ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 9
1.1. Сущность и значение малого бизнеса в России и за рубежом 9
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере малого предпринимательства 24
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕФИМОВ В ООО "ХЛЕБСЕРВИС" 38
2.1. Экономическая характеристика ООО «Хлебсервис» 38
2.2. Сравнительный анализ системы налогообложения малого бизнеса на примере ООО "Хлебсервис" 40
2.3. Порядок применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход 55
3. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 63
3.1. Совершенствование специальных налоговых режимов как инструмент налоговой политики государства по увеличению налогового потенциала региона и муниципальных образований 63
3.2. Юридическая оптимизация налоговой составляющей специальных налоговых режимов 66
3.3. Предложения по реформированию системы налогообложения малого предпринимательства 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых и средних форм производства. Малый бизнес сегодня является неотъемлемой частью рыночной экономики и не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей в различных отраслях экономики. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши.
Но, несмотря на ряд достижений, существенной проблемой для развития малого бизнеса сегодня является не только действующая система налогообложения, но и несовершенство всей нормативно-правовой базы, регулирующей сферы отношений в малом и среднем бизнесе. Все это серьезно препятствует развитию малых предприятий, загоняет их в теневой сектор.
Принимая во внимание важную роль малого бизнеса в экономике, правительство уделяет большое внимание вопросам развития и поддержки предпринимательства, созданию оптимальных условий для его развития, а также решению социально-экономических проблем.
Эффективное развитие рыночной экономики предполагает гармоничное развитие крупных, средних и малых предприятий, работающих в тесном взаимодействии. Если крупные фирмы способствуют повышению общехозяйственной эффективности ............................
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малое предпринимательство является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, изменение конкуренции и т.д. Уровень развития малого предпринимательства в регионе является индикатором благоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций, расширения сфер деятельности.
В результате проведенного анализа степени налоговой нагрузки на доходы предпринимателей можно констатировать, что уровень налогообложения индивидуальных предпринимателей с разными доходами различен. Особенно ярко выражено это различие у плательщиков единого налога на вмененный доход. Если учесть, что данной системой налогообложения пользуются до 80% от общего числа индивидуальных предпринимателей в РФ, то становится ясно, в каких неблагоприятных условиях пытаются заниматься предпринимательской деятельностью начинающие предприниматели и сколько теряет бюджет РФ из-за непропорционального налогообложения доходов крупных бизнесменов.
Для оптимизации налогового контроля и упрощения порядка заполнения и подачи налоговой ............................
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая), от 31.07.98 № 146-ФЗ (редакция от 17.05.07)
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая), от 05.08.00 № 117-ФЗ (редакция от 08.11.2007)
4. Федеральный закон № 29-ФЗ 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации"
5. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок”
6. Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н
7. Письмо Минфина РФ от 04.04.2008 N 03-11-05/83. Определение физического показателя для целей исчисления ЕНВД
8. Письмо Минфина РФ от 22.04.08 № 03-11-04/2/74 «Об учете расходов на оплату услуг по предоставлению персонала при применении упрощенной системы налогообложения»
9. Письмо Минфина РФ от 11.04.2008 г. № 03-11-04/2/70 «О применении коэффициента-дефлятора при применении упрощенной системы налогообложения»
10. Письмо Минфина РФ от 12.03.2008 N 03-11-05/58. Расходы на подготовку и аттестацию кадров при УСН
11. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" // ВКС РФ. 2005.
2. Книги, монографии, учебная литература
12. Акчурина Е.В. Налоговая проверка и ее последствия. Учебно-практическое пособие. М.: ЭКЗАМЕН. 2010
13. Березин Ю.В. Как эффективнее провести налоговую проверку. // Финансы № 12, 2009
14. Борлакова А.Р. Пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей в России. « Научные концепции жизненного уровня населения на современном этапе развития России». Всероссийский межвузовский сборник научных трудов. Кисловодск, 2007.
15. Брук Б. Навстречу налогоплательщику/ СПС «Консультант плюс»
16. Выявление налоговых нарушений. Методика. М.: Книга сервис. 2006
17. Дмитриева О. Упрямый кодекс // Московские новости – 2006г. - №16 – с. 11
18. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение – Ростов на Дону: Феникс, 2007г. – 416 с.
19. Засухин А. Т. Доходы и налоги. – М.: Экономика, 2005г. – 246 с.
20. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Под ред. Брызгалина А.В.. М.- «Аналитика – Пресс», 2007.1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая), от 31.07.98 № 146-ФЗ (редакция от 17.05.07)
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая), от 05.08.00 № 117-ФЗ (редакция от 08.11.2007)
4. Федеральный закон № 29-ФЗ 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации"
5. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок”
6. Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н
7. Письмо Минфина РФ от 04.04.2008 N 03-11-05/83. Определение физического показателя для целей исчисления ЕНВД
8. Письмо Минфина РФ от 22.04.08 № 03-11-04/2/74 «Об учете расходов на оплату услуг по предоставлению персонала при применении упрощенной системы налогообложения»
9. Письмо Минфина РФ от 11.04.2008 г. № 03-11-04/2/70 «О применении коэффициента-дефлятора при применении упрощенной системы налогообложения»
10. Письмо Минфина РФ от 12.03.2008 N 03-11-05/58. Расходы на подготовку и аттестацию кадров при УСН
11. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" // ВКС РФ. 2005.
2. Книги, монографии, учебная литература
12. Акчурина Е.В. Налоговая проверка и ее последствия. Учебно-практическое пособие. М.: ЭКЗАМЕН. 2010
13. Березин Ю.В. Как эффективнее провести налоговую проверку. // Финансы № 12, 2009
14. Борлакова А.Р. Пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей в России. « Научные концепции жизненного уровня населения на современном этапе развития России». Всероссийский межвузовский сборник научных трудов. Кисловодск, 2007.
15. Брук Б. Навстречу налогоплательщику/ СПС «Консультант плюс»
16. Выявление налоговых нарушений. Методика. М.: Книга сервис. 2006
17. Дмитриева О. Упрямый кодекс // Московские новости – 2006г. - №16 – с. 11
18. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение – Ростов на Дону: Феникс, 2007г. – 416 с.
19. Засухин А. Т. Доходы и налоги. – М.: Экономика, 2005г. – 246 с.
20. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Под ред. Брызгалина А.В.. М.- «Аналитика – Пресс», 2007.
21. Налоговые системы зарубежных стран: под ред. Князева В. Г. – М.: Закон и право, Юнити, 2007г. – 191 с.
22. Налоговый контроль. Налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений. Учебно-практическое пособие./Под ред. Кваши Ю.Ф. М.:ЮРИСТЪ, 2006
23. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для организаций – субъектов малого предпринимательства / Состав. О.В. Кратт. – М.: Экзамен, 2010.
24. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises: 2003/361/EC. Article 2 // Official Journal of the European Union. - 20.5.2003. - L 124/39.
25. Small and Medium-sized Enterprises in Countries in Transition. - United Nations Economic Commission for Europe, Geneva, 2007. - 122 pp. - P. 7.
26. Observatory of European SMEs. SMEs in Europe 2003 [Электронный ресурс] / European Commission, 2003/7. - 92 pp. - Режим доступа: http://www.sbs.gov.uk.
3. Периодические издания
27. Борисов С. Нам нужен активный, конкурентоспособный малый бизнес // Человек и труд, № 3/2008
28. Борисов С. Раньше малому бизнесу нужна была поддержка, теперь – опора // Человек и труд № 3, 2009
29. Каганова И., Поддержка малого предпринимательства // Финансовая газета. Региональный выпуск № 35, 2007
30. Кутепова Н. Поддержка малого бизнеса как способ решения социальных проблем // Человек и труд № 9, 2007
31. Налоговый вестник – 2009г. - №9 – с. 66-72
32. Новиков А. И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоги – 2007 №6 – с 12-17
33. Новикова А. И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник – 2006г. - №1 – с. 37-39
34. Пронина Л.И. Увеличение налогооблагаемой базы субъектов Федерации и муниципальных образований // Финансы. 2006. N 3. С. 15 - 19.
35. Скворцов О.В. Совершенствование специальных налоговых режимов // Налоги и налогообложение, 2009, N 7
36. Шаталов С.Ю. Налоговый кодекс: каким ему быть? // Экономика и жизнь – 2008г. - №17
4. Электронные ресурсы
37. http://www.sba.gov/advo.
38. Официальный сайт Федеральной налоговой службы // www.nalog.ru/
39. Ресурсный центр малого предпринимательства // http://www.rcsme.ru/
40. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса // www.siora.ru
41. СПБ Налог.ру. Портал для бухгалтера // www.spbnalog.ru
42. Статистика Росии // rustats.ru/
21. Налоговые системы зарубежных стран: под ред. Князева В. Г. – М.: Закон и право, Юнити, 2007г. – 191 с.
22. Налоговый контроль. Налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений. Учебно-практическое пособие./Под ред. Кваши Ю.Ф. М.:ЮРИСТЪ, 2006
23. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для организаций – субъектов малого предпринимательства / Состав. О.В. Кратт. – М.: Экзамен, 2010.
24. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises: 2003/361/EC. Article 2 // Official Journal of the European Union. - 20.5.2003. - L 124/39.
25. Small and Medium-sized Enterprises in Countries in Transition. - United Nations Economic Commission for Europe, Geneva, 2007. - 122 pp. - P. 7.
26. Observatory of European SMEs. SMEs in Europe 2003 [Электронный ресурс] / European Commission, 2003/7. - 92 pp. - Режим доступа: http://www.sbs.gov.uk.
3. Периодические издания
27. Борисов С. Нам нужен активный, конкурентоспособный малый бизнес // Человек и труд, № 3/2008
28. Борисов С. Раньше малому бизнесу нужна была поддержка, теперь – опора // Человек и труд № 3, 2009
29. Каганова И., Поддержка малого предпринимательства // Финансовая газета. Региональный выпуск № 35, 2007
30. Кутепова Н. Поддержка малого бизнеса как способ решения социальных проблем // Человек и труд № 9, 2007
31. Налоговый вестник – 2009г. - №9 – с. 66-72
32. Новиков А. И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоги – 2007 №6 – с 12-17
33. Новикова А. И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник – 2006г. - №1 – с. 37-39
34. Пронина Л.И. Увеличение налогооблагаемой базы субъектов Федерации и муниципальных образований // Финансы. 2006. N 3. С. 15 - 19.
35. Скворцов О.В. Совершенствование специальных налоговых режимов // Налоги и налогообложение, 2009, N 7
36. Шаталов С.Ю. Налоговый кодекс: каким ему быть? // Экономика и жизнь – 2008г. - №17
4. Электронные ресурсы
37. http://www.sba.gov/advo.
38. Официальный сайт Федеральной налоговой службы // www.nalog.ru/
39. Ресурсный центр малого предпринимательства // http://www.rcsme.ru/
40. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса // www.siora.ru
41. СПБ Налог.ру. Портал для бухгалтера // www.spbnalog.ru
42. Статистика Росии // rustats.ru/