Содержание 2
Введение 3
Обзор литературы 12
Глава 1. Решение задачи размещения пунктов производства и пунктов реализации продукции в узлах транспортной сети при заданном расположении пунктов добычи сырья, складов и покупателей в соответствии с принципом компромиссного решения 13
1.1. Общий алгоритм решения задачи 13
1.2. Алгоритм Флойда — Уоршелла нахождения кратчайших расстояний
между всеми вершинами взвешенного графа 17
1.3. Алгоритм нахождения компромиссного решения 18
Глава 2. Пример 19
2.1. Размещение двух пунктов производства и двух пунктов реализации продукции при заданном расположении шести покупателей, двух пунктов добычи сырья и двух складов 19
Выводы 31
Заключение 32
Литература 33
Приложение 35
Реализация и сопровождение инвестиционных проектов в конкурентных условиях ставит перед инвесторами множество различных задач, которые требуют строгого и формализованного подхода к решению. Часто в инвестиционных проектах, связанных с расширением деятельности компаний и выходом на новые рынки сбыта, одной из важнейших задач является задача размещения объектов инфраструктуры, в первую очередь таких, как пункты производства, переработки и реализации той или иной продукции. Такие задачи могут требовать решения в условиях различных конфигураций транспортных сетей, а также вариантов расположения в них покупателей и иных инфраструктурных объектов.
В данной работе строится математическая модель выбора и сопровождения инвестиционного проекта, который реализуется инвесторами в условиях выхода на новый рынок сбыта для своей продукции. Инвестиционный проект заключается в размещении пунктов производства продукции и пунктов её реализации в доступных для этого узлах имеющейся транспортной сети. Цель проекта - наладить продажу однотипной продукции конечным покупателям, расположенным в некоторых узлах транспортной сети, и получить от этого максимальную прибыль. При этом инвесторы договариваются между собой о размещении своих объектов на основе принципа оптимальности. В качестве принципа оптимальности в данной работе рассматривается компромиссное решение.
Для производства продукции инвесторам необходимо закупать сырье в одном из пунктов добычи сырья, расположенных в некоторых узлах транспортной сети. При этом количество закупаемого сырья определяется спросом на продукцию, который, в свою очередь, диктуется покупателями. Далее сырье доставляется в пункты производства, где, согласно производственным функциям, производится продукция. В качестве производственных функций в данной работе рассматриваются функции Кобба-Дугласа.
После производства продукцию для временного хранения отправляют на один из складов, которые также расположены в некоторых узлах транспортной сети. При этом перед инвесторами возникает необходимость оплаты аренды склада. Со склада продукция отправляется в пункт реализации, где её могут приобрести покупатели. Покупатели стремятся минимизировать свои затраты на покупку необходимого им количества продукции и исходя из этого выбирают тот или иной пункт реализации.
Для реализации инвестиционного проекта инвесторам необходимо решить задачу размещения пунктов производства и пунктов реализации продукции в узлах транспортной сети при заданном расположении пунктов добычи сырья, складов и покупателей в соответствии с принципом компромиссного решения.
В работу входит введение, неформальная постановка задачи и её формализация, обзор литературы, две главы, выводы, заключение, список литературы и приложение.
Во введении представлено описание исследуемой модели, определена задача и описаны объекты исследования.
В обзоре литературы содержится информация об источниках, использованных при написании данной работы.
В первой главе представлен формализованный алгоритм решения поставленной задачи, а также рассмотрены алгоритмы, использующиеся в процессе решения: алгоритм Флойда-Уоршелла нахождения кратчайших расстояний между вершинами взвешенного графа и алгоритм нахождения компромиссного решения.
Во второй главе приведен численный пример для случая размещения двух пунктов производства и двух пунктов реализации продукции при заданном расположении шести покупателей, двух пунктов добычи сырья и двух складов.
Выводы содержат описание полученных результатов.
В заключении подводятся итоги работы и описываются возможности применения работы на практике.
Приложение включает в себя программу на языке C++, реализующую алгоритм Флойда-Уоршелла нахождения кратчайших расстояний между вершинами взвешенного графа.
В результате рассмотрения модели выбора и сопровождения инвестиционного проекта, была решена задача размещения конечного числа пунктов производства и пунктов реализации продукции в узлах транспортной сети, при заданном расположении пунктов добычи сырья, покупателей и складов в соответствии с принципом компромиссного решения с помощью представленных в первой главе алгоритмов, проиллюстрированных на примере во второй главе.
Рассмотренная в работе модель может быть применена к различным областям экономики, связанным с производством, хранением и реализацией продукции. При этом алгоритмы, приведенные в работе, за счет строгой формализации позволяют решать задачи размещения в отличных от рассматриваемой в данной работе конфигурациях сетей и множеств инфраструктурных объектов, что расширяет область возможного применения модели на практике.
Дальнейшим развитием представленной модели может стать рассмотрение в её рамках инвестиционного проекта, подразумевающего производство и реализацию разных типов продукции.
[1] Launhardt W. Die Bestimmung des zweckmassigsten Standortes einer Gewerblichen Anlage // Zeitschrift des Vereines deutscher Ingenieure. v.26 (Mar), 1882. P. 106-115.
[2] Вебер А. О размещении промышленности: чистая теория штандорта, 1909.
[3] Лёш А. Географическое размещение хозяйства. М., 1959. 455 с.
[4] Hotelling H. Stability in competition // The Economic Journal. Vol. 153, № 39, 1929. P. 41-57.
[5] Искаков. М.Б. Полное решение задачи Хотеллинга: концепция равновесия в безопасных стратегиях для игры определения цен, Журнал Новой экономической ассоциации № 1 (13), 2012. C. 10-33.
[6] Steven C. Salop, Monopolistic Competition with Outside Goods // The Bell Journal of Economics. Vol.10, No.1, 1979. P. 141-156.
[7] Леонтьев. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика, М.: Политиздат, 1990. 415 с.
[8] Колокольцов В.Н., Малафеев О.А. Теория игр для всех (введение в математический анализ многоагентных систем конкуренции и кооперации). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 309 с.
[9] Петросян Л.А., Зенкевич Н.А. Теория игр. - М.: изд-ва ВШ и "Книжный дом "Университет", 1998. 300 с.
[10] Малафеев О.А., Зубова А.Ф. Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических систем на уровне многоагентного взаимодействия (введение в проблемы равновесия, устойчивости и надежности). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 1006 с.
[11] Гейл Д. Теория линейных экономических моделей. М.: Издательство иностранной литературы, 1963. 408 с.
[12] Christofides N. Graph Theory: An Algorithmic Approach. Academic Press, 1975. 400 p.
[13] Новожилова Л.М. Графы, сети, трасы. СПб.: Издательский Дом С.- Петерб. гос. ун-та, 2007. 108 с.
[14] Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Айрис-Пресс, 2002. 553 с.