Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевой акт "упрек" в современной англоязычной прозе

Работа №129832

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ................................................................................................................... 3
Глава I.Основные теоретические положения ....................................................... 6
1.1. Понятие речевого акта ............................................................................... 6
1.2. Существующие классификации речевых актов .................................... 11
1.3. Место речевого акта «упрек» в системе речевых актов ....................... 20
1.4 Понятие косвенного речевого акта .......................................................... 31
Выводы по Главе І ................................................................................................. 35
Глава ІІ. Особенности функционирования речевого акта «упрек» в
современной англоязычной прозе ....................................................................... 37
Выводы по Главе ІІ ................................................................................................ 47
Заключение ............................................................................................................ 48
Список использованной литературы ................................................................... 50

В работе проводится исследование речевого акта (РА) «упрек», которое
представляется важным, потому что недвусмысленное понимание указанных
актов очень важно в речевой коммуникации. Ситуации упрека, неодобрения,
то есть негативного реагирования на высказывание являются одними из
сложных в процессе речевого взаимодействия. Необходимо изучить природу
и характер высказывания, выражающего упрек и неодобрение, как РА,
выяснить его семантику и структуру, принять во внимание предмет разговора
и обстановку, в которой осуществляется процесс речевого общения, а также
намерения коммуникантов.
Данная проблема отражена в теории речевых актов Дж. Остина, Дж. Р.
Серля, П. Ф. Стросона, З. Вендлера и других, в прагматических теориях
значения П. Грайса, а также в теориях речевых актов Л. Линского, Н.Д.
Арутюновой, Т.В. Матвеевой, Г.Г. Почепцова и других лингвистов.
В современных исследованиях подчеркивается, что при рассмотрении
РА следует учитывать характерные особенности партнеров по коммуникации,
саму ситуацию общения, а также тот факт, что цель коммуникации состоит не
только в том, чтобы адресат понял адресанта, но и в том, чтобы вызвать у
последнего определенную реакцию на услышанное или сделанное, а также
оказать воздействие на него. С прагматической точки зрения важное значение
для эффективности коммуникации приобретает интенция адресанта и ее
верная интерпретация адресатом. Следует также обратить внимание на то,
что выражение упрека входит в область речевых формул этикета, владение
которыми представляет собой часть коммуникативной компетенции
говорящего [Винокур 1993:23].
Актуальность данной работы определяется интересом современной
лингвистики к изучению закономерностей употребления языковых единиц,
которые произносятся говорящим в условиях конкретных ситуаций общения,
с определенной целью и строятся на основе правил, постулатов и стратегий
общения. В работе проводится исследование речевых актов (РА) «упрек»,
которое представляется важным, потому что недвусмысленное понимание РА
очень важно в речевой коммуникации. Ситуации упрека, неодобрения, то есть
негативного реагирования на высказывание являются одними из самых
сложных в процессе речевого взаимодействия.
Цель данной работы состоит в определении особенностей
функционирования речевого акта «упрек» в современной англоязычной
прозе. Осуществление цели предполагает решение следующих задач:
● определить понятие РА «упрек»;
● выделить и классифицировать типы РА;
● описать понятие косвенного РА;
● исследовать специфику РА «упрек»;
● выявить особенности функционирования РА «упрек» в современной
английской прозе.
Материалом для исследования послужили высказывания, содержащие
«упрек», извлеченные из текстов рассказов О’Генри общим объемом 100 страниц.
В работе использовались следующее методы исследования:
описательно-аналитический, классификационный, метод компонентного
анализа и метод количественного анализа.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в
работе. Дипломная работа общим объемом 53 страница, состоит из
введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения, списка
использованной литературы. Во введение обосновывается выбор темы ее
актуальность, определяются основные цели и задачи исследования. Первая
глава посвящена рассмотрению основных теоретических положений. Вторая
глава посвящена особенности функционирования речевого акта «упрeк» в
современной англоязычной прозе. В Заключении излагаются основные
результаты и подводятся общие итоги исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе речевой акт (РА) определяется как минимальная
основная единица речевого общения. Речевой акт представляет собой
трехуровневую структуру: локутивный акт, иллокутивный акт и
перлокутивный акт. Первая классификация РА предложил Дж. Остин, потом
она получила развитие в работах Серля и Вандервекена. На основании
иллокутивной цели выделялись следующие классы: ассертивы, директивы,
комиссивы, экспрессивы, декларативы. Вопросы рассматривались как
разновидность директивов.
Л.П. Чахоян разработала субклассификацию на основе типологии
Серля и Вандервекена, выделив в отдельный класс вопросы. В ее
классификации шесть классов: ассертивы, вопросы, директивы, комиссивы,
декларативы и экспрессивы.
РА «упрек» - это акт, выражающий отрицательное отношение
говорящего к действию или высказыванию собеседника, представляющий
собой информативное, оценочное или императивное высказывание с
различными эмоциональными оттенками (суждение, неодобрение и другие) и
имеющий в речи определённое воплощение. Все РА «упрек» можно
разделить на упреки ассертивного типа или директивного типа.
Самоупреки. Функциональная группа самоупреков представлена
речевыми актами упреков, адресантом и адресатом которых является один и
тот же человек.
Косвенные РА используются для смягчения конфликтной иллокутивной
силы путем использования лингвистических средств.
Для определения особенностей функционировния РА-упрек в
англоязычной прозе были выбраны рассказы классика американской
литературы О’Генри. Из текста рассказов общим объемом 100 страниц были
отобраны 17 примеров РА-упрек. Анализ отобранных примеров показал
следующее. Самоупреки зарегистрированы не были. Все зарегистрированные
РА-упрек примерно пополам поделились на РА-упрек ассертивного типа и
РА-упрек директивного типа. Подавляющее большинство РА-упрек (и
ассертивного типа, и директивного типа) – это косвенные речевые акты,
причем все зарегистрированные косвенные упреки, как ассертивного, так и
директивного типов, имеют форму вопросов.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в
рассказах О’Генри РА-упрек функционирует в основном в форме косвенного
речевого акта. Одинаково часто РА-упрек направлен и на будущее, и на
прошлое. То есть АР-упрек ассертивного типа и РА-упрек директивного типа в
расной спепени характерны для рассказов О’Генри.


1.Арутюнова Н. Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический
словарь. М., 1990. - С. 137.
2.Бахтин.М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. - М.:
Русские словари, 1996.
3. Богданов В.В. Речевое общение: прагматические и семантические
аспекты. -Л.: ЛГУ, 1990. –86с.
4.Бут Н.А. Просодические характеристики ситуативно обусловленных
иллокутивных актов группы «минативов» (диссертация), 2004, – 185 с.
5.Вежбицкая А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. - М.,
1985. Вып. 16. – 320 с.
6.Винокур Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция / Язык
и личность. М.: Наука, 1989. -23С.
7.Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка. – М.:
Добросвет, 2000.-832с.
8.Грайс.П. Прагматическая теория значения. / П. Грайс. - М., 1997. - 186 с.
9.Гудкова В.Б. Металингвистическое описание речевого акта в
художественной литературе.наук. Самара, 2003.-11с.
10.Гуревич Л.С. Коммуникативный акт в рамках теории речевой
деятельности // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: Сб.
мат-лов 26–28 сентября 2006/ Отв. ред. Н.Н. Болдырев; Федеральное агенство
по образованию, Тамб. гос. ун‑т им. Г.Р. Державина. Тамбов. Изд-во ТГУ им.
Г.Р. Державина, 2006.-400с.
11.Давыдова Т. А. Речевой акт упрека в английском языке. Дис... канд.
филол. наук: Иркутск, 2003. -161 с.
http://www.dissercat.com/content/rechevoi-akt-upreka-v-angliiskom-yazyke
12.Ершова М.Б. Функционирование речевых актов самооправдания
(групп юстификативов, контрадиктивов) в прагматическом контексте) //
Когнитивная семантика: Материалы Второй Международной шк.- семинара
по когнитивной лингвистике, 11-14 сентября 2000г. Н.Н.Болдырев; Педкол
Е.С. Кубрякова и др.В2ч ч1, - Тамбов: Издательство Тамбовского ун-та, 2000. – 243с.
13.Карчевски Р.И. Угроза в терминах типологии речевых актов // Форма,
значения и функции единиц языка и речи: Мат-лы докл. междунар. науч.
конф. Минск, 16–17 мая 2002, в 3 ч, отв. Ред. И.П. 9.Баранова, Л.В. Зубов, З.А.
Харитончик, Е.Г. Задворная и др. Мн МГЛУ, 2002, – с.129-130.
14.Клюев В.Е. Речевая коммуникация. - М.: ПРИОР, 1998. - 80с.
15.Лазебная И.Б. Агрессия как особый речевой акт // Единство
системного и функционального анализа языковых единиц: материалы
Международной науч. Конф. (г. Белгород, 11–13 апр. 2006 г.) в 2 ч. (под ред.
О.Н. Прохоровой, С.А. Моисеевой, – Белгород: Изд-во Бел. ГУ, 2006. –
с.395-397.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ