Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модель журнала для иностранного туриста

Работа №130025

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ДОСУГОВАЯ ЖУРНАЛИСТКА В РОССИЙСКОМ И
ЗАРУБЕЖНОМ НАУЧНОМ ДИКУРСЕ............................................................... 7
2.1 Теоретические подходы к изучению досуговой журналистики ................... 7
2.2 Возникновение и развитие досуговых изданий в России ........................... 23
2.3 Типология современных досуговых изданий в российской и зарубежной
медиа-практике ...................................................................................................... 29
ГЛАВА II. МОДЕЛЬ ЖУРНАЛА ДЛЯ ИНОСТРАННОГО ТУРИСТА НА
РЫНКЕ ДОСУГОВЫХ ИЗДАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ............................ 51
2.1 Типологические и формообразующие характеристики журнала
«Where St. Petersburg» ........................................................................................... 53
2.2 Типологические и формообразующие характеристики журнала «TIME
OUT Петербург» .................................................................................................... 67
2.3 Бортовой журнал «ТаксовичкоФ» как новый формат досугового СМИ ... 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 86
Список литературы ............................................................................................... 94
Приложения. .......................................................................................................... 98

Актуальность исследования. Издания, ориентированные на
иностранных читателей, в частности на туристов, всегда были востребованы,
особенно в крупных мегаполисах. Санкт-Петербург является одним из
наиболее часто посещаемых туристами городов не только в России, но и в
Европе, что, в свою очередь, способствует развитию специализированных
масс-медиа и в частности, досуговой журналистики.
Широкий круг интересов аудитории, а также ее неоднородный состав
влияет на формирование разнообразных досуговых изданий. Это
неудивительно, ведь потребность в разностороннем развитии, в
разнонаправленной досуговой деятельности «подключает» аудиторию к
средствам массовой информации, которые в свою очередь стремятся
удовлетворить эти интересы. Однако, следует учитывать, что
информационные интересы аудитории в сфере досуга разноплановые. По
мнению Л. Р. Дускаевой, для их определения значимы: социально-
демографические (возраст, пол, место жительства, язык) и социокультурные
характеристики аудитории (образование, субкультурные особенности,
содержательно-тематические запросы). В зависимости от того, какие
характеристики учитываются, формируется содержательно-тематический
запрос, который определяется в основном сферой интересов аудитории. Со
временем изобилие возможных вариантов проведения досуга склоняет
современного человека к постоянному поиску лучшего, уникального.
Желание найти «свой ресторан», «своего мастера по йоге», «свой салон
красоты» определяет тематику большинства журналов и газет.
Однако, на сегодняшний день, в городе нет специального досугового
издания, которое было бы предназначено именно иностранному туристу.
Данная ниша заполнена изданиями с большим количеством рекламы, в
которых практически отсутствуют журналистские тексты. Вместе с тем, мы
наблюдаем, еще одну особенность. Рынок журналов, предназначенных, в том
числе и туристам, в основном заполнен российскими версиями популярных
зарубежных изданий. Таким образом, популярность и узнаваемость того или
иного бренда зачастую оказывают решающее влияние на выбор аудитории.
Сегодня мы можем наблюдать достаточно высокий уровень
сегментации в сфере досуговой журналистики, данный процесс особенно
характерен для крупных городов с развитой индустрией развлечений.
Своеобразным ориентиром в культурной жизни, сферах развлечения и
потребления выступают так называемые журналы-гиды, среди которых
можно отметить не только российские версии популярных зарубежных
средств массовой информации, но также и местные, городские журналы со
схожим контентом. Интерес вызывает тот факт, что зачастую данные издания
по типологическим характеристикам можно отнести не только к нише
досуговых СМИ, но также к сегменту корпоративных изданий. Представляя
российские компании, данные издания поддерживают местные бренды, но
вместе с тем являются полноценными участниками медиа-рынка.
Научная новизна исследования заключается в детальном изучении
современного рынка досуговых журналов Санкт-Петербурга, составлении
типологии городских журналов, предназначенных иностранным туристам, а
также, в выявлении основных особенностей модели журнала, сочетающего в
себе черты гида по городу, развлекательного издания и рекламного
проспекта. Данная тема на сегодняшний день недостаточно изучена.
Несмотря на процесс сегментации не только специализированной, но и
досуговой журналистики, ниша изданий, направленных на удовлетворение
потребностей иностранных гостей города, в целом остается незаполненной.
В качестве объекта исследования нами были выбраны городские
досуговые журналы (на примере досуговых журналов Санкт-Петербурга).
Предметом исследования стали типологические, формообразующие и
языковые особенности досуговых журналов Санкт-Петербурга.
Цель магистерской диссертации – выявить особенности модели журнала, предназначенного для иностранного туриста.
Поставленная цель обусловила круг необходимых к выполнению задач:
− определить понятия «досуговая журналистика», «журналистика
стиля жизни», «сервис-журналистика»;
− представить типологию досуговых изданий в российской и
зарубежной медиа-практике;
− рассмотреть процесс развития досуговой журналистики в России;
− изучить рынок досуговых изданий Санкт-Петербурга;
− проанализировать журналы Санкт-Петербурга, ориентированные
на иностранного туриста;
− выявить особенности городского издания, направленного на
иностранного туриста.
Теоретическую базу диссертации составили научные труды
российских учёных и медиа-исследователей, посвященные изучению
досуговой журналистики в России и за рубежом, в том числе работы
Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветаевой, В. В. Васильевой, В. И. Шароградского,
П. Н. Базанова, О. Н. Косогор, А. А. Слепцовой, О. В. Ромах, В. Гута,
Л. Н. Федотовой, В. А. Буряковской, Р. А. Стеббинса, Б. Ламберта,
Ж. Р. Дюмаздье. В процессе определения основных терминов и понятий, мы
опирались на этимологические и толковые словари М. Фасмера,
Г. П. Цыганенко, Н. М. Шанского, С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова, В. Даля.
Исследуя функциональные особенности массмедиа, мы изучили труды
С. И. Сметаниной, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова. Также, мы
проанализировали характеристики современного общества, опираясь на
труды таких философов и социологов, как Ж. Бодрийяр и Г. Лебон.
В основу методологической базы был положен комплексный подход,
обусловленный целями и задачами работы. В рамках исследования
теоретических аспектов работы мы опирались на общенаучные методы, в том
числе на исторический метод, теоретический анализ, метод типологизации.
В процессе работы с эмпирическим материалом исследования мы
использовали сравнительно-типологический анализ, дискурс-анализ и
экспертное интервью.
Эмпирическую базу работы составили выпуски и материалы
журналов «TIME OUT Петербург», «Where St. Petersburg» «ТаксовичкоФ». В
рамках исследования автором был рассмотрен также британский журнал
«TIMEOUT London», что позволило сравнить оригинальную и
русскоязычную версии журналов, выявить сходства и различия двух моделей.
Хронологические рамки исследования охватили 2014-2016 гг.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из
введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной
литературы и приложения.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов
развития досуговой журналистики, журналистики стиля жизни и сервис-
журналистики, определении типологии досуговых изданий, а также
изучению российского и петербургского рынков досуговых журналов и
изданий, предназначенных иностранному туристу.
Вторая глава носит эмпирический характер и посвящена детальному
анализу контента городских журналов, предназначенных иностранному
туристу. Также, во второй главе была предпринята попытка выделить
основные характеристики модели журнала, который способен удовлетворить
потребности аудитории гостей города, прибывших из других стран.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим
выводам. В современных условиях досуг является социальным явлением, а
досуговые СМИ выполняют целый ряд функций. Мы выяснили, что термин
«досуговая журналистика» пока что неустоявшийся, однако
терминологическое словосочетание «досуговое направление в
журналистике» в государственном стандарте специальности «журналистика» присутствует.
Досуговое направление активно развивается в современной
журналистике России, поэтому досуговая журналистика рассматривается как
одна из подсистем общей системы средств массовой информации.
Понимание журналистики сферы досуга невозможно без обращения к
исследованию досуговой деятельности. Досуговая деятельность не является
однородным монолитом, она сегментирована и каждый сегмент имеет свои
особенности. Общим является то, что использование досугового времени
предполагает свободу выбора личности и её активность и предполагает
гедонистическую компенсацию – получение положительных эмоций,
снимающих утомление. Свобода выбора личности и её активность сыграли
решающую роль в развитии современных форм досуга.
Важно определить роль, которую играют массмедиа в сфере досуга. С
одной стороны, они являются неким ориентиром, с помощью которого
человек делает выбор в пользу той или иной формы досуга. С другой
стороны, массмедиа сегодня сами способны составить досуг человека.
В современных условиях многие досуговые практики,
осуществлявшиеся прежде в реальном времени и пространстве, оказываются
вытесненными в медиапространство: общение в социальных сетях, просмотр
спортивных соревнований и развлекательных шоу по телевизору или
интернет-трансляции. Это ведет к тому, что медиал огика утверждается во
многих сферах современного досуга, подчиняя и изменяя их изначальный
характер. Многообразие форм и видов досуговой деятельности определяет
потребность в выборе источников информации. На сегодняшний день их
достаточно много, но одой из самых распространенных востребованных
разновидностей являются специализированные и досуговые печатные и
онлайн издания. Большое влияние на формирование российских досуговых
изданий оказали западноевропейские и американские медиапрактики.
Для того, чтобы п роследить тенденции развития данного сегмента, мы
начали с основ и рассмотрели понятие «досуг» применительно к
журналистике. В контексте данного исследования нам было важно начать с
определения понятия досуг, поскольку журналы, предназначенные
иностранным туристам, направлены именно на заполнение свободного
времени и предложение разнообразных форм досуга.
Обратившись к этимологическим и толковым словарям, мы выяснили,
что происхождение слова «досуг» связывают с такими понятиями, как:
«способность», «умение», «свободное время», «отдых». Однако,
исследователи акцентировали своё внимание на досуге в значении
«свободное время». Мы считаем, что это был важный шаг к появлению
новых вариантов осмысления данного понятия. Таким образом, мы
определили досуг как «свободное от работы время».
Понимая, что в современных условиях досуг является социальным
явлением и занимает особое пространство, которое человек наполняет,
основываясь исключительно на собственных желаниях и интересах, мы
обратились к изучению досуговой деятельности и пришли к выводу о том,
что свобода выбора личности и её активность сыграла решающую роль в
развитии современных форм досуга. На наш взгляд, эта особенность привела
к выраженному дроблению данного сегмента по ряду признакам и
критериям, с тем, чтобы максимально удовлетворять требованиям отдельных
(малых и больших) социальных групп. Эта особенность также явилась
причиной достаточно серьезной конкуренции, существующей сегодня на
рынке досуговых изданий.
Изучая журналистику сферы досуга, мы обратились к типологии
досуговых изданий. Нам было важно начать с общей типологии, а затем
перейти к типологии досуговых СМИ. В этом нам помогли учебное пособие
«Введение в журналистику» С. Г. Корконосенко и «Журналистика сферы
досуга» Л. Р. Дускаевой. Понимая, что досуговое издание является массовым
изданием, ориентированным на широкий круг людей, дифференциация
которого происходит на основании социально-демографических,
социокультурных характеристик, а также на базе содержательно-
тематических запросов, мы выяснили, что именно содержательно-
тематические запросы аудитории предопределяют появление большого
количества разноплановых изданий. Наиболее полно характеризует и
дифференцирует широкий спектр досуговых изданий функциональный
критерий. Опираясь на исследование Л. Р. Дускаевой, мы выделили три
группы средств массовой информации досуговой направленности:
• ориентированные на просвещение (научно-просветительские и
культурно-просветительские);
• ориентированные на формирование потребительской культуры;
• развлекательно-релаксационные.
Досуговые издания имеют свои особенности. В процессе нашего
исследования мы обнаружили, что главной особенностью досуговых СМИ
является наличие рекламного контента. Размещенная реклама влияет на
восприятие журнала и на формирование его имиджа даже в большей степени,
чем статейное содержание. Таким образом, мы считаем, что реклама
становиться неотъемлемой частью современного досугового издания, а
досуговое издание не просто информирует, но скорее вовлекает адресата в
определенную систему потребления, будь то товары и услуги, или
произведения культуры и искусства.
Понимая, что большое влияние на формирование российских
досуговых изданий оказали западноевропейские и американские
медиапрактики, мы обратились к опыту зарубежным СМИ. Мы обнаружили
сравнительно новое направление – сервис-журналистики. Мы выяснили, что
одним из первых, кто сформулировал это понятие, стал американский
журналист Брайан Ламберт.
Изучив статью Б. Ламберта, посвящённую сервис-журналистике, мы
пришли к выводу о том, что направление, обозначенное словосочетанием
«сервис-журналистика» является несколько условным. И все же, оно сочетает
в себе развлекательную, утилитарную и рекламную функции, содержит в
себе субъективную оценку журналиста и направлено на реальные
потребности аудитории. Нам также удалось выяснить, что важной
тенденцией современной журналистики и характерной особенностью
развлекательной журналистики за рубежом является персонификация
журналистского медиа-текста.
Средства массовой информации, ориентированные на иностранных
читателей, в частности на туристов, всегда были востребованы, особенно в
крупных мегаполисах. Санкт-Петербург является одним из наиболее часто
посещаемых туристами городов не только в России, но и в Европе, что, в
свою очередь, способствует развитию специализированных массмедиа и в
частности, досуговой журналистики. Основу практической части нашей
работы составило детальное изучение современного рынка досуговых
журналов Санкт-Петербурга.
Мы изучили структуру и содержание трёх журналов: «Where St.
Petersburg», «NIME OUT Петербурнг», «ТаксовичкоФ».
Мы пришли к выводу о том, что изначально на роль издания для
иностранного туриста претендовал популярный городской журнал «TIME
OUT Петербург», позиционировавший себя как гид по городу.
Опираясь на методы структурно-типологического анализа и дискурс-
анализа, мы изучили контент журнала и выявили следующие особенности.
Большую часть объема выпуска занимают журналистские тексты, реклама
занимает не более 30% от общей площади журнала. Тематический спектр
издания достаточно разнообразен, посвящен, как правило, культурным
событиям города. Наиболее часто встречаемые жанры на страницах журнала
– это обзор, рецензия, анонс. Мы выявили нестандартную форму изложения,
использование разговорной лексики и просторечий, свободную форму
повествования, рекомендательный характер материалов, интимизацию
контента, практическую направленность журнала.
Сравнивая британский журнал «TIME OUT London» с русскоязычной
версией «TIME OUT Петербург» мы выявили сходства и различия двух
моделей. Критериями сравнения выступили структура номера, тематический
спектр, жанровое разнообразие, особенности подачи информации.
Мы пришли к выводу о том, что ж урнал занимает особое место в нише
досуговых изданий не столько по тематической направленности, сколько по
форме и характеру подачи информации, но при этом, он направлен в первую
очередь на русскоязычную аудиторию.
Мы проанализировали также контент журнала «Where St. Petersbourg».
В результате исследования нам удалось выявить следующие характеристики
издания. Журнал выпускается под общим брендом WHERE, поэтому
структура, формат и характер подачи материалов во всех изданиях WHERE
одинаковы. Рассмотрев 10 рубрик в каждом из 12 выпусков журнала за 2015
год, мы выяснили, что они охватывают различные варианты проведения
досуга: от шоппинга до ресторанов, концертов и театральных постановок –
перед читателем большой объём информации.
Тематический спектр журнала достаточно разнообразен, что говорит о
направленности на широкий круг аудитории, принадлежащей к разным
стратам общества. При этом, мы отметили обилие рекламных материалов,
как скрытого, так и открытого характера на страницах издания. Сама
редакция журнала отметила пять факторов, влияющих на размещение
рекламы в журнале «Where St. Petersburg», среди которых, узнаваемость
бренда, доверие читателей, бесплатное распространение, специфика целевой
аудитории, долгая активная жизнь каждого номера. Мы выяснили, что
реклама занимает 2/3 от общего контента.
В ходе анализа текстового содержания журнала, нам удалось выявить,
что оценка того или иного объекта зачастую носит скрытый характер,
суждения выражаются при помощи лексических и синтаксических средств, а
самый популярный жанр на страницах журнала – рецензия. Особенностью
журнала на наш взгляд является «рейтинг».
Важной особенностью является полиязычность журнала, тексты
выходят как на русском, так и на английском языке, что делает журнал
пригодным для зарубежной аудитории.
Наконец, мы обратились к новому формату досугового издания –
бортовому журналу «ТаксовичкоФ». Проанализировав 12 выпусков журнала
за 2015 год, нам удалось выяснить, что за год своего существования изданию
удалось перерасти из узкого корпоративного журнала в полноценный
городской гид для гостей и жителей Санкт-Петербурга. Это в значительной
степени сказалось на структуре, формате и содержании издания.
Изучив материалы журнала, мы отметили превалирование
журналистского контента над рекламными текстами (реклама занимает не
более 30% общей площади журнала), широкий тематический спектр,
посвященный культурным событиям города, при этом на страницах журнала
часто можно заметить материалы, посвященные героям выпусков (жителям
или гостям города). Н аиболее часто встречаемые жанры на страницах
журнала – это обзор, рецензия, анонс.
Называя себя бортовым журналом «Такосвичкоф» позиционирует себя
не просто как корпоративное издание, а как сити-гид. При этом, журнал
выходит на русском языке, что исключает иностранную аудиторию
читателей, поэтому мы не можем отнести его к модели издания для
иностранного туриста.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что модель городского
издания, направленного на иностранного туриста, на сегодняшний день не
сформирована в России. Эту роль выполняют издания, освящающие
культурную жизнь города, большую часть объема которых составляют
журналистские тексты, но при этом данные выходят на русском языке.
Выходящие как на русском, так и на английском языке издания отличаются
преимущественно рекламным характером, вследствие чего мы не можем
отнести их к сегменту досуговой журналистики. Следовательно, ниша
досуговых изданий, направленных на иностранную аудиторию сегодня
остается незаполненной.


1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
2. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.
3. Вартанова Е. Л. СМИ России как индустрия развлечений. М., 2009.
4. Гофман А. Б. Культурология. XX век. М., 1998.
5. Гут В. Имидж глянцевых журналов. Особенности его формирования //
Досуговая журналистика в России: Материалы Межвузовской научно-
практической конференции / под ред. Л. Р. Дускаевой, В. И. Шароградского.
СПб. 2009.
6. Дускаева Л. Р. Досуговое направление в российской журналистике: подходы к
типологизации // Досуговая журналистика в России: Материалы
Межвузовской научно-практической конференции / под ред. Л. Р. Дускаевой,
В. И. Шароградского. СПб. 2009.
7. Жарков А. Д. Теория и технология культурно -досуговой деятельности. М. 2007.
8. Корконосенко С. Г. Качество журналистики в России и на Западе. Так говорят
журналисты // Досуговая журналистика в России: Материалы Межвузовской
научно-практической конференции / под ред. Л. Р. Дускаевой,
В. И. Шароградского. СПб. 2009.
9. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. СПб, 2001.
10. Литвиненко А. А. Репортаж: искусство повествования. СПб, 2013.
11. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 2005.
12. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики. СПб, 2007.
13. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способ и приемы речепорождения. СПб, 2013.
14. Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977.
15. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ