой Германии,
Великобритании, Франции изучены достаточно мало. Полномасштабные
исследования современной газетной периодики Испании практически
отсутствуют, как и работы по сравнению медиасистем России и Испании.
Наиболее полно эта тема отражена в исследовании А. А. Паисовой «Роль
газеты "Эль Паис" в современных медиапроцессах Испании.
Информационная политика в гг»2. Однако в данной работе рассматривается
только одно издание –«Эль паис», поэтому логично будет рассмотреть
другую крупную качественную газету «Эль мундо» и сравнить ее с
российским аналогом - газетой «Известия». Особое внимание в работе
уделяется поиску общих факторов при формировании информационной
картины мира, а также анализу причин различия повестки дня в изданиях.
Цель научной работы - на основе анализа материалов газет выявить
тематический спектр публикаций, сравнить полученные результаты между
собой и на примере медиасистем Испании и России выяснить специфику
формирования новостной повестки СМИ в данных странах. Определить
критерии, которые используют редакторы при выборе тех или иных
новостей. Кроме того, попытаться проследить влияние на общественное
мнение путем выбора информации для освещения.
Цель и предмет определили задачи научного исследования:
1. Определить тематические предпочтения изданий в международном разделе.
2. Выделить сходства и различия в освещении тем прессой России и Испании.
3. Определить внешние факторы, влияющие на структуру медиа в этих
странах и на контент изданий. Исследование механизмов этого влияния.
Объект исследования – СМИ России и Испании на примере материалов
газет «Известия» и «El Mundo» .
Предмет исследования - тематика и содержание текстов, освещающих
международную тематику.
Научно-теоретической базой для работы послужили исследования
зарубежных и российских исследователей. В первую очередь это книга
Ричарда Самбрука «Зарубежные журналисты излишни?»3 Также некоторые
теоретические положения взяты из книги А.С.Пую и С.С. Бодруновой
«Медиакратия» и работы Д. Холлина и П. Манчини «Сравнивая медиа
системы: три модели журналистики и политики»,4 автореферата диссертации
Курышевой Ю.В. «Испания: политико-правовые аспекты процесса
интеграции национальных СМИ в информационное пространство ЕС».5
Кроме того, использованы статьи из научных журналов «Медиаскоп» и
реферативная база данных «Scopus».
Эмпирической базой стали электронные и печатные версии газет
«Известия», «El mundo», «Новая газета», «ABC». Важную роль для работы
сыграл анализ интервью российских и испанских журналистов и экспертов,
специализирующихся в этой теме.
При написании работы использовались следующие методы: философский
метод, абстрактно-логические принципы (анализ, синтез, индукция и
дедукция), а также частнонаучные методы (например, библиографический).
Также при исследовании текстов газет применялся метод контент-анализа.
Научная и практическая значимость. Результаты и выводы данной
работы могут быть использованы с целью изучения освещения
международных новостей в медиасистемах разных стран, а также для
дальнейшего более углубленного исследования прессы Испании. Кроме того,
материалы могут стать основой для проведения занятий в рамках курса
«Теория и практика международной журналистики».
Хронологические рамки исследования: научная работа охватывает период
с середины 20 века по настоящее время. Исследуется процесс формирования
современной медиасистемы России и Испании.
Апробация работы. Результаты работы были представлены в виде доклада
на конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» 2015
год и в виде тезисов в сборнике «Медиа в современном мире. Петербургские
чтения» 2016 год.
Структура работы. Работа состоит из двух глав и четырех параграфов.
Первая глава посвящена общим процессам, происходящим в настоящее
время в международной журналистике и медиасистемах России и Испании.
Вторая носит практический характер, содержит медиаисследование контента
газет «El mundo» и «Известия».
Положения, выносимые на защиту:
- функционирование международной информации зависит от особенностей
медиасистемы, сложившейся в стране;
- в условиях кризиса международной журналистики СМИ вынуждены
приспосабливаться к новым условиям существования;
- пресса Испании и России освещает тематический спектр событий в
международном отделе избирательно, сознательно акцентируя внимание на
одних событиях и умалчивая о других.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Глобальные вызовы современности обуславливают изменения в
журналистике, так как для их решения старые подходы уже не подходят.
Международные отношения сегодня претерпевают этап турбулентности и
нестабильности. Это значит, что возрастает роль международной
журналистики и соблюдения ей объективности и профессиональных стандартов.
Результатами теоретического исследования в ВКР - анализа
современных процессов, происходящих в международной журналистике -
стали следующие положения:
1. Сегодня средства массовой информации не просто сообщают
новости. Через различные информационные стратегии они формируют
общественное мнение к тому или иному событию. Логично, что только
объективное освещение в СМИ общих для всех государств глобальных
вызовов и основных проблем современности, взвешенные и непредвзятые
комментарии будут способствовать уменьшению конфликтов, а также
помогут нормализовать отношения между Россией и Европой.
2. В условиях кризиса международной журналистики, среди причин
которого экономическая борьба за выживаемость, смещение ценностей
международных сообщений в сторону узкой специализации, появление
гражданской журналистики, технологическое развитие и новые требования
времени, масс-медиа все труднее оставаться объективными и
беспристрастными.
3. Медиасистемы разных типов функционируют в соответствии с
общемировыми тенденциями в журналистике, которые влияют на
национальные медиа и изменяют их. Системы СМИ не статичны. На них
оказывают влияние, в частности, социальные и экономические факторы. Это
применимо как к медиасистеме России, так и Испании.
В то же время, качество международной информации зависит от
особенностей медиасистемы в стране. Логично предположить, что степень
развития демократии в государстве непосредственно связана со степенью
развития системы СМИ и с внутренним устройством и содержанием
информационного пространства.
При написании данной работы стояла цель выяснить, насколько полон
тематический спектр публикаций в газетах «Известия» и «El mundo», влияет
ли выбор определенных тем на общественное мнение. Она была реализована
в практической части ВКР. Для этого были исследованы медиасистемы двух
стран – Испании и России. Государства сближает схожая история развития
СМИ после падения авторитарных режимов и их текущее положение с той
или иной степенью развития демократии.
Было выяснено, что Испания в большей степени смогла реорганизовать
систему прессы в период транзитивности и обеспечить взаимодействие
власти и общества. Испанцы в борьбе за демократический режим сумели
преодолеть многолетние трудности и пережитки франкистского режима в
пользу компромиссов и плюрализма СМИ. Однако медиаландшафт Испании
до сих пор испытывает сложности, связанные с процессом интеграции
национальной медиасистемы в Европейский Союз, а также со стремлением
государства вмешиваться в функционирование СМИ.
Россия в переходный период столкнулась с большим количеством
проблем, что не могло не отразиться на СМИ. Преобразования, в том числе в
области медиа, носили стихийный характер, направление и исход которых не
были до конца предрешены. Фактически медиасистема России еще слишком
слаба идейно и экономически, чтобы объективно и всесторонне
информировать свою аудиторию. Именно поэтому, согласно Рейтингу
свободы СМИ, Испания сейчас занимает 55 место в мире, а Россия только 181.
Анализ международных новостей происходил на материалах газет
«Известия» и «El mundo». Обе газеты тяготеют к правоцентристским
позициям, хотя ни одна из них не является официальным органом какой-либо
партии. Конечно, правоцентризм в России и Европе сложно сравнивать,
однако информационная политика обеих газет позволяет сравнить издания
по некоторым параметрам. Как «Известия», так и «El Mundo» - популярные
издания в своих странах, с высоким уровнем цитирования. Несмотря на это, в
адрес обоих изданий поступает немало критики, связанной с
ангажированностью информации, нечестным ее получением и зависимостью от властей.
Цель анализа заключалась в том, чтобы выяснить тематические
предпочтения и «белые пятна» изданий. В данном случае мы проверяли, как
реализуется теория фрейминга в конкретных изданиях. В западной
журналистике этому понятию в последнее время уделяется даже больше
внимания, чем повестке дня. В России интерес к фреймингу для понятия
материалов СМИ, согласно данным исследований, только начал
формироваться. В общем смысле фрейминг представляет собой процесс
отбора отдельных тем, ситуаций, проблем, которые освещают журналисты в
реальной жизни, усиление характера этих тем с целью создания
необходимых причинно-следственных связей, морально-нравственных
интерпретаций и рекомендаций того, как нужно поступать в отношении той
или иной ситуации. 71
Предварительная гипотеза о том, что некоторые темы освещаются
регулярно, а некоторые очень редко или вообще не освещаются,
подтвердилась. Общими темами, оставленными без внимания российской и
испанской прессой, стали темы здравоохранения, экологии, культуры, то
есть социальные темы и темы с гуманитарной значимостью. Кроме того,
мало международной информации из стран «третьего мира». Эта тенденция
может быть объяснена как слабым интересом аудитории к данной тематике,
так и некоторыми политическими причинами. Журналисты с большей
вероятностью напишут о катастрофе или обсуждаемом всеми военном
конфликте, чем о таком же значимом, но менее резонансном событии,
происходящем в мире.
Исходя из этих данных, можно заключить, что оба издания занимаются
фреймингом, задавая конкретные ракурсы рассмотрения тем. Кроме того, мы
видим работу теории медиаэффектов в действии. Выбирая определенные
темы, пресса формирует необходимое общественное мнение по тому или
иному вопросу, зачастую создавая ложные стереотипы и искажая
объективную картину действительности.
К основным различиям газет «El mundo» и «Известия» можно отнести
большее присутствие автора в отечественном издании. Здесь практически
всегда явно читается позиция журналиста в тексте. Материалы испанской
газеты, как правило, более сдержаны и беспристрастны. Кроме того, в
«Известиях» больше всего материалов имеют четкую политическую
направленность, что нельзя сказать об «El mundo», где также много
информации экономического характера. Этот факт можно объяснить, в
частности тем, что на момент исследования Испания не находилась в
процессе политического конфликта ни с одной из стран. Россия же имела
«натянутые» политические отношения с Украиной и США, что и отразилось
на тематике газеты.
В отечественной газете практически все международные события
освещаются при упоминании и России, причем нигде наша страна не
фигурирует в отрицательном свете. Если же встречается информация про
страны-конкуренты России на мировой арене, то в большинстве случаев
описываются негативные события.
Эти данные в некоторой мере подтверждают мнение о том, что
«Известия» тяготеют к патриотическому формированию общественного
мнения, что в целом неплохо, однако не когда это происходит в ущерб
качеству и беспристрастности информации.
Таким образом, первоначальная гипотеза, выдвинутая в работе,
подтвердилась, соответственно цель исследования можно считать достигнутой.


1. Багно, В.Е. Языки пограничных культур (Испания и Россия). —
Пограничные культуры между Востоком и Западом: Россия и Испания.
СПб., 2001.
2. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.:
Аспект пресс, 2010.
3. Беспалова, А.Г.,Корнилов, Е.А. История мировой журналистики. Ростов-на-Д, 2003.
4. Быкова, А.С. Массмедиа стран-членов Европейского Союза. СПб., 2004.
5. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран.- М.: Аспект Пресс, 2003.
6. Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003.
7. Горенко, Г. М. Испанский язык. международная журналистика учебное
пособие уровни A2-B1 . МГИМО-Университет, М., 2010.
8. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерки политики
свободы. М., 2002. С. 82.
9. Дорский ,А. Эстетика власти. СПб.,2013.
10.Европа как культурная общность общие истоки, многовариантность
развития, новые возможности сотрудничества / под ред. О.Д.
Швидковского. М., 1991.
11.Засурский ,Я.Н. Система средств массовой информации России. М, 2004.
12. Испания. Конституция и законодательные акты (Пер. с исп)/Под ред. Н.
И. Разумовича.- М.: Прогресс, 1982.
13. Испания 1918-1972. Исторический очерк/Под ред. И. М. Майского.-М.:
Наука, 1975 г.
14.Иваницкий, В.Л. Модернизация журналистики. Методологический этюд.
М.: Ф-т журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2010.
15. Испания в ЕС / под ред. Н.П. Шмелева. М., 2003.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ