Введение ....................................................................................................................... 1
1. Развитие государственно-частного партнерства в социальной сфере:
концепция и практические аспекты ...................................................................... 6
1.1 Теоретические основы исследования государственно-частного
партнерства: социально-экономический и политический контекст ................. 6
1.2 Современные нормативно-правовые и институциональные аспекты
регулирования государственно-частного партнерства в России .................... 17
1.3 Динамика и особенности развития государственно-частного
партнерства в социальной сфере ......................................................................... 26
2. Реализация проектов государственно-частного партнерства в
социальной сфере Российской Федерации в условиях кризиса и санкций.. 37
2.1 Сравнительный анализ зарубежной практики реализации государственно-
частного партнерства в социальной сфере ........................................................ 37
2.2 Реализуемость проектов государственно-частного партнерства в
социальной сфере в условиях кризиса и санкций ................................................. 50
2.3 Региональные инициативы реализации проектов государственно-частного
партнерства в социальной сфере (на примере кейсов) ...................................... 67
Заключение ................................................................................................................ 88
Список использованных источников .................................................................. 91
Приложения ............................................................................................................ 107
Актуальность темы исследования определяется содержанием и
основными направлениями развития социальной сферы России в настоящее
время. Новый президентский цикл (2018-2024 гг.) по совокупности приоритетов
и механизмов их реализации продолжает тенденцию предыдущего десятилетия
и заключается в активном сотрудничестве бизнеса и власти в решении
общественных проблем. Социальная сфера имеет свою специфику, которая
заключается, с одной стороны, в ее чрезвычайной важности для граждан
России, основой обеспечения гарантированного качества жизни, с другой
стороны, публичный характер ее продукта демонстрирует экономическую и
инвестиционную непривлекательность для прямых частных инициатив. При
этом качество, доступность социальной сферы, широта ассортимента
предоставляемых услуг выступают индикатором удовлетворенности граждан
деятельностью государства, фактором развития доверия и сотрудничества.
Поэтому, как показывает отечественный и зарубежный опыт реализации
проектов государственно-частного партнерства привлечения частных
партнеров, их опыта и управленческих бизнес моделей для строительства
объектов социальной инфраструктуры и оказания качественных публичных
услуг, является действенным механизмом, способным превратить дотационную
сферу в экономически устойчивого агента.
Экономическая уязвимость социальной сферы, а также общая
геополитическая обстановка, санкции, оказывают прямой негативный эффект на
возможности реализации проектов ГЧП и активное сотрудничество государства
и бизнеса в этой сфере. В России влияние деструктивных тенденций
дополняется и усугубляется еще недостаточной институционализацией рынка
проектов ГЧП и диспропорциями в развитии правового и организационного
обеспечения в регионах.
Степень разработанности проблемы
Государственно-частное партнерство является изучаемой темой в
российской и иностранной науке. Исследования в области теоретических основ
ГЧП проводят Д. Бринкерхофф, Д. Гримшоу, и.т.д. Работы в области изучения
нормативно-правовых и институциональных основ ГЧП в России, а также
динамики развития партнерства проводятся В.А. Кабашкиным, Ю.К.
Русановым, и.т.д. Сравнительным анализом российского и иностранного опыта
в области ГЧП занимается В.А. Кабашкин, Н.А. Багдасарян, А.С. Кузин и.т.д.
Анализом влияния ГЧП на внешнюю среду занимаются А.Роумбоутсос,
Н.Чиара, В.П. Нехорошков, Ж.К. Леонова, Е.В. Рожков, О.А. Александрова,
и.т.д. Проведением кейс-анализов практик ГЧП занимались Д. Гримшоу,
М.А.Канаева и.т.д. Таким образом, институт ГЧП привлекает особое внимание
со стороны научного сообщества в его разных проявлениях.
Однако, несмотря на достаточный интерес к институту ГЧП в
отечественной и зарубежной литературе, опыт реализации проектов в
социальной сфере с учетом действия кризисных тенденций и политических
санкций, отражен недостаточно. Обобщение опыта российских и зарубежных
частных партнеров, успешно реализовавших проектов в сфере здравоохранения
Северо-Западного региона РФ, является актуальным, проблемным и
практически значимым как для теоретических осмыслений развития института
ГЧП, так и для практиков. Это и объясняет выбор темы, постановку цели и
задач данного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей развития института государственно-частного партнерства и факторов успешной реализации региональных проектов в социальной сфере в условиях кризиса и санкций. Реализация данной цели требует конкретизации задач исследования:
- проанализировать теоретические основы, концепции исследования
института ГЧП через призму социально-экономического и политического аспектов;
- выявить специфику институционального и нормативно-правового
регулирования института ГЧП в России;
- проследить динамику и особенности развития института ГЧП в
социальной сфере;
- провести сравнительный анализ зарубежной практики реализации
проектов в социальной сфере;
- оценить реализуемость проектов ГЧП с оценкой качества и доступности среды;
- реализовать кейс-анализ проектов ГЧП в сфере здравоохранения Санкт-
Петербурга и сформулировать предложения о развитии института ГЧП на
перспективу с учетом кризиса и санкций.
Объектом исследования выступает институт государственно-частного
партнерства и проекты ГЧП в социальной сфере (здравоохранение) Санкт-
Петербурга. Предметом являются институциональные, организационные
особенности реализации проектов ГЧП в социальной сфере российских
регионов в период экономического кризиса и санкций.
Теоретическая основа исследования определяется концептуальными
основаниями институциональной теории и новой институциональной теории
(концепции побуждения и принципал-агента Ж. Лаффорта и Ж. Тироля).
Эмпирическая основа исследования определяется данными
государственной статистики федерального и регионального уровней, документы
и отчеты о развитии института ГЧП, опубликованные профильными
министерствами и общественными институтами, данные глубинных интервью с
руководителями ГЧП проектов, первичная документация частных партнеров ГЧП.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что в условиях
нарастания экономического кризиса и политической нестабильности, связанной
с развертыванием санкций, развитие института ГЧП в социальной сфере
определяется в основном политической волей государства и сформированным
(на основе реализации проектов как в социальной, так и других сферах) опытом.
Активное привлечение частных партнеров в проекты социальной сферы
продиктовано эффективностью бизнес моделей, инвестиционными
возможностями и инновационными ориентациями бизнеса. При этом
политическое участие государства в стабилизации сферы ГЧП заключается в
необходимости перехода от точечного к системному регулированию
(дальнейшей проработки и реализации «дорожной карты»), а также создания
доступных финансовых механизмов, включающих налоговые льготы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Снижение негативного воздействия кризиса и санкций на реализацию
проектов ГЧП в социальной сфере возможно посредством «буферной»
поддержки государства, состоящей в реализации стратегии развития
ГЧП (дорожные карты), организационном сопровождении и
предоставлении доступных финансовых механизмов и налоговых льгот
для частных партнеров.
2. Успех проектов ГЧП в социальной сфере региона определяется
наличием экономической свободы у частного партнера в выборе
моделей проектирования инфраструктуры и бизнес-процессов оказания
публичных услуг, а также поддержкой государства в обеспечении
сопряженности процесса оказания услуг частного и публичного
сектора (на примере здравоохранения).
Практическое значение работы состоит в возможности более глубокого
изучения положительного опыта реализации проектов ГЧП в социальной сфере
Санкт-Петербурга и его использования для информационной поддержки
будущих инициатив. Кроме того, интервью с представителями частных
партнеров в проектах ГЧП в здравоохранении Санкт-Петербурга показали
наличие в целом положительного и оптимистичного взгляда бизнеса на
возможность участия в развитии данной сферы, что говорит о перспективах и
необходимости дальнейшей теоретической и практической проработки данной проблематики.
Структура выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа разделена на две главы, каждая из
которых состоит из трех параграфов. В первой главе будут рассматриваться
теоретические основы государственно-частного партнерства, современные
аспекты нормативно-правового и институционального регулирования института
в России, а также особенности развития ГЧП в социальной сфере. Во второй
главе будет проведен сравнительный анализ российской и зарубежной практики
реализации ГЧП в социальной сфере, изучено влияние внешней среды на
реализуемость проектов партнерства в социальной сферы посредством PEST и
SWOT анализов. В конце-концов, будет проведен кейс-анализ 2 проектов ГЧП в
отрасли здравоохранения в городе Санкт-Петербург.
Проведенное исследование особенностей развития института государственно-
частного партнерства в России в условиях экономического кризиса и санкций
позволило сформулировать следующие выводы и осуществить обобщение
практического опыта на примере двух кейсов, описывающих успешные
практики реализации проектов ГЧП в здравоохранении в г. Санкт-Петербург.
1. Анализ основных теоретических подходов к исследованию
государственно-частного партнерства, показал, что современный
институт государственно-частного партнерства представляет собой
развитую форму сотрудничества государства и частного бизнес партнера,
главной целью которой является совмещение профессиональных и
финансовых ресурсов для предоставления услуг или создания, реновации
или эксплуатации инфраструктуры. Государство заинтересовано в
сотрудничестве с бизнесом по финансовым причинам, стремясь привлечь
дополнительные инвестиции, по организационно-управленческим
причинам, стремясь к улучшению эффективности управления и качества
услуг, и по политическим мотивам, стремясь к более прозрачному,
открытому принятию решений, более широкому представительству
заинтересованных групп. Для частного партнера, сотрудничество является
возможностью получения стабильного дохода, расширения
политического влияния, а также является формой корпоративной
социальной ответственности. Особенностями социальной сферы ГЧП
является невысокая рентабельность, значительная рискованность, разница
в целях у государства и бизнеса, высокое участие негосударственного
сектора в социальной сфере и развитость на локальном уровне. В работе
сделан вывод, что развитие института ГЧП предопределяется качеством
влияет институциональной и нормативно-правовой среды.
2. В работе проанализированы институциональные и нормативно правовые
аспекты развития института ГЧП и сделан вывод о том, что за более чем
десятилетний период в стране сформированы базовые основания для
развития партнерства государств и бизнеса. Однако сложости реализации
проектов в социальной сфере связаны с отсутствием отраслевого закона,
регулирующего социальную сферу, недостаточным совершенством
действующих законов, организационной непроработанностью политики
реализации проектов как на уровне федерации, так и в регионах. Тем не
менее государство стремится к преодолению существующих ограничений,
созданию всех необходимых механизмов для успешного сотрудничества
публичной и частной сторон.
3. Проанализированная динамика развития ГЧП в России свидетельствует о
о динамичном росте проектов ГЧП, несмотря на экономический кризис и
санкции. Социальная сфера ГЧП, будучи экономически привлекательной
для бизнеса по сравнению с отраслями инфраструктуры, демонстрирует
развитие, все более активно привлекая инвесторов. Интерес к социальной
сфере обусловлен приоритетами социальной политики государства, и
стремлением обеспечить приток финансов в данную отрасль, а также
эффективные бизнес модели строительства социальной инфраструктуры и
предоставления публичных услуг.
4. В работе реализован сравнительный анализ российского и иностранного
опыта развития ГЧП. По его результатам можно закочить, что Россия, все
еще отстает по многим параметрам, свойственным странам с развитым
институтом партнерства, таким, как Великобритания или Испания, однако
она прикладывает активные меры для преодоления отставания, направляя
усилия на основные области регулирования ГЧП.
5. Анализируя среду реализации ГЧП с использованием методологии SWOT
анализа, с учетом особенностей, связанных с периодом экономического
кризиса и санкций, основным фактором для развития проектов ГЧП в
социальной сфере является политическая поддержка со стороны
государства, стремящейся, исходя из существующих экономических
реалий и социально-экономических задач создать условия для института
партнерства. При этом, существующие экономические трудности
негативно воздействуют на реализацию проектов, уменьшая финансовые
возможности бизнеса и ограничивая их к источникам внешнего
финансирования. Экономические санкции, при этом, ограничивают
возможности сотрудничества с иностранными компаниями и
организациями, уменьшая потенциальную скорость развития института.
6. В работе, для рассмотрения практических аспектов реализации проектов
ГЧП в социальной сфере был применен кейс анализ, который позволил
сделал выводы о положительном тренде реализации проектов ГЧП в
Санкт-Петербурге, усилении и оптимизации опыта взаимодействия между
органами власти и бизнесом, активным расширением практики
применения партнерства и ростом доверия между сторонами. Успех
реализации проектов связан с политическим стремлением власти выйти на
диалог с частной стороной, и с другой стороной готовностью бизнеса
сотрудничать в рамках проектов ГЧП. Дальнейшее развитие партнерства
связано с дальнейшим расширением опыта, взаимной интеграции
частного и государственного сектора и активной поддержке государства
при реализации проектов ГЧП в разных отраслях социальной сферы.
Нормативно-правовые акты
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года"// Спс КонсультантПлюс
2. Федеральный Закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) N 224-ФЗ
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс
3. ФедеральныйЗакон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О
концессионных соглашениях" // СПС КонсультантПлюс
4. Федеральный Закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) N 224-ФЗ
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный Закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) N 224-ФЗ
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс
6. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской
Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
7. Приказ Минфина РФ от 12 мая 2011 г. N 175 "Об утверждении
Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере инноваций,
промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-
государственного партнёрства""// СПС КонсультантПлюс
8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 июля 2014 года No407
Об утверждении Положения о Департаменте инфраструктурного развития
и государственно-частного партнерства Министерства здравоохранения
Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс
9. "План мероприятий ("дорожная карта") по развитию инструментария
государственно-частного партнерства" (утв. Правительством РФ 2018) //
СПС КонсультантПлюс
10. Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года
NoNo 594, 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603, 604, 605, 606
[http://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/6.pdf]
Монография и справочные издания
1. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах
Российской Федерации. – М.: Изд. дом Дело РАНХиГС, 2015, c. 23-26.
2. Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине "Государственно-
частное партнерство" [Текст] / Правительство Российской Федерации,
Санкт-Петербургский гос. ун-т, Ин-т "Высшая школа менеджмента" ;
[сост. М. Ю. Соколов]. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2015. - 111, [1] с.; 23
см.; ISBN 978-5-9906639-0-0. - С. 11
3. Brinkerhoff F., Brinkerhoff M. Public-Private Partnerships: Perspectives
onPurposes: Publicness, and good governance // Public administration and
development., 2011. Vol 31, 3-14. P 4-5
4. Chiara N., Roumboutsos A.Public Private Partnership: A Strategic Partnering
Approach [P 75] [https://www.irbnet.de/daten/iconda/CIB12095.pdf] (Дата
обращения: 23.05.2018)
5. Palma, A., Leruth L., Pruiner G. Towards a Principal-Agent Based Typology of
Risks in Public-Private Partnerships. -De Boeck Superieur, ISBN
9782804169954. - PP. 18-19.
...