АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Обсуждение теоретических вопросов
1.1 Психологическая помощь. Формы и направления
1.2 Подходы к исследованию психологической помощи
1.3 Общие действующие характеристики психологической работы............ 20
1.3.1 Факторы процесса психологической помощи
1.3.2 Факторы, связанные с характеристиками психотерапевта
1.3.3 Факторы, связанные с характеристиками клиента
1.4 Специфические действующие факторы групповой формы
психологической работы
1.4.1 Общие действующие факторы групповых форм психологической
помощи
1.4.2 Специфические действующие факторы. Взгляд аналитических групп39
1.4.3 Специфические действующие факторы. Взгляд групп действий ..... 40
1.4.4 Специфические действующие факторы. Взгляд обучающих групп. 42
1.5 Важность субъективной точки зрения клиента на процесс
психологической помощи
1.6 Выводы по теоретической части
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи, гипотезы, объект и предмет исследования
2.2 Описание выборки
2.3 Процедура исследования
2.4 Методы исследования
2.4.1 Анкета для выявления и оценки субъективно значимых факторов.. 56
2.4.2 Пятифакторый личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста ......... 61
2.4.3 Тест на локус контроля Роттера
2.5 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Описание результатов исследования
3.1.1 Описательные статистики и план статистического анализа.............. 65
3.1.2 Результаты выявления и оценки субъективно значимых
характеристик психологической работы
3.1.3 Различия значимых факторов в разных направлениях психотерапии . 72
3.1.4 Различия значимых факторов в зависимости от личностных
характеристик клиентов
3.1.5 Различия значимых факторов при различной продолжительности
психотерапии
3.1.6 Различия значимых факторов в зависимости от социодемографических характеристик
3.2 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ПРИЛОЖЕНИЕ К
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
ПРИЛОЖЕНИЕ М
Психологическая помощь является актуальной и востребованной областью. При этом, из-за методологических сложностей, существует мало исследований, изучающих её с научной точки зрения.
Важный вопрос, стоящий перед исследователями психологической помощи, можно сформулировать следующим образом: что помогает человеку при прохождении психотерапии, специфические действующие факторы, принадлежащие той или иной парадигме или общие факторы, являющиеся основой любого психотерапевтического процесса? (Wampold B., 2010; Grawe K., 1998; и др.)
Большое число исследований и заключений экспертов подтверждают гипотезу общих факторов, которые в различных исследованиях оказываются схожими (Drisko J., 2004; Wampold B., 2010; Norcross J., 2007; Grawe K., 1998; Degnan A., 2016; Porges S., 2014 Lambert J., 2004; Мармор Д., 1987; Ялом И., 2010; Пуговкина О.Д.., 2010, и др.). Этим объясняется тенденция к интеграции
различных подходов психологической помощи, тем не менее, их количество и разнообразие растёт.
При этом, нет единого ответа на вопрос, от чего зависят данные общие факторы и как они выражаются (в разных подходах, с различными клиентами).
На это может влиять как личность клиента, так и направление психологической помощи (Bergin A., 1978; Lazarus A., 1971; Коган И.М., 2012 и др.).
Также в теме изучения действующих характеристик психологической работы недооценённым остаётся аспект изучения субъективной точки зрения клиента на действующие факторы, несмотря на то что субъективный опыт клиента является сутью психотерапии, а обратная связь от клиента – основной
информацией о результате психологической помощи, особенно если речь идёт о клиентах без клинически выраженных нарушений (Bachrach H., 1995; Pine F.,7 1985; Fonagy P., 2003; Midgley N., 2003; Connolly M., 1996; Бьюдженталь Д., 1998; Васильева Н. Л., 2007; Олифирович Н.И., Солодуха Ю.М., 2013 и др.).
Таким образом, изучение действующих факторов (характеристик) психологической работы с точки зрения самих клиентов является важным аспектом в изучении действующих характеристик психологической работы и её подходов, но данная область является не изученной.
Также, большая часть существующих исследований психологической помощи проводилась на клинически значимых случаях. Область психологической помощи клиентам, не имеющим клинически выраженных психических нарушений, менее изучена из-за методологических сложностей.
Работы в этой области, в основном, представляют заключения экспертов, самих психотерапевтов, основанных на теории конкретного направления, а не эмпирический анализ.
В рамках данного исследования изучался следующий вопрос: что для клиента было важным в его психотерапевтическом опыте в зависимости о подхода психологической работы, индивидуально-психологических характеристик клиента, продолжительности психологической помощи и других переменных. Исследование проводилось на клиентах, не имеющих психических нарушений.
В исследовании мы ограничились изучением групповой формы психологической работы, так как именно в групповой форме можно более явно выделить общие действующие характеристики процесса при меньшем влиянии личности психотерапевта (ведущего) (Исурина Г.Л., 2011; Ялом И., 2010 и др.).
Цель исследования:
Целью данного исследования является изучение различий субъективно значимых характеристик психологической работы (факторов), которые выделяют клиенты в зависимости от направлений психологической помощи и индивидуально-психологических характеристик клиента.
Реализация поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач.
Задачи исследования:
1. Изучение субъективно значимых для клиентов характеристик психологической работы различных направлений;
2. Исследование различий субъективно значимых характеристик психологической работы в зависимости от направлений;
3. Исследование различий субъективно значимых характеристик психологической работы в зависимости от индивидуально-психологических характеристик клиентов;
4. Исследование различий субъективно значимых характеристик психологической работы в зависимости от продолжительности психотерапии.
Этапы исследования:
1. Литературный обзор изучения действующих факторов психологической помощи и субъективной точки зрения клиента;
2. Пилотажное исследование;
3. Разработка анкеты для выявления субъективных значимых для клиентов факторов на основе пилотажного исследования, обзора литературы и мнения эксперта;
4. Подбор методик, позволяющих оценить необходимые личностные характеристики, подходящие по временному регламенту исследования;
5. Критерии выборки исследования;
6. Сбор данных;
7. Установление специфики различий (или их отсутствие) субъективно значимых характеристик психологической работы в зависимости от направлений групповой психологической работы, личностных особенностей клиентов и других переменных.
Объект исследования:
Процесс групповой психологической работы.
Предмет исследования:
Субъективный опыт клиента в процессе психологической работы.
Основные гипотезы исследования:
1. Все субъективно значимые для клиентов характеристики психологической работы присутствуют в каждом направлении психологической помощи.
2. Субъективно значимые для клиентов характеристики психологической работы имеют различную выраженность в зависимости от направлений психологической помощи.
3. Субъективно значимые для клиентов характеристики психологической работы имеют различную выраженность в зависимости от индивидуально-психологических характеристик клиентов.
Дополнительные гипотезы исследования:
1. Субъективно значимые для клиентов характеристики психологической работы имеют различную выраженность в зависимости от длительности пройденной психологической помощи.
2. Субъективно значимые для клиентов характеристики психологической работы имеют различную выраженность в зависимости от социально-демографических характеристик клиентов.
Выборка:
В исследовании приняли участие 106 человек, прошедшие групповую форму психотерапии. Возраст респондентов от 20 до 50 лет. Средний возраст участников – 30,4 года. Все участники исследования граждане Российской Федерации, преимущественно проживают в Санкт-Петербурге. Не имеют психических заболеваний.
В связи с неравномерностью гендерного состава выборки (муж. – 14; жен. – 92), анализ по данному параметру не проводился.
Методы исследования:
1. Авторская полуструктурированная анкета для выявления субъективно значимых факторов;
2. Социо-демографическая анкета (Возраст, пол, семейное положение, образование);
3. Тест на локус контроля Роттера;10
4. Пятифакторный опросник личности Р. МакКрае и П. Коста.
Математико-статистические методы:
1. Контент-анализ;
2. Критерий Хи-квадрат Пирсона;
3. Корреляционный анализ Спирмена;
4. Критерий Краскела-Уоллеса;
5. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Практическая значимость:
Результаты исследования могут быть применимы в психологической практике, в вопросе интеграции различных направлений психотерапии, в изучении и лучшем понимании субъективного опыта клиентов. Также, выделенные субъективно значимые для клиентов факторы, помогут психотерапевтам и психологам консультантам лучше понимать значимые для клиентов моменты, присутствующие в процессе психологической работы, сравнить их с собственными представлениями о важных действующих факторах, повлиявших на результаты клиентов.
Результаты исследования могут также способствовать повышению эффективности психологической работы за счёт учёта особенностей восприятия процесса психотерапии клиентом. Учёт личностных особенностей клиента позволит лучше понимать, для каких клиентов, что именно оказало наибольшее воздействие в процессе психологической помощи.
Научная значимость:
Расширение научного понимания вопроса общих действующих факторов психологической работы и их специфики в различных подходах, дополнив его аспектом субъективной точки зрения клиентов. Изучение данных характеристик психологической работы в зависимости от подходов, личностных характеристик клиентов и других переменных.
Понимание, что для клиента было важным в процессе психотерапии, позволит лучше изучить процесс психологической помощи.
В рамках исследования изучались субъективно значимые характеристики психологической работы в различных направлениях. Актуальность данной темы обусловлена недостатком информации о действующих факторах психологической работы с точки зрения клиентов, несмотря на то, что субъективный опыт клиента является основой психотерапии, а обратная связь от клиента – важной информацией о результате психологической помощи.
Были поставлены задачи: изучить субъективно значимые характеристики психологической работы и их различия в зависимости от подходов, индивидуально-психологических характеристик клиентов и продолжительности психотерапии.
Поставленные задачи были выполнены и получены статистически значимые результаты. Полученные результаты позволяют утверждать, что с точки зрения клиентов, значимые характеристики психологической работы универсальны для различных направлений, схожи с действующими факторами из других исследований, но имеют свою специфику. Выявлены статистически значимые различия распределений субъективно важных факторов в зависимости от направлений, личностных характеристик клиентов, продолжительности психологической помощи, социо-демографических характеристик. Исходя из этого, можно сделать вывод о подтверждении гипотез исследования.
Интерпретируя специфику полученных различий, можно предположить, что при схожести выделяемых действующих факторов, между различными подходами в групповой психотерапии нельзя ставить знак равенства.
Таким образом, результаты исследования расширили область понимания действующих факторов психологической помощи за счёт изучения субъективной точки зрения клиента на данные факторы. Понимание, что для клиента было важным в процессе пройденной психологической помощи, позволило углубить понимание действующих механизмов психотерапии, их сходства и специфику в различных направлениях. Результаты исследования могут способствовать повышению эффективности психологической работы за счёт учёта особенностей восприятия клиентом процесса психотерапии и значимых действующих факторов психотерапевтической работы. Также результаты данного исследования могут быть использованы для разработок критериев эффективности и целесообразности применения того или иного подхода в зависимости от различных условий.
Ограничения исследования:
Невозможность учёта переменных, способных влиять на результат исследования (пол, образование). Не учитывалась возможность изменения изучаемых личностных особенностей клиентов в ходе психотерапии. Выбор направления мог быть обусловлен личностными особенностями клиентов, что делает затруднительным оценку взаимосвязи именно направлений и выделяемых факторов. Некоторые факторы, повлиявшие на результат, клиенты могли не вспомнить, в связи с этим, в дальнейших исследованиях можно использовать метод интервью. Из-за феномена отсроченного эффекта психотерапии, некоторые факторы могут проявиться и осознаться клиентом только по истечении времени после окончания психологической помощи.
Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на установление специфики взаимосвязи факторов и других характеристик психологической работы, проверку гипотез влияния тех или иных характеристик психологической работы на выделяемые факторы. Для этого возможно рассмотреть корреляционный, экспериментальный и квазиэкспериментальный дизайн исследования. Также дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение действующих факторов, относительно эффективности психотерапии (учитывая успешность результатов). Будущие работы могут проводиться для изучения субъективных действующих факторов в других формах психологической помощи (личной, семейной форме психотерапии), после чего возможно сравнение результатов для разных форм психологической помощи.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.:
Академический проект, 2011. 240 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование. М.: Независимая фирма "Класс", 2004. 284 с.
3. Арпентьева М.Р. Проблемы эффективности психологического
консультирования в зарубежных исследованиях // Вестник костромского
государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. № 3. C. 38-42.
4. Берн Э. Групповое лечение. М.: Литур, 2003. 352 с.
5. Бренман Пик И. Проработка в контрпереносе // Журнал практической
психологии и психоанализа. 2006. № 1. C. 51-60.
6. Бьюдженталь Д. Эволюция психотерапии: В 3-х т. Т. 3. М.: "Класс", 1998.
207 с.
7. Ван Вик Ю.Е. Действующие факторы групповой аналитической терапии
// Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 2. C. 33-41.
8. Васильева Н.Л. Клинический психоанализ: эффективность
терапевтического подхода // Развитие личности. 2007. № 1. С. 152-164.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3, Под ред. А. М.
Матюшкина, 1983. 430 с.
10.Гараева В.В. Роль взаимодействия и изменений в исследовании критериев
эффективности психотерапии // Фундаментальные исследования. 2010. №
2. С. 31-35.
11.Глэддинг С. Психологическое консультирование. Изд. 4-е. СПб.: Питер,
2002. 736 с.
12.Голдсмит Г. Терапевтический сеттинг в психоанализе и психотерапии //
Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. №2. C. 56-68.
13.Горобец Н.Л. Специфика профессиограммы деятельности психотерапевта
в контексте интегративного подхода в психотерапии: Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических
наук. Науч. рук. Махнач А.В., Москва, 2008.
14.Горобец Н.Л., Махнач А.В. Роль личности психотерапевта в медицинской
и психологической парадигмах психотерапии // Научный поиск. 2003. №
4. С. 27-33.
15.Гурылева Л.В., Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю. Анализ исследований
психологических особенностей клиентов как фактора эффективности
психологической помощи // Прикладная психология и психоанализ. 2015.
№ 3. С. 20-31.109
16.Зайченко А.А. От греческой трагедии к групповой психотерапии:
катарсис // Российский психотерапевтический журнал. 2011. № 1. С. 53-
55.
17.Ибель А.А., Стракова В.И. Критерии эффективности оказываемой
психологической помощи // Новосибирский государственный
педагогический университет. 2016. № 4. С. 64-66.
18.Искандеров М.Н. Активная групповая музыкотерапия в психиатрическом
стационаре // Российский психотерапевтический журнал. 2011. № 1. С.
58-61.
19.Исурина Г. Л. Групповая личностно-ориентированная (реконструктивная)
психотерапия: механизмы лечебного действия // Российский
психотерапевтический журнал. 2011. № 1. С. 15-18.
20.Исурина Г.Л. Психотерапия и психологическое консультирование как
виды клинико-психологического вмешательства // Медицинская
психология в России. 2017. Т. 9. № 3. С. 4-12.
21.Исурина Г.Л., Карвасарский Б.Д. Психотерапия: основные понятия //
Журнал «Психическое здоровье. 2006. №1. С. 52-60.
22.Калмыкова Е.С., Кэхеле Х. Изучение психотерапии за рубежом: история,
современное состояние // Журнал практической психологии и
психоанализа. 2000. №1. С. 28-40.
23.Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 4-е, перераб.
СПб.: Питер, 2012. 672 с.
24.Кеннард Д. Модели групповой психотерапии: лекция (прочитана 18.03.95
в Санкт-Петербурге участникам курса по групп-анализу) / под ред.
А.А. Склизков. СПб., 1995.
25.Коган И.М. Роль личности психолога в консультировании: два случая из
практики // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 3. С.
133-142.
26.Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.:
Академический Проект, 2000. 240 с.
27.Кочюнас Р. Психологическое консультирование: Учебное пособие для
вузов. 8-е изд. М.: Академический проект Трикста, 2014. 222 с.
28.Кулаков С., Миназов Р. Терапевтические факторы психодрамы //
Медицинская ассоциация Центр «Бехтерев». 2010. С. 12-18.
29.Лаврова О.В. Групповая психотерапия в контексте интегративного
подхода // Групповая психотерапия. 2006. С. 27-32.
30. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. М.: Академический
проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 416 с.110
31.Маркявичене А. Групп-анализ и психоанализ: сходство и различия:
лекция вводного курса по групп-анализу / под ред. А.А. Склизков.
Витебск, 2001.
32.Мармор Д. Психотерапевтический процесс: общие знаменатели
различных подходов // Эволюция психотерапии. N.Y.: Brunner/Mazel.
1987. С. 266-282.
33.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования // СПб.: Питер,
2000. Т. 5. 464 с.
34.Огден Т. Комментарии на тему переноса и контрпереноса на первой
аналитической встрече // Psychoanal. Inq. 1992. № 12. С. 225-247.
35.Олифирович Н.И., Солодуха Ю.М. Динамика профессиональных
представлений психологов о себе и о клиенте в контексте оказания
психологической помощи студенческой молодежи // Психологическая
наука и образование. 2013. № 3. С. 78–87.
36. Орлов А.Б., Орлова Н.А., Пермогорский М.С. Что получает клиент от
психотерапевта? // Консультативная психология и психотерапия. 2012. №
2. С. 41-65.
37.Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. М.: Гуманит. Изд. центр
«Владос», 1999. 176 с.
38.Приказ о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 337 "О номенклатуре
специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации".
39.Пуговкина О.Д., Никитина И.В., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г.
Научные исследования процесса психотерапии и её эффективности:
история проблемы // Московский психотерапевтический журнал. 2009. №
1. С. 35-68.
40.Пуговкина О.Д., Никитина И.В., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г.
Научные исследования процесса психотерапии и её эффективности:
современное состояние проблемы. Часть 1. // Социальная и клиническая
психиатрия. 2009. Т. 19. № 3. С. 92-100.
41.Пуговкина О.Д., Никитина И.В., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г.
Научные исследования процесса психотерапии и её эффективности:
современное состояние проблемы. Часть 2. // Социальная и клиническая
психиатрия. 2010. Т. 20. № 1. С. 70-79.
42.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:
«Прогресс», 1994. 251 с.
43.Роджерс К. Консультирование и психотерапия М.: Апрель Пресс, Изд.
Эксмо, 2002. 976 с.
44.Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990. 368 с.111
45.Сковычева О.А., Богомолов В.А., Дмитриевский П.В.,
Милованова Е.А., Бочавер А.А., Хломов К.Д. , Павловский А.И. Шкала
оценки результата (ors): предварительные результаты адаптации
русскоязычной версии инструмента для получения обратной связи от
клиентов в психологическом консультировании // Консультативная
психология и психотерапия. 2013. № 3. С. 179-189.
46. Скоробогатова Н. А. Исследование образа процесса психологического
консультирования у психолога-консультанта как элемента его образа
мира // Вестник Московского Государственного областного
Университета. 2009. № 3. С. 58-63.
47.Фролова С.В. Консультативная психология: теория и практика. Изд.
Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Саратов, 2010. 154 с.
48.Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое
пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с.
49.Цапенко А.И., Ениколопов С.Н. Групп-анализ: история развития, место
среди других видов психотерапии, основные концепты, области
применения // Медицинская психология в России. 2012. № 3. С. 61-72.
50.Эйдемиллер Э.Г. Групповая психотерапия в контексте культуры //
Российский психотерапевтический журнал. 2011. №1. С. 7-14.
51.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е
изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
52.Ялом И. Все мы творения на день и другие истории. М.: Московский
институт психоанализа, 2014. 240 с.
53.Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. М.: Апрель Пресс,
Психотерапия, 2010. 576 с.
54.Ялтонская А.В., Предикторы эффективности групповой когнитивноповеденческой психотерапии в комплексном лечении депрессивных
расстройств непсихотического уровня. Диссертация на соискание учёной
степени кандидата медицинских наук. / Научный руководитель Цыганков
Б.Д. // Московский государственный медико-стоматологический
университет им. А.И. Евдокимова, 2013.
55.Armbruster P., Fallon T. Clinical, sociodemographic, and systemsrisk factors
for attrition in a children’s mental health clinic // Am. J. Orthopsychiatry.
1994. Vol. 64. P. 577–585.
56.Bachrach H. The Columbia Records Project and the evolution of
psychoanalytic outcome research // Shapiro, T. and Emde, R. Research in
Psychoanalytic process, Development and Outcome. 1995. Р. 292-304.112
57.Bandura A. Vicarious reinforcements and imitative learning // j. Abnorm. Soc.
Psychol. 1963. P. 601-607.
58.Barber J.P., Muenz L.R. The role of avoidance and obsessiveness in matching
patients to cognitive and interpersonal psychotherapy: Empirical findings from
the treatment of Depression Collaborative Research Program // J. Consulting
Clin. Psychol. 1996. № 5. P. 951–958.
59.Bastine R. Klinische Psychologie. Stuttgart: Kohlhammer, 1982. 30 p.
60.Beutler L.E., Moleiro M., Malik M., Harwood T.M. The UC Santa Barbara
Study of fitting therapy to patients: First results // Apaper presented at the
annual meeting of the Society for Psychotherapy Research, 2000. P. 348–354.
61.Blow A. J., Sprenkle D. H., Davis S. D. Is who delivers the treatment more
important than the treatment itself? The role of the therapist in common factors
// Journal of marital and family therapy. 2007. Т. 33. № 3. P. 298-317.
62.Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human
development. New York: Basic Books, 1988. P. 205.
63.Bowman D.G., Scogin F., Floyd M., McKendree-Smith N. Effect of therapist
sex on outcome of psychotherapy: A meta-analysis // Psychotherapy. 2001.
Vol. 38. P. 142–148.
64.Brown J. Specific techniques vs. common factors? Psychotherapy Integration
and its Role in Ethical Practice // American journal of psychotherapy. 2015.
Vol. 69. № 3. P. 301-317.
65.Bucci S., Seymour-Hyde A., Harris A., Berry K. Client and therapist
attachment styles and working alliance // Clinical psychology and
psychotherapy. 2016. № 23. P. 155–165.
66.Carey A., Stiles B. Some Problems with Randomized Controlled Trials and
Some Viable Alternative // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2016. №
23. P. 87-95.
67.Connolly M., Strupp H. Cluster analysis of patient reported psychotherapy
outcomes // Psychotherapy Research. 1996. № 6. Р. 30-42.
68.Degnan A., Seymour-Hyde A., Harris A., Berry K. The role of therapist
attachment in alliance and outcome: a systematic literature review // Clinical
psychology and psychotherapy. 2016. № 23. P. 47–65.
69.Drisko J. Common factors in psychotherapy outcome: Meta-analytic findings
and their implications for practice and research // Families in Society: The
Journal of Contemporary Social Services. 2004. Т. 85. № 1. P. 81-90.
70.Elkins D.N. Toward a common focus in psychotherapy research //
Psychotherapy. 2012. Vol. 49. № 4. P. 450–454.
71.Etherington K. Becoming a reflexive researcher. N.Y.: King, 2004. 284 p.113
72.Fiedler F. A Comparison of Therapeutic Relationships in Psychoanalytic, NonDirective and Adlerian Therapy // J. Consult. Psychol. 1950. № 14. P. 436–
445.
73.Fonagy P. The research agenda: the vital need for empirical research in child
psychotherapy // Journal of Child Psychotherapy. 2003. Vol. 29. № 2. P. 129-
136.
74.Fruhauf S., Figlioli P., Bock J., Caspar F. Patients self-presentational tactics as
predictors of the early therapeutic alliance // American journal of
psychotherapy.2015. Vol. 69. № 4. P. 379-397.
75.Grawe K. Psychologische therapie. Gottingen: Verlag fur Psychologie, 1998.
76.Heimann P. Counter-transference // British Journal of Medical Psychology.
1960. № 33. P. 9-15.
77.Lambert M.J., Ogles B.M. The efficacy and effectiveness of psychotherapy //
Handbook of psychotherapy and behavior change. New York: John Wiley &
Sons. 2004. P. 139–193.
78.Lazarus A. A. Behavior therapy and beyond. N.Y.: McGraw; Hill, 1971. 132 p.
79.Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y.: Harpaer & Row, 1954. 67 p.
80.McCarthy W.C., Frieze I.H. Negative aspects of therapy: Client perceptions of
therapists social influence, burnout, and quality of care // J. Soc. Issues. 1999.
P. 95–108.
81.McGuff R., Gitlin D., Enderlin M. Client’s and therapists confidence and
attendance at planned individual therapy sessions // Psychol. Reports. 1996. P.
32–39.
82.Midgley N. Memories of Therapy: A Qualitative Study of Retrospective
Accounts of Child Psychoanalysis. Psych.Doct.Dissertation, University
College. L. 2003. P. 26–42.
83. Nissen-Lie H.A., Ronnestad M.H., Hoglend P.A., Havik O.E., Solbakken
O.A., Stiles T.C., Monsen J.T. Love yourself as a person, doubt yourself as a
therapist? // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2017. № 24. P. 48–60.
84.Norcross J.C. Handbook of eclectic psychotherapy // New York:
Brunner/Mazel. 1986. P. 116–128.
85.Norcross J.C., Guy J.D. Jr. Leaving it at the office. N.Y., 2007. P. 238.
86.Orlinsky D.E., Howard K.I. The relation of process to outcome in
psychotherapy // Handbook of Psychotherapy and Behavior change: An
empirical analysis. N.Y.: Wiley. 1978. P. 283—329.
87.Pine F. Developmental theory and clinical process. New Haven, London, 1985.
Р. 269.114
88.Porges S. Clinical insights from the polyvagal theory. N.Y.: Norton, 2014. P.
288.
89.Rosenzweig S. Some implicit common factors in diverse methods of
psychotherapy // American Journal of Orthopsychiatry. 1936. № 6. P. 412-415.
90.Russell R.L., Orlinsky D.E. Psychotherapy research in historical perspective //
Archives of General Psychiatry. 1996. Vol. 53. № 8. P. 318-331.
91.Sandler J. The background of safety // Journal of American Psychoanalytic
Association. 1997. Vol. 45. Р. 377–394.
92.Smith М.L., Glass G.V. Meta-analysis of psychotherapy outcome studies
// American Psychologist. 1977. № 32. P. 752–760.
93.Sotsky S.M., Glass D.R., Shea M.T. Client predictors of response to
psychotherapy and pharmacotherapy: Findings in the NIMH Treatment of
Depression Collaborative Research Program // Am. J. Psychiatry. 1991. № 8.
P. 997–1008.
94.Sprenkle D. H., Blow A. J. Common factors and our sacred models // Journal
of Marital and Family Therapy. 2004. Т. 30. № 2. P. 113-129.
95.Staines G.L. The relative efficacy of psychotherapy: reassessing the methodsbased paradigm // Review of general psychology. 2008. №4. P. 101-110.
96.Szymańska K., Dobrenko A. Patient characteristics, patient experience from
psychotherapy, and psychotherapy… // Roczniki psychologicxne/annals of
psychology. 2016. №3. P. 605-625.
97.Thalmayer A.G. Personality and Mental Health Treatment: Traits as Predictors
of Presentation, Usage, and Outcome // Psychological Assessment. 2018. P.
275-295.
98.Thompson B.J., Hill C.E. Client perceptions of therapist competence //
Psychother. Res. 1993. № 2. P. 124–130.
99.Tjeltveit A. Ethics and values in psychotherapy. N.Y.: Routl, 1999. P. 352.
100. Wallerstein R.S. The psychotherapy research prоjet (PRP) of the
Menninger Foundation: An overview // Journal of Consulting and Clinical
Psychology. 1989. Vol. 57. P. 95‐205.
101. Wampold B. E. et al. A meta-analysis of outcome studies comparing
bona fide psychotherapies: Empiricially,"all must have prizes" // Psychological
bulletin. 1997. Т. 122. №. 3. P. 203-215.
102. Wampold B.E. The research evidence for common factors models: a
historically situated perspective // American Psychological Association. 2010.
P. 49-82.
103. Zuroff D.C., Blatt S.J., Sotsky S.M. et al. Relation of therapeutic alliance
and perfectionism to outcome in brief outpatient treatment of depression // J.
Consulting Clin. Psychol. 2000. № 1. P. 114–124