Театрализованные игры как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи (Общее недоразвитие речи и его коррекция, Государственный гуманитарно-технологический университет)
Период изготовления: декабрь 2023 года.
Предмет: .
ВУЗ: .
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детского сада №24» (г. Орехово-Зуево).
Выборка: 10 детей.
Есть приложения.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР 7
1.1 Характеристика детей с общим недоразвитием речи 7
1.2 Особенности формирования связной речи детей с ОНР 9
1.3 Влияние театрализованной игры на развитие речи детей с ОНР 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ НА СФОРМИРОВАННОСТЬ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР 17
2.1 Описание цели, задач, методики и организации исследования 17
2.2 Количественный и качественный анализ результатов 19
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 21
2.4 Цель, задачи и содержание формирующего эксперимента 24
2.5 Анализ результатов формирующего эксперимента 26
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 1 36
Приложение 2 38
Приложение 3 49
Актуальность темы исследования. Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. Как мы знаем, основная деятельность ребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел как театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР.
Исследователи в области развития коммуникативных навыков отмечают, что дошкольный возраст поддается влиянию театрализованной деятельности за счет ведущего вида деятельности – игры. Эмоционально-волевая сфера детей готова воспринимать игру как реальность, проигрывание ролей взрослых, знакомых ситуаций, любимых персонажей сказок и литературных героев – все это положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка и на всестороннее развитие в целом [18].
Восприятие театрального спектакля обеспечивает воспитание различных чувств детей, понимание специфики одной из форм познания действительности. Театр для детей - школа эмоциональной культуры и человеческого, общения. Собственная театрализованная деятельность являясь импровизационной, выступает как активный, - индивидуальный, творческий процесс и объединяет разные по характеру творческие начала - продуктивное (сочинение сюжетов или интерпретация предложенных), исполнительское (проигрывание сюжета) и оформительское (подготовка декораций, костюмов, и др.).
К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Это наиболее понятно в силу объективно большего страдания ребенка и беспокойства его родных и близких.
Но такое направление отчасти затеняет другие – не менее важные формы работы. Например, использование различных видов творчества, культурно-досуговой деятельности для устранения речевых нарушений, пока не нашло широкого применения в логопедической практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время.
Объект исследования – процесс формирования связной речи детей с ОНР.
Предмет исследования – процесс преодоления несформированности связной речи детей с ОНР посредством использования театральных игр.
Гипотеза: театрализованные игры повышают уровень воспроизведения небольшого по объему и простого по структуре литературного текста.
Цель работы: исследовать влияние театральных игр на процесс формирования выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи работы:
1. Изучить характеристику детей с общим недоразвитием речи.
2. Изучить логопедическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния театрализованных игр на развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
3. Провести диагностику связной речи детей с ОНР.
4. Подобрать комплекс театрализованных игр на основе результатов диагностики.
5. Составить методические рекомендации по использованию театральных игр для формирования связной речи.
6. Доказать гипотезу.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по теме исследования;
психолого-педагогический эксперимент;
наблюдение;
количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МДОУ детский сад №24.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования, игры, конспекты занятий можно использовать в работе логопеда, а также педагога-психолога.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Курсовая работа посвящена актуальной теме влияния театральных игр на формирование выразительной речи у детей с ОНР.
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.
Для решения задач первой главы исследования был проведен обзор источников по проблеме Полученные теоретические знания позволили выделить особенности связной речи у детей с ОНР, необходимые при построении целенаправленной коррекционной работы.
Общее недоразвитие речи, по мнению Р.Е. Левиной – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Это и звуковая сторона (фонетики), и смысловая сторона (лексики, грамматики). При этом у ребенка нет нарушений слуха и интеллекта.
Для решения задач второй части исследования было проведено практическое исследование с целью изучения уровня связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В исследовании принимали участие 10 дошкольников с общим недоразвитием речи. Проводилось на базе МДОУ детский сад №24.
Для оценки уровня развития связной речи использовалась методика Глухова В.П. После проведения обследования был получен результат – в устной речи детей с ОНР отмечаются лексико-грамматические и фонетико-фонематическое недоразвитие.
Анализ результатов позволил спланировать и реализовать коррекционно-развивающую работу (подобранный комплекс игр представлен в Приложении 2).
После проведенного формирующего эксперимента, был проведен повторно контрольный эксперимент, анализ результатов которого позволил в целом судить об эффективности проведенной работы по коррекции и развитию устной речи.
Применение формы театрализованной игры позволяет не только развивать связную речь, но и дает возможность педагогам изучить индивидуальные особенности детей, и выстраивать дальнейшую работу в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями.
Выводы:
1. Гипотеза о том, что театрализованные игры повышают уровень воспроизведения небольшого по объему и простого по структуре литературного текста, подтверждена.
2. Театрализованные игры положительно влияют на способность составлять законченное высказывание на уровне фразы и составлять описательный рассказ.
3. Интерес детей к логопедическим занятиям повышается, если активно использовать театральную атрибутику.
4. У детей значительно повышается речевая активность и коммуникативная направленность речи.
5. Использование театральных игр корректирует недостатки речевого развития у детей.
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/Е.С.Анищенко. - М.: АСТ, 2012. – С. 56
2. Баранова Е.В. От навыков к творчеству / Е.В. Баранова, A.M. Савельева. – М.: Мозаика-Синтезу, 2009. – 64 с.
3. Богатырева А. В. Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи // Школьная педагогика. – 2017. – №1. – С. 16-18.
4. Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: 2008. – 123 с.
5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выгодский. – СПб.: СОЮЗ, 2010. – 96 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва : Издательство АСТ, 2022. – 576 с. – (Эксклюзив: Русская классика).
8. Гудкова Т.В. Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ОНР [Текст] / Т.В. Гудкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). – Пермь.: Меркурий, 2013. – С. 97-99.
9. Жукова Н.С. Формирование устной речи / Н.С. Жукова. – М.: Просвещение, 1994. – 328 с.
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. – М.: Просвещение. 2010. – 320 с.
11. Жулина, Е. В. К вопросу о нарушениях лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Е.В. Жулина. - Проблемы современного педагогического образования. — 2018. №61. С.4
12. Зубаилова П.Ф. Влияние театрализованных игр на развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР III уровня // Вестник Социально-педагогического института. 2021. №1 (37). С. 50-56.
13. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 128с.
14. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
15. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., 2009. 365 с., c. 67.
16. Логопедия. Теория и практика [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.]. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва : Эксмо, 2022. – 608 с.
17. Морозова, Л.Н. Игровые технологии по совершенствованию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР 3 уровня (из опыта работы). / Л.Н. Морозова. — Педагогика, Психология, Общество, Чебоксары: PH «Sred» 2020. 107-109 с.
18. Насибуллина А.Д., Хаустова М.Н. Специфика использования игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 05 март 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. ¬— Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. ¬— С. 63-65.)
19. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Занятия с использованием приемов сенсорной интеграции для детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. – 47 с.
20. Омельченко Л.Г. Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов // Молодой ученый. – 2017. –№34.1. – С. 62-66.
21. Спирова Л.Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием / Л.Ф. Спирова. – М.: 2010. – 192 с.
22. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2011. – 288 с.
23. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1961. 207 с., c. 46.
24. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников / А.В. Чулкова. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012. – 224 с.
25. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду / Под ред. О.Ф. Горбуновой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2021. – 120с.