Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирвание у старших дошкольников регулятивно-коммуникативных умений в сюжетно-ролевой игре (Оренбургский Государственный Педагогический Университет)

Работа №129844

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы100
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» (Оренбургская область, п. Тюльган).
Выборка: 13 детей, из них 6 девочек и 7 мальчиков.
Есть приложения.

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы формирования у старших дошкольников регулятивно-коммуникативных умений в сюжетно-ролевой игре………………….8
1.1. Проблема формирования регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе……………8
1.2. Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании регулятивно-коммуникативных умений……………………...16
1.3 Роль сюжетно-ролевой игры в формировании регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников…22
Глава 2 .Опытная работа по формированию регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры………34
2.1. Диагностика сформированности регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников……34
2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников……49
Заключение……………………………………………………………………...70
Список литературы………………76
Приложения……………………………………………………………………..82 

В современных условиях реформирования системы образования проблема формирования регулятивно-коммуникативных умений выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - социальная адаптация детей.
Необходимо прежде всего отметить, что общение является важнейшим условием и фактором психического развития ребенка. Впервые эта идея была обозначена Л.C. Выготским. «Он отмечал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры»[13].
Формирование регулятивно-коммуникативных умений у ребенка в дошкольном возрасте – важное условие его нормального психического и личностного развития. Общение является основой проявления специфически человеческих эмоций и вообще всех психических состояний, а также необходимым условием формирования психологических свойств личности, ее сознания, умений и навыков, обеспечивающих различные виды деятельности.
В ряде исследований отмечается, что «коммуникативные умения, определяя успешность общения ребенка со взрослым и сверстником, способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста» (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.) [17], «влияют на общий уровень их деятельности» (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин и др.) [4]. Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская.) [24].
Старший дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования коммуникативных умений. Детей старшего дошкольного возраста можно назвать активными носителями и субъектами коммуникативной деятельности. В дошкольном возрасте у детей формируются и активно развиваются отношения с его окружением, и их коммуникативная активность направлена и на сверстников, и на взрослых, причем сверстник занимает ведущую позицию в системе делового и игрового взаимодействия, а взрослый – в системе взаимодействия познавательного.
Огромное влияние на развитие регулятивно- коммуникативных умений имеет развитие у ребенка речи, памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы. Обеспечивает возможность формирования у старших дошкольников регулятивно-коммуникативных умений и возникновение в период кризиса 6-7 лет обобщения переживаний (интеллектуализация аффекта) и как следствие потеря детской непосредственности, возникновение обобщенного восприятия действительности и произвольности поведения.
М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина отмечают, что «если у детей младшего дошкольного возраста ведущую роль в общении играют выразительные и практические операции, то к старшему дошкольному возрасту ведущую роль начинает играть речь» [33].
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, благодаря игре происходит формирование личности ребенка, изменения его психики. Особое значение для развития ребенка дошкольного возраста имеют сюжетно-ролевые игры, которые позволяют дошкольникам выбирать роль в соответствии с тем, что они наблюдают в обществе. Такие игры делают общение творческим, интересным, благоприятно влияют на развитие личности детей и активно формируют регулятивно-коммуникативные умения ребенка. Взаимодействуя в игре, дети активно используют речь так, как использовали бы речь обыгрываемые ими герои, применяют различные средства общения [15].
Зачастую в условиях ДОО при организации сюжетно-ролевых игр воспитатель, руководствуясь достижением высоких результатов, проводит игру не свободно, а как регламентированное занятие, сам распределяет роли, действия детей и оценивает их. Поэтому проводимая таким образом игра не вызывает у детей желания и интереса в ней участвовать, и сама деятельность воспитателя становится неэффективной, тогда как при грамотной организации сюжетно-ролевых игр у детей формируются такие качества как бесконфликтность, толерантность, эмпатия, интерес и желание контактировать с окружающими людьми.
Содержание работы по проблеме формирования коммуникативных умений, представлено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Содержание данной области «направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и самoрегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [1, с.7].
Актуальность выбранной проблемы исследования, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы «Формирование у старших дошкольников регулятивно-коммуникативных умений в сюжетно-ролевой игре».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс сюжетно-ролевых игр для формирования регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: формирование регулятивно-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: формирование регулятивно-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре будет эффективным, если:
- учитывается уровень и особенности сформированности регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников;
- реализуется комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию умений планирования, организации и контроля в определенном виде деятельности, умений слушать, эмоционально сопереживать собеседнику, разрешать конфликтные ситуации, проявлять свои эмоции согласно той ситуации, в которой находится ребенок, понимать эмоциональное состояние другого человека.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования регулятивно-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности регулятивно-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс сюжетно-ролевых игр для формирования регулятивно-коммуникативных умений.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент.
- методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса сюжетно-ролевых игр способствующих формированию у старших дошкольников регулятивно-коммуникативных умений, в практике педагогов дошкольных образовательных организаций.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Тюльган.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно – оно является актуальным и закономерным. Социальная среда личности сегодня является решающим фактором его развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия, речевого общения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет констатировать, что регулятивно-коммуникативные умения – совокупность знаний и умений в области вербальных и невербальных средств общения, способность к межкультурному взаимодействию, правильное поведение в различных ситуациях общения.
Регулятивно-коммуникативные навыки классифицируются следующим образом:
– социально-психологические навыки (возможность строить взаимоотношения в различных видах совместной деятельности, как с детьми, так и с взрослыми);
– коммуникативно-организаторские навыки (возможность осуществлять планирование, инструктирование и контроль в определенном виде деятельности, не только совместной, но и личной);
– вербальные коммуникативные навыки (умение слушать, умение эмоционально сопереживать собеседнику, умение разрешать конфликтные ситуации);
– невербальные навыки (умение проявлять свои эмоции согласно той ситуации, в которой находится ребенок, сформированность контроля у ребенка над чрезмерными эмоциональными переживаниями).
Старший дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования регулятивно-коммуникативных умений. Этот возраст можно охарактеризовать как период развития первых личностных серьезных установок, связанных с формированием сознательной личности. Ведущим видом деятельности в данный период является сюжетно-ролевая игра. Основными новообразованиям в старшем дошкольном возрасте являются: соподчинение мотивов поведения; возникновение этических оценок, понимание норм и правил поведения; формирование самосознания; произвольность поведения.
В старшем дошкольном возрасте общение начинает зависеть от личностных качеств. При этом первые группы не дифференцированы, нет статусных положений, и следовательно они легко поддаются манипулированию взрослыми. Как только группы становятся более или менее устойчивы, появляется статусное положение: лидер - человек, организующий деятельность группы; звезда - тот, кто больше нравится; референт - с мнением кого все считаются.
Огромное значение в формировании регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников имеет сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры является мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке.
Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на формирование регулятивно-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий людей. Постигая систему человеческих взаимоотношений, он начинает осмысливать свое место в ней.
В ходе исследования была проведена диагностика уровня сформированности регулятивно-коммуникативных умений старших дошкольников. С целью диагностики регулятивно-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста были выбраны следующие методики исследования:
1. Наблюдение за детьми (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева);
2. Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);
3. Диагностическая методика с карточками «Хорошо- плохо»
(авторская);
4. Методика «Угадай эмоцию» (Г.А. Урунтаева);
5. Методика «Выявление уровня развития диалогического общения детей: Беседа по предложенной ситуации» ( Е.И. Радина).
На основе полученных данных можно сделать вывод, что:
5 воспитанников (38,5%) имеют низкий уровень сформированности регулятивно-коммуникативных умений: на протяжении всего констатирующего эксперимента при общении с воспитанниками группы достаточно часто показывали избирательное взаимоотношение; во время общения старались проявлять качества лидера, не учитывали мнения других в некоторых вопросах; эмоциональным состоянием других ребят не интересовались: «Мне нравится – значит, нравится всем». Данным детям очень сложно договориться друг с другом, каждый настаивает на своем мнении. Если не хотят общаться, то или отвечают односложно, или совсем игнорируют собеседника; дети в достаточной мере понимают эмоциональное состояние людей, изображенных на картинке, но не всегда могут правильно определить эмоции.
Для них свойственны односложные ответы, если вопрос не нравится, то могут и проигнорировать, не ответить. Дети часто невнимательны, упускают нить разговора, перебивают собеседника, иногда отвечают вопросом на вопрос. В своей речи почти не используют формулы речевого этикета. С воспитанниками данной группы необходима работа по повышению их уровня развития навыков культуры общения.
4 воспитанника (30,8%) характеризуются средним уровнем сформированности регулятивно-коммуникативных умений: на протяжении всего констатирующего эксперимента были достаточно общительны, но во время общения старались доказать свое мнение, не всегда были корректны в выражениях, не всегда могли договориться с другими детьми; не всегда проявляют внимание к своим товарищам, не всегда используют формулы речевого этикета; в основном, учитывают эмоции других, но иногда не замечают настроения других детей. Правильные объяснения картинок принимают адекватно, соглашаются с воспитателем. Умения культурно общаться, сотрудничать сформированы не полностью. Не всегда получается вести диалог, правильно определить эмоции товарища.
Не всегда дают правильную характеристику состоянию человека, умеют определять нормы гуманного поведения, не всегда проявляют доброжелательность при ответе на вопрос, бывают невнимательны к собеседнику. Иногда отвечают односложными ответами, переходят на повышенные тона.
4 воспитанника (30,8%) имеют высокий уровень сформированности регулятивно-каммуникативных умений: на протяжении всего констатирующего эксперимента проявляли доброжелательное отношение к своим товарищам, избегали конфликтных ситуаций. Дети показали умение договариваться с партнером, умение выслушивать друг друга, не перебивая; проявляли заботу к младшим (группа разновозрастная), достаточно хорошо понимали эмоциональное состояние других детей группы. Показали хорошие знания этикета: постоянно, в системе использовали формулы приветствия, прощания, благодарности; в выполнении заданий дети проявляли интерес, заинтересованность. Отвечая на вопросы воспитателя, дошкольники достаточно свободно пользуются конструкциями полных предложений, развернутых ответов, что свидетельствует о желании общаться, проявляют интерес к общению.
Полученные результаты обусловили необходимость разработки комплекса игр по формированию регулятивно-коммуникативных умений.
В свою очередь, задачи комплекса ориентированы на развитие таких регулятивно-коммуникативных умений как: социально-психологические навыки; коммуникативно-организаторские навыки; вербальные навыки; невербальные навыки.
Игры способствующие формированию социально-психологических навыков; коммуникативно-организаторских навыков; вербальных навыков; невербальных навыков:
1. Игры на бытовые сюжеты: семья, дни рождения, поход в гости.
2. Игры на темы, в которых отражается труд людей: школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница.
3. Игры на героико-патриотические темы: войны, космические полеты и прочее.
4. Игры на темы литературных произведений.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок проводит различные манипуляции с куклами.
Принципы построения комплекса сюжетно-ролевых игр:
– профессионально подойти к выбору игрового материала. Иры должны соответствовать как возрасту детей, так и основной проблеме: формирование регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников;
– систематическое проведение игр. Система в любой деятельности детей — это всегда очень важно, ведь от этого напрямую зависит успешность усвоения. Важно соблюдать все этапы игр, а также выбранное время, это будет способствовать закреплению материала;
– связь с реальностью. Игры могут быть фантазийными, но в то же время желательно, чтобы они включали в себя те действия, которые знакомы ребенку, особенно в начале программы. Это важный момент, соблюдая который будет проще вовлечь ребят в деятельность и получить максимальный результат;
– применение наглядности, а также современных форм, методов и технологий в работе с детьми. Важно не просто применить ту или иную игру, но и обучить ее правилам, создать условия для включения всей группы в одну деятельность.
Важно обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе впечатлений детей о реальной жизни с помощью экскурсий, тематических бесед; принимать активное участие педагогам в создании и реализации сюжетно-ролевых игр совместно с детьми; побуждать детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельные сюжетно-ролевые игры.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
2. Абашина, В. В. Методическая работа в дошкольной образовательной организации : учебно-методическое пособие / В. В. Абашина, С. А. Якоб. — Сургут : СурГПУ, 2019. — 103 с.
3. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Москва: Форум, 2015. 142 c.
4. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2016. C.185-188.
5. Белянина М.В. Коммуникативная культура личности. М.: Академия, 2014. 252 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
7. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2015. 96 с.
8. Выготский, Л. С. К вопросу о динамике детского характера / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 15 с. — ISBN 978-5-507-43479-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96049 (дата обращения: 04.11.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2006. 615 с.
10. Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / под ред. Васильевой. М.: Просвещение, 1998. 127 с.
11. Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 446 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11466-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518429 (дата обращения: 11.10.2023).
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2012. 384 c.
13. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513887 (дата обращения: 31.10.2023).
14. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребёнком. М.: Аркти, 2004. 160 с.
15. Дошкольное образование: традиции и инновации : учебно-методическое пособие / составители Н. В. Михайлова [и др.]. — Оренбург : ОГПУ, 2020. — 118 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143522 (дата обращения: 20.11.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
16. Журавлева С.С. Психологическое обеспечение социально коммуникативного развития старшего дошкольника в организации дополнительного образования детей. // Электронная библиотека «Киберленинка».URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoeobespechenie-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-starshego-doshkolnika-vorganizatsii-dopolnitelnogo (дата обращения: 22.08.2023 года).
17. Запорожец А.В. Психология личности дошкольника. М.: Просвещение, 1998. 294 с.
18. Залевская, В.Д. Особености формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста / В. Д. Залевская, М. Е. Штефан, О. В. Липунова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2022. — № 4. — С. 47-52. — ISSN 2782-411X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/329108 (дата обращения: 10.11.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
19. Итильсон Л.Б. Социальная психология: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ Академия, 2013. 264 с.
20. Кормильцева Е.С. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2012. 544 с.
21. Кухар, М. А. Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях современной образовательной практики : учебное пособие / М. А. Кухар, Т. А. Шкерина, О. В. Груздева. — Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022. — 224 с.
22. Коренблит, С. С. ФГОС ДО в семейной педагогике. Развитие современного дошкольника средствами музыки, стихов, песен, изобразительного искусства, ИКТ. Проект «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») : учебное пособие / С. С. Коренблит. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 236 с.
23. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М.: Педагогика, 2003. 405 с.
24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. 384 с.
25. Макарова Е.Д. Игра в жизни современного дошкольника // Детский сад: теория и практика. 2011. №1. С. 96-103.
26. Михайленко Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2002. 160 с.
27. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. 8-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
28. Полякевич Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011. 159 с.
29. Проняева С.В. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: дис... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 164 с.
30. Первова, Г. М. Формирование коммуникативных умений у дошкольников : учебное пособие / Г. М. Первова. — Тамбов : ТГУ им. Г.Р.Державина, 2022. — 89 с. — ISBN 978-5-00078-596-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/331256 (дата обращения: 11.10.2023).
31. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Козлова [и др.] ; под редакцией С. А. Козловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 168 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12429-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518198 (дата обращения: 31.10.2023).
32. Привалова С.Е. Результаты исследования сформированности коммуникативных умений у дошкольников. // Электронная библиотека
«Киберленинка».URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniyasformirovannosti-kommunikativnyh-umeniy-u-doshkolnikov (дата обращения: 22.08.2023 года).
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2014. 705 с.
34. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Академия, 2005. 248 с.
35. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста : учебное пособие / составители О. В. Вакуленко [и др.]. — Шадринск : ШГПУ, 2023. — 182 с. — ISBN 978-5-87818-685-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/359030 (дата обращения: 04.11.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
36. Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве : сборник научных трудов / под редакцией И .В. Тигрова. — Липецк : Липецкий ГПУ, 2020. — 156 с. — ISBN 978-5-907168-83-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169323 (дата обращения: 31.10.2023).
37. Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры : учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00219-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511653 (дата обращения: 31.10.2023).
38. Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения : учебник и практикум для вузов / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06390-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513043 (дата обращения: 04.11.2023).
39. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков [и др.] ; под научной редакцией А. И. Савенкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 339 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12667-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518256 (дата обращения: 31.10.2023).
40. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. М.: Владос, 2011. 185 с.
41. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1994. 208 с.
42. Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей. М.: Аркти, 2010. 63 с.
43. Шпицина Л.В. Азбука общения М.: Детство Пресс, 2002. 384с.
44. Щербакова Е.А. Формирование взаимоотношений детей в игре. М.: Аркти, 2010. 263 с.
45. Щемерова, Н. Н. Мониторинг речевого развития дошкольников : учебно-методическое пособие / Н. Н. Щемерова. — Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2014. — 131 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ