Введение......................................................................................4
Глава 1. Прибрежные территории в условиях мегаполиса: проблемы
и потенциал развития
1.1. Прибрежные территории как уникальная часть градостроительной
системы и городского ландшафта .....................................................12
1.2. Организация среды прибрежных территорий как комплексная
инфраструктура........................................................................... 20
1.3. Приоритеты и направления развития прибрежных территорий:
актуальные тенденции....................................................................30
Выводы 40
Глава 2. Анализ эволюции, современного состояния и перспектив
развития прибрежных территорий реки Невы в Санкт-Петербурге
2.1. Исторический процесс освоения и архитектурного формирования
прибрежных территорий реки Невы ...................................................41
2.2. Типология архитектурно-ландшафтной среды ...............................51
2.3. Проблемы современного состояния .............................................58
Выводы 44
Глава 3. Концепция формирования инфраструктуры прибрежных
территорий в условиях интенсивного градостроительного развития
3.1. Принципы формирования устойчивой инфраструктуры ....................65
3.2. Методы комплексного развития среды прибрежных территорий.........68
3.3. Проектные предложения по сохранению и использованию ландшафтного
потенциала прибрежных территорий ..................................................71
Выводы 88
Заключение ................................................................................89
Список литературы ..................................................................... 91
Апробация основных результатов исследования................................99
Приложения............. ................................................................100
Иллюстрации............................................................................137
В контексте актуальных проблем устойчивого развития современного
города вопросы настоящего и будущего прибрежных территорий занимают
ключевое место.
Для каждого города, обладающего уникальной природной основой,
связь с водным пространством определяла и определяет исторический процесс
и закономерности развития, структуру и архитектурный облик, культурные
традиции и уклад жизни, типологию и статус городских пространств.
Задачи сохранения исторических традиций, целостности и
идентичности архитектурно-ландшафтной среды прибрежных территорий в
комплексе с задачами сохранения, поддержания естественного своеобразия
и устойчивости природных ландшафтов являются исключительно значимыми
в формировании градостроительной политики, в вопросах охраны
культурного наследия и природных ресурсов.
Вместе с этим, на первый план выходят проблемы
пространственного и социального развития, качества городской среды,
оптимизации инфраструктуры, сбалансированного развития территорий.
Комплексный подход, социальная и экологическая доминанты,
эффективность являются сегодня важнейшими критериями оценки и прогноза
градостроительных решений.
На фоне стремительных процессов урбанизации особую актуальность
приобретает тенденция возвращать водным пространствам их
первоначальную значимость в жизни города, снова насыщать жизнью
береговые территории и по возможности восполнять утраченную
ландшафтную составляющую. Это способствует улучшению экологической
ситуации, созданию новых общественных, пешеходных, рекреационных
пространств, реализации культурного потенциала исторического наследия.
Вместе с тем, общими для многих городов проблемами остаются
интенсивный процесс урбанизации и застройки прибрежных территорий,
экспансия транспортной инфраструктуры утрата природных компонентов и
ландшафтного своеобразия береговых полос и акватории.
В Санкт-Петербурге, на берегах Невы, сложилась особая ситуация.
Нева–главная водная артерия Санкт-Петербурга, являющаяся его
градоформирующим фактором, центральным пространством, природной
основой создания уникального по масштабу архитектурно-ландшафтного ансамбля.
Своей историей Петербург обязан Неве. Река связывает северную
столицу с Россией, Европой, миром. Вдоль Невы, продолжая глубокий
исторический процесс освоения невских земель, на протяжении столетий
создавался новый город, соединивший европейскую и русскую традиции.
В неразрывной связи с водной системой складывалась планировочная
и пространственная структура Петербурга - Ленинграда, вдоль водной оси
прокладывались сухопутные пути, осваивались береговые территории.
Пространство Невы объединило в целостный ансамбль дворцы и храмы,
кварталы и площади, мосты и набережные, сады и скверы. Не менее значим
образ города-порта, крупнейшего промышленного и научного центра.
Архитектурные составляющие городского ландшафта гармонично
соединяются с природной основой. Невские пейзажи, наполненные красотой
и историей – особая ценность и символ города, которыми дорожат жители и
которые привлекают миллионы туристов.
Река и в прошлом, и сегодня определяет особые свойства культурного
пространства Петербурга, является неотъемлемой частью жизни города.
Однако эти черты характеризуют главным образом его центральную часть.
За границами исторического центра, выше по течению, прибрежные
территории Невы несут печать индустриальной эпохи. «Серый»
промышленный пояс в Петербурге, как и в других городах, складывался вдоль
речных берегов, и это определило многие негативные черты современного
состояния прибрежных территорий.
Динамичное развитие города начиная со второй половины двадцатого
века стало причиной интенсивного освоения невских берегов для развития
транспортной инфраструктуры. Прибрежные территории утратили свой
пейзажный характер, превратились в магистрали непрерывного движения,
фактически «отрезавшие» прибрежную полосу от городской территории.
Естественные очертания берегов обрамлены бетонными конструкциями,
водная граница недоступна, условия для пребывания «у воды» некомфортны
и небезопасны. Фактически, на многих и многих километрах невских берегов
произошло радикальное преобразование и отчуждение ценного ландшафтного
ресурса, не компенсированное качественными средовыми решениями.
Угроза этой тенденции сохраняется и требует выработки новых
сбалансированных подходов к освоению прибрежных территорий.
Сегодня идет процесс динамичного формирования новой жилой
застройки вдоль берегов Невы. Быстрые темпы роста города продолжают
накладывать свой отпечаток на ландшафт прибрежных территорий, который
пока еще частично сохраняет свои природные качества.
С возрастанием численности населения города и динамичным
увеличения территорий жилой застройки все меньше становится мест для
отдыха горожан. Урбанизация приводит к потере природных компонентов
среды, значимых не только с экологической точки зрения, но и как важнейший
фактор качества жизни. Именно поэтому сейчас как никогда важно сохранить
естественные ресурсы невских берегов как обязательное условие комфорта
городской среды.
Не менее актуальной задачей является преобразование территорий
бывшего «серого» пояса» Санкт-Петербурга. В современных условиях
береговые территории в границах промышленных зон приобретают новую
ценность как ресурс ревитализации городской среды, развития связей между
территориями новой жилой застройки и исторического центра города,
формирования общественных и рекреационных пространств.
Прибрежные территории на перспективных участках
градостроительного развития могут стать качественно новыми для Санкт-
Петербурга по комплексному средовому решению. Это обусловлено как
социальными и экономически факторами, так и необходимостью поиска
инновационных подходов к формированию архитектурного облика города
XXI века, глобальной идеей возвращения реки «городу на воде».
Актуальность исследования определяется:
• современными приоритетами и тенденциями в сфере архитектурно-
ландшафтного формирования и ревитализации прибрежных территорий
как факторов повышения качества городской среды;
• проблемами существующего состояния прибрежных территорий реки
Невы в контексте градостроительного развития Санкт-Петербурга;
• необходимостью формирования береговой инфраструктуры как
важнейшего ресурса в создании качественно новых общественных
городских пространств с многофункциональным наполнением.
Проблема.
Существующее состояние среды прибрежных территорий реки Невы в
Санкт-Петербурге характеризуется рядом проблемных аспектов:
• отсутствие стратегии и методологии устойчивого развития городской
среды в границах прибрежных территорий;
• доминирование транспортной составляющей, тенденция
нивелирования, утраты ландшафтного своеобразия среды;
• нереализованный потенциал береговых территорий в контексте задач
улучшения качества городской среды, развития общественных
пространств, формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга;
• необходимость комплексной организации среды береговых территорий
с учетом многообразия функций и средовых характеристик.
Объект исследования:
архитектурно-ландшафтная среда прибрежных территорий реки Невы в
Санкт-Петербурге, обладающая потенциалом градостроительного развития.
Предмет исследования
методы комплексной организации инфраструктуры прибрежных территорий
как фактор устойчивого развития городской среды.
Цель исследования:
разработать модель комплексного формирования устойчивой инфраструктуры
прибрежных территорий и предложения по её реализации на примере
перспективных участков.
Гипотеза.
Важнейшим фактором устойчивого развития и качественного
совершенствования городской среды является комплексный подход к
формированию инфраструктуры прибрежных территорий. Необходимой
составляющей стратегии социально-экономического и градостроительного
развития Санкт-Петербурга должно стать сбалансированная организация,
улучшение качества инфраструктуры береговых территорий реки Невы.
Под инфраструктурой понимается совокупность функциональных,
архитектурных, ландшафтных составляющих и элементов обустройства
прибрежных территорий, которые обеспечивают устойчивость развития
локальных участков территории города и в целом – градостроительной системы.
Задачи исследования направлены на выявление особенностей
различных участков прибрежных территорий, анализ структуры и
дальнейшую разработку принципов и методов формирования инфраструктуры:
• изучить особенности формирования прибрежных территорий как части
градостроительной системы и городского ландшафта;
• выявить актуальные приоритеты и направления развития прибрежных территорий;
• проанализировать морфологию инфраструктуры прибрежных территорий;
• сформировать типологию исторических, современных и перспективных
форм среды прибрежных территорий;
• выявить проблемы существующего состояния прибрежных территорий
на перспективных участках комплексного развития среды;
• разработать принципы формирования инфраструктуры;
• предложить концепцию комплексного подхода к ревитализации среды
прибрежных территорий;
• разработать проектные предложения на примере перспективных
участков прибрежных территорий реки Невы
Теоретическая база исследования включила разработки по
обширному диапазону аспектов, в том числе:
по вопросам, связанным с градостроительными аспектами
формирования городской среды: М.Г.Бархина, В.В.Владимирова,
Т.В.Вавилонской, В.Л. Глазычева, A.B. Иконникова, В.Н. Семенова, Д.Л.
Тимофеева, З.Н. Яргиной и др.;
по вопросам архитектурно-ландшафтной организации территорий: А.Г.
Большакова, Н.А. Василенко, А.П. Вергунова, О.Н. Ворониной; В.А.
Нефедова, П.В. Ноздрачевой, Дж.О. Саймондса;
по вопросам пространственной организации и восприятия городской
среды: М.Г. Бархина, H.H. Баранова, А.Г. Большакова, Е.А. Вагнер, С.Ф.
Васильчиковой, A.A. Высоковского, Н.Ф. Гуляницкого, В.Л. Глазычева, Г.Ф.
Горшковой, A.A. Данилицина, М.Ф. Денисова, Ю.А. Закировой, К. Линча,
В.А. Нефёдова, Е.О. Смоленской, В.Н. Семенова, В.Т. Шимко;
по вопросам подходов к ландшафтному проектированию и принципов
формирования зеленых насаждений: П. Белкина, Н.А. Василенко, В.А.
Горохова, В.А. Нефёдова;
по вопросам формирования архитектурного образа приречных
городских пространств: H.H. Баранова, М.Г. Бархина, A.A. Высоковского,
М.Ф. Денисова; Е.В. Гуськовой;
по вопросам благоустройства и ландшафтно-градостроительной
организации прибрежных территорий: И. Аверьяновой, Н. Большакова, А.
Мазаниа, В.А. Нефёдова, П. Ноздрачевой, И.В. Сотниковой.
Практическое значение работы заключается в том, что на основе
проведенного анализа и систематизации материалов по исторической
эволюции, существующего состояния, перспективам и тенденциям развития
среды прибрежных территорий на примере реки Невы разработаны принципы
и методы комплексного формирования многофункциональной
инфраструктуры, которые могут лечь в основу планирования, разработки
стратегий, практического поиска проектных решений, направленных на
устойчивое развитие городской среды.
В контексте актуальных проблем устойчивого развития современного
города вопросы настоящего и будущего прибрежных территорий занимают
ключевое место. В больших городах существует дефицит природной
составляющей среды прибрежных зон, в то время как приоритет отдается
транспортной инфраструктуре, что приводит к ухудшению экологической
обстановки и лишает возможности рекреационного использования береговой полосы.
Комплексный анализ прибрежных территорий, проведенный на примере
реки Невы в Санкт-Петербурге, позволил выявить ряд исторических,
градостроительных, функциональных, экологических и средовых
особенностей их формирования.
Обзор исторического формирования прибрежных территорий показал, что
во все периоды функции прибрежных территорий менялись, но основными
оставались коммуникационная, общественная и репрезентативная. В
настоящее время вместе с сохранением традиционных функций приоритетное
и наиболее масштабное значение приобрели социальная и экологическая функции.
В ходе исследования введено понятие комплексной инфраструктуры
прибрежных территорий (КИПТ) и разработана методика её оценки. Это
помогло определить типологию среды прибрежных территорий с точки зрения
инфраструктурной организации.
Анализ КИПТ в европейских городах показал, что для многих городов
основными проблемами остаются: экспансия транспортной инфраструктуры;
интенсивный процесс урбанизации и застройки прибрежных территорий;
утрата природных компонентов и ландшафтного своеобразия береговых полос
и акватории. В Санкт-Петербурге эти проблемы дополняются однообразием и
типовым характером архитектурного оформления прибрежных территорий.
Анализ мирового опыта по развитию прибрежных территорий позволил
сделать вывод, что можно выделить три направления формирования
береговых зон: урбанистическое, ландшафтное и интегрированное.
На основе формирования КИПТ сформулированы основные методы
развития прибрежных территорий.
В процессе исследования разработаны модели формирования КИПТ на
основе типологии инфраструктуры набережных Невы.
Взаимодействие методов и направлений преобразования прибрежных
территорий необходимо использовать как инструмент гармоничного
включения прибрежных территорий в современную структуру и жизнь города,
устойчивого развития городской среды.
Выявлен ряд перспективных участков реки Невы в контексте
градостроительного развития Санкт-Петербурга и разработаны рекомендации
по их ревитализации: обеспечение дополнительных функций, формирование
коммуникационных связей, сохранение естественных и включение новых
природных компонентов среды.
Разработанные принципы, методы и предложения по формированию
КИПТ позволяют сформировать новые пространства, отвечающие
современным тенденциям устойчивого развития и новым социальным
запросам, удовлетворяющие принципу экологичности, архитектурного и
ландшафтного своеобразия, улучшения качества городской среды.
1. Аверьянова, И. Градостроительный взгляд на берега Москвы/
И. Аверьянова // Архитектура строительство дизайн. 2006. - No 1.- С.86.
2. Архитектор Валерий Нефёдов — о радикальных переменах на
городских набережных. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.the-village.ru/village/city/direct-speech/172323-peterburg-i
voda (Дата обращения 19.03.2016)
3. Ахмедова, Е. А. Городская среда: Проблемы реконструкции / Е. А.
Ахмедова, В. А. Шабанов. Куйбышев: Куйбышев, кн. Изд-во, 1989: -112 с.
4. Баймуратова, С. X. Динамика освоения неудобных территорий в
структуре крупного города: На примере города Уфы: дис. канд.
архитектуры: 18.00.04 / С. X. Баймуратова ; Моск. архитектур, ин-т. -
М., 2005.
5. Баранов, Н. Н. Силуэт города / Н. Н. Баранов. Л.: Стройиздат, 1980.
6. Бархин, М. Г. Архитектура и человек: Пробл. градостроительства
будущего / М. Г. Бархин. М.: Наука, 1979. - 239 с.
7. П.Белкин, А. Н. Городской ландшафт / А. Н. Белкин. М.: Высш. шк.,
1987. - 109 с.
8. Н.Большаков, А. Г. Проектирование городской набережной.: учебное
пособие / А. Г. Большаков. Иркутск.: Изд-во ИрГТУ, 2009. - 120 с.
9. Большаков, А. Г. Градостроительная организация ландшафта как
фактор устойчивого развития территории: дис. доктора архитектуры:
18.00.01 / А. Г. Большаков. Иркутск, 2003.
10. Вагнер Е.А. Формирование архитектурной среды пешеходных
пространств в контексте сложившейся городской застройки //
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, No1 (2016).
http://naukovedenie.ru/PDF/64TVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с
экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/64TVN116 (Дата обращения 24.09.16)
11. Василенко, Н. А. Рекреационно-оздоровительная составляющая
ландшафтной среды города / Н. А. Василенко // Промышленное и
гражданское строительство. 2008. - No 4. - С. 6-7.
12. Вергунов, А. П. Архитектурно-ландшафтная организация крупного
города / А. П. Вергунов. Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1982. -135 с.
13. Василенко, Н. А. Рекреационно-оздоровительная составляющая
ландшафтной среды города / Н. А. Василенко // Промышленное и
гражданское строительство. 2008. - No 4. - С. 6-7.
14. Василенко, Н. А. Системные принципы формирования ландшафтно-
рекреационной среды крупного города: автореф. дис. канд.
архитектуры: 18.00.01 / Н. А. Василенко; Моск. архитектур, ин-т. М., 2009.
15. Василенко, Н. А. Рекреационно-оздоровительная составляющая
ландшафтной среды города / Н. А. Василенко // Промышленное и
гражданское строительство. 2008. - No 4. - С. 6-7.
...