Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ КАК ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯКУТИИ

Работа №129988

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономическая география

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)......................................................7
1.1 Транспорт и его роль в экономическом развитии территорий.........7
1.2 Теоретические подходы к определению «транспортной
доступности» территорий ...........................................................13
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЯКУТИИ И ТИПОЛОГИЯ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ...........................20
2.1 Социально-экономическая характеристика Якутии....................20
2.2 Экономико-географическая типология районов республики .......25
ГЛАВА III. ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ РАЙОНОВ
ЯКУТИИ.....................................................................................38
3.1 Характеристика транспортной инфраструктуры республики.........38
3.2 Оценка транспортной доступности населённых пунктов Республики
Саха (Якутия).......................................................................43
ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТРАНСПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯКУТИИ С УЧЁТОМ ПРОГНОЗА ДО
2030 ГОДА..................................................................................52
4.1 Корреляционный анализ показателя густоты сети и интегрального
показателя экономического развития ..........................................52
4.2 Анализ транспортной системы на основе «Стратегии социально-
экономического развития Якутии до 2030 года» и оценка транспортной
доступности.........................................................................58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................72
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................76

В условиях глобализации и интеграции международных рынков
возрастает роль транспортной системы, которая влияет на уровень
социально-экономического развития территории и на её конкурентоспособность.
По причине отсутствия транспортных путей в России за последние 20-
25 лет число населённых пунктов сократилось с 200 до 148 тыс. (Щербанин,
2011). Поэтому развитие транспортной инфраструктуры для Якутии с её
большой территорией и небольшим населением является одной из важных
задач. Социально-экономическое развитие и жизнеспособность крупнейшего
по площади субъекта РФ во многом определяется развитостью транспортной
инфраструктуры и её надлежащим функционированием. Лишь 8,7%
территории республики имеет круглогодичную транспортную доступность
(Правительство Республики Саха (Якутия), 2016), остальная же часть – имеет
сезонную зависимость. Транспортная доступность является одним из
важнейших условий для развития хозяйства и системы расселения. Без
понимания и учёта транспортной доступности нельзя адекватно
осуществлять региональную политику.
Вследствие слабого развития видов наземного транспорта в регионе
существуют большие издержки на производство, плохой доступ к рынку
ресурсов и рынку сбыта, замедление положительных сдвигов в экономике.
Исследованию развития транспортных сетей, его влиянии на
экономику отдельных регионов и стран, а также транспортной доступности
посвящены труды Бугроменко В.Н., Тархова С.А., Дубовика В.О.,
Щербанина Ю.А., Троицкой Н.А., Чубукова А.Б., Исаева А.Г., Дубровской Ю.В. и др.
Цель работы – определение влияния транспортной доступности территории на неравномерность экономического развития республики Саха (Якутия).
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Составить социально-экономическую характеристику Якутии;
2. Дать типологию районов республики и сравнить их между
собой по экономическим показателям;
3. Обосновать выбор метода оценки транспортной доступности с
учётом специфики региона;
4. Оценить транспортную доступность региона выбранным методом;
5. Выбор и обоснование показателей, наглядно отражающих
густоту транспортной сети и уровень экономического развития районов;
6. Расчёт корреляции между выбранными показателями;
7. Оценка транспортной доступности региона на основе
транспортной сети, представленной в «Стратегии социально-
экономического развития Республики Саха (Якутия) на период
до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года»;
Объектом исследования является транспортная система Республики
Саха (Якутия).
Предметом исследования – автомобильная транспортная
доступность населённых пунктов Якутии и влияние транспортного фактора
на территориальную неравномерность экономического развития региона.
Методологической основой данного исследования являются
пространственный, системный и комплексные подходы. В ходе работы
применялись следующие методы: географического районирования,
сравнительно-географический, статистический, картографический, математический.
Научная новизна работы определяется в уникальности полученных
результатов исследования:
• Применение метода изолиний при оценке транспортной
доступности республики Саха (Якутия);
• Отобраны показатели для расчёта интегрального экономического показателя;
• Произведен расчёт корреляции между густотой транспортной
сети и интегральным экономическим показателем.
Теоретическая и практическая значимость работы. Данное
исследование может иметь интерес в сферах науки, бизнеса,
государственного управления. Результаты работы могут быть использованы
в разработках стратегий развития территорий, а также их транспортной инфраструктуры.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырёх глав и заключения.
В первой главе обозначаются роль транспорта в экономическом
развитии региона и показатели развития транспортной системы. Описаны
сильные и слабые стороны различных видов транспорта. Дано определения
понятие «транспортная доступность», используемая для данной работы.
Представлены основные группы методов для расчёта транспортной
доступности, их преимущества и недостатки.
Во второй главе даётся социально-экономическая характеристика
республики Саха (Якутия), включающая в себя общую информацию о
текущем экономическом положении региона. Произведена типология
районов республики, которые сравниваются между собой по основным
показателям, отражающие различные стороны экономического развития.
Третья глава посвящена оценке транспортной системы Якутии,
основанной на статистических данных. Дана характеристика использования
основных видов транспорта, представленных в регионе. Опираясь на
существующую сеть автомобильных дорог республики, мы рассчитали
транспортную доступность выбранных населенных пунктов от г. Якутска
методом изолиний.
В четвёртой главе при помощи специальных показателей,
отражающие густоту транспортной сети и уровень экономического развития,
была рассчитана теснота связи между ними. На основе «Стратегии
социально-экономического развития Якутии до 2030 года» была рассчитана
предполагаемая транспортная доступность региона от г. Якутска методом
изолиний. Рассмотрены и проанализированы предполагаемые проекты по
видам транспорта, которые должны быть реализованы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашем исследовании была обозначена особая важность развития
транспортной системы, рассмотрено понятие «транспортная доступность», а
также основные методы её оценки.
На основании статистических данных было установлено, что
выделенные экономические зоны республики Саха имеют существенные
диспропорции по показателям, отражающие уровни развития экономики и
транспортной системы. Но, как оказалось, не только республика имеет
территориальную неравномерность в экономическом развитии, но и внутри
экономических зон существует большая разница по многим параметрам.
При изучении автомобильной транспортной сети Якутии выяснилось,
что она неразвита в должной мере. Это легко доказывается большой
протяжённостью автозимников. Выделенные экономические зоны связаны
лишь со столицей и не имеют сообщения между собой. Эта особенность
свидетельствует об отсутствии связности внутри республики.
Конфигурация автомобильной сети дорог заметно меняется в
зависимости от времени года. В летний период функционируют лишь дороги
с твёрдым покрытием, большая часть Якутии недоступна для
автомобильного транспорта. Но в зимний период открываются автозимники,
тем самым расширяется территориальный охват доступности, сеть дорог усложняется.
Та же сезонная зависимость проявилась при оценке транспортной
доступности методом изолиний. В зимнее время года до многих населённых
пунктов сокращается время пути от г. Якутска в сравнении с летним
периодом. Это говорит о том, что в регионе на главных дорогах имеются
паромные переправы - существует острая нехватка мостов.
В нашем исследовании мы выяснили, что существует сильная связь
между густотой автомобильной сети, выраженная через коэффициент
Гольца, и экономическим развитием, представленная в виде интегрального
показателя. В тех районах, где присутствует сеть автодорог, присоединённая
к общей сети республики, наблюдается более высокое экономическое
развитие в сравнении с улусами, не имеющих таких дорог. Арктическая
экономическая зона, не имеющая автомобильной инфраструктуры, яркий тому пример.
Разумеется, данный вывод не означает, что необходимо бросать все
имеющиеся ресурсы на реализацию объектов транспортной инфраструктуры
в ожидании роста уровня экономического развития. Это лишь один из
факторов, который имеет влияние на экономическое развитие республики. К
другим факторам можно отнести расположение разрабатываемых
месторождений полезных ископаемых, природно-климатические условия,
выгодное положение по отношению к другим транспортным узлам и
магистралям и др.
Например, Нерюнгринский район, относительно других районов
Якутии, экономически развит. Развитие транспортной инфраструктуры не
дало бы столь мощного экономического эффекта, если бы улус не был богат
полезными ископаемыми (уголь, золото), и имел выгодное географическое
положение к Байкало-Амурской магистрали и автомагистрали «Амур». В то
же время, для Абыйского улуса характерно низкое экономическое развитие и
практически отсутствие автомобильной транспортной сети, на которое
оказывают влияние отдалённость от транспортных узлов и магистралей,
отсутствие рентабельных месторождений, а также суровые природно-
климатические условия оказывают эффект на миграционные процессы в районе.
Все будущие планы, цели и задачи для последующего роста
республики отражены в «Стратегии социально-экономического развития
Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого
видения до 2050 года». В то числе в данном документе представлены планы
развития транспортной системы. Расчёт транспортной доступности, на
основании этих планов, показал увеличение числа населённых пунктов,
которые станут доступными, а также сокращения времени пути до них.
Кроме развития автомобильного вида транспорта, в стратегии уделено
большое внимание и другим видам транспорта. Важно понимать, что на
некоторых территориях один вид транспорта может быть
безальтернативным. Следует со всех точек зрения рассмотреть вопрос о
совершенствовании существующей системы определённого вида транспорта
или же задуматься о создании инфраструктуры для другого вида, которые
будут взаимодополнять друг друга.
В Якутии, где экономика зависит от добычи ресурсов, направление
развития транспортной инфраструктуры в большей степени направлена на
места залегания природных ресурсов. Учитывая низкую плотность населения
и распыленность населённых пунктов, рентабельность транспортной сети
будет ничтожно мала. Поэтому в регионе будет в приоритете строительство
тех транспортных путей, с помощью которых можно освоить то или иное месторождение.
Однако необходимо также уделить внимание развитию тех линий,
которые придадут сети больше устойчивости и стабильности. Так, например,
Якутия на данный момент обладает лишь одним выходом к общероссийской
сети (как железнодорожным, так и автомобильным). Чрезвычайная ситуация
на этой линии (федеральная трасса «Лена», ж/д ветка Беркакит-Томмот-
Нижний Бестях) может парализовать сообщение региона. Будущее
строительство автомобильных линий, связывающие регион с Иркутской
областью и Хабаровским краем, должны решить данную проблему.
Зависимость развития инфраструктуры от расположения природных
богатств больше применима к сухопутным видам транспорта
(автомобильный, железнодорожный). Развитие речного и воздушного видов
больше ориентировано на удовлетворение потребностей труднодоступных
территорий Якутии. Оно сопровождается поддержкой государства в виде
различных программ и субсидий, которые следует продолжать и в дальнейшем.


1. Горкин А. П. Социально-экономическая география: понятия и термины.
Словарь-справочник. Смоленск : Ойкумена, 2013, 328 с.
2. Бугроменко В.П. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 111 с.
3. Владимиров С. А. Мировая транспортная система и логистика:
основные направления развития // Региональная экономика и управления:
электронный научный журнал, 2016. No2 (46).
4. Гонова О. В. Социально-экономическое развитие региона: модели
рейтинговой оценки // Современные наукоёмкие технологии: региональное
приложение. - Иваново : Ивановский государственный химико-
технологический университет, 2010. No3. С. 40-46.
5. Дмитриева М. А. Характеристика механизма северного завоза
Республики Саха (Якутия) // Материалы научно-практической конференции с
международным участием / ред. Г.В. Давыдова Г.Н. Войникова, А.И.
Бирюкова. Иркутск : Байкальский государственный университет, 2015.
6. Дубовик В.О. Оценка транспортной доступности городов на примере
стран Южной Америки: автореф. дис. ... канд. геогр. наук.. М.: 2014. 294 с.
7. Дубовик, В.О. Методы оценки транспортной доступности территории //
Региональные исследования, 2013. No4 (42). С. 11-18.
8. Егорова Т.П., Березовская Е. Ю. О проблемах малой авиации в Якутии
// Наука и техника в Якутии. Якутск : Институт мерзотоведения им. П.И.
Мельникова СО РАН, 2010. No2 (19).
9. Ковалева Е. Н. Методика определения показателей транспортного
обеспечения локальных экономических систем // Вестник государственного
университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, 2010. No4 (18).
10. Ковалева Е.Н. Экономика и управление на транспорте // Вестник
государственного морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова,
2010. No 4. С. 109-116.
11. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и
прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства.
Геоэкономический подход. М. : Ком-Книга, 2013. - 3-е изд. 456 с.
12. Маергойз И.М. Задачи изучения экономико-географического
положения // Территориальная структура хозяйства. Новосибирск : Наука, 1986.
13. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная георафия. Курс
лекций. В двух частях. Часть 2. М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2009. 525 с.
14. Портер М. Международная конкуренция: Кокурентные преимущества
стран. М.: Альпина Паблишер, 2016. 947 с.
15. Правдина Н. В Транспортное обеспечение коммерческой
деятельности. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. 89 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ