Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ

Работа №129904

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

клиническая психология

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ................................................................................................ 2
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 6
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты исследования
тревожности у детей и влияние детско-родительских отношений на её
формирование................................................................................................ 9
1.1 Понятие тревожности в психологии и психопатологии................. .9 9
1.2 Исследование детско-родительских отношений и их влияние на
эмоциональную сферу ребенка................................................................... 14
1.3 Методические подходы к исследованию тревожности в детском
возрасте........................................................................................................... 26
1.4 Влияние детско-родительских отношений на формирование
тревожности у детей...................................................................................... 30
1.5 Вывод....................................................................................................... 34
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования....................................... 36
2.1 Материалы исследования....................................................................... 37
2.2 Процедура исследования........................................................................ 39
2.3 Методы исследования........................................................................... 40
2.3.1 Полуструктурированное интервью................................................... 41
2.3.2 Методика изучения родительских установок Е.С. Шефера и Р.К.
Белла (Parental Attitude Research Instrument – PARI)................................ 41
2.3.3 Опросник защитных стилей М. Бонда............................................... 42
2.3.4 Психодиагностическая методика для многомерной оценки
детской тревожности Л.И. Вассермана и Е.Е. Малковой......................... 43
2.3.5 Методика многофакторного исследования личности Кэттелла
(детский вариант) в адаптации Э.М. Александровской............................ 44
2.3.6 Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)............................. 45
2.3.7 Тест фрустрационных реакций Розенцвейга..................................... 47
2.4 Математико-статистические методы обработки данных.................... 48
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение............................. 49
3.1 Выделение групп детей по структурно-уровневым характеристикам
тревожности с использованием кластерного анализа................................ 49
3.2 Результаты изучения структурно-уровневых особенностей
тревожности у детей.................................................................................... 49
3.3 Результаты исследования индивидуально-психологических
особенностей детей...................................................................................... 53
3.4 Результаты изучения взаимосвязи тревожности и фрустрационной
толерантности у детей.................................................................................. 57
3.5 Результаты исследования взаимосвязи особенностей семейного
функционирования и тревожности у детей................................................ 59
3.6 Результаты изучения взаимосвязи стилевых характеристик
защитных механизмов родителей и тревожности их детей...................... 66
3.7 Клинический пример.............................................................................. 73
3.8 Обсуждение результатов исследования................................................. 76
ВЫВОДЫ........................................................................................................ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 89
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. 94
Приложение А............................................................................................ 94
Приложение Б............................................................................................. 95
Приложение В............................................................................................. 96
Приложение Г............................................................................................. 97
Приложение Д............................................................................................. 103
Приложение Ж............................................................................................ 109
Приложение К............................................................................................ 114

В настоящее время из-за постоянного воздействия стрессовых и
экологически неблагоприятных внешних факторов уровень тревожности
становится одним из главных аспектов формирования личности ребенка.
Тревожность оказывает влияние на становление многих личностных качеств и
отражается на качестве жизни детей. Современные дети отличаются
повышенной эмоциональной неустойчивостью, напряжением, беспокойством.
Поэтому изучение проблемы детской тревожности становится все актуальнее.
Коррекция тревожности должна проводиться уже на ранних этапах развития и
следует проводить ее с полным осознанием основных причин формирования
тревоги у ребенка.
Исследование тревожности и ее взаимосвязи с детско-родительскими
отношениями является важным для понимания основных закономерностей и
возрастных особенностей эмоционального развития, а также для профилактики
и психологической коррекции эмоциональных состояний детей младшего
школьного возраста. Многие исследователи отмечают, что именно тревожность
лежит в основе психологических трудностей ребенка [1, 27, 48].
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра
тревожность детей рассматривается в составе «Эмоциональных расстройств,
начало которых специфично для детского возраста» (F93). При этом
отмечается, что данные расстройства не являются аномальными отклонениями,
а представляют собой лишь «преувеличенную выраженность обычных
тенденций развития» [18].
Многими психологами подчеркивается значимая роль детско-
родительских отношений в эмоциональном развитии ребенка [4, 10, 36]. При
этом родительское отношение может являться ведущим фактором
формирования тревожности у ребенка. Среди многочисленных исследований
преобладают работы, рассматривающие отдельно влияние семейного
функционирования на тревожность детей, при этом часто забывается то, что на
ребенка могут влиять как социальные факторы, так и внутренние
индивидуально-психологические особенности. Только совокупность внешних и
внутренних факторов может объяснить полную картину формирования
тревожности у ребенка.
По разным данным [38, 42, 51, 53, 60], причинами возникновения тревоги
у детей являются как эмоциональная дистанция родителей с ребенком, так и
наоборот чрезмерное вмешательство в мир детей. Однако, пока отсутствует
четкое представление об особенностях семейного функционирования у
тревожных детей. Представляется крайне сложным изучить все возможные
варианты влияния родительского отношения на тревожность ребенка, так как
помимо родительских отношений существует множество дополнительных
факторов, которые могут повлиять на возникновение тревоги у детей.
Таким образом, крайне важно исследовать взаимосвязь как детско-
родительских отношений, так и индивидуально-психологических особенностей
детей с высоким уровнем тревожности, чтобы прийти к пониманию того, что в
большей мере оказывает влияние на формирование эмоциональных нарушений
у детей младшего школьного возраста.
Целью данного исследования явилось изучение детско-родительских
отношений у детей с различным уровнем тревожности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие
задачи исследования:
1) Анализ структурно-уровневых характеристик тревожности у детей
младшего школьного возраста
2) Изучение индивидуально-психологических особенностей детей с
различными структурно-уровневыми характеристиками тревожности
3) Исследование особенностей реагирования детей на ситуации,
вызывающие тревожность
4) Исследование взаимосвязи тревожности и фрустрационной
толерантности у детей младшего школьного возраста
5) Исследование влияния особенностей семейного функционирования на
формирование тревожности у детей младшего школьного возраста
6) Исследование влияния особенностей стилевых характеристик
защитных механизмов на формирование тревожности у детей.
Гипотезы исследования:
1) Формирование тревожности у детей обусловлено ситуативными факторами
2) Формирование тревожности у детей зависит не только от социальной
ситуации, но также и от индивидуально-психологических
особенностей ребенка
3) Неадекватное семейное функционирование способствует
формированию тревожности у ребенка
4) Неадаптивные психологические защиты обуславливают
формирование тревожности у детей.
Объектом исследования явились структурно-уровневые характеристики
тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования явилась зависимость структурно-уровневых
характеристик тревожности от индивидуально-психологических и социальных факторов.
Проведение данного исследования включало в себя использование
следующих методик: методика изучения родительских установок Е.С. Шефера
и Р.К. Белла (Parental Attitude Research Instrument – PARI); опросник защитных
стилей М. Бонда; психодиагностическая методика для многомерной оценки
детской тревожности Л.И. Вассермана и Е.Е. Малковой; методика
многофакторного исследования личности Кэттелла (детский вариант) в
адаптации Э.М. Александровской; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В.
Амен); тест фрустрационных реакций Розенцвейга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было направлено на изучение детско-родительских
отношений у детей с различным уровнем тревожности. В настоящее время
множество стрессовых и экологически неблагоприятных внешних факторов
отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии детей и является
причиной формирования у них тревожности. Современные дети отличаются
беспокойством, нервным напряжением и эмоциональной неустойчивостью, что
оказывает пагубное воздействие на развитие многих личностных качеств
ребенка и негативно отражается на его качестве жизни. Поэтому изучение
проблемы детской тревожности и ее взаимосвязи с особенностями семейного
функционирования представляется актуальным.
Результаты проведенного исследования заключаются в том, что
тревожные дети отличаются от нетревожных как индивидуально-
психологическими характеристиками, так и родительским отношением. Так,
тревожные дети оказались менее уверенными в себе, чем нетревожные. Кроме
того, выяснилось, что на формирование тревожности оказывает влияние редкое
побуждение к словесным проявлениям со стороны родителей и чрезмерное
развитие активности ребенка. Источником социальной тревожности у детей
может являться ощущение самопожертвования у родителей. Наконец,
благодаря проведенному исследованию было обнаружено, что такие
психологические защиты родителей, как пассивная агрессия, сдерживание и
сублимация повышают уровень социальной тревожности детей, а
прогнозирование, наоборот, снижает вероятность формирования у ребенка
устойчивой тревоги в социальной сфере.
Полученные результаты могут быть использованы для профилактики
возникновения тревожности у детей путем информирования родителей об
особенностях влияния неблагоприятного родительского отношения и
неадаптивных психологических защит на эмоциональное состояние их ребенка.
Кроме того, полученные данные могут стать основой психологической
коррекции на ранних этапах уже начавшегося формирования детской
тревожности. Наконец, результаты проведенного исследования могут
способствовать дальнейшему изучению особенностей семейного
функционирования и психологических защит родителей тревожных детей с
целью их уточнения. Помимо этого, представляется важным проводить
дальнейшее исследование с тем, чтобы изучить влияние и других
индивидуально-психологических характеристик детей на возникновение у них
устойчивой тревожности.


1. Астапов В.М. Тревожность у детей. ПЕР СЭ; Москва; 2008.
2. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги /
Психологический журнал. 1992. No 5.
3. Белов В.Г., Коротенкова Р.Г., Гурьева М.А., Павловская А.В. Психологические
особенности тревожности у учащихся младших классов / Научно-
теоретический журнал «Ученые записки». – 2011. – No10 (80). – с. 36-41
4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Введение в системную
семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001.
5. Вассерман Л.И., Малкова Е.Е. Психодиагностическая методика для
многомерной оценки детской тревожности. – СПб., 2007.
6. Волынкина К.П., Мамайчук И.И. Структурно-динамические характеристики
тревожности детей с соматическими заболеваниями. / Психология XXI века:
системный подход и междисциплинарные исследования Сборник научных
трудов участников международной научной конференции молодых ученых. В
2-х томах. 2017. С. 127-134.
7. Вейц А. Э. Психологическая диагностика особенностей эмоциональных
нарушений у детей с неврозоподобными и невротическими расстройствами /
Вестник СПбГУ. – 2012. – Сер. 12, вып. 2, с. 94-103.
8. Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р.
Кэттелла: Учебное пособие. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. – 54 с.
9. Дементьева Н. Ф. Аффект тревоги в клинике психических заболеваний:
Методические рекомендации. — М„ 1981.
10. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез.
– Л.: Медицина, 1988. – 248 с.
11. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы
психологии. – 1984. – No4. – С. 89-95.
12. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. – М.:
Медицина, 1979. – 608 с.
13. Кочубей, Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? Семья и школа [Текст] / Б.
Кочубей. – М., 1998.
14. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
15. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1992.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ