Введение..........................................................................................................3
Глава I. Проблематика ранних рассказов Л. Андреева и особенности
мировоззрения писателя......................................................................................12
1.1. Гуманистическая идея в рассказах Андреева.....................................12
1.2. Бытийная проблематика рассказов Андреева.....................................20
1.3. Рассказы Андреева о революции......................................................... 24
1.4. Религиозная и антибуржуазная (антицивилизаторская)
проблематика в рассказах Андреева.................................................................... 29
1.5. Безумие и ужас в ранних рассказах Андреева................................... 34
Глава II. Поэтика ранних рассказов Л. Андреева................................41
2.1. Творческий метод в рассказах Андреева............................................ 41
2.1.1. Реалистические черты в рассказах Андреева..................................41
2.1.2. Мифологизм Андреева.......................................................................46
2.1.3. Черты модернизма в ранних рассказах Андреева...........................48
2.2. Мотивы гуманистических рассказов и экспрессионистских
миниатюр................................................................................................................. 55
Заключение.................................................................................................. 64
Список использованной и цитируемой литературы........................... 66
Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) — русский писатель, прозаик,
драматург, один из ярких представителей Серебряного века русской
литературы. Творчество писателя приходится на самый конец XIX – начало
XX века. В 1898–1905 годы он творит главным образом как прозаик и
публикует более пятидесяти рассказов. В последующие годы Андреев уделяет
большее внимание драматургии. Опубликовав рассказ «Баргамот и Гараська» в
1898 году, Андреев сразу привлекает внимание М. Горького, и этот момент
можно назвать ключевым для начала его творческого пути. Первый сборник
рассказов Андреева вышел в свет в 1901 году и сразу принес ему большую
славу. Произведения писателя были в свое время очень популярны. В
советское время произведения Андреева были запрещены из-за его
негативного отношения к Октябрьской революции, однако в период оттепели
его творчество начало возвращаться к читателю.
Творчество Л. Андреева привлекало внимание многих известных
писателей-современников. Как указывает В. И. Беззубов, «...если наиболее
любимым и почитаемым был для Толстого Куприн, то наиболее читаемым —
Андреев»1. М. Горький в свою очередь писал: «Для меня несомненно, что
Л. Андреев... является самым интересным писателем Европы и Америки, и я
думаю, что он в то же время самый талантливый писатель двух частей света»2.
По свидетельству А. Кауфмана, А. Чехов тоже признавал талант Андреева, но
советовал ему побольше писать: «...Леонид Николаевич, могли бы и должны
были бы писать каждый день...»3.
В то же время порою писатель подвергался и критике. Например,
В. Вересаев отмечал по поводу «Красного смеха», что это «произведение
большого художника-неврастеника, больно и страстно переживавшего войну
через газетные корреспонденции о ней»4. О «Мысли» Чехов писал: «...это
нечто претенциозное, неудобопонятное и, по-видимому, ненужное...»5. Л.
Толстой ставил отрицательную оценку рассказу «У окна»: «Все ненужно»6.
Занимая важное место в русской литературе, литературное наследие
Андреева является объектом исследования на протяжении многих лет.
Современные исследователи подчеркивают значимость и оригинальность
андреевского творчества. Так, З. А. Аутлева отмечает: «К числу самобытных и
ярких литературных явлений, составляющих замечательную часть литературы
конца 19-начала 20 веков, относится творчество русского писателя
Леонида Николаевича Андреева...»7. А Л. И. Шишкина так оценивает
творчество Андреева: «В первые десятилетия XX века слава Леонида
Андреева была огромна. Причина неслыханной, шумной популярности
писателя заключается в том, что его произведения стали своеобразным
документом эпохи...»8.
Творчеству Андреева посвящают свои работы большое количество
исследователей: В. А. Келдыш, С. П. Ильев, Л. А. Иезуитова, В. И. Беззубов,
А. В. Татаринов9 и др. Для нашей работы первостепенно важной является
монография Л. А. Иезуитовой, где тщательно рассматриваются различные
аспекты раннего творчества Андреева: жанр, тема, образы, методы, точка
зрения автора и др. Исследовательница делает следующие выводы: «Проблема
“человек и рок” присутствует во всем творчестве Андреева»10; тема «открытия
гуманночеловеческого в человеке» господствует в раннереалистических
рассказах писателя11; у Андреева «ординарному человеку нет и не может быть
радости, счастья в жизни...»12.
Исследователи уделяют пристальное внимание изучению
художественного метода Андреева, при этом вопрос о том, к какому
литературному направлению стоит отнести творчество писателя, вызывает
среди них споры. Реализм, символизм, экспрессионизм, модернизм — в
произведениях Андреева находится след всех этих литературных направлений.
Как указывает Г. Н. Боева, «фигура Андреева в историко-литературной
перспективе одна из самых противоречивых среди других фигур Серебряного
века: его литературная репутация, пройдя ряд трансформаций в прошедшем
столетии, по-прежнему сочетает в себе взаимоисключающие характеристики
(“неореалист”, “экспрессионист до экспрессионизма”, писатель
“промежуточной” эстетической природы и др.)»13. А. В. Татаринов полагает,
что «ни современникам, ни позднейшим исследователям не удалось найти
“ключевое слово” для обозначения художественного метода Андреева»14.
Ранние рассказы Андреева демонстрируют очевидную тесную связь с
реализмом, на что обращают внимание такие исследователи, как В. А. Келдыш,
Л. А. Иезуитова, В. И. Беззубов. Так, В. И. Беззубов сравнивает произведения
Андреева с творчеством других признанных реалистов — Л. Толстого,
Ф. Достоевского, А. Чехова15. Исследователь отмечает влияние этих писателей
на Андреева, которое проявляется в различных аспектах его творчества:
методе, идейном содержании и проблематике, мотивах. Беззубов заключает,
что Андреев близок к Толстому «отношением к смерти»16 и «отношением к
буржуазной цивилизации»17; а «концепцией человека Андреев более всего
приближается к Достоевскому»18; сходство между Андреевым и Чеховым
можно наблюдать в их детских рассказах19. При этом ученый также
подчеркивает, что «творчество Андреева вообще полностью не укладывается в
русло реализма»20.
Говоря о творческом методе Андреева, известный поэт-символист
А. Белый пишет: «...он — с нами, Он — наш»21. А. В. Татаринов в этой связи
указывает, что близость Андреева к символизму проявляется и «в стремлении
освоить метафизическую проблематику»22, и «в создании “двоемирия”»23.
Также А. В. Татаринов уделяет большое внимание исследованию природы
мифологизма Андреева24. Другие исследователи занимаются исследованием
экспрессионистских черт в творчестве писателя. Например, З. А Аутлева
полагает: «Экспрессионизм — один из показателей творческого метода
Андреева...»25. Н. Ю. Филоненко указывает, что с экспрессионизмом Андреева
сближает использование приемов «преувеличения, сочетания устойчивых в
литературе определений с определениями предельно эмоциональной
окраски»26. Вопрос о природе писательского метода Леонида Андреева будет
рассмотрен нами в отдельной главе.
Философское мировоззрение Андреева также привлекает внимание
многих исследователей. Когда писатель учился в гимназии, он увлекался
работами Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Позиция этих философов
оказала существенное влияние на мировоззрение Андреева, что получило свое
отражение в его творчестве. Например, «Рассказ о Сергее Петровиче»
Андреева, по мнению А. В. Богданова — это «замечательный синтез его
собственного опыта миропостижения “по Ницше”...»27. Л. А. Иезуитова
замечает, что в «Мысли» герой «восстал против общества на манер
ницшевского “сверхчеловека”...»28. А. В. Татаринов видит отражение
философского мнения Шопенгауэра о Боге в повести «Жизнь Василия
Фивейского»29. Творчество Андреева часто касается проблем бытия (проблем
жизни и смерти и других), которые можно называть «вечными». Как полагает
Л. И. Шишкина, Андреев — писатель, «всегда тяготевший к постижению
загадок и тайн человеческого бытия»30.
Исследователи уделяют пристальное внимание основным темам
произведений Л. Андреева. Среди них, в первую очередь, следует выделить
детскую тему. Рассказы этого типа высоко ценились современниками.
Например, по свидетельству Д. П. Маковицкого, Л. Толстой «хвалил рассказ
“Валя” — превосходный»31. М. Горький называл рассказ «Ангелочек» одним
из лучших произведений Андреева32. В этих рассказах писатель, описывая
самые добрые качества детей, подвергает их серьезным, «взрослым»
испытаниям, что делает произведения более острыми и злободневными.
Подобный прием, как отмечает В. И. Беззубов, использовал и предшественник
Андреева — Чехов33.
Одним из самых частых объектов анализа становится для
исследователей андреевского творчества тема смерти. Как уже упоминалось,
Андреев — писатель, который часто обращается к проблеме жизни и смерти в
своем творчестве, поэтому многие его произведения обладают трагической
тональностью. Исследователи как анализируют переживания андреевских
героев перед смертью, так и сосредотачивают внимание на отношении самого
писателя к смерти. Андреев — человек с «повышенным» чувством смерти, в
течение жизни он три раза совершал попытку самоубийства. Между прочим, в
первый раз он так поступал просто для того, чтобы «“испытать судьбу”»34. По
мнению Л. А. Иезуитовой, Андрееву было присуще обостренное чувство
жизни, вследствие существования которого писатель глубоко чувствует горе и смерть35.
Рассматривается учеными-андрееведами и тема революции. «Революция
1905 года стимулировала обращение Л. Андреева к социально-исторической
тематике»36, — отмечает С. П. Ильев. Исследовательница З. А. Аутлева также
замечает: «В предреволюционные годы (1903–1904) увеличивается интерес
Андреева в нарастающей революционной борьбе...»37. В годы первой русской
революции писатель активно обращается к революционной тематике,
публикуя рассказы «Так было», «Губернатор», «Марсельеза» и др. В повести
«Красный смех», созданной на основе исторических событий русско-японской
войны, также наблюдается социально-историческая проблематика.
Н. С. Скороход называет «Красный смех» «мучительно найденным ответом
Андреева на вызов времени»38.
«Андреев был и до сих пор считается мастером психологического
анализа»39, поэтому многие исследователи рассматривают произведения
писателя со стороны психологии. Как замечает Е. А. Михеичева в своей
работе40, Андреев обращает пристальное внимание на изображение
внутреннего мира героев в произведениях почти всех жанров: рассказах,
повестях, пьесах. Н. Н. Арсентьева указывает, что в творчестве Андреева
«заметно проявляется тенденция к анализу своеобразия тех ментальных
процессов, которые составляют духовный мир человека...»41. В рассказах
писателя часто встречаются такие мрачные переживания, как страх, стыд,
одиночество. Герои Андреева характеризуются двойственностью характера,
для Андреева, это «обусловливает его вступление на путь психологического
творчества»42. Анализируя приемы психологизма, использованные писателем,
исследователи Рита Джулиани и Е. А. Михеичева одновременно указывают,
что пейзаж у Андреева всегда тесно связан с душевным состоянием героев43.
Н. Н. Арсентьева замечает, что писатель часто показывает духовные
переживания героев с помощью различных тропов44.
Еще одной актуальной проблемой андрееведения становится
противоречивость мировоззрения писателя. Ее связывают с тем, что
«Андрееву было присуще обостренное ощущение контрастов: светлого и
темного, доброго и злого, свободного и бесправного, тиранического и
рабского»45. В результате формируется антиномичный и своего рода
двойственный подход художника к освещаемым явлениям. Эта особенность
тоже уже отмечалась исследователями. Например, говоря об отношении
Андреева к религии, Н. Н. Арсентьева отмечает, что мироощущение писателя
находится «между жаждой веры и нигилистическим отношением к религии»46.
А. В. Татаринов также полагает, что писатель имеет двойственное отношение
к проблеме веры47.
Актуальность представленной работы обусловлена тем, что в ней
исследуются произведения Андреева в двух различных, но взаимосвязанных
аспектах: поэтики и проблематики. В то же время наше внимание
сосредотачивается на ранних рассказах писателя, написанных с 1898 по 1905
годы, которые играют ключевую роль для начала его творческого пути и
последующей эволюции.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в
нем впервые предпринимается попытка систематически исследовать
проблематику и поэтику ранних рассказов Андреева. Несмотря на то, что
многие исследователи занимались изучением творчества Андреева, на
сегодняшний день не существует специальных работ, избирающих объектом
своего внимания поэтику и проблематику ранних рассказов Андреева. Как
следствие, данная работа восполняет существующие проблемы в изучении
творчества писателя.
Объектом исследования в настоящей работе являются рассказы
Андреева, созданные в 1898–1905 гг. Помимо этого, нами привлекается
материал дневников писателя и его эпистолярное наследие.
В качестве предмета исследования выступают такие аспекты изучения
литературного произведения, как проблематика, мотивная структура,
творческий метод, мировоззрение писателя.
Цель работы заключается в анализе поэтики и определении проблематики ранних рассказов Андреева (1898–1905).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Указать основные проблемы, поднимаемые писателем, и выделить их области.
Определить позицию самого писателя в освещении поставленных им проблем.
Реконструировать важнейшие особенности мировоззрения писателя.
Проанализировать художественный метод Андреева в его ранних рассказах.
Сравнить мотивы гуманистических рассказов и экспрессионистских
миниатюр писателя.
В настоящей работе используются описательный, сравнительный и
типологический методы исследования.
Материалом для исследования являются ранние рассказы (1898 – 1905),
вошедшие в Собрание сочинений Андреева, изданное в 6 томах. Это издание
выбрано нами потому, что в него включено относительно большое количество
ранних рассказов писателя, среди которых присутствуют и самые
репрезентативные произведения, которые особенно важны для конкретизации
поставленных проблем и определения основных особенностей писательского творчества.
Работа состоит из «Введения», двух глав, «Заключения» и «Списка
использованной и цитируемой литературы». В первой главе «Проблематика
ранних рассказов Л. Андреева и особенности мировоззрения писателя» будет
представлен анализ основных поднимаемых Андреевым проблем в их тесной
связи с особенностями мировидения и мировосприятия писателя. Вторая глава
«Поэтика ранних рассказов Л. Андреева» посвящена анализу творческого
метода писателя и сопоставлению мотивной структуры его гуманистических
рассказов и экспрессионистских миниатюр.
Рассказы Л. Андреева за 1898–1905 гг. представляют собой результат
художественного поиска писателя раннего периода творчества. Исследование
поэтики и проблематики ранних рассказов Андреева позволяет нам осветить
истоки его творческого пути и, таким образом, глубже понять его творчество в целом.
В ходе анализа проблематики ранних рассказов Андреева нами были
указаны основные проблемы, которые освещает автор в своих произведениях.
Так, в ранних рассказах Андреева поднимаются проблемы разного содержания,
главными из которых являются следующие: эстетико-нравственная (проблемы
добра и зла, сочувствия), бытийная (проблема смерти и жизни),
социально-политическая (проблема несправедливости в обществе, жестокости
и лицемерия власти), религиозная (проблемы веры и неверия, смысла религии),
революционная (проблемы духа революционеров, насилия революции).
Обращаясь к проблемам, которые затрагивает Андреев, мы можем
понять его позицию по отношению к ним. В вопросе нравственности писатель
отстаивает главенство таких человеческих качеств, как доброта, милосердие,
сострадание. Произведения, рассказывающие о трагичных судьбах
«меленьких людей», пронизаны жалостью и сочувствием писателя к своим
героям. В рассказах о революции Андреев стремится разобраться в ее смысле
и предназначении, а потому рассматривает ее с различных точек зрения,
показывая как положительные, так и отрицательные стороны этого явления.
Что касается религиозной тематики, то она поднимается Андреевым главным
образом потому, что для него важно понять место и роль религии в жизни
обычного человека.
Как показал проведенный анализ, особенно характерна для творчества
Андреева тема рока. Она раскрывается во многих его произведениях раннего
периода: «Ангелочке», «В подвале», «Жизни Василия Фивейского», «Большом
шлеме» и др. Количество произведений, в которых эта тема становится
ведущей, свидетельствует о пессимистическом мировоззрении Андреева:
жизнью управляет слепой рок, которого невозможно ни победить, ни
избегнуть. На становление такого мировоззрения большое влияние оказывает
немецкий философ А. Шопенгауэр. Другая характерная особенность
мировоззрения Андреева — его противоречивость и амбивалентность. Какой
бы проблемы ни касался автор — революции, религии, смерти и жизни, — он
всегда выражает двойственное отношение к ее сути.
На раннем этапе своего творчества Андреев перенимает черты
различных литературных направлений — реализма, символизма,
экспрессионизма и др. Это свидетельствует о том, что писатель не
ограничивался правилами и принципами одного определенного литературного
направления и метода. В целом можно сделать вывод, что черты упомянутых
художественных методов не объединены у Андреева в единое целое, а
эклектически сополагаются друг с другом.
На основе проведенного сравнительного анализа мотивов в
гуманистических рассказах и экспрессионистских миниатюрах Андреева мы
пришли к выводу, что для рассказов различных жанров, созданных в рамках
разных методов, характерно различное мотивное наполнение. Но в них
присутствуют и общие мотивы, характерные для творчества автора в целом —
одиночества, тоски — что реализует представление писателя о человеческой
жизни как непрерывном страдании.
Источники
1. Андреев Л. Н. «Дневник» Леонида Андреева / Публикация Н. П.
Генераловой // Литературный архив. Материалы по истории русской
литературы и общественной мысли. СПб.: Наука, 1994. С. 247‒294.
2. Андреев Л. Н. Дневник 1897−1901 гг. М.: ИМЛИ РАН, 2009.
3. Андреев Л. Неизданное письмо о «Стене» // Звезда. 1925. No 2 (8). С. 257–258.
4. Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т / редкол. И. Андреева, Ю. Верченко, В.
Чуваков. М.: Художественная литература, 1990‒1996.
5. Андреев Л. Н. S.O.S: Дневник (1914‒1919); Письма (1917‒1919);
Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918‒1919) / под
ред. и со вступ. статьей Ричарда Дэвиса и Бена Хеллмана. М.; СПб.:
Атхенеум-Феникс, 1994.
6. Андреев Л. Н. SOS // Леонид Андреев. Иуда Искариот: Повести.
Рассказы. М.: Издательство «Э», 2015. С. 626–638.
7. Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка // Литературное
наследство. Т. 72 / гл. ред. И. И. Анисимов. М.: Наука, 1965.
8. Джемс Линч [Андреев Л. Н.] Москва. Мелочи жизни // Курьер. 1902.
No 27 (27 января). С. 2.
9. Неизданные письма Леонида Андреева (К творческой истории пьес
периода первой русской революции) / Публикация и комментарии
В. И. Беззубова // Учен. зап. Тарт. ун-та. Тарту, 1962. С. 378–393.
Научная и критическая литература
10. Андреев Вадим. Детство. М.: Советский писатель, 1966.
11. Арсентьева Н. Н. Проблема нравственного самосознания личности в
творчестве Леонида Андреева // Леонид Андреев: Материалы и исследования /
под ред. В. А. Келдыша. М.: Наследие, 2000. С. 175–194.
12. Аутлева З. А. Проблема народа и революции в прозе Л. Н. Андреева
1898–1911 гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1979.
13. Ачатова А. А. Значение образа-символа в ранних рассказах
Леонида Андреева // Ученые записки Томского государственного
университета имени В. В. Куйбышева. No 62: Вопросы метода и стиля. Томск:
Издательство Томского университета, 1966. С. 202–216.
14. Баранов И. П. Леонид Андреев как художник-психолог и мыслитель.
Киев: Издательство С. И. Иванова, 1907.
15. Беззубов В. И. Леонид Андреев и русский реализм начала XX века:
автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тарту, 1968.
...