Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ ОТНОШЕНИИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Работа №129975

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2016
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ ............................................................................................................................................ 2
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................................ 4
Глава 1. Подходы к пониманию и изучению психоэмоционального благополучия подростков в
концепциях зарубежных и отечественных исследователей .................................................................... 8
1.1 Понятие психоэмоционального благополучия ............................................................................... 8
1.2. Детерминанты психоэмоционального благополучия .................................................................21
Глава 2. Методы и организация исследования психоэмоционального благополучия
подростков ................................................................................................................................................21
2.1 Организация исследования.............................................................................................................34
2.2 Описание выборки ..........................................................................................................................35
2.3 Описание методик исследования ...................................................................................................36
2.4 Методы математической обработки данных ................................................................................46
Глава 3. Результаты исследования психоэмоционального благополучия и восприятия
родительского отношения и их обсуждение .......................................................................................47
3.1 Различия уровня показателей психоэмоционального благополучия и восприятия
родительского отношения в группах с разной степенью вовлеченности в экстремальные виды
спорта. ....................................................................................................................................................48
3.2. Особенности структуры психоэмоционального благополучия подростков в связи с хобби. 52
3.3 Анализ влияния переменной «пол» на результаты исследования. .............................................60
3.4 Обработка результата теста цветовых метафор. ..........................................................................60
Выводы......................................................................................................................................................75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................................................77
Список используемой литературы 78
Приложение 86

Проблема психологического благополучия давно является одной из
основополагающих в исследовании психологии человека.
Довольно долго психоэмоциональное благополучие рассматривалось как
антипод болезни и неблагополучия. Однако на стыке XX и XXI веков, под
влиянием набиравшего силу экзистенциально-феноменологического
подхода к исследованию личности, начало формироваться мнение о
недостаточной валидности медицинской теории психоэмоционального
благополучия. В этот период потребность выхода за пределы дихотомии
«здоровье-болезнь» и обращение исследователей к позитивным аспектам
функционирования личности обусловили актуальность исследования
данного феномена в его взаимосвязи с различными сторонами человеческого бытия.
На сегодняшний день бурно исследуется связь психологического
благополучия с разнообразными личностными особенностями и ее
социальными характеристиками; разрабатываются валидные и надежные
меодики для измерения психологического благополучия, происходит
уточнение и операционализация самого понятия; исследуется также влияние
разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое
благополучие личности.
Но особенно востребованным на в данный момент можно считать
направление изучения психологического благополучия детей и подростков,
детерминанты и маркеры, так как факторы, определяющие диагностику и
профилактику неблагополучия на настоящий момент и в дальнейшей жизни.
Неадаптивные стратегии поведения, низкий уровень эмоционального фона
могут отражаться на учебной деятельности подростка, а в дальнейшем и в
трудовой, замыкая порочный круг. В данной работе мы решили изучить
связь восприятия родительского отношения с психоэмоциональным
благополучием и выделить признаки в деятельности подростка, по которым
можно предположить наличие неблагоприятного воздействия на
психический мир подростка.
Тема работы: Представление о родительском отношении и
психоэмоциональное благополучие подростков, вовлеченных в
экстремальные виды спорта.
Объект исследования: Психоэмоциональное благополучие подростков.
Предмет исследования: Психоэмоциональное благополучие
подростков-парашютистов.
Цель работы:
Изучение особенностей психоэмоционального состояния подростков-парашютистов.
Задачи:
1. Выявление различий в уровне психоэмоционального-благополучия
у подростков с разной степенью вовлеченности в экстремальные виды спорта.
2. Выявление связи восприятия родительского отношения с
вовлеченностью в экстремальные виды спорта.
3. Изучение личностных особенностей подростков-экстремалов.
Гипотезы исследования:
1. Есть значимые различия в структуре психоэмоционального благополучия у
подростков с разной степенью вовлеченности в экстремальные виды спорта.
2. Психоэмоциональное благополучие подростков-парашютистов ниже, чем в
других группах.
3. Есть связь между восприятием родительского отношения и
психоэмоциональным благополучием подростков-парашютистов.
Организация исследования и выборка:
Исследование планируется проводиться на трёх группах:
- Подростки 12-18 лет, занимающиеся парашютным спортом.
- Подростки 12-18 лет, занимающиеся неэкстремальным спортом.
- Подростки 12-17 лет, не занимающиеся спортом, задействованные в
художественной деятельности.
В работе использовался комплекс методов, в соответствии с
поставленными целями и задачами.
1. Блок методик для выявления уровня психоэмоционального благополучия:
Опросник «Шкала счастья» (Фордис)
Шкала самооценки Розенберга
Опросник эмоциональной регуляции (Гросс, Джонс)
Опросник «Способы копинга». Lazarus & Folkman
Шкала психологического благополучия К. Рифф
Методика “sense of coherence” (чувство связанности. Леви)
2. Блок методик для анализа восприятия родительского отношения
Модифицированный тест цветовых метафор И.Л. Соломина.
Методика «Подростки о родителях».
3. Для выявления демографических особенностей была использована
анкета (приложение). С помощью анкеты были получены следующие
данные респондентов: пол, возраст, состав семьи, хобби и намерение
заняться экстремальными видами спорта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы изучалось психологическое благополучие
подростков и восприятие родительского отношения в связи с фактором
увлечений тем или иным хобби. Актуальность исследования обусловлена
необходимостью ранней диагностики неблагоприятного развития
эмоционального фона и неадаптивных реакций с целью профилактики
дезадаптации в более позднем возрасте.
Нами было проведено исследование, в котором приняли участие 80
респондентов занимающихся экстремальными и неэкстремальнми видами
спорта и занимающихся лишь творчеством.
В качестве гипотез нашего исследования выступили три предположения:
занятия экстримом могут стать маркером неблагополучия, экстремалы менее
эмоционально благополучны чем просто спортсмены и художники, а также то,
что занятия экстримом связаны с негативным родительским отношением.
Проверка гипотез показала наличие различий в уровне благополучия в
разных группах, но различия оказались обратны тем, что мы предполагали.
Результаты данного исследования могут быть использованы в первую
очередь для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки
данной темы. Также результаты могут быть применены на практике, в
частности в области консультирования школьников, семейного
консультирования и области самоактуализации.


1. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл/ Под ред. М.В.
Кларина; Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2007. –403с.
2. Балтес, П. Всевозрастной подход в психологии развития:
исследование динамики подъёмов и спадов на протяжении жизни [Текст] /
П. Балтес // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. – No1. – С. 60-80
3. Бонивелл, И. Ключи к благополучию: Что может позитивная
психология [Текст] / Пер. с англ.М. Бабичевой.–М.: Время, 2009. –192 с.
4. Бучацкая, М.В. Психологическое благополучие работающих
женщин. Автореф...канд. психол. наук. – М., 2006. – 25 с.
5. Варламова, Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивные методы
диагностики в системе образования [Текст] // Вопросы психологии. – 1997.–
No 5. –С.26-44.
6. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт
общепсихологического исследования) [Текст]. – М.: Смысл, 2005.
7. Воронина, А.В. Проблема психологического здоровья и
благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого
анализа [Текст] // Сибирский психологический журнал. – 2005. –No 3. –С.
142-145. URL http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov-
iopredelyayuschie-ego-faktory
8. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие/Под ред. Л.А.
Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - С.640-652.
9. Гулдинг, М. Психотерапия нового решения[Текст] / М. Гулдинг,
Р. Гулдинг. – М.: Класс, 1997.
10. Джидарьян, И.А. и др. Проблемы общей удовлетворённости
жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование [Текст]/ И.А.
Джидарьян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе. –
М.: Ин-тут психологии РАН, 2005. –С.76-94.
11. Джидарьян, И.А. Психология счастья и оптимизма[Текст] / И.А.
Джидарьян. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 268 с.
12. Дубовик, Ю.Б. Исследования психологического благополучия в
пожилом и старческом возрасте. [Электронный ресурс] // Психологические
исследования: электронный научный журнал. – 2011. – No 1(15). URL:
http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/433-
dubovik15http://psystudy.ru/
13. Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического
благополучия педагога: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. –
Екатеринбург, 2012. – 24 с.
14. Идобаева, О.А. Психолого-педагогическая модель формирования
психологического благополучия личности [Текст]. Автореф. дис. ... доктора
психологических наук. – М., 2013.
15. Ковалев, С.В. Психотерапия личной истории: Психотехнологии
изменения прошлого и создания будущего[Текст]/ С.В. Ковалев. – М.:
Московский психолого-социальный институт, 2008. – 232 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ