Эффективность процесса совершенствования физических качеств и повышения двигательной активности детей школьного возраста средствами художественной гимнастики
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МОУ СОШ 8, г. Жуковский (Московская область).
Выборка: 28 учеников экспериментальной группы, из них 15 девочек и 13 мальчиков, и 27 учеников контрольной группы, из которых 14 девочек и 13 мальчиков.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Возрастные особенности физического развития детей младшего школьного возраста 5
1.2. Понятие ритмической гимнастики и методы проведения занятий 15
1.3. Особенности занятий по ритмической гимнастики 22
1.4. Общая структура занятия по ритмической гимнастики 23
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ 26
ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Задачи исследования 26
2.2 Методы исследования 26
2.2.1 Анализ литературных источников по проблеме исследования 26
2.2.2 Педагогическое наблюдение 27
2.2.3 Педагогическое тестирование 27
2.2.4 Педагогический эксперимент 30
2.2.5 Методы математико-статистической обработки материала 31
2.3 Организация исследования 31
ГЛАВА III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.. 33
3.1 Методика развития физических способностей у детей младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики 33
3.2 Динамика изменений физической подготовленности детей младшего школьного возраста 34
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Актуальность. Художественная гимнастика имеет большое значение для укрепления здоровья при условии систематических занятий ею детей. Физические упражнения можно делать утром, после дневного сна (при соблюдении диеты), днем на прогулке и в помещении. Это предполагает улучшение и общего физического состояния ребенка для разнообразной деятельности, подготовку к физическому совершенствованию.
Художественная гимнастика способствует развитию жизненно важной моторики, а также придает красоту, грацию и точность движениям. Также позволяет развивать психофизические качества, такие как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплину, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, исправление различных деформаций тела и развитие способности к овладению ею.
Формирование моторики дошкольников происходит по закону роста и развития детского организма.
Цель исследования: теоретически определить и экспериментально доказать выявить эффективность процесса совершенствования физических качеств и повышения двигательной активности детей школьного возраста средствами художественной гимнастики.
Объект исследования: процесс физического воспитания и учебно-тренировочного совершенствования физических качеств.
Предмет исследования: Средства ритмической гимнастики на совершенствование физических качеств и повышения двигательной активности детей.
Гипотеза исследования: Предполагается, что внедрение средств ритмической гимнастики в систему физкультурного образования будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и формированию интереса к занятиям физическими упражнениями у детей младшего школьного возраста.
Итак, физическая культура подготавливает дошкольников к жизни. Задачи физического воспитания решаются в единстве и способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Очевидно, что физическое воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом. Важно так организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.
В практической части дипломной работы был проведён эксперимент. Определен уровень развития координационных способностей у детей 8-9 лет, занимающихся ритмической гимнастикой и посещающих группу общей физической подготовки. В результате итогового тестирования выявлено, что в группе ОФП низкий уровень развития координационных способностей у 6,7% детей ( 13,3%), в экспериментальной – не выявлен; средний уровень КС в контрольной группе составил 80% (прирост на 6,7 %), в экспериментальной 26,7% (снижен на 40% за счет перехода занимающихся на высокий уровень развития КС); Высокий уровень развития КС в экспериментальной группе показали 73,3% (+66,6%), что превышает результат контрольной группы на 50%. Средний балл выполнения тестов в экспериментальной группе увеличился на 0,9 балла, а в контрольной на 0,2 балла.
2. С помощью средств ритмической гимнастики удалось существенно повысить результаты в тестах на определение ритмичности, как внутренней, так и коллективной, пластичности, ориентации в пространстве и видах равновесия.
3. В результате исследования можно сделать вывод что, для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста наиболее эффективной оказалась программа, включающая ритмическую гимнастику, элементы ритмики, способствующие развитию физических качеств, дифференцировке мышечных усилий, развивающие у детей
пространственный анализ и повышающие запас разнообразных двигательных умений и навыков занимающихся.
1. Борисова В.В. Гимнастика: ритмическая гимнастика - Тула, 2011. - 66 с.
2. Бенджамин Лоу. Красота спорта / Пер. с английского И.П.Моничева, под ред. В.И.Столярова. – М.: Радуга, 2012. – 241с.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС, 1991. – 228с.
4. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе :Москва : ВЛАДОС, 2014. - 448 с.
5. Борисова В.В. Гимнастика: ритмическая гимнастика Тула : ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. - 66 с.
6. Боброва Г.А. Искусство грации. – Л.: Детская литература, 2005. – 247с.
7. Румба О.Г.Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике: Белгород : ЛитКараВан, 2013. - 144 с.
8. Погадаев Г.И.
Физическая культура: 1-2 классы 1-е изд. Дрофа, 2013. - 192 с.
9. Григорович Е.С. Физическая культура. - 3-е изд., доп. и перераб. - Минск : Вышэйшая школа, 2011. - 352 с.
10. Борисова И. Танцуют все//Физкультура и спорт.-2003.-№5.-С.24-25.
11. Бочкарев В.Ф. Гимнастика для всех.- Ф.: Кыргызстан, 1989. – 80с.
12. Булкин В.А., Попова Е.В., Сабурова Е.В. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности.//Теория и практика физической культуры, - 1997.- №3 - С.44-46.
13. Варшавская Р.А., Кудряшова П.Н. Игры под музыку. – М.: Просвещение, 1964.- 141с.
14. Вохмянина Л.Л. Программа МОРФ для общеобразовательных школ (КРО). – М., 2001.- 327с.
15. Гальпер Р.Г. Образное мышление как фактор формирования двигательной культуры, выразительности, артистизма в технико-эстетических видах спорта.// Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб.науч.тр. // Под ред. В.Б.Коренберга/ Московский обл. гос. институт физической культуры. – Малаховка, 2001. – С. 143-150.
16. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: Просвещение, 1975. – 138с.
17. Дж. Фонда. Моя аэробика. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 48с.
18. Ефименко Н.И., Театр физического развития и оздоровления детей младшего возраста. – М., 1999. - 286с.
19. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1966.- 196с.
20. Иваницкий А.В. и др. Ритмическая гимнастика на ТВ. – М.: Советский спорт, 1989. – 53с.
21. Поваляева Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика: для подготовки к практическим занятиям : Учебно- методическое пособие. СибГУФК, 2012. - 144 с.
22. Каджаспиров Ю.Г., Музыка в спортивном зале// «Физическая культура в школе». - 1998 - №2 - С. 72-73.
23. Кобяков Ю.П. Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 64с.
24. Колодницкий Г.А., кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.
25. Курганский А.В. О возникновении координационных ритмичных движений// Теория и практика физической культуры, 1996. - №11. – с.44-49.
26. Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика в школе. – Ставрополь: СГУ, 1998. – 204с.
27. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика. – М.: ФиС, 1988. – 154с.
28. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект//Теория и практика физической культуры.1991.-№3.-С.31-35.
29. Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя, 1989. – 159с.
30. Лях В.И. Координационные способности школьников//Теория и практика физической культуры. - 2000 - №1.- С.24.
Лях В.И. Критерии определения координационных способностей// Теория и практика физической культуры. - 1991.- №11.- С.17-20.
31. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001.- 332с.
32. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательной координации. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 259с.
33. Назаров В.П. Координация движений рук и ее совершенствование у детей младшего школьного возраста // Научные основы физического воспитания и спорта. – М.: ФиС,1968. – С.162-164.
34. Прокофьев А. Слайд-аэробика – скользкий путь красавицы// Физкультура и спорт.-2003.-№3.-С.18-19.
35. Пуртова Т.В. и др. Учите детей танцевать.- М.: Изд-во Владос, 2003. – 256с.
36. Роттерс Т.Т. Танцевальные упражнения в начальных классах// Физическая культура в школе. -1988.-№10. – С.32-34.
37. Роттерс Т.Т. Элементы ритмики на уроках в средних классах // Физическая культура в школе. -1988.- №2. -С. 27-33.
38. Староста В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации // Теория и практика физической культуры.- 1998.- №6. – С.8- 12.
39. Теория и методика физического воспитания / Под ред. В.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 280с.
40. Трактат о гигиене. – Ставрополь: Кн. Изд-во, 2008. – 224с.
41. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей. Автореф. дис…канд. пед. наук. – М.,1980. – С.33.
42. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.- 3-е изд. – М.: Медицина, 2009. – 544с.
43. Физиология человека / Под ред. Н.А. Фомина. – М.: Просвещение, 1982. – 320с.
44. Физическая культура. Общеобразовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы, 1-11 классы / Под ред. А.П.Матвеева.
– М.: Радио и связь, 1995. – 215с.
45. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Изд-во Академия, 2000. – 480с.
46. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1990. – 320с.
47. Художественная гимнастика / Под ред. Л.П.Орлова. - М.: Физкультура и спорт, 2009.- 188с.
48. Череховская Р.Л. Танцевать могут все. Минск: Народная асвета, 1973. – 263с.
49. Шапошникова В.И., Здоровье и музыка// «Физическая культура в школе».- 1998. - №2. - с. 91-93.
50. Беспутчик В.Г. Психомускульная аэробика//Физическая культура в школе.- 1993.- №7.- С.48-49