ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЭВЕЛ-БЛОГИНГА И ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 5
1.1 История возникновения трэвел-журналистики 5
1.2 Трэвел-журналистика как тематическое направление современных медиа 7
1.3 Жанровая специфика туристической блогосферы 9
ГЛАВА 2. ОПТИМАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ КОНТЕНТА О ПУТЕШЕСТВИЯХ 13
2.1 Анализ контента трэвел-блогеров 13
2.2 Трэвел блог как один из перспективных видов медиа 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЯ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
На протяжении всей истории человечества, люди стремились открывать новые земли, пересекать моря и океаны, изучать мир. На сегодняшний день, благодаря развитию информационных и транспортных коммуникаций, практически не осталось мест куда бы не ступала нога человека. Путешествия стали важной частью нашей жизни. И как любая другая сфера деятельности, они нашли свое отражение в медиапространстве. Начиная с путевых заметок, жанр развился до отдельного направления в массмедиа. Особенность жанра о путешествиях заключается в том, что он объединяет в себе географию, историю, культуру, естественные науки, и имеет не новостной, а досуговый и просветительский характер.
До появления интернета, о новых местах, странах и их особенностях, могли рассказать лишь профессиональные путешественники, журналисты и учёные, которые собирали информацию во время экспедиций и после публиковали её в периодических изданиях. Сейчас ситуация изменилась и каждый может начать вести свой блог и делиться своим опытом. С появлением интернета зародилась туристическая блогосфера, которая стала частью трэвел журналистики. Здесь появились свои профессионалы с широкой аудиторией и большим количеством просмотров, а для журналистов блог стал еще одной площадкой продвижения своих материалов. Рассказ о путешествии становится не просто отчётом после поездки, а целью самой поездки.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью проанализировать специфику современной трэвел-журналистики. В современном научном дискурсе эта тема достаточно подробно изучена: авторы анализируют фактор адресата в тревел-журналистике [Показаньева, 2015; Ревенко, 2016], историческое развитие СМИ о путешествиях [Редькина, 2014], но необходимо знание об отличительных особенностях современного тревел-дискурса и классической журналистики путешествий.
Объект исследования - блоги путешественников - Павла Матвеева (@pavelmatveev), Илии Воскресенского (@elivosk), Эльнара Мансурова (@mishka.travel), Романа Кириенко (@wandrmagazine)
Предмет исследования – cпецифика подачи информации о путешествиях через блог.
Цель – обозначить основные приёмы при создании контента в блогах путешественников.
Задачи:
1. Проанализировать имеющийся по теме теоретический задел
2. Рассмотреть основные принципы трэвел-журналистики
3. Выявить отличия и сходства блогинга и журналистики
4. Выявить приёмы создания контента для блогов
5. Определить приёмы взаимодействия блогеров с аудиторией
6. Выявить влияние трэвел-блогов на развитие туризма
7. Выявить взаимосвязь туристической блогосферы и журналистики
Итоговым результатом исследования станет выяснение специфики туристической блогосферы, её взаимосвязи с журналистикой и её роли среди медиа о путешествиях. Также будет проведён анализ приёмов авторов блогов, которые они используют при создании контента.
Структура исследования данной курсовой работы состоит из введения и двух глав, а также заключения, библиографии и приложений.
Опираясь на научные труды и анализ аккаунтов трэвел-блогеров, было выявлено, что туристическая-блогосфера имеет собственные уникальные черты, но в то же время во многом сходится с явлением трэвел-журналистики, и является ее составной частью. Блог – это последствие технологического и информационного развития. В теории блог может выполнять те же функции, что выполняет журналистика – у блога есть для этого возможности и ресурсы, но в то же время не стоит одно явление превращать в другое, поскольку цели и методы блогинга и журналистики различаются. Журналистика существует для того, чтобы беспристрастно и объективно предоставить информацию читателю, чтобы тот задумался над теми или иными проблемами, сам строил свою картину мира на основании получаемой им информации. Блог по своей природе не претендует на столь высокую роль, но в то же время благодаря своей особенности, а именно – абсолютно независимой и свободной форме подачи, способен во многом превзойти «зажатую» в рамки журналистику. В случае блога читатель или зритель воспринимает картину мира другого человека и либо разделяет мнение автора, либо нет.
Также, в ходе исследования были выявлены основные приёмы создания контента и взаимодействия авторов с аудиторией. Чтобы не затеряться среди информационного шума и запомниться аудитории, каждый из анализируемых блогов использовал собственную уникальную фишку и атрибут, который будет вызывать ассоциации у аудитории.
И наконец, туристическая блогосфера – это эффективный инструмент для развития как внешнего, так и внутреннего туризма. Благодаря новым технологиям передачи информации и простоте их использования, трэвел-блоги продолжают некоторые миссии трэвел-журналистики, являясь составной частью медиа о путешествиях и одновременно с этим привнося в жанр новые форматы.