Введение.....................................................................................3
1. Конфликты в бизнесе: ключевые характеристики
1.1. Понятие и сущность бизнеса..........................................................7
1.2. Ценности и интересы бизнес-сообщества.......................................12
1.3. Виды и особенности конфликтов в бизнесе.....................................22
2. Теоретико-методологические подходы к анализу переговоров
2.1. Переговоры: концептуализация понятия........................................32
2.2. Основные модели переговоров.....................................................39
3. Управление конфликтами в бизнесе посредством переговоров
3.1. Способы управления конфликтами в бизнесе...................................67
3.2. Условия применения переговоров к конфликтам в бизнесе................76
3.3. Роль переговоров среди способов управления конфликтами в бизнесе..81
Заключение.................................................................................92
Список литературы........................................................................95
Во все времена существования человеческих обществ люди вели
переговоры. Фигура переговорщика — человека, который может
организовать и провести эффективное общение для достижения какой -либо
договоренности — всегда была почетной и уважаемой.
Наряду с переговорами всегда были и другие способы управления
конфликтами — силовые и правовые. Выбор наиболее верного способа в той
или иной ситуации мог предопределить судьбу целого государства, народа.
В XIX веке колоссальный рывок в развитии совершали
социогуманитарные науки — психология, социология, юриспруденция. В их
числе начинает зарождаться и конфликтология — как отдельная область
знания, предметом исследования которой является конфликт — и как особое
философское понятие, и как конкретное проявление общественной жизни.
Знания для теории конфликта черпались из других наук, более развитых
к моменту времени. А опыт, накопленный поколениями людей,
практикующих управление конфликтами, указывает на переговоры как
наиболее эффективный способ управления конф ликтами. Поэтому
прикладная конфликтология представляет собой почти полностью знание о
переговорах, их видах и способах их ведения в конфликте.
Внедрение в жизнь общества переговоров и медиации, их особого вида,
которое в течение трех десятков лет осуществ ляют конфликтологи-практики
в России, показывает наибольшую приверженность ведению переговоров со
стороны предпринимателей, бизнес -сообщества. В то же время среди
предпринимателей распространены и другие способы управления
конфликтом — обращение в суд и применение силы.
Настоящее исследование направлено на обоснование переговорного
процесса как наиболее подходящего бизнесу и эффективного способа
управления конфликтами.
Актуальность исследования обусловлена несколькими немаловажными факторами.
Во-первых, это глобальное направление совместной деятельности
бизнеса и государства – экономический рост России. Безусловно, весомая
часть решений, требующихся для реализации этой непростой цели, лежит в
области политических и макроэкономических процессов, на которые
рядовые члены предпринимательского сообщества не оказывают
значительного влияния. В то же время, свой позитивный или негативный
вклад в экономический рост вносит каждый предприниматель, проявляя
конструктивное или деструктивное поведение в неизбежных конфлик тных
ситуациях. Неразрешенные конфликты приносят убытки предпринимателям,
которые в них участвуют, а также партнерам, с которыми они
взаимодействуют в процессе своей деятельности. В этой связи нужна особая
культура предотвращения и преодоления конфликтов, и умение вести
переговоры занимает в этой культуре центральное место.
Во-вторых, данное исследование актуально в связи с прямым
поручением Президента РФ В.В. Путина, которое было дано еще в 2004 году
на VI Всероссийском съезде судей. По словам В.В. Путина: «... надо
всемерно развивать методы, широко зарекомендовавшие себя в мире. Имею в
виду досудебное и судебное урегулирование споров посредством
переговоров и мировых соглашений, а также альтернативные способы
разрешения конфликтов с помощью третейского разби рательства» 1 .
Поручение Президента направлено на снятие с судов того огромного объема
работы, из -за которого процесс рассмотрения и разрешения споров
замедляется. Успешное ведение бизнеса требует быстрых и экономически
эффективных решений в случае возникновения споров.
В-третьих, исключительная важность темы настоящего исследования
подтверждается положениями и деятельностью крупнейших объединений
предпринимателей в России. Так, Хартия корпоративной и деловой этики
Российского союза промышленников и предприн имателей (РСПП) содержит
следующее положение: «Мы, представители делового сообщества
Российской Федерации ...принимаем на себя добровольное обязательство в
практике своей предпринимательской деятельности следовать следующим
нормам корпоративной этики: ... В си туации конфликта интересов
добиваться разрешения споров путем переговоров, использовать механизмы
внесудебного разрешения споров, предоставляемые Объединенной
комиссией по корпоративной этике при РСПП».2
Особую активность в продвижении культуры переговоров и
альтернативных способов разрешения споров проявляет Санкт -
Петербургское региональное отделение Общероссийской общественной
организации «Деловая Россия» в лице Комитета по правовым вопросам 3 .
Продвижение переговорного процесса и медиации среди предприним ателей
также поддерживается рядом региональных бизнес -омбудсменов –
уполномоченных по защите прав предпринимателей 4 . Огромная роль в этой
деятельности принадлежит общественным организациям медиаторов,
которые осуществляют ведение переговоров по разрешению конфликтов
между предпринимателями 5 .
Таким образом, актуальность настоящего исследования подтверждается
и необходимостью исполнения поручений Президента РФ, и документами
общественных объединений предпринимателей, и реальной деятельностью,
которая осуществляется по всей России в этом направлении.
Объект настоящего исследования — управление конфликтами в бизнесе.
Предмет исследования — переговоры как способ управления
конфликтами в бизнесе.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем следующий тезис :
переговоры являются наиболее подходящим для бизнес -сообщества
способом управления конфликтами, поскольку соответствуют его ценностям
и способствуют наиболее полной реализации его интересов.
Цель исследования — выявить специфику переговоров в системе управления конфликтами в бизнесе и сравнить переговоры с другими способами управления конфликтами в бизнесе.
Задачи исследования:
- определить специфику и предложить классификацию конфликтов в бизнесе
- проанализировать теоретико -методологические подходы к изучению переговоров;
- выделить и обосновать способы управления конфликтами в бизнесе;
- выявить роль переговоров в управлении конфликтами в бизнесе.
Методы исследования: сравнительный анализ, изучение документов.
Работа состоит из 3 глав, 7 параграфов, введения, заключени я, списка
используемой литературы. Объем работы составляет 100 страниц.
В результате настоящего исследования гипотеза о том, что переговоры
являются наиболее подходящим для бизнес-сообщества способом
управления конфликтами, поскольку соответствуют его ценностям и
способствуют наиболее полной реализации его интересов, полностью подтвердилась.
Мы определили конфликт и специфика бизнеса как законной
экономической деятельности, направленной на достижение прибыли
посредством рациональной организации труда. Нами была предложена
классификация конфликтов в бизнесе, с помощью которой можно
осуществить выбор конкретного способа управления конфликтом:
1) конфликты между предприятиями (межкорпоративные);
2) конфликты между собственниками бизнеса;
3) конфликтов собственников бизнеса и топ-менеджеров;
4) конфликты между топ-менеджерами;
5) конфликты между собственниками, топ -менеджерами и сотрудниками;
6) конфликты между сотрудниками, отделами;
7) конфликты между предприятием и органами государства;
8) конфликты между предприятием и потребителями.
Нами были подробно проанализированы теоретико -методологические
подходы к изучению переговоров как одного из способов управления
конфликтами. Несмо тря на расхождения подходов, мы определили те
признаки переговоров, с которыми согласны представители разных школ:
1) переговоры – это коммуникация;
2) переговоры ведутся по поводу реализации интересов сторон;
3) переговорщики стремятся к результату в виде соглашения;
4) взаимозависимость сторон друг от друга побуждает их к ведению переговоров.
Эти же признаки являются критериями условий, в которых переговоры
могут применяться. В случае отсутствия хотя бы одного из этих признаков,
применяются не переговоры , а другие способы управления конфликтами,
которые также были нами выделены и рассмотрены.
Мы пришли к мнению, что в пяти из восьми вышеизложенных видах
конфликтов применение переговоров является технически возможным и
наиболее эффективным решением. Таким образом, мы обосновали, что
переговоры – наиболее подходящий способ управления конфликтами в
бизнесе, опираясь на количественный критерий.
Качественный критерий нашего исследования предполагал описание
роли переговоров в бизнесе. Эта роль характеризуется п олным совпадением
принципов и техник ведения переговоров с ценностями и интересами бизнес-сообщества.
В ходе исследования мы пришли к главному выводу: бизнес -
сообщество изначально поставлено обществом и государством в
конфликтные условия. Эти условия в по давляющем большинстве ситуаций
мешают предпринимателю вести свое дело, извлекать прибыль и реализовать
свою жизненную миссию. Именно поэтому предприниматели постоянно
ведут переговоры – так как переговоры являются универсальным способом
корректирования и п реодоления негативных условий взаимодействия в
бизнесе, которые заданы изначально.
Таким образом, обращение к переговорам наиболее уместно для
предпринимателей в большинстве видов конфликтов в бизнесе. Кроме того,
переговоры соответствуют ценностям и интер есам бизнес-сообщества, таким
как свобода, безопасность, индивидуальность, самореализация, стремление
сделать мир лучше, готовность идти на риск и нести ответственность за
принятые решения.
Правовые способы управления конфликтами (суд, арбитраж,
администрирование) блокируют самостоятельность, ущемляют свободу
времени, привносят в работу существенные экономические издержки.
Силовые способы управления конфликтами (вооруженные
столкновения, прессинг) угрожают физической и юридической безопасности
предпринимателя, его жизни и здоровью, а значит и возможности развивать
свое дело и исполнять жизненные цели.
Правильно проведенные переговоры предоставляют предпринимателю
и свободу принятия решений, и безопасность, и сохранение партнерских
отношений, и новые уникальные условия для развития бизнеса.
Поэтому переговоры являются наиболее подходящим для бизнес -
сообщества способом управления конфликтами. Все цели и задачи
настоящего исследования достигнуты в полном объеме.
1) Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры в ситуац ии
конфликта: учеб. пособие – СПб, 2017. - 178 с.
2) Аллахвердова О.В. Причины деструктивного поведения и когнитивные
барьеры в конфликте. // Конфликтология XXI века. Пути и средства
укрепления мира. / Материалы II Санкт-петербургского конгресса ко н-
фликтологов. – Санкт-Петербург, 2014. – с. 257-259.
3) Васильева И.В. Практикум по психодиагностике. Учебное пособие. –
Тюмень: Издательство Тюменского государственного у ниверситета,
2014. - с. 376.
4) Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные пр о-
изведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Давыдова Ю.Н.;
Предисл. Гайденко П.П. – М.: Прогресс, 1990.
5) Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб: Питер, 2008. - с. 544.
6) Дарендорф Р.. Современный социальный конфликт. Очерк политики и
свободы / Ральф Дарендорф; Пер. с нем. Пантиной Л.Ю. – М.: РО С-
СПЭН, 2002. - с. 284.
7) Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / Дмитриев А.В. – 3-е изд.,
перераб. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - с. 336.
8) Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию
конфликтов. – М.: РАН, 1993.
9) Дуброва О.А. Политическая парадоксальность гендерного дискурса в
Российском обществе. // Конфликтология XXI века. Пути и средства
укрепления мира. / Материалы II Санкт-петербургского конгресса ко н-
фликтологов. – Санкт-Петербург, 2014. – с. 215-216.
10) Иванова Е. Н. Когнитивные аспекты работы с конфликтом. –
СПб., 2012. – с. 137.
11) Иванова Е.Н. Коммуникативные инстр ументы конфликтолога. -
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. - с. 177.
12) Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирова-
ние. Учебное пособие. – Новосибирск., 2012. – c. 202.
13) Иванова Е.Н. Переговоры принуждения. – СПб.: Санкт-
Петербургское философское общество, 2009.
14) Иванова Н.Г. Инновационный бизнес в России: проблемы и пе р-
спективы. // Проблемы современной экономики. 2013. No4(48). – с. 188-192.
15) Интегративные переговоры. В курсе обучения специалистов в
области переговорного процесса / Андреева О.И., Карпенко А.Д., С а-
тикова С.В.; учебное пособие. – СПб.: Роза мира, 2007.
...