ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме психологических аспектов стресса у педагогов 10
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости в психологии 10
1.2. Специфика профессии педагога в современных условиях 16
1.3. Стрессогенные факторы в педагогическом коллективе 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей стрессоустойчивости в педагогическом коллективе 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Анализ первичных данных по методикам 29
2.3. Рекомендации по актуализации индивидуальных ресурсов стрессоустойчивости в педагогическом коллективе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность исследования. Научные исследования показывают, что профессия преподавателя является одной из наиболее стрессовых профессий, что объясняется значительным эмоциональным напряжением, связанным с этой деятельностью. Факторы, вызывающие стресс у преподавателей, включают в себя недостаточно развитые личностные качества, физическое перенапряжение, трудности в оценке результатов работы, а также отсутствие внешней поддержки и социальной удовлетворенности.
Существует ряд психологических характеристик, которые могут повысить стрессоустойчивость преподавателя, в том числе: определенные черты характера (А.Б. Леонова, Б.А. Вяткин), мотивационную сферу (А.А. Баранов), уровень ситуационной тревожности (Н.Д. Левитов и др..), локус контроля (А.А. Реан, А.М. Боковиков), адекватный уровень самооценки (А.К. Макарова), уровень личностного интеллекта (Т.А. Немчин, Р. Лозариус, Я. Рейковский), коммуникативные компетенции (Л.А. Китаева-Смык, Т. Рибо, А.Г. Маклакова). Однако, эффект от них будет зависеть от индивидуально-психологических особенностей каждого человека. Для повышения своей стрессоустойчивости необходимо овладеть навыками регулирования своего поведения в ответ на стрессовые ситуации.
...
После глубокого изучения теоретических исследований, мы пришли к выводу, что стресс - это естественный отклик организма на изменения в окружающей среде. Понятие стрессоустойчивости возникла в 1930-х годах и отражает способность человека преодолевать трудности, контролировать свои эмоции, прониматься чувствами окружающих и сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Важной составляющей стрессоустойчивости является готовность к решению неожиданных проблем.
В современном мире, стресс присутствует во всех профессиональных сферах деятельности. Среди профессий, которые связаны с высокой нагрузкой, учителя занимают лидирующие позиции. Преподавательская деятельность требует огромных усилий и напряжения, а взаимодействие с учениками и коллегами часто приводит к появлению сложных эмоциональных ситуаций. Неудивительно, что профессия учителя считается одной из самых энергозатратных и требующих высокой устойчивости к стрессу.
...
1. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. – Ростов н/Д.:Феникс, 2017.
2. Афтанас Л. И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологическийанализ. – Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2018. – 126 с.
3. Багадаева О.Ю. Стрессогенные факторы в профессии педагога дома ребенка. - М.: Вектор науки ТГУ. Вып. № 2. - Иркутск, 2014.
4. Багнетова Е.А., Шарифуллина Е.Р. Проблема эмоционального выгорания педагогов / Роль социальных, медико-биологических и гигиенических факторов в формировании здоровья населения. - V Всероссийская научнопрактическая конференция. – Пенза, 2017.
5. Березовская Л. Г., Слабинский В.Ю., Подсадный С. А. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научных статей. Курск: КГУ, 2017. С. 17– 19.
6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – М: Питер. – Санкт-Петербург, 2018. – 336 с.
7. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессовые реакции иактивационная терапия. – М.: ИМЕДИС, 2018.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессий М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2013.
9. Зубок Ю.А. Саморегуляция и рационализация в условиях трансформирующегося общества. - Всероссийская научно-практическая конференция «Современная российская молодежь: от стихийной самоорганизации к целенаправленному формированию субъектности», 27-29 марта 2017 г. – М: БелГУ, 2017. – С. 97–101.
10. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. – М.: Наука, 2015.
11. Куприянов Р.В, Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум. - М.: КНИТУ. 2012. - 212 с.
12. Леви Л. Эмоциональный стресс. — М.: Медицина, 2019. — 326 с.
13. Медведев О. С. Эмоциональные напряжения и стресс // Физиология кровообращения. – Л.: Наука, 2016. – С. 507–525.
14. Митин Г.В. Профилактика и коррекция негативных психических состояний педагогов. – М.: СГИ, 1999. - 165 с.
15. Мыслободский М. С. Проблема «неспецифичности» стресса и функциональная асимметрия человеческого мозга // Стресс и его патогенетические механизмы. Мат-лыВсесоюз. симпозиума. – Кишинев: Штиинца,2017. – С. 97–98.
...
Всего 37 источников