Введение...........................................................................................................................3
Глава 1. Историко-типологический анализ метрико-строфического репертуара
русской поэзии (диахронический аспект).................................................................. 10
1.1 Краткая характеристика периода второй половины 19 века русской
литературы.................................................................................................................. 10
1.2 Особенности творческой биографии Н. А. Некрасова.................................... 18
Глава 2. Обзор метрико-строфического репертуара поэзии Н. А. Некрасова
(диахронический аспект)..............................................................................................28
Заключение.................................................................................................................... 38
Список использованной и цитируемой литературы................................................. 40
Приложение................................................................................................................... 46
Николай Алексеевич Некрасов — классик русской литературы, народный писатель и публицист.
Некрасов — поэт, вызывающий до сих пор противоположные, полярные
мнения. Его творчеством было одним из первых в истории русской литературы,
в которой отображалась жизнь простого крестьянского народа после всех
реформ, в особенности — после отмены крепостного права.
Творческий путь Некрасова начинается с его главного решения в жизни.
Юным, 18-летним, он покидает отчий дом и отправляется в Санкт-Петербург. С
собой у него была тетрадь юношеских стихов. Несмотря на это, поэт уверен, что
слава к нему обязательно придет. Действительно, через год он издает на
собственные сбережения стихотворную книгу «Мечты и звуки»1. Однако
ожидаемого успеха на последовало — в свет выходит книга неизвестного поэта
«Мечты и звуки» — с названием громогласным и пафосным соинициалами Н. Н.
Всего на сборник поэта было издано семь рецензий, две из которых были
написаны В. Г. Белинским и В. С. Межевич. Оба рецензента раскритиковали
работу Н. Н. Некрасова. иподобно любимому им писателю Гоголю, скупает все
экземпляры и сжигает. Однако Некрасов, после непродолжительной депрессии,
задумывается над тем, почему книга не распродавалась. Тогда Некрасов и
переходит к новому для себя жанру — прозе. Попутно Некрасов становится
литературным подёнщиком. Он пишет статьи в разные журналы, газеты,
корреспонденции, тем самым обеспечивая себе безбедное существование.
Некрасов не видит себя без издательской деятельности. В 1845 вместе с
И. И. Панаевым Некрасов выпускает в свет двухтомный альманах —
«Физиология Петербурга».
Главным героем альманаха становится «маленький человек», простые
жители Петербурга, а не элита. Таким образом, к середине 1840-х годов
Некрасов становится известным поэтом и очень успешным литератором.
Ровно через год оба поэта покупают права на издание журнала
«Современник». В 1847 выходят его первые номера. С этого момента
происходят глобальные изменения в русской литературе. Некрасов вносит в
русскую поэзию новый тип редактуры. Его главной задачей становится
просвещение публики в демократическом духе. Теперь, для того, чтобы поэту
стать известным, необходимо собственное творчество предоставить на рецензию
Некрасову. Вся русская литература сосредоточивается на тесном круге поэтов. В
1854 году Некрасов приглашает в журнал Н. Г. Чернышевского и
Н. А. Добролюбова. Радикальный журнал пользуется успехом и молодежи. Сам
Некрасов тоже печатается в нем, оставаясь руководителем.
Работа в журнале накладывает на поэта свой отпечаток. Некрасовские
произведения напоминают поэтический отчет. Поэт открывает новую городскую
реальность через прозу, где главные герои — обычные люди. Благодаря
Некрасову жизнь увидена с разных точек зрения. Многим стихотворения
Некрасова не приходились по душе. Некоторых даже шокировали. Часто
критики писали, что в Некрасове «мало эстетизма», что его стихи — передача
информации через репортаж. Некрасов остро чувствует противопоставление
города и деревни. В 1862 правительство решает приостановить детальность
журнала. В 1863 он возобновляется, а в 1866 закрывается навсегда. Это сильно
ударяет по эмоциональному состоянию Некрасова. Он впадает в настоящее
отчаяние. Его стихи становятся еще мрачнее.
Несмотря на то, что его издательское детище, где он собрал поэтов-
современников, был закрыт, Некрасов не опускает руки. Он арендует
«Отечественные записки», которые также стремительно взмывают на ту же
высоту, что и «Современник»2.
Некрасов — национальный русский поэт. Некрасовская метрика есть
национальная метрика. К. И. Чуковский в своем труде пишет: «Русский язык
словно создан для дактилических окончаний и рифм. Русские слова в народной
речи неудержимо стремятся к дактилизации своих окончаний — и к этому же
они стремятся у Некрасова. Некрасовская метрика есть в высшей степени
национальная метрика, и это пристрастие к длинным словам есть опять- таки
национальное пристрастие. Часто эти дактилические рифмы у Некрасова так
необычайны, что могли бы показаться вычурными, если бы он властной рукой не
подчинял их всецело смыслу и главное – ритму стиха. »3.
До настоящего времени метрика-строфическое своеобразие поэзии
Некрасова наиболее полно было описано М. Л. Гаспаровым. Он сопоставлял его
стихосложение с основным фоном русской поэзии XIX века, уделяя особое
внимание периоду создания Некрасовым нового жанра, т. е. 1840–1870 гг.
Некрасов — поэт-революционер не только в плане семантики, темы, но и
революционер метрический. Долгое время русская поэзия была зажата в строгие
рамки ямба и хорея. Некрасов привносит богатейший арсенал трехстопных
размеров, богатую инструментовку анапеста, в котором оказывается наиболее
силен, оставляет потомкам кладези нераскрытого амфибрахия, но, относительно
других размеров, в его творчестве мало дактиля. Некрасов сменяет двухсложные
размеры трехсложными, но не утяжеляя их метрически, а наоборот, добавляя
напевности, некой плавности. Такие глобальные переходы к новым и
новооткрытым размерам знаменуют большую сложность, огромное богатство
поэтических размеров.
К сожалению, по сей день в научный оборот не введены полные данные по
метрика-строфическому своеобразию поэзии Некрасова. В XX веке
«стиховедение развивалось более активными темпами, чем многие другие
литературоведческие дисциплины, такие как композиция, стилистика,
герменевтика. Именно в этой области, первоначально на материале русского, а
затем и славянского стиха, начали осваиваться точные, математические методы
исследования, гарантирующие возможность проверки научных результатов. Но,
несмотря на очевидные успехи стиховедческой науки, расширение ее
проблематики, специалисты и начинающие исследователи до сих пор лишены
самых необходимых справочных изданий для решения актуальных проблем
истории и теории стиха. Среди таких изданий — метрико-строфические
справочники, которые, с одной стороны, помогают в анализе отдельных
художественных произведений, с другой — систематизируют материал для
изучения сложных и противоречивых тенденций развития стиха. Таким образом,
они являются необходимым этапом на пути создания обобщающих
филологических исследований.
Между тем традиция создания метрико-строфических справочников к
произведениям русских поэтов дважды на долгие годы прерывалась. Первый
справочник к произведениям А. С. Пушкина, подготовленный Б. И. Ярхо, Н. В.
Лапшиной и И. К. Романовичем вызвал резкую критику и, как следствие,
приостановку большой программы по описанию метрического и строфического
репертуара русской поэзии. Попытка возобновления коллективной работы,
задуманной Ярхо, была предпринята в 1960-е гг. на волне возросшего интереса к
изучению стиха, объединившего специалистов разных областей знаний.
Результатом этого труда стал сборник «Русское стихосложение XIX в.:
Материалы по метрике и строфике русских поэтов» (М.: Наука, 1979), где были
опубликованы описания метрико-строфического репертуара девяти русских
поэтов XIX в. (В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. Х. Востокова, А. С.
Пушкина, А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского, А. В. Кольцова, Ф. И. Тютчева, Я.
П. Полонского). Несмотря на активизацию стиховедческих исследований,
первый сборник остался единственным, новых изданий так и не последовало.»4
В результате мы по сегодняшний день не имеем академической истории
русского стиха. Благодаря деятельности М. Л. Гаспарова был создан лишь очерк
истории русского стиха, не претендовавший на полноту. Несмотря на то, что
автор обобщил результаты исследований своих предшественников (в первую
очередь, К. Д. Вишневского и К. Ф. Тарановского) и сам проделал огромную
работу по подсчету метрических, ритмических, строфических, рифменных форм,
ему удалость лишь пунктирно наметить историю развития русского стиха. В
конце XX в. М. Л. Гаспаровым была предложена большая программа
систематического исследования стиха как лингвистического целого,
ориентированная на установление структурных связей «явлений стиха с
явлениями фоники, грамматики, стилистики, семантики». Очевидно, что
фундаментальные исследования в этой области возможны лишь при наличии
необходимых справочных изданий, в первую очередь метрико-строфических
справочников и словарей рифм. Возобновление работы по составлению,
публикации и дальнейшей компьютерной обработке метрико-строфических
справочников в настоящее время представляется задачей не только реальной, но
и в высшей степени актуальной.5
Объектом исследования данной диссертации является метрико-
строфический репертуар Некрасова в диахроническом плане.
Предмет — все лирические произведения Некрасова, опубликованные в
Полном собрании сочинений и писем6.
Целью диссертационного исследования выступает метрико-строфический анализ репертуара Н. А. Некрасова в диахроническом плане, а также обобщение полученных результатов.
Методологической базой исследования стали научные труды
выдающихся ученых М. Л. Гаспарова, Е. В. Хворостьяновой, К. И. Чуковского,
М. А. Пейсаховича, В. П. Руднева и др.
Для достижения поставленной цели магистерской диссертации выделены
следующие задачи:
Во-первых, сделать обзор метрики и строфики русской поэзии в период
творчества Некрасова.
Во-вторых, сделать диахронический обзор метрика-строфического
репертуара поэзии Некрасова.
В-третьих, сделать выводы по исследуемому объему материалов Некрасова.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что ближайшие
практические «задачи создания метрико-строфических справочников —
устранение существенных лакун в истории русского стиха, подготовка
обширной электронной базы данных, доступных пользователям сети Интернет.»7
Необходимо продолжить описание метрико-строфического репертуара русской
поэзии, сосредоточившись преимущественно на тех периодах истории русского
стиха, которые остаются наименее изученными — а это в первую очередь вторая
половина XIX в., одним из главных авторов которой является Некрасов.
Составление метрика-строфического справочника по творчеству Некрасова
актуально еще и потому, что именно он по сути ввел в русскую поэзию
трехстопные трехсложные размеры — впоследствии одни из наиболее
популярных, оказавшие непосредственное влияние на развитие русской
собственно тонической поэзии.
Методы исследования : сравнительно-исторический метод,
статистический метод.
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, а также список
использованной литературы.
Во введении отражены актуальность выбранной темы, основная цель и
основные задачи диссертационного исследования.
В первой главе рассматривается метрика и строфика русской поэзии во
второй половине XIX века и своеобразие творчества Некрасова.
Во второй главе рассматриваются в диахронии метрика и строфика Некрасова.
Заключение представляет собой обобщенные выводы по результатам
диссертационного исследования.
Проведенный нами анализ метрико-строфического репертуара лирики Некрасова в диахроническом аспекте позволяет сделать некоторые важные выводы.
В своих лирических произведениях Некрасов использовал только пять
классических метров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Сравнение
предпочтений в употреблении этих метров по двум периодам творчества
обнаруживает следующу характерную динамику: в позднем периоде
сокращается количество произведений, написанных ямбом, хореем
(незначительно) и амфибрахием; а количество произведений, написанных
анапестом и особенно дактилем вырастает. Это позволяет заключить, что в ходе
своего поэтического развития Некрасов старался уйти от традиционно наиболее
популярных в русской поэзии (и его собственном творчестве) двухсложных
метров к метрам, которые осознавались им и его современниками как
составляющие специфику собственно некрасовского голоса.
Из всех равностопных ямбов наименее подвержен общей линии отказа от
классических двухсложных размеров оказывается четырехстопный ямб: он
сокращается всего на на 4 %. В противоположность ямбу у хорея именно
четырехстопная разновидность оказывается в наиболее проигрышном
положении: количество стихов, написанных этим размером, сокращается в 5 раз.
Анапест и дактиль показывают увеличие востребованности во втором периоде
творчества во всех своих разновидностях; амфибрахий преимущественно
используется на всем протяжении творческого пути Некрасова в качестве четырехстопника.
В том что касается эволюции предпочтений в употреблении строк равной и
разной слоговой длины, то здесь мы наблюдаем очевидную тенденцию
постепенного увеличения числа первых и сокращения числа вторых. Можно
сказать, что в более поздний период творчества Некрасов стремится к
сокращению экспериментов со стиховой формой на метрико-строфическом уровне.
Эволюция строфического репертуара Некрасова также шла по пути
упрощения и унификации стиховых форм: доля стихов, написанных
четверостишиями вырастает с 45 % в первом периоде до 51 % во втором; а доля
стихов, написанных нетождественными неразделенными строфами, уменьшается
с 32 % до 19 %. Таким образом, в отношении строфического репертуара
Некрасова мы можем констатировать то же стремление поэта к сокращению
экспериментов со стиховой формой, что характерно и в отношении его
метрического репертуара.
Источники
1. Некрасов. Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 1 / под гл.
ред. М. Б. Храпченко. Л.: Накуа, 1981. 720 с.
2. Некрасов. Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 2 / под гл.
ред. М. Б. Храпченко. Л.: Накуа, 1981. 448 с.
3. Некрасов. Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 3 / под гл.
ред. М. Б. Храпченко. Л.: Накуа, 1982. 512 с.
Научная и критическая литература
4. Баевский В. С. Лингвистические, математические, семиотические и
компьютерные модели в истории и теории литературы. М.: Языки славянской
культуры, 2001.
5. Бобров С. П. Записки стихотворца. М.: Мусагет, 1916.
6. Борисова И. М. Графический облик поэзии: «лесенка», курсив,
графический эквивалент текста (На материале поэзии Н. А. Некрасова, его
предшественников и современников): автореф. дис. ... канд. филол. наук.
Оренбург, 2003. 20 с.
7. Брик О. М. Ритм и синтаксис (матириалы к изучению стихотворной речи)
// Новый ЛЕФ. 1927. No 6. С. 33–39.
8. Бройтман С. Н. Русская лирика XIX–XX вв. в свете исторической
поэтики: субъектно-образная структура. М.: Российский государственный
гуманитарный университет, 1997.
9. Брюсов В. Я. Краткий курс науки о стихе. Ч. I. Частная метрика и
ритмика русского языка. М.: Альциона, 1919.
10. Брюсов В. Я. Основы стиховедения. М.: Гос. изд., 1924.
11. Бухаркин П. Е. Риторика и смысл: очерки. СПб.: СПбГУ, 2001.
12. Бухштаб Б. Я. Н. А. Некрасов: Проблемы творчества. Л.: Советский
писатель, 1989.
13. Гаспаров М. Л. Еще раз к спорам о русской силлабо-тонике //
Проблемы теории стиха. Л: Наука, 1984.
14. Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995.
15. Гаспаров М. Л. Избранные труды. Том 4: Лингвистика стиха. Анализы
и интерпретации. М.: Языки русской культуры, 2012.
...