Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭПОХУ (на примере исследования поэтических генераторов 70-х гг)

Работа №129841

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Основная часть 7
Цифровая поэзия. История развития жанра 7
Предпосылки к развитию (по К. Фанкхаузеру) 7
Историческая обусловленность появления такого типа текстов (по Ф. Крамеру) 11
Ранний период 16
Поэзия - цифровая поэзия 17
Феномен жанра 20
Компьютерные технологии и создание поэтического текста. Процесс развития 21
Компьютерные стихотворения 22
Типы поэтических генераторов 23
Штутгартская школа 28
Французская школа 29
Американская группа 31
Поэтический генератор Бориса Каца 32
Анализ программы сочинения стихов 34
Контекст времени (другие эксперименты 1970-х гг) 40
Феномен вычислительного возвышенного 43
Постструктуралистская теория в контексте цифровой поэзии 46
Контекст концептуальной литературы 48
Современный этап 50
Заключение 53
Библиография 56
Приложения 59

В мировом контексте период 1950-1960 годов — это момент перехода
индустриального общества в постиндустриальное, тогда менялось не только со-
держание труда, но существенные преобразования происходили во всей области
культуры и современной цивилизации, важным фактором чего являлась опти-
мистичная вера в науку, в точное знание, которое должно было повлиять на
прогресс общества: с одной стороны, рационализировать мир, избавить его от
всех неопределенных, до того не поддающихся логическому объяснению лакун,
с другой — такой фактор социальных преобразований актуализировал сложный
спектр мировоззренческих, социально-этических и других проблем.
В рамках научно-технического прогресса технологии распространялись
на любую сферу социальной жизни. В языке основной технический концепт,
прежде всего, проявился в повышении авторитета структурной лингвистики,
распространении ее метода на все гуманитарные науки. В то время, когда Клод
Леви-Стросс пишет «Структурную антропологию», а Мишель Фуко методом
синхронии анализирует исторические эпохи, создавая одну за другой «археоло-
гии» определенного объекта его интереса, взаимовлияние технических и линг-
вистических начал побуждает появление кибернетики в современном для нас
понимании1 (то есть как науку об общих закономерностях процессов управле -
ния и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе). В то
время создаются компьютеры и автоматические устройства, взывающие к изоб-
ретению языков, посредством которых становится возможной коммуникация
между человеком и машиной. Иными словами, этот процесс представляет собой
попытку создания универсального искусственного языка путем изучения струк-
туры естественного языка. Первые машинные языки «конструируют» язык по
модели некой знаковой системы, элементы которой определенным образом вза-
имодействуют между собой (такое взаимодействие привычным нам образом на-
зывается «грамматикой»). При этом, важно, что в контексте взаимоотношений
между кибернетикой и (структурной) лингвистикой зарождается и новый поэ-
тический язык - жанр цифровой поэзии.
Данная работа представляет собой исследование становления нового
направления, в широком смысле, нового языка культуры, образованного синте-
зом текста и машины.
С момента научно-технической революции и по настоящее время эта
тема остается актуальной для западноевропейской и американской филологии,
однако в отечественной – не является хорошо разработанной, что однозначно
побуждает нас проявить внимание к вопросу исследования.
Еще Ю. Лотман на раннем этапе своей академической карьеры пишет
статью «Литературоведение должно быть наукой» (1967), заявляя, что, во-пер-
вых, очевидно на тот момент литературоведение не являлось точной наукой, но
в тот же час, во-вторых, утверждая научный пафос, который все-таки должен
быть присущ, по его мысли, гуманитарной сфере. Основная идея ученого связа-
на с математизацией литературоведения, с возможностью перевода разговора о
поэтике и композиции текста на язык жесткой математической системы, кото-
рый бы позволил перекодировать все множество смыслов в определенные
устойчивые формулы.
Нас в целом интересуют особенности развития поэтического текста в
информационный век, его свойства, конструкция, функции и значение. В этой
связи, анализ опирается на такие авторитетные работы о цифровой поэзии как:
«Доисторическая цифровая поэзия: археология форм 1959-1995» (2007) Кри-
стофера Фанхаузера и «Слово стало плотью» (2005) Флориана Крамера, кото-
рые мы осмысляем, чтобы выявить генезис и линию развития этого направле-
ния, и после в центр нашего исследования ставим жанр цифровой поэзии - поэ-
тический генератор, и его появление в Советском Союзе в 1970-е годы благода-
ря экспериментам Бориса Каца, еще одного ученого, который повлиял на наш
интерес к теме. Мы пытаемся доказать, что советская наука внесла немалый
вклад в участие в движение, преследующем цель выявить творческие функции
искусственно созданных языковых механизмов, даже несмотря на то, что появ-
ление этой интенции случилось гораздо позже западных школ. Новшество, ко-
торое Б. Кац внес в науку - это алгоритм работы его генератора. На основе со-
поставления “машинных” стихотворений и стихотворений из сборника «Ка-
мень» (1913) О.Мандельштама (который ученый использовал в качестве слова-
ря для своей программы) мы стремимся отобразить ощутимость метрико-се-
мантических ореолов, области литературоведения, куда вычислительный анализ
с трудом способен проникнуть, чтобы показать способность машин выполнять
не только механические рутинные задачи, но и иметь творческие функции, поз-
воляющие создавать поэтические произведения, эквивалентные настоящим по-
этам. Кроме того, отталкиваясь от анализа механизма генератора, мы допускаем
возможность применить феномен "вычислительного возвышенного" (который
появился в связи с работами современного цифрового ученого Ника Монтфор-
та) к генератору 1970-х. Суть в том, что вычислительная машина способна ге-
нерировать такое количество текста, что читатель физически не успевает его
понять, отчего, в соответствии с концепцией возвышенного И. Канта, нас эта
физическая «неудача» заставляет испытывать и страх, и восхищение. Именно с
этой стороны, отношения к кантовскому понятию возвышенного и его приме-
нению в цифровой литературе, мы пытаемся провести линию причастности
цифровой поэзии к концептуальному искусству и, в частности, к литературе,
показав, что цифровая поэзия является хотя не магистральной, но одной из ли-
ний развития поэтического текста в информационную эпоху. И, поскольку XX
век в целом, несмотря на замечание Т. Адорно 2, - это век поэзии, и, по выраже -
нию В. Шкловского, родоначальник всех новаций в языке («...поэты канонизи-
руют и вводят...те новые формы, которые уже давно были достоянием обще-
го поэтического языкового мышления» ), материалом нашей работы и будет
служить поэтический язык.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие техники во второй половине XX века способствовало не только
решению технических задач исключительно поля точных наук, но и созданию
синтеза между точным знанием и гуманитарным. Так, выражением конгломера-
та этих областей, в определенном смысле, можно считать жанр цифровой поэ-
зии. Именно он позволил использовать компьютерные технологии для создания
электронного типа литературы.
Считается, что цифровая поэзия и литература относятся к эксперимен-
тальным видам искусства, поэтому их отличие от традиционной литературы со-
стоит в том, что в центре внимания стоит не столько содержание, сколько сам
язык как материал. Цифровая литература не стремится в первую очередь выра-
зить чьи-либо чувства или мнения, а создать произведение на основе теорий и
экспериментов. И, хотя этот жанр стал формироваться в первой половине 1950-
х годов, когда начали проводиться эксперименты по созданию универсального
искусственного языка по модели естественного с целью расширить возможно-
сти понимания природы человеческого языка и привести упорядоченность в эту
сферу, само утверждение замысла - в старых формах словесности искать новые
творческие приемы - произошло на порядок раньше: в модернистском и премо-
дернистком направлениях литературы и даже едва ли не в первых религиозных текстах.
Однако, поскольку нас в целом интересуют особенности развития поэ-
тического текста в информационный век, его свойства, конструкция, функции и
значение, наш анализ, во-первых, опирается на такие авторитетные работы о
цифровой поэзии и ее развитии как «Доисторическая цифровая поэзия: архео-
логия форм 1959-1995» (2007) Кристофера Фанхаузера и «Слово стало
плотью» (2005) Флориана Крамера, и, во-вторых, само исследование сконцен-
трировано на поэтических генераторах, жанре цифровой поэзии, которые со-
здают компьютерные стихотворения. Уникальность этого типа стихотворений -
их автор, которым является поэт-программист.
С появлением первого «Поэтического генератора любовной лирики» К.
Стречи в 1952 году стали формироваться типы этих программ. К. Фанкхаузер
выделяет перестановочные, комбинаторные, сегментированные виды генерато-
ров, а Ф. Крамер - вычислительные, комбинаторные и рекурсивные, первыми из
которых, помимо машины К. Стречи, можно считать «Стохастические тексты»
Т. Лутца, элементы которых повлияли на становление главных для цифровой
поэзии школ в 1960-е годы: штутгартской - Макса Бенса, французской группы
«УЛИПО» и американских компьютерных ученых, внесших так же вклад в раз-
витие этой области.
В Советской гуманитарной науке в это время развивается направление
московско-тартуской семиотической школы, в центре внимания которой про-
блемы языка и культуры, изучаемых как некую систему, которая состоит из
«бинарных оппозиций» и «универсального кода» . Именно в русле этих119 120
идей в 1970-е годы появляется первый советский поэтический генератор, кото-
рый, как мы считаем, дает возможность вписывать советскую науку в мировой
контекст школ, которые повлияли на развитие области цифровой поэзии и литературы.
Особенность «машины, сочиняющей осмысленные стихи» Б. Каца - это
новый опыт прочтения О. Мандельштама (на сборнике «Камень» (1913) которо-
го составлен словарь программы), что мы демонстрируем путем сопоставления
печатного и электронного текстов и выявления языкового «сдвига» (берущего
начало в русской традиции - в авангарде). А применимое нами понятие вычис-
лительного возвышенного возводит эксперимент Б. Каца до объекта сложного
философского дискурса, затрагивающего область философии языка, что настаи-
вает на его основополагающей роли в понимании мышления и познания.
Именно через принцип вычислительного возвышенного мы выделяем
очевидную связь поэтического генератора Б. Каца, и шире - цифровой поэзии, с
одной стороны, с структуралистской и постструктуралистской теориями, с дру-
гой - с концептуальной литературой, что, в результате, дает нам возможность
анализировать развитие поэтического текста, одной из его линий, в информаци-
онную эпоху.
Очевидно, что в наше время машины постепенно избавляются от рутин-
ных механических задач, и все больше возрастает их использование для творче-
ских и образовательных практик, что мы видим в цифровой поэзии или другом
виде экспериментальной литературы. Проблема лишь в том, что в современной
России, с ее довольно традиционно настроенными, консервативно управляемы-
ми научными кругами, экспериментальная литература и медиа наука не являют-
ся частью какой-либо университетской учебной программы. Тем не менее, мы
хотели бы развивать эту область исследований, потому что видим, что наша ре-
альность меняется в этом направлении. Идентичность формирования социаль-
ных институтов формируется в контексте быстрого развития цифровых техно-
логий и их внедрения в общество, искусство и, в целом, в наши жизни. В связи
с этим, цель, которую мы не можем не преследовать - этой исследовательской
работой внести хотя бы минимальный вклад в развитие такого направления как
цифровая поэзия в русской филологической школе. Несмотря на то, что на дан-
ном этапе мы можем произвести только первые шаги, но, например, по словам
Б. Пастернака, “...порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать
его...” - это как раз о том, как человек начинает свой путь навстречу чему-то121
колоссальному. И мы верим, что однажды мы сможем добиться признания важ-
ности этого феномена.


1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ.
ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989. - С.413-423.
2. Блок А.А., Стихотворения и поэмы: [стихи, дневники, письма, проза] /
Александр Блок. - Москва : Эксмо, 2008. - 574, [1] с., [16] л. ил., портр.,
факс.: портр.; 21 см. - Библиогр. в подстроч. прим.
3. Бонч-Осмоловская Т. Литературные эксперименты группы “УЛИПО”. НЛО,
2002. Вып.57. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2002/57/tbono.html. Дата об-
ращения: 15.03.2017
4. Гаспаров М.Л., Современный русский стих : Метрика и ритмика / АН
СССР. Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. - Москва : Наука, 1974.
- 487 с.: граф.; 20 см. - Список лит.: с. 471-485.
5. «Знакомых мертвецов живые разговоры...»: Семь писем М. Л. Гаспарова.
Публикация и комментарии А. К. Жолковского В кн.: Гаспаров. О нем. Для
него. / Сост. М. Тарлинская. Ред. М. Тарлинская, М. Акимова. М.: Новое
литературное обозрение, 2016. С. 284-314.
6. А. Толкачева, Д. Петрова, Н. Федорова, К. Агафонова, Татьяна Аверкова.
Как делать стихи. Поэтический генератор, 2014. http://digitalmandelstam.ru/
index.html (эмуляторная версия машины, сочиняющей стихи Б. Каца, со-
зданная Н. Монтфортом). Дата обращения: 02.05.2017.
7. Кант И., Критика способности суждения: [Пер. с нем / Вступ. ст. А. Гулыги,
с. 9-35]. - М: Искусство, 1994. - 365, [2] с.; 21 см. - (История эстетики в па-
мятниках и документах). - Библиогр. в примеч.: с. 362-366.
8. Кац Б.Г. О программе, сочиняющей стихи. // Реферативный сборник науч-
но-исследовательский работ. Автоматика и телемеханика. М.: Академия
наук СССР, 1978, Вып. 2, С. 151–156.
9. Кучина С. А. Генеративные электронные поэтические тексты: специфика
вербального компонента и особенности кодовой структуры / С. А. Кучина //
Научный диалог. — 2017. — No 1. — С. 84—96.
10. Мандельштам О.Э., Камень: стихи / О. Мандельштам. - Петроград: Гипер-
борей, 1916. - 86, [5] с.; 21 см.
11. Лейбниц Г.В. // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М.
Прохоров. — 3-е изд. — Советская энциклопедия, 1969—1978.
12. Мандельштам. О.Э., Избранное / Осип Мандельштам; [Сост., предисл. и
примеч. П. Нерлера]. - Магадан : Кн. изд-во, 1990. - 333, [1] с. : ил. ; 22 см. -
Библиогр. в примеч.: с. 321-325.
13. Мандельштам О.Э. Утро акмеизма. // Сирена: пролетарский двухнедельник,
Воронеж, 1918-1919: [сборник] / науч. ред. О. Г. Ласунский. - Воронеж:
Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. - разд. паг.: ил.,
портр., факс.; 25 см.
14. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго / Борис Пастернак; [предисл.: Евгений Па-
стернак]. - Москва: Эксмо, 2013. - 765, [1]с.; 21 см.
15. Поэты концептуалисты: Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн,
Тимур Кибиров: [Сб. стихов: Избранное]. - М: МК-периодика, 2002. - 311 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ