Введение...............................................................................3
ГЛАВА 1. Основные подходы к понятию «трэвел-журналистика». ......8
1.1. «Трэвел-журналистика»: понятие и функциональные особенности.........8
1.2 Социально-демографический контекст становления тревел-журналистики
в США и Великобритании. ...............................................................29
ГЛАВА 2. Специфика современной трэвел-журналистики...............56
2.1 Отражение современной картины мира в трэвел-журналистике............56
2.2 Сравнительный анализ National Geographic и Lonely Planet Traveller......66
Заключение...........................................................................92
Литература...........................................................................95
Приложения...........................................................................105
Зарождение формата трэвел-журналистики как такового датируется
XVIII–XVII века до н. э. Уже тогда люди, которые отправлялись в
путешествие, фиксировали происходящие с ними в пути события,
окружающую местность, передавали настроение и делились впечатлениями.
С этого времени формат претерпел немало изменений – о
путешествиях писали в жанре научной фантастики (Жюль Верн, Конан Дойл)
и художественной литературы (Джек Лондон, Джек Керуак), в журналах
научных сообществ (NationalGeographic) и в лайфстайл изданиях (Cosmopolitan).
Журналистика в США в целом развивалась более стремительно,
нежели в других странах, однако это несправедливо в отношении
журналистики о путешествиях. В Великобритании формирование данного
жанра началось несколько раньше. И в Великобритании, и в США ключевым
моментом в становлении жанра стала организация географических
сообществ в 1830 и 1888 годах соответственно. В XXI веке туризм – одна из
важных составляющих экономики, и его вклад в мировую экономику
стабильно продолжает увеличиваться. Одновременно с развитием туризма
как мировой индустрии росла и развивалась трэвел-журналистика. В
добавление к трэвел-журналам и передачам по центральным и кабельным
каналам активно развивался интернет-сегмент. Сайты онлайн-сервисов и
страницы, ориентированные на путешествия, пользуются большой
популярностью в сети, а интернет играет главенствующую роль в трэвел-медиадискурсе.
Развитие трэвел-журналистики является причиной ее исследования. Ее
изучение важно для анализа динамики глобализации, ставшей главной
тенденцией мирового медиарынка. Так, мы можем узнать какой дискурс о
путешествии сформировался в медиа, и этот подход позволяет нам
представить, на каких культурных и идеологических доводах базируются эти утверждения.
Актуальность данной магистерской диссертационной работы
обусловлена глубинными изменениями в структуре рынка СМИ в США и
Великобритании, в том числе в сегменте трэвел-журналистики. Наиболее
заметными причинами подобной трансформации являются развитие
социальных сетей, изобилии информации, изменение потребительских
привычек, зарождение новых форматов журналистской практики,
персонификация и визуализация контента, гибридизация жанров и др.
Трэвел-журналистика как одно из направлений инфотеймента является
востребованным форматом как среди журналистов, так и среди аудитории в
англосаксонском мире. В то же время сегодня можно наблюдать
«расширение границ» данной формы, что связано с необходимостью
адаптации контента для Интернета. Учитывая потенциальные возможности
для монетизации контента в сегменте трэвел-журналистики, можно говорить
о его политической и экономической привлекательности.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе трэвел-
журналистики США и Великобритании, принимая во внимание современный
социально-политический, демографический и экономический контекст.
Цель магистерской диссертации – выявить особенности развития трэвел-журналистики в США и Великобритании в условиях дигитализации информационного пространства.
В соответствии с целью, задачи заключаются в:
1) ретроспективном анализе становления и развития трэвел-
журналистики в США и Великобритании с целью определения
основных функциональных характеристик;
2) определении превалирующих трендов в формировании контента о путешествиях;
3) изучении основных тенденций, характерных для трэвел-журналистики
в США и Великобритании;
4) проведение анализа состояния современных СМИ о путешествиях в
США и Великобритании.
Объектом исследования является современная тревел-журналистика
США и Великобритании.
Предмет исследования – функциональные и содержательные
характеристики тревел-журналистики США и Великобритании в контексте
меняющейся медиарельности.
Хронологические рамки: 2010 - 2016 гг. Это обусловлено
стремлением автора показать трансформацию как содержательных, так и
функциональных характеристик трэвел-журналистики, связанных, в первую
очередь, с развитием социальных сетей.
Теоретическую базу исследования можно условно разделить на
несколько групп. Первая группа включает в себя работы ученых,
посвященные истории зарубежной журналистики и современных процессов в
медиа, среди которых Г. В. Прутцков1, А. Г. Беспалова в сотрудничестве с Е.
А. Корниловой, А. П. Короченским и Ю. В. Лучинским2, А. А. Мкртчян3, С.
Г. Корконосенко 4 , С. Ю. Лучинская 5 , Е. Л. Вартанова 6 . Вторую группу
составляют работы исследователей трэвел-журналистики: Т. Ю. Редькиной7,
И. В. Показаньевой8, Л. П. Дускаевой9 и Ф. Хануша10.
Эмпирическую базу магистерской диссертации составляют
публикации журналов США (National Geographic USA) и Великобритании
(Lonely Planet Great Britain), а также трэвел-блоги. Выбор обусловлен темой и
проблемой исследования.
Методология и методы исследования: серийная выборка
эмпирического материала, сравнительный анализ, контент-анализ, а также
общенаучные методы описания. Автором были проведены экспертные
интервью среди журналистов и блогеров США и Великобритании с целью
верификации данных, полученных автором работы в результате научных изысканий.
Апробация исследования. Отдельные положения магистерской
диссертации отражены в четырѐх научных публикациях и в двух
выступлениях с докладами на студенческих научных конференциях «Медиа
в современном мире. Молодые исследователи» (11-13 марта 2015 года,
Санкт-Петербург) и «Ломоносов-2016» (11-15 апреля 2016 года, Москва).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе описан исторический опыт развития жанра трэвел-журналистики, а также определены основные признаки и свойства трэвел-медиатекста.
Во второй главе рассматривается современное состояние СМИ, в том числе интернет-ресурсов и платформ США и Великобритании о путешествиях, а также выявлены характерные для трэвел-журналистики данных стран направления развития.
Трэвел-журналистика как одно из направлений инфотеймента является
востребованным форматом как среди журналистов, так и среди аудитории в
англосаксонском мире. В то же время сегодня можно наблюдать
«расширение границ» данной формы, что связано с необходимостью
адаптации контента для Интернета. Учитывая потенциальные возможности
для монетизации контента в сегменте трэвел-журналистики, можно говорить
о его политической и экономической привлекательности.
Отметим проявление результата всевозрастающей роли интернета и
конвергенции его с печатными СМИ, которые выражаются в отсылке
пользователей на сайт (обычно ссылка указывается под названием рубрики),
где читатель может получить дополнительную информацию о материале или
принять участие в интерактиве.
В результате анализа нами были выявлены характерные для
современного издания Lonely Planet Traveller UK тенденции:
• распространение практик стимулирования подписчиков, а также новых
читателей к приобретению подписки;
• изменение статуса позиционирования читателя с пассивного на активный;
• «плавающие» или сезонные, появляющиеся время от времени рубрики;
• персонифицикация при подачи материала (введение героев);
• смещение редакционной политики по направлению к более молодому читателю.
Отметим основные направления, которые нам удалось выявить в
редакционной политике National Geographiс:
• увеличение количества материала о человеке;
• издание представляет своего читателя как «человека мира», поэтому не
ограничивает информацией лишь о мире вокруг него, а открывает
новые его грани, расширяет кругозор и побуждает читателя к рефлексии;
• серьѐзный подход журналистов к делу, стремление детально раскрыть
вопрос, отразить собранные корреспондентом сведения в нескольких
форматах: текста, графики, фотографии. Журнал обращает внимание
читателей на научно-популярные проблемы, не фокусируясь лишь на
узкоспециализированной теме путешествий;
• широко распространѐн такой журналистский приѐм, как
персонификация. На страницах National Geographic тема разбирается
через образ героя, столкнувшегося с данной проблемой или так или
иначе связанного с ней;
• встречается такая практика, когда весь номер посвящается одной теме
или идее. Таким образом, редакция журнала пытается охватить
наиболее острые аспекты проблемы, тем самым привлечь внимание
читателя к важному вопросу. Об этом же говорит введение формата
журналистского расследования;
• с другой стороны, единая тематика для всего номера повышает
концентрацию внимания на одной теме, что актуально для
современного общества, внимание которого ослабляется под влиянием
клипового мышления;
• важно обратить также внимание на интерактивность – читатель
получает возможность управления контентом, а издание стремится к
взаимодействию и стимулированию активности, что выражается в
конкурсах, специальных скидках на подписку др.
Подводя итог, выделим тенденции, свойственные обоим изданиям. Во-
первых, это побуждение читателя к действию, что отражается в названиях
рубрик, тематиках номеров («Исследуй» и «Успокойтесь» в National
Geographic и смена «Путешествия в кресле» на «Человек-путешественник» в
Lonely Planet).
Во-вторых, необходимо отметить сезонность выхода публикаций, что
отражается, например, в материалах о парках, выходящих в National
Geographic в весенне-летний период, или гид по катанию на лыжах в Lonely
Planet в февральском номере.
В-третьих, приѐм персонификации, используемый и в одном, и в
другом издании помогает сделать проблему более понятной для читателя:
вопрос разбирается не абстрактно, а на конкретном примере или примерах.
Поскольку визуальная составляющая в журналах о путешествиях,
безусловно, одна из главных, наличие в обоих изданиях, а также на сайтах
раздела, куда читателям необходимо загружать свои снимки для конкурса,
говорит о том, что, даже несмотря на развитие социальных сетей, издания
уверены в своем читателе, который зайдет на сайт и отправит свои фото,
которые смогут появиться на страницах журнала. Сайтам же это
обеспечивает дополнительный трафик, нежели бы снимки были загружены в
социальную сеть, а также возможность того, что пользователь заинтересуется
другими продуктами, рекламируемые на сайте.
Отметим, что тенденции, выявленные нами и описанные выше,
выражаются не только редакционной политикой, но и проявляются в
структуре рубрик и в дизайне: верстке материалов, цветовом решении,
выборе шрифтов и т. п., поскольку изменение одного из подобных аспектов
неизбежно влечет за собой трансформацию и других.
Книги, монографии, сборники
На русском языке:
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и
распространении национализма / Перевод с английского В. Николаева,
Вступ. статья С. Баньковской / М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. – 288с.
2. Бодрийяр Ж., Америка. Перевод с французского Д. Калугин. – Санкт-
Петребург.: «Владимир Даль», 2000. – 203 с.
3. Больц Норберт. Азбука медиа. – М.: Издательство «Европа», 2011. – 136 с.
4. История мировой журналистики / Беспалова А.Г., Корнилов Е.А.,
Короченский А.П., Лучинский Ю.В. и др. – М. - Ростов н/Д.: МарТ, 2004. – 432.
5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник
для вузов. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 240 с.
6. Маклюэн М., Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с
англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Ваилова. – М.: Жуковский: «КАНОН-
пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с.
7. Мкртчян А.А. История журналистики США XVIII–XIX вв. – М.: Изд-во
РУДН, 1995. – 41 с.
8. Статистика туризма: учебник / под ред. А.Ю. Александровой. – М.:
Федеральное агентство по туризму, 2014. – 464 с.
На иностранных языках:
9. Anderson C.W. and Michael Schudson News Production and Organizations:
Professionalism, Objectivity, and Truth Seeking, Handbook of Journalism
Studies. Karin Wahl-Jorgensen and Thomas Hanitzsch, eds. / Lawrence
Erlbaum, ICA Handbook Series, 2008.
10.Don G. Travel writing, Expert Advice from the World’s Leading Travel
Publisher / Lonely Planet Publications, 2013. –360 p.
11.Hanitzsch, T., Hanusch, F. Reporting on leisure: Exploring lifestyle
journalists’ professional views, International conference Matters of
Journalism: Understanding Professional Challenges and Dilemmas. Gdansk,
14-15 September 2012.
12.Hanitzsch, T., Hanusch, F. Travel journalism: exploring production, impact
and culture / Palgrave Macmillan; 2014. –274 p.
13.Kaufmann C., In what ways do travel magazines define their readership and
how does their style and content reflect this? An analysis of the travel market
// Travel Journalism, University of Central Lancashire, 2010.
14.Leed Eric J. The Mind of the Traveler: From Gilgamesh to Global Tourism.
Publisher: Basic Books. Place of Publication: New York. Publication Year: 1991. – 328 pp.
15.Lyn McGaurr Environmental Communication and Travel Journalism –
Consumerism, Conflict and Concern / Routledge, London and New York – 2015. – 202 p.
...