Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основания исследования женских lifestyle-
видеоблогов ............................................................................................................. 8
1.1. Исследование социальной структуры видеоблога через понятие
социального капитала .......................................................................................... 8
1.1.1 Ключевые подходы к пониманию социального капитала ................... 8
1.1.2 Видеоблог в контексте концепции П. Бурдье ..................................... 16
1.2. Публичная самопрезентация через воспроизводство гендерного
дисплея ................................................................................................................ 25
1.2.1 Теоретический обзор гендерных исследований ................................. 25
1.2.2 Женская самопрезентация в lifestyle-видеоблогах сквозь призму
гендерного дисплея ......................................................................................... 33
1.3. Видеоблог: история развития .................................................................. 48
1.4. Стиль жизни как модель потребления ................................................... 57
Глава 2. Эмпирическое исследование «Стили жизни, транслируемые lifestyle-
видеоблогерами путем публичной самопрезентации в блогосфере» .............. 60
2.1. Описание поля и обоснование методов эмпирического исследования 60
2.2. Визуальный анализ видеороликов .......................................................... 71
2.3. Критический дискурс-анализ по модели Н. Фэркло ............................. 79
Заключение ............................................................................................................ 83
Список литературы ............................................................................................... 87
Приложение 1. Анализ видеороликов ................................................................. 96
Приложение 2. Статистические данные по видеороликам (от 20.04.2017) .. 131
Приложение 3. Самые популярные комментарии к видеороликам (от
04.05.2017)............................................................................................................ 136
Актуальность. Появление Интернета дало мощнейший толчок к развитию
информационного поля современного общества, расширению социальной
реальности. Появились новые способы, технологии, каналы коммуникации,
которые продолжают постоянно трансформироваться. На сегодняшний день
одним из самых крупных коммуникативных пространств Интернета
выступает блогосфера, особенностью которой является формирование ее
самими пользователями сети. С появлением видеохостинга Youtube одним из
ключевых компонентов для блогосферы стал визуальный компонент. Как
следствие, формат видеоблога получил колоссальное развитие и продолжает
стремительно набирать популярность и влияние в современном обществе.
Аудитория видеоблогов продолжает неуклонно расти с каждым днем.
Видеоблог приобретает статус полноценного медийного канала
коммуникации, одной из главных особенностей которого является тотальная
доступность любому пользователю Интернета, то есть каждый может снять
видео, выложить его на Youtube и создать собственный канал (видеоблог).
Используя различные способы самопрезентации, простые пользователи
приобретают не только статус видеоблогера, но и статус кумира, примера для
подражания, лидера мнений; они получают возможность транслировать
определенные образы и стили жизни при помощи своего видеоканала. Как
следствие, видеоблоги все чаще используются всемирно известными как
крупными, так и малыми компаниями в качестве интерактивной
коммуникативной площадки для продвижения бренда и продуктов. Этот
феномен и в целом развитие видеоблогинга представляют собой абсолютно
новое направление в современной социальной реальности, требующее
всестороннего изучения.
Объект: женские lifestyle-видеоблоги.
Предмет: особенности публичной самопрезентации стиля жизни в женских
lifestyle-видеоблогах.
Цель: выявление способов публичной самопрезентации, используемых для
трансляции определенных стилей жизни и образов lifestyle-видеоблогеров, а
также определение их влияния на аудиторию в современной блогосфере.
Задачи:
• Рассмотреть теоретические основания изучения видеоблогов,
гендерной публичной самопрезентации и стиля жизни;
• Операционализировать понятия «публичная самопрезентация»,
«блогосфера», «видеоблог», «стиль жизни», выделить ключевые виды видеоблогов;
• Выявить коммуникативные особенности публичной самопрезентации
стиля жизни в женских lifestyle-видеоблогах;
• Изучить реакцию аудитории видеоблогов на транслируемые образы и
стили жизни;
• Определить характер влияния lifestyle-видеоблогеров на аудиторию блогов.
Проблема. За последние десять лет в Интернет-пространстве
сформировалась качественно новая коммуникативная реальность, которая
получила название «видеоблогерство» (или видеоблогинг). В рамках этой
реальности можно выделить различные направления, одно из которых
представляет собой так называемый lifestyle, или «блог стиля жизни»; одной
из особенностей данного жанра, как, впрочем, и видеоблогинга в целом,
является доминирование представительниц женского пола. Видеоблогеры,
действующие в данном жанре, путем самопрезентации через снимаемые
ролики транслируют конкретные стили жизни и, таким образом, оказывают
определенное влияние на колоссальное количество людей.
Несмотря на то, что видеоблогерство, а также стили жизни женщин-
видеоблогеров и их влияние на аудиторию представляют чрезвычайно
интересную и новую сферу современного коммуникативного пространства,
вопрос систематизации и классификации знаний в данном направлении
практически не исследован в социологии и коммуникативистике.
Исследование стилей жизни и образов, транслируемых в женских
lifestyle-видеоблогах путем публичной самопрезентации в блогосфере,
позволит выявить систему коммуникативных способов, используемых для
трансляции данных стилей жизни и образов, а также исследовать влияние
женщин-видеоблогеров на их аудиторию. Результаты исследования позволят
не только систематизировать знания о видеоблогерстве в целом, но и дать
оценку видеоблогам с точки зрения рекламных интеграций и маркетингового взаимодействия.
Степень разработанности темы. Проблемы гендерной презентации
личности в электронной коммуникации освещались в работах отечественных
и зарубежных исследователей: И. Б. Александрова, Т. В. Бойченко, А.Н.
Гайфуллина, Е.И. Горошко, В.М. Громова, О. Ю. Гукосьянц, JI.P.
Диасамидзе, Т.Н. Захарова, Л.Ф. Компанцева, K.D. Blum, D. Crystal, S.C.
Herring, D. Tannen, S. Singh и др.
Категория стиля жизни хоть и относится к числу наиболее популярных
в современной социологии, тем не менее не отличается особой
разработанностью. Среди исследователей проблем стиля жизни можно
выделить М. Вебера, Т. Веблена, Г. Зиммеля, П. Бурдье, Г-П. Мюллера, Ж.
Бодрийяра, 3. Баумана, а также Н. М. Блинова, О. Н. Козлову, Л. В. Сохань,
В.И. Ильина, Ф. Паркина.
Исследовательский вопрос. Какие стили жизни транслируются
женщинами-видеоблогерами в публичной среде? Каким образом они
оказывают влияние на аудиторию блогосферы?
Гипотезы:
1. Стиль жизни девушек – lifestyle-видеоблогеров выступает основой для
конструирования различных образов в рамках видеоблога;
2. Видеоблог как инструмент публичной самопрезентации стиля жизни
выступает ключевым источником расширения социального капитала.
Научная новизна работы обусловлена объектом и предметом исследования
и состоит в том, что впервые выделены и охарактеризованы образы,
транслируемые девушками-видеоблогерами путем публичной
самопрезентации, а также конструируемые ими стили жизни. Кроме того,
показаны основные коммуникативные способы гендерной самопрезентации и
рассмотрены критерии успешности взаимной интеграции повседневного и
рекламного дискурсов.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость
работы заключается в том, что видеоблогинг и образы, транслируемые
видеоблогерами, являются качественно новыми явлениями в современном
коммуникативном пространстве, поэтому эта тема представляется мало
изученной в науке. Что касается практической значимости, можно
утверждать, что данное исследование позволит понять, какие темы и образы
актуальны для современной аудитории и для культуры потребления; каким
образом они продвигаются в массы.
Методология. В рамках данного исследования целесообразно рассматривать
термин публичной самопрезентации через призму социокультурного подхода
И. Гофмана. Также следует обратиться к идее социального капитала П. Бурдье.
Вопросы, касающиеся гендера, а именно особенностей женской
публичной самопрезентации, будут рассмотрены с помощью концепции
гендерного дисплея И. Гофмана.
Методика. В качестве методов эмпирического исследования планируется
использовать визуальный анализ видеороликов и критический дискурс-
анализ по модели Н. Фэркло.
Эмпирическая база исследования. Данные, полученные в результате
проведения визуального анализа видеороликов, а также критического
дискурс-анализа видеороликов и комментариев пользователей.
Результаты проведенного исследования были апробированы в секции
«Социальные науки» на международной конференции
Шестые студенческие Смольные чтения «Мультидисциплинарность в науке
и искусстве: тенденции и перспективы», проведенной 21-23 апреля 2017 года,
и в секции «Медиакоммуникации в современном мире» в рамках
конференции «Социальные коммуникации: профессиональные и
повседневные практики», проведенной 12-13 мая 2017 года.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы,
заключение, библиографический список и приложения. В первой главе были
рассмотрены понятия видеоблога и блогосферы, представлен обзор
ключевых теоретических концепций, а именно гендерной самопрезентации,
социального капитала и стиля жизни; также в рамках данных концепций
представлен анализ явления lifestyle-видеоблогинга. Во второй главе
раскрыты и проинтерпретированы результаты собственного эмпирического исследования.
В рамках данной работы были изучены способы самопрезентации
девушек-видеоблогеров жанра lifestyle и транслируемые ими образы и стили жизни.
Были рассмотрены основные теоретические особенности концепции
социального капитала, который предстает в форме различного рода
социальных связей, рассматриваемых как ресурсы девушек-блогеров для
наращивания собственного капитала. Также в работе рассмотрена концепция
гендерного дисплея, представленная в качестве ключевого механизма
публичной самопрезентации девушек-блогеров.
Исследование показало, что с помощью самопрезентации посредством
воспроизведения гендерного дисплея девушки-блогеры конструируют ряд
образов, транслирующих аудитории определенные смыслы. В качестве
фокуса нашего исследования был выбран видеоблог Марии Новосад,
выступающей типичным представителем lifestyle-видеоблогеров по
следующим критериям: длительность существования канала (с 27.01.2013),
количество подписчиков (487 746), освещение разнообразных тем (макияж,
косметика, музыка, фильмы, путешествия, учеба, общение и т.д.), а также
включенность в общий социальный капитал посредством использования
типичных для lifestyle-направления тем («мои покупки», «DIY»,
«тематический макияж», «GRWM», «чайный влог», «мой ежедневник», «что
я любила») и сотрудничества с другими блогерами. Таким образом, тесная
связь девушки с остальными представителями жанра позволила нам
рассматривать ее видеоблог в качестве показательного кейса. Мы
проанализировали гендерную самопрезентацию блогера через проявление
основных средств презентации: речевого поведения, невербальной
коммуникации, внешнего облика и оформления пространства. В сочетании с
передаваемым сообщением переднего плана гендерная самопрезентация
позволила девушке создать посредством видеоблога ряд конкретных образов,
среди которых фундаментальным выступает образ близкой подруги,
присутствующий во всех видеороликах. Кроме того, эмпирическое
исследование показало наличие других образов, более тематически
ориентированных по своей сути: образ модели, здоровый образ жизни, образ
путешественницы, образ эксперта, образ «звезды». Поскольку базовым
является образ близкой подруги, и именно от него в значительной степени
зависит успех девушки как видеоблогера, мы можем предположить, что к
перечисленным образам могут добавляться и другие, в зависимости от того,
на какие темы и сюжеты хочет обратить внимание видеоблогер.
В рамках нашего исследования была также отмечена значимость
социального капитала как сети взаимодействий и важного источника
ресурсов для девушек-видеоблогеров и для всего явления видеоблогинга в
целом. Были выделены три типа взаимодействия: между видеоблогерами,
между блогером и аудиторией и между блогером и компаниями-
рекламодателями. Наличие собственного культурного капитала,
включающего харизму, красоту, умения, знания, навыки в различных сферах
жизни, в сочетании с успешно созданным и развиваемым образом подруги
позволяет девушкам-блогерам расширять социальные связи во всех
перечисленных типах взаимодействия. Жанр lifestyle тем и интересен, что он
может включать в себя любые сюжеты повседневной социальной реальности,
а следовательно, каждый человек при желании имеет возможность найти в
подобных видеоблогах нечто, что заинтересует именно его. В результате, за
счет регулярного вкладывания культурного и социального капитала каждого
блогера происходит укрепление общего социального капитала видеоблогинга
— образуется мощное и крепкое сообщество видеоблогеров, способных
создавать и продвигать собственные ценности и идеи.
В современном мире выложить в сеть видеоматериалы со своим
участием может фактически каждый. Девушки-блогеры с самого начала
своей «карьеры» мало чем отличаются от своих сверстников и людей
помладше (как следует из анализа сущности и особенности видеоблогинга),
то есть они обладают похожим стилем потребления, и это касается всего:
одежды, косметики, продуктов, предметов быта и т.д. Девушка так
выстраивает свое взаимодействие с виртуальными зрителями, что они
воспринимают ее как близкую подругу. Как следствие, происходит
надстраивание других образов, девушка становится популярнее, обзаводится
определенной репутацией в мире блогосферы и, как следствие, меняет свой
социальный статус и стиль потребления. С ней сотрудничают компании, ей
присылают PR-рассылки, она начинает пользоваться более дорогой
косметикой, одеждой, чаще путешествует и т.д. Исследование показало, что в
результате более полного включения в сеть взаимодействий и, как следствие,
наращивания всех видов капитала происходит смена демонстрируемого
стиля жизни – видеоблогеры воспроизводят элитарный, а также «звездный»
стиль жизни, проявляющийся в освещаемых темах, внешнем облике
девушек, демонстрируемых предметах, а также внедрении рекламного
дискурса. Исследование реакции аудитории (а именно комментариев)
показало, что присутствует как позитивная, так и негативная оценка
деятельности блогера и транслируемых образов и стилей жизни.
Таким образом, цель исследования достигнута: были выявлены
способы публичной самопрезентации, используемые для трансляции
определенных стилей жизни и образов lifestyle-видеоблогеров, а также
определено их влияние на аудиторию. Также подтверждены обе заявленные
гипотезы: стиль жизни девушек – lifestyle-видеоблогеров действительно
выступает основой для конструирования различных образов в рамках
видеоблога; видеоблог как инструмент публичной самопрезентации стиля
жизни выступает ключевым источником расширения социального капитала.
В контексте представления результатов исследования нельзя не сказать
об обнаруженных проблемах и перспективах дальнейшего исследования. В
первую очередь, интересно обратить внимание на другие жанры
видеоблогов. На сегодняшний день уже существует ряд работ по игровым,
политическим и бьюти-блогам, так что их изучение и сравнение продолжает
быть актуальным.
Кроме того, следует обратить более пристальное внимание на
взаимодействие видеоблогеров и их аудитории и рассмотреть видеоблог как
коммуникативную площадку для самовыражения, самопродвижения,
урегулирования и управления конфликтом не только со стороны блогера, но
и со стороны зрителя.
Вдобавок отметим важную проблему, возникшую в результате анализа
стиля жизни. Смена стиля потребления может серьезно не восприниматься
блогером, тогда как ее зрители ощущают это достаточно резко. Это может
выражаться в том, что девушки рекламируют или просто показывают в видео
предметы, относящиеся к классу элитного потребления, тогда как ее
аудитория по большей части не может себе этого позволить, поскольку, в
отличие от нее, их (аудитории) стиль потребления не изменился. Таким
образом, наблюдается диссонанс, который представляет очень важную
проблему, в особенности для рекламодателей, использующих видеоблоги как
новый канал продвижения.
1. Анищенко А. В. О некоторых особенностях трансляции невербальных
элементов коммуникации в виртуальной среде // Вестник МГЛУ. 2013. №4 (664).
2. Беккер Ю. Интерпретация понятия «социальный капитал» в
современной экономической теории и социологии // Вопросы экономической
теории. Вестник ТГЭУ. 2012. No2.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат
по социологии знания. Пер. с англ. М.: «Медиум», 1995.
4. Бойченко Т. В. Гендерный анализ блог-коммуникации с позиции
презентационной теории дискурса // Известия РГПУ им. Герцена. 2012.
No152. С 84-93.
5. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология: электронный
журнал. 2002. Т. 3, No5.
6. Вебер, М. Класс, статус и партия / М. Вебер // Социальная
стратификация. – М.: ИНП РАН, 1992. – Вып. 1.
7. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. – М. : Прогресс, 1984.
8. Гофман И. Гендерный дисплей // Введение в гендервые исследования.
Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Спб.: Алетейя, 2001.
9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.:
«КА НОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с.
10. Гукосьянц О. Ю. К вопросу о лингвистических маркерах гендерной
идентичности женщин в англоязычных чатах и блогах и механизмах
самопрезентации женщин в англоязычной компьютерно опосредованной
коммуникации // Политическая лингвистика. 2014. No2.
11. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Исследования женщин и
гендерные исследования на Западе и в России / Женщина в обществе //
Общественные науки и современность. 1999. No6. С. 178.
12. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование
гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I:
Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001;
СПб.: Але-тейя, 2001. С. 147-174.
13. Ильин В. И. Дуальность структур индивидуального потребления в
исторической динамике: от советского к постсоветскому обществу //
Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. No2.
14. Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод —
2-е изд., испр. - Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. – 352 С.
15. Киселев Е. А. Основные подходы к исследованию стиля жизни в
социологии // Вестник ПензГУ. 2013. №1
...