Объект исследования - ООО «Вотоня» (г. Санкт–Петербург).
Основной вид деятельности - торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.
Проведен анализ данных за 2021-2022 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ В ОРГАНИЗАЦИИ…3
1.1. Сущность и содержание ассортимента, его показатели и характеристики………3
1.2. Особенности ассортиментной политики и формирования ассортимента торговой организации……………………………………………………………...10
1.3. Основные методы управления ассортиментом....20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ В ООО «ВОТОНЯ»………………….28
2.1. Организационно–экономическая характеристика деятельности ООО «ВОТОНЯ»28
2.2. Оценка показателей ассортимента и ассортиментной политики торговой ООО «ВОТОНЯ»35
2.3. Анализ системы управления ассортиментом в ООО «ВОТОНЯ»…….44
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ В ООО «ВОТОНЯ»……………46
3.1. Внедрение мероприятий по планированию и контролю ассортимента……………46
3.2. Разработка рекомендаций по формированию ассортиментной политики ООО «ВОТОНЯ»59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……57
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………60
Ассортимент товаров – это совокупность их видов, разновидностей и сортиментов, объединенных или комбинируемых по определенному признаку. Основными группирующими характеристиками товаров являются производство, сырье и потребитель.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что формирование ассортимента товаров – это процесс выбора и установления ассортимента продукции, отвечающего спросу покупателей и обеспечивающего высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Он должен обеспечивать всестороннее удовлетворение потребительского спроса в рамках выбранного сегмента рынка.
В связи с этим ассортимент предлагаемой покупателям продукции должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется количеством товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включенных в номенклатуру, а глубина определяется количеством разновидностей товаров для каждого наименования.
Объект наблюдения выпускной квалификационной работы является магазин ООО «Вотоня».
Предмет исследования выпускной квалификационной работы является ассортиментная политика магазина ООО «Вотоня».
Цель выпускной квалификационной работы – анализ ассортиментной политики магазина ООО «Вотоня» и разработка мероприятий по планированию и контролю ассортимента.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы, необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и содержание ассортимента, его показатели и характеристики;
2. характеризовать особенности ассортиментной политики и формирования ассортимента торговой организации;
3. рассмотреть основные методы управления ассортиментом;
4. дать организационно–экономическую характеристику деятельности ООО «Вотоня»;
5. провести оценку показателей ассортимента и ассортиментной политики торговой деятельности ООО «Вотоня»;
6. проанализировать систему управления ассортиментом ООО «Вотоня»;
7. разработать мероприятия по планированию и контролю ассортимента;
8. внедрить рекомендаций по формированию ассортиментной политики ООО «Вотоня».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения трех глав, каждая из которых включает в себя 2–3 параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
Ассортимент и качество формируются на основе развития производительных сил, роста производства промышленной продукции.
Важным фактором, влияющим на формирование ассортимента, является научно–технический прогресс. В производстве игрушек используются новые технологии и материалы, меняются способы их обработки, новые технические идеи и решения. Сейчас производители стараются использовать при изготовлении игрушек материалы из менее аллергенных, повышенного комфорта, материалы, которые позволяют использовать игрушку длительное время без чистки, стирки. Повышение полезности игрушек также является важным фактором при изготовлении игрушек: например, игрушка может служить не просто игрушкой, а если она выполнена в виде рюкзака, то ее можно использовать как кошелек, в котором ребенок хранит свои «необходимые вещи». Большая мягкая игрушка может также служить подушкой для ребенка, на которой он с удовольствием засыпает и т. д.
Развитие и совершенствование ассортимента обусловлено также социальными факторами – ростом благосостояния населения и платежеспособного спроса населения определенной территории (региона, области), его профессиональной занятостью и культурным уровнем, а также климатическими условиями, сезонностью, национальными особенностями, местными вкусами и предпочтениями. Поэтому компании, которые производят игрушки и продают их, разрабатывают ценовую политику с учетом системы скидок, снижают общие затраты, делают скидки на более крупные партии (накопительные, дилерские и т. д.).
Мода и престижность товара являются существенными факторами в формировании ассортимента. На предприятиях создаются эстетические комиссии по вопросам моды, которые разрабатывают рекомендации по перспективному направлению моды в производстве игрушек.
Современные компании уделяют особое внимание этим особенностям для укрепления своих позиций на рынке. Они понимают, что расширение ассортимента продукции, постоянное развитие новых моделей, разработка ценовой политики с учетом скидок, снижение общих затрат, обеспечение высочайшего качества за счет внедрения современных технологий и инноваций, формирование имиджа, активизация маркетинговых усилий по продвижению бренда являются ключевыми факторами успеха.
Только тщательно проанализировав все эти ключевые факторы, вы можете рассчитывать на успех.
Ассортиментная политика – это определение набора товарных групп, которые являются наиболее предпочтительными для успешной работы на рынке и обеспечения экономической эффективности предприятия в целом.
Целями ассортиментной политики являются следующие:
1. удовлетворение запросов потребителей один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;
2. оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;
3. оптимизация финансовых результатов предприятия формирование ассортимента основано на ожидаемой рентабельности и норме прибыли, что чаще встречается в практике предприятий, но может быть оправдано в сложной финансовой ситуации, отсутствии альтернатив и т.д.;
4. привлечение новых клиентов за счет расширения масштабов существующей производственной программы. Этот подход довольно консервативен, поскольку рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает продление жизненного цикла устаревших изданий за счет поиска новых рынков сбыта.;
5. соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия, полиграфической промышленности и включения в них нетрадиционных отраслей;
6. соблюдение принципа синергии, который подразумевает расширение сфер производства и услуг предприятия, взаимосвязанных определенной технологией, единой квалификацией персонала и другими логическими зависимостями.
В настоящее время основным направлением обеспечения конкурентоспособности и устойчивости предприятий на целевых рынках становится эффективная ассортиментная политика, направленная на укрепление способности их товарного ассортимента адекватно удовлетворять текущий и перспективный потребительский спрос по качественным и количественным критериям.
В целом в магазине ООО «Вотоня» можно сделать следующие выводы: 50% торгового зала занимают куклы и различные мягкие игрушки, 8% – конструкторы, 8% – видеоигры и мультфильмы, 19% – технические игрушки (различные машинки с мотором и без него) и еще 15% – настольные игры и головоломки.
При этом 60% кукол, 80% конструкторов и 75% настольных игр – иностранного производства. Импортные товары занимают около 80% ассортимента в ООО «Вотоня».
Эти 80% включают в себя как дорогие западные, так и самые дешевые китайские товары. Средняя ниша заполнена товарами из Польши и других восточноевропейских стран.
Российские товары, таким образом, составляют лишь 20% рынка игрушек в ООО «Вотоня».
Анализ ассортимента мягких игрушек по размерам показывает, что наибольшая доля приходится на игрушки от 25 до 60 см, доля которых составляет 50% в общей структуре ассортимента. Наименьшая доля приходится на долю маленьких игрушек–20%. Каждая категория содержит все виды животных.
Игрушки представлены в различных цветовых гаммах. Как правило, мягкие игрушки по цвету имитируют прототип животного, послужившего основой.
При выборе игрушек потребитель обращает внимание не только на внешнее содержание, но и на цену, которая не всегда доступна среднему покупателю. Это зависит главным образом от страны происхождения. Домашние игрушки, конечно, дешевле. Московские фарфоровые куклы стоили от 300 до 400 рублей, а такие же куклы китайского производства – от 500 до 800 рублей.
Очень эффектные и красивые немецкие ходячие куклы по цене от 625 до 800 рублей. и куклы Барби фирмы «Стеффи» (до 670 руб.). Значительно уступают в цене и в плане эстетических свойств китайские барби.
Скудный ассортимент в компании «Вотоня» наблюдается и по зимним игрушкам, в основном продаются ледяные санки с принтом, ледяные санки с ручкой и треугольником, при этом за анализируемый период ассортимент остался на уровне прошлого года. Больше всего там предметов – ледяные сани с принтом – 5 единиц, это занимает 62,5% от общего количества предметов. Ассортимент настольных игр также невелик, он занимает чуть более 3% от общего ассортимента наименований. На долю карточных игр приходится большинство видов настольных игр – 43 единицы, что составляет 39,81% от общего количества настольных игр. Небольшая доля приходится на игрушки–головоломки, в пределах 15–20% – это классические игры, игры для всей семьи, развивающие игры для детей.
Чтобы улучшить качество товаров в ООО «Вотоня», а также удовлетворить покупателей, необходимо более тщательно проводить приемку товаров по качеству, чтобы покупатели получали качественный товар. Как только покупатель не является качественным товаром, у покупателя может сложиться плохое мнение о магазине.
1. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 5е изд., стер.. – Москва: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 290 с.
2. Волков, О. И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – 2–е изд. – Москва: ИНФРА–М, 2020. – 264 с.
3. Воробьева, И. П. Экономика и управление производством: учебное пособие для вузов / И. П. Воробьева, О. С. Селевич. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 191 с.
4. Гайдук, В. И. Экономика фирмы (предприятия) / В. И. Гайдук, Е. А. Шибанихин. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2020. – 161 с.
5. Давыдянц, Д. Е. Золотое правило экономики предприятия / Д. Е. Давыдянц, Н. А. Давыдянц. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом МИРАКЛЬ», 2020. – 24 с.
6. Кондратьева, И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов / И. В. Кондратьева. – 2–е изд., стереотип. – Санкт–Петербург: Издательство «Лань», 2021. – 232 с.
7. Корнеева, И. В. Экономика фирмы. Практикум: учебное пособие для вузов / И. В. Корнеева, Г. Н. Русакова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 123 с.
8. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. – 5–е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 347 с.
9. Магомедов, А. М. Экономика организаций торговли: учебник для вузов / А. М. Магомедов. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 266 с.
10. Меняев, М. Ф. Цифровая экономика предприятия: учебник / М.Ф. Меняев. – Москва: ИНФРА–М, 2021. – 369 с.
11. Милкова, О. И. Экономика и организация предприятия: учебник и практикум для вузов / О. И. Милкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 473 с.
12. Мокий, М. С. Экономика фирмы: учебник и практикум для вузов / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский; под редакцией М. С. Мокия. – 4–е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
13. Морозов, М. А. Экономика организации туризма: учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5–е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
14. Низовкина, Н. Г. Управление затратами предприятия (организации): учебное пособие для вузов / Н. Г. Низовкина. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 187 с.
15. Раздорожный, А. А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / А. А. Раздорожный. – Москва: РИОР: ИНФРА–М, 2020. – 95 с.
16. Розанова, Н. М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 1. Фирма как основной субъект экономики: учебник для вузов / Н. М. Розанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 187 с.
17. Розанова, Н. М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 2. Производственный процесс: учебник для вузов / Н. М. Розанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 265 с.
18. Свечникова, В. В. Экономика предприятия (организации) в схемах и таблицах: учебное пособие / В. В. Свечникова, М. И. Швейкерт, Е. А. Пузикова. – 3–е изд., стер. – Москва: Флинта, 2021. – 95 с.
19. Тертышник, М. И. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. И. Тертышник. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 631 с.
20. Тертышник, М. И. Экономика организации: учебник и практикум для вузов / М. И. Тертышник. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 631 с.
21. Фридман, А. М. Экономика предприятия общественного питания: учебник для бакалавров / А. М. Фридман. – 2–е изд., стер. – Москва: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 462 с.
22. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева. – 5–е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
23. Экономика и управление на предприятии: учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев, Е. А. Ерохина. – 2–е издание, стереотипное. – Москва: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 398 с.
24. Экономика организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева [и др.]; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. – 3–е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 344 с.