Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета, а также системы. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.
В настоящей работе будет дана общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующего широкий круг общественных отношений и не имеющего четко очерченных границ своего воздействия.
С этой целью в настоящей работе рассматриваются: предмет административного права как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении государственной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, а также иных отношений, связанных с ее формированием и деятельностью.
Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому во втором вопросе работы будут рассматривается система административного права и проблемные вопросы, имеющие место в настоящее время в научной среде по данному вопросу
Таким образом, подводя итог рассмотренной теме, следует сказать, что предметом административного права являются властеотношения, которые возникают в процессе формирования и функционирования государственной администрации, а также отношения, возникающие при применении любыми уполномоченными правом субъектами мер административно-правового принуждения, иных мер административного воздействия, рассмотрения во внесудебном порядке жалоб граждан.
Что касается системы российского административного права, то она еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.
В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее время правотворчества в сфере административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно. Оно сдерживается такими “внешними” факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.
Однако есть основания надеяться, что комплексное развитие всех сфер административно-правового регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способны приблизить эту отрасль российского права к общепринятым международным нормам, способным эффективно работать и в российских условиях.
1. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"// СЗ РФ. 1997. N 51. Ст.5712.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// СЗ РФ. 1999. N 42. Ст.5005.
3. КОАП РФ.- М.: НОМА-М.2003.- 345 с.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации"СЗ РФ. 1998. N 25. Ст.3004.
5. Постановление КС от 12 мая 1998 г. N 14-П. // СЗ РФ. 1998. N 20. Ст.2173.
6. Агапов А. Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М., 1997.
7. Бахрах Д.Н. Административное право.- М.: НОРМА. 2001.- с.11-13; Административное право.- М.: Юристъ. 1998.- с. 25-29
8. Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1997. С.5.
9. Бахрах Д. Н., Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999. С.3.
10. Воронков А. В. Административное право Российской Федерации. Авторская программа курса. СПб., 1999. С.3.
11. Козлов Ю. М. Административное право в вопросах и ответах. М., 2000. С.17.
12. Королев С.В. Теория муниципального управления. М., 1999. С.13.
13. Князев С. Д., Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное право. Владивосток, 1997. С.8.
14. Князев С. Д. Административное право. Владивосток, 1997. С.32-33.
15. Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. М., 1967. С.6, 65.
16. Лончаков А. П. Предмет и система административного права Российской Федерации. Хабаровск, 1999. С.168.
17. Мушкет И. И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России: проблемы теории. СПб., 1998. С.151-152.
18. Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. М., 1996. С.4-6.
19. Старилов Ю. Н. Административное право. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 1998. С.285.
20. Старилов Ю. Н. Административная юстиция: проблемы теории. Воронеж, 1998. С.33.
21. Слепцов М. Л. Государственный контроль в краях и областях - субъектах Российской Федерации. Хабаровск, 2000. С.53-54.
22. Сорокин В. Д. Семь лекций по административному праву. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 1998. С.9.
24. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998;
24. Бельский К. С.К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. N 11. С.20-21.
25. Бахрах Д. Н. Предмет административного права // Административное право Российской Федерации. Вопросы предмета и системы административного права. Административный процесс и административная юрисдикция. Вопросы государственного регулирования в сфере экономики (по материалам конференций). В. Новгород, 1999. С.12.
26. А.Л. Бурков К вопросу об отраслевой принадлежности института административной юстиции // "Журнал российского права", N 4, апрель 2003 г.