Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сборник В. Набокова «Соглядатай»: мотивная структура

Работа №129997

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение .................................................................................................................. 3
Глава I. Сборник Набокова «Соглядатай» как структурно-смысловое
единство ................................................................................................................. 13
Глава II. Мотив зрения в сборнике «Соглядатай» ........................................... 40
Заключение ........................................................................................................... 65
Список использованной и цитируемой литературы ................................... 67

В. В. Набоков является одним из самых талантливых русских
писателей-эмигрантов XX века. Он известен, прежде всего, как автор романов.
Такие его романы, как «Защита Лужина», «Подвиг», «Приглашение на казнь»,
«Дар», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», «Лолита» и многие другие
привлекли внимание как эмигрантских критиков, так и российских
исследователей, и до сих пор остаются объектом активного изучения в
литературоведении. Тем не менее как прозаик Набоков «начинается с
рассказов, являющихся как бы “личинками” будущих его “романов-бабочек”»1.
Эти рассказы, большинство которых были объединены автором в сборниках
(«Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте»), обычно
рассматриваются как предварительные наброски крупных форм творчества
писателя и остаются несколько в тени его романов. Материалом данной
диссертации служит сборник «Соглядатай» (1938), который представляет
собой второй цикл рассказов Набокова. Несмотря на «маргинальное»
положение малой прозы, в набоковедении существует ряд работ, посвященных
как отдельным рассказам, так и целым сборникам.
В первую очередь для нашего исследования большую значимость имеет
книга М. Д. Шраера, в которой рассматриваются рассказы Набокова как
«промежуточный, художественный этап трехступенчатой метаморфозы» 2 .
Автор книги считает: «Сама форма рассказа, в особенности русского рассказа,
более жестка, консервативна и палимпсестна, чем роман. Поэтому всякое
новаторство Набокова, всякая его реплика в диалоге с предшественниками,
гораздо яснее проявляется на фоне всей традиции рассказа»3. Исходя из этого
убеждения, М. Д. Шраер сравнивает набоковские рассказы не только с
письмами самого Набокова, но и с произведениями А. П. Чехова и
И. А. Бунина, выявляя разные мотивы и темы в творчестве писателя, среди
которых самые главные – бытие, любовь и смерть4. Кроме этого, М. Д. Шраер
детально анализирует рассказ «Василий Шишков» в контексте жизни
эмиграции 1920–1930-х годов, а также затрагивает «еврейский вопрос» в
жизни писателя и прослеживает еврейские мотивы в его произведениях.
В «Соглядатае» наиболее изученной является одноименная повесть,
помещенная в начале данного сборника. Эта небольшая повесть может
считаться важной вехой в творческой жизни Набокова. В своей монографии
А. А. Долинин пишет: «“Соглядатай” – это первая попытка Набокова
построить повествование от лица такого персонажа-рассказчика, чья точка
зрения, дистанцированная от авторской, сама по себе претендует на
“художественную” переработку сырого “жизненного материала”. С героя
“Соглядатая”, больше всего ценящего в себе свою фантазию и литературный
дар, ведет свое начало ряд набоковских все менее и менее надежных
рассказчиков...»5. Автор анализирует образ главного героя и с точки зрения
образов, мотивов и приемов выявляет интертекстуальные связи повести с
произведениями Ф. М. Достоевского, Чехова и Н. В. Гоголя, на что обращают
немало внимания и другие исследователи. Об интертекстуальности
«Соглядатая» пишут также И. В. Миронова6 , Л. Д. Бугаева7 , Е. А. Полева8 ,
Н. А. Карпов9, Ю. Л. Глобова10 и др.
В повести «Соглядатай», которую можно назвать «опорным» текстом
сборника, присутствуют все основные образы, мотивы и темы, которые
продолжают развиваться в последующих рассказах, так что анализ
художественной структуры этой повести представляется особенно важным. В
фокусе внимания исследователей всегда стоит образ героя-рассказчика
Смурова, анализу которого посвящены работы К. Басилашвили 11 ,
О. Ю. Осьмухиной12, И. В. Труфановой13, В. Е. Стеценко14 и др. Несомненно,
что привлекают к себе внимание и другие персонажи, но они часто выступают
как средство для раскрытия образа главного героя и реализации мотивных,
тематических связей в тексте. О. А. Титов15 , воспринимая «Соглядатай» в
контексте волшебной сказки, через образы Матильды, Вани и Вайнштока
подробно рассматривает мотивы воды, границы, зеркала и слежки. О
последнем из них также упоминают Л. Д. Бугаева 16 в своем анализе
интертекстуального пласта повести, и А. В. Сверчкова 17 при изучении
своеобразия и эволюции стиля в малой прозе Набокова.
Ю. Ю. Зайцева исследует на материале повести «Соглядатай» три
функции мотива зеркала в создании художественного мира Набокова –
онтологическую, гносеологическую и аксиологическую. Исследовательница
замечает, что в «Соглядатае» мотив зеркала выполняет, скорее, вторую
функцию: «В центре оказывается проблема восприятия, <...> в “Соглядатае”
на первый план выдвигается проблема восприятия героя окружающими.
Другие люди интересуют Смурова как воспринимающие его субъекты, зеркала,
в которых от отражается. <...> То есть он наблюдает за собой через зеркала
чужих сознаний...»18.
Мотив зеркала по сути и есть мотив отражения, который, по мнению
Л. В. Копосовой, становится одним из принципов объединения рассказов в
сборнике «Соглядатай». Л. В. Копосова отмечает: «...отражение, появляясь в
текстах на уровне мотива гораздо реже, чем в первом сборнике [«Возвращение
Чорба»], становится некой универсальной идеей и в то же время – элементом
композиции» 19 . Наряду с этим, исследовательница считает, что помимо
принципа случайности, принципа обмана ожиданий и антифонного принципа
в творчестве Набокова, которые появляются в первом сборнике «Возвращение
Чорба» и продолжают действовать в «Соглядатае», рассказы второго сборника
«связывает тонкая сеть ассоциативных перекличек: в начале каждого рассказа
есть деталь, мотив, реплика, отсылающие читателя к концу предыдущего текста»20.
Помимо повести «Соглядатай», вызывающей, в первую очередь, интерес
исследователей, ряд небольших статей посвящен и остальным рассказам
сборника. Мир ребенка в рассказах «Обида» и «Лебеда» в сравнении с
повестью Л. Н. Толстого «Детство» анализируется Г. Н. Скаковской 21 . О
рассказе “Terra incognita” пишут Дж. В. Коннолли 22 , А. В. Агаркова 23 и
П. А. Суслов 24 , акцентируя внимание на образе главного героя,
мотивно-тематической структуре и художественном замысле писателя, в то
время как О. А. Дмитриенко 25 выявляет интертекстуальные параллели с
творчеством Шекспира, Платона и Чехова. Мотив театральности в «Хвате»
прослеживает А. Д. Фадеева 26 , а в «Занятом человеке» его исследует
Н. И. Артеменко-Толстая 27 . На материале рассказа «Пильграм»
А. В. Сверчкова28 анализирует стиль Набокова и определяет его как принцип
«антитетичной метаморфозы», тогда как С. А. Антонов 29 детально изучает
образ главного героя – энтомолога-мечтателя в связи с образом бабочки. Образ
причудливого эмигранта Иванова в рассказе «Совершенство» анализирует
М. Дж. Цукерман30, раскрывая при этом первостепенно важную для Набокова
тему инобытия.
Таким образом, в основном сборник «Соглядатай» исследуется
набоковедами со стороны его образной и мотивной структуры,
интертекстуальных связей, а также в связи с философскими проблемами
творчества писателя. Однако при этом мотивы и образы часто
рассматриваются исследователями изолированно, на материале отдельных
рассказов. Помимо этого, большое внимание уделено интертекстуальным
связям, в то время как выявление связей между рассказами внутри сборника
остается на периферии.
Исследование рассказов Набокова, в которых уже содержатся
характерные для писателя образы, мотивы и темы, имеет огромную
значимость для изучения как его романов, так и всего его особого
художественного мира. Между тем рассмотрение мотивной структуры
сборника «Соглядатай», представляющего собой строго организованное
художественное единство, позволяет углубиться в понимание
художественного замысла и мировоззрения Набокова. Всем этим и
определяется актуальность диссертации.
Научная новизна работы заключается в том, что на сегодняшний день
еще не существует целостного исследования мотивной структуры сборника
«Соглядатай», который в целом оказывается обделен исследовательским
вниманием. Тем более в данной работе впервые предпринимается попытка
подробного анализа не только мотивов отдельных рассказов, но их тесных
взаимосвязей и функционирования в контексте циклического целого.
Объектом диссертации является сборник Набокова «Соглядатай», в
который входит одноименная повесть «Соглядатай» и двенадцать рассказов –
«Обида», «Лебеда», “Terra incognita”, «Встреча», «Хват», «Занятой человек»,
«Музыка», «Пильграм», «Совершенство», «Случай из жизни», «Красавица» и
«Оповещение». Предметом исследования является мотивная структура сборника.
Цель работы – изучить особенности соединения основных мотивов и их функционирование в построении как отдельного текста, так и сборника в целом.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
определить значение термина «мотив»;
проанализировать тексты и выделить в них главные образы и мотивы;
исследовать взаимодействие найденных образов, проследить развитие и
функционирование мотивов в отдельных рассказах, воспринимая их в
контексте творчества русского периода писателя;
рассмотреть связи между текстами и особенности их объединения в
сборнике (особенно с точки зрения мотивных связей);
изучить движение лейтмотива зрения, выявить его функции и место в
мотивной структуре сборника.
Методом исследования служит, главным образом, мотивный анализ, а
также типологический метод. Термин «мотив» заимствован
литературоведением из музыковедения и впервые использован в литературном
обиходе И. В. Гете в статье «Об эпической и драматической поэзии» для
«характеристики составных частей сюжета» 31 . Как в музыке, так и в
литературе мотив выступает ключевым элементом при рассмотрении
композиции произведения, «мотивная структура воплощает логическую связь
в структуре произведения»32. Мотив «более прямо, чем другие компоненты
художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но в
отличие от них лишен относительно “самостоятельной” образности,
эстетической завершенности»33, в этой связи лишь в процессе конкретного
рассматривания «движения» мотива «он обретает свое художественное
значение и ценность»34.
Под мотивом возможно подразумевать «устойчивый
формально-содержательный компонент литературного текста» 35 . Однако
современное понимание «мотива» не имеет четкого теоретического
определения. Общепризнанно лишь то, что главным признаком его является
повторяемость. Б. М. Гаспаров полагает: «...в роли мотива может выступать
любой феномен, любое смысловое “пятно” – событие, черта характера,
элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.;
единственное, что определяет мотив, – это его репродукция в тексте...»36.
Ведущий мотив одного или нескольких произведений писателя получает
название лейтмотива 37 . В современной исследовательской литературе
наблюдается тенденция изучения художественного мира творчества писателя
именно с точки зрения движения лейтмотивов – прием, который
Б. М. Гаспаров называет принципом «лейтмотивного построения
повествования» 38 . Характеризуя этот принцип, исследователь отмечает:
«...некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз,
выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все
новых сочетаниях с другими мотивами. <...> Он формируется
непосредственно в развертывании структуры и через структуру» 39 . В
диссертации мы опираемся в основном на теорию мотива и лейтмотивного
изучения текста в понимании Б. М. Гаспарова.
Структура работы. Диссертация состоит из «Введения», двух глав,
«Заключения» и «Списка использованной и цитируемой литературы». В
первой главе «Сборник Набокова “Соглядатай” как структурно-смысловое
единство» прослеживается движение таких главных мотивов сборника, как
мотивы случайности, смерти, беды, границы, двоемирия, одиночества,
инобытия и т. д., раскрывающихся на образном, тематическом и сюжетном
уровне и притом получающих особую значимость в контексте других
произведений Набокова русского периода. Также рассматриваются
особенности переплетения мотивов, что помогает выявить межтекстовые
связи сборника и раскрыть важные для творчества писателя проблемы – бытия,
коммуникации, любви и др.
Вторая глава «Мотив зрения в сборнике “Соглядатай”» посвящена
детальному изучению лейтмотива зрения. В этой главе исследуется его
смысловое движение и взаимодействие с остальными мотивами с точки
зрения его центрального места в мотивной структуре сборника «Соглядатай».
В то же время мы обратим внимание на функционирование мотива зрения в
построении художественного мира писателя, в постижении его
философско-мировоззренческой позиции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сборник Набокова «Соглядатай» состоит из двенадцати рассказов и
одной повести, которая дает название сборнику и находится в центре его
художественной структуры. В повести «Соглядатай» присутствуют многие
типичные для Набокова образы, мотивы и темы, реализация которых
порождает многообразные связи с остальными рассказами сборника, что
придает циклу характер композиционного и смыслового единства. Между тем
этот характер подчеркивается своеобразным замкнутым кругом, который
образуют открывающая сборник повесть «Соглядатай» и последний рассказ
«Оповещение». Беззащитное состояние главного героя перед угрозой со
стороны внешнего мира, общие лейтмотивы беды, зрения и двоемирия
свидетельствуют о тесной связи двух текстов. Притом эта связь оказывается
усилена за счет их общих ассоциаций с романом «Приглашение на казнь на
образном и лексическом уровне: при описании беззащитности героя перед
«бедой» в «Соглядатае» автор использует слово «приглашение», а в
«Оповещении» – слово «казнь».
В то же время рассказы сборника, которые при первом взгляде могут
показаться слабо связанными друг с другом, перекликаются не только с
«Соглядатаем», но и между собой. Образ интеллигента-эмигранта объединяет
Смурова в «Соглядатае», Льва во «Встрече», Пильграма в одноименном
рассказе и Иванова в «Совершенстве». Притом Смуров, Пильграм и Иванов, а
также Вальер в “Terra incognita” принадлежат к типу людей, одаренных
богатым воображением. В рассказах «Обида» и «Лебеда» появляется один и
тот же главный герой Путя – в образе застенчивого мальчика. Характеристики,
свойственные образу пошляка, сближают героя «Хвата» и Смурова. А похожие
судьбы, в рамках которых настоящая любовь оказывается недоступна,
соединяют героинь из рассказов «Случай из жизни» и «Красавица».
Более того, переклички между рассказами осуществляются также
посредством мотивных связей. Точнее, можно сказать, что композиция
сборника и организована через движение ключевых мотивов, среди которых
наиболее важными и структурообразующими становятся мотивы зрения,
смерти, границы, двоемирия, потусторонности, случайности, творчества, беды
и одиночества. Их многообразное сочетание и переплетение не только
осложняет мотивную структуру сборника, но и помогает раскрыть такие
основные темы в творчестве писателя, как темы инобытия, счастья,
коммуникации, любви и т. д.
При этом важнейшую роль в мотивной структуре цикла играет мотив
зрения, который возникает уже в самом заглавии повести «Соглядатай». О его
первостепенной значимости свидетельствует и центральное место данной
повести в структуре сборника. Мотив зрения реализуется весьма разнообразно
и функционирует также по-разному. Он может реализоваться как
«наблюдение» и «соглядатайство», может проявиться в близорукости человека,
в смысле как его физического недостатка, так и его кругозора. Присутствует он
и в характеристике мировоззрения героя. В итоге анализ ключевого мотива
зрения подводит нас к первостепенному вопросу о структуре набоковского
художественного мира, о тех оппозициях, которые лежат в его основе –
«я» / «люди», «человек» / «мир», «реальное бытие» / «инобытие» и т. д. В
конкретном раскрытии всех этих оппозиций мотив зрения и вступает во
взаимодействие со всеми остальными.
Набоков наделяет своих излюбленных героев – так называемых
«избранников» – особым зрением, которое дает им возможность
почувствовать инобытие и насладиться красотой не только здешнего мира, но
и мира «по ту сторону». Таким образом, подлинное зрение открывает мир
потусторонний, который существует параллельно с реальным миром, но скрыт
от взгляда обычного человека. «Избранные» герои автора, стоя на границе
между двумя мирами и стремясь наблюдать за ними обоими, стараются изо
всех сил найти свое подлинное существование, приобщиться к дарованным
писателю трансцендентным знаниям и понять истинный смысл своего бытия,
в чем и заключается настоящая и конечная цель «соглядатайства».


Источники
1. Набоков В. В. Пошляки и пошлость // Набоков В. В. Лекции по
русской литературы / пер. с англ. Ив. Толстого. М.: Независимая Газета, 1999. С. 389–393.
2. Набоков В. В. Предисловие к английскому переводу романа
«Соглядатай» (“The Eye”) // В. В. Набоков: Pro et contra: Антология: [В 2 т.]
Т 1. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и
зарубежных мыслителей и исследователей / отв. ред. Д. К. Бурлака; сост.
Б. В. Аверина и др.; коммент. Е. Б. Белодубровского и др. СПб.: РХГИ, 1999. С. 56–58.
3. Набоков В. В. Собрание сочинений русского периода: В 5 т. / сост.
Н. И. Артеменко-Толстой; предисл. А. А. Долинина; прим. М. Э. Маликовой.
СПб.: Симпозиум, 2000–2002.
Научная и критическая литература
4. Агаркова А. В. Художественные особенности рассказа В. Набокова
“Terra incognita” // Актуальные проблемы журналистики в условиях
глобализации информационного пространства: Материалы V Международной
научно-практической конф., посвященной 5-летию факультета журналистики
ЮУрГУ, 30 сент. – 1 окт. 2011 года / редкол. С. Д. Ваулин и др. Челябинск:
Рекпол, 2011. С. 5–6.
5. Александров В. Е Набоков и потусторонность: Метафизика, этика,
эстетика / пер. с англ. Н. А. Анастасьева. СПб.: Алетейя, 1999.
6. Андреева А. Е. Мир Германии в малой прозе Владимира Набокова //
Диалог культур. 2009. No 8. С. 84–99.
7. Антонов С. А. Ассоциативные и образные виды текстовой связи в
прозе В. Набокова (на материале рассказа «Пильграм») // Русский текст. 1993.
No 1. С. 83–93.
8. Арбатова Э. «Простые вещи в особенности блеске»: Анализ
рассказа В. Набокова «Пильграм» [Электронный ресурс] // Литература:
Еженед. прил. к газ. «Первое сент.» 2003. No 12 (483). 23–31 марта. URL:
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200301202 (дата обращения: 12.05.2018).
9. Артеменко-Толстая Н. И. Германия. Немцы. Рассказы Владимира
Набокова 20–30-х годов // Набоковский вестник. 1998. Вып. 1. Петербургские
чтения. С. 54–60.
10. Артеменко-Толстая Н. И. Рассказ В. Набокова-Сирина «Занятой
человек» // В. В. Набоков: Pro et contra: Антология: [В 2 т.] Т 1. Личность и
творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей
и исследователей / отв. ред. Д. К. Бурлака; сост. Б. В. Аверина и др.; коммент.
Е. Б. Белодубровского и др. СПб.: РХГИ, 1999. С. 571–577.
11. Барабтарло Г. А. Казарга // Звезда. 2010. No 11. С. 203–206.
12. Басилашвили К. Роман Набокова «Соглядатай» // В. В. Набоков:
Pro et contra: Антология: [В 2 т.] Т 1. Личность и творчество Владимира
Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей / отв.
ред. Д. К. Бурлака; сост. Б. В. Аверина и др.; коммент. Е. Б. Белодубровского и
др. СПб.: РХГИ, 1999. С. 806–814.
13. Бугаева Л. Д. Парадигма интертекстуальности в «Соглядатай»
В. В. Набокова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Серия 9. Филология,
востоковедение, журналистика. 2012. Вып. 2. С. 26–34.
14. Галкина Т. Г. Анализ модели структуры образов сознания (на
примере анализа художественных образов, репрезентированных в рассказах
В. В. Набокова из сборника «Соглядатай») // Вестник Самар. гос. ун-та.
Гуманитарная серия. 2007. No 5/1 (55). C. 34–41.
15. Галкина Т. Г. Анализ репрезентации чувственной ткани образа
сознания в художественном тексте (на примере анализа рассказа
В. В. Набокова «Красавица») // Омск. науч. вестник. 2006. Вып. 6 (42). С. 50–53.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ