Введение ............................................................................................................... 3
Историография ..................................................................................................... 6
§1. Зарубежная историография......................................................................... 6
§2. Отечественная историография ................................................................. 13
Глава I. Основные техники и направления уличного искусства ..................... 16
§1. Тэггинг ....................................................................................................... 16
§2. Спрэй арт & сабвэй арт ............................................................................. 19
§3. Стэнсил арт ................................................................................................ 20
§4. Абстрактные граффити ............................................................................. 21
§5. Стрит лого .................................................................................................. 22
Глава II. США. Истоки уличного искусства ..................................................... 24
§1. «Золотая» пора граффити.......................................................................... 24
§2. Пост-граффити в США ............................................................................. 26
Глава III. Западная Европа. От символа уличной поэзии до символа
культурной революции ...................................................................................... 41
§1. Франция ..................................................................................................... 41
§2. Великобритания......................................................................................... 48
§3. Германия .................................................................................................... 54
Глава IV. Восточная Азия. Парадоксы азиатского стрит-арта ........................ 57
§1. Китай .......................................................................................................... 57
§2. Япония........................................................................................................ 59
§3. Южная Корея ............................................................................................. 63
Глава V. Феномен стрит-арта в России ............................................................. 65
Заключение ......................................................................................................... 75
Список литературы ............................................................................................ 77
Список интернет-ресурсов................................................................................. 78
Список иллюстраций ......................................................................................... 81
Иллюстрации ...................................................................................................... 83
За достаточно недолгий промежуток времени произошла эволюция
уличного искусства от граффити-тэггинга на стенах до взаимодействия с
выставочными пространствами. Уличное искусство находится в постоянном
непрерывающемся потоке изменений, которые связаны не только со сменой
исторических периодов как таковых, но и с переменой в сознании и
восприятии самого зрителя. Эта художественная практика, основными
чертами которой являются нелегальность и яркий социально-критический
посыл, включает в себя широкий спектр форм творческой активности в
рамках городского пространства: от граффити до городских интервенций.
Свои истоки уличное искусство берёт в США, однако подобные арт-
практики в последствие распространились и по всей Европе. Тем не менее,
как массовый феномен стрит-арт — это явление 2000-ых годов. Стоит
заметить, что последнее десятилетие отмечено особым интересом к данному
направлению в искусстве, как в профессиональной художественной сфере,
так и среди любителей.
Актуальность работы «Стрит-арт в контексте культуры конца XX —
начала XXI века» заключается в том, что стрит-арт — является одним из
самых прогрессивных направлений в современном искусстве, вследствие
чего требует особого внимания. На данный момент взгляды исследователей
по отношению к этому художественному феномену все ещё не обрели
окончательно устоявшейся формы: признание со стороны одних граничит с
отрицанием со стороны других исследователей. Уличное искусство
неоднократно переживало процесс трансформации в связи с политическими,
социальными и историческими изменениями, равно как и с техническим
прогрессом. В связи с процессами урбанизации и с возросшей ролью
городской среды контекстуальная составляющая этой художественной
практики стала наиболее значимой.
Объект исследования в данной работе — это стрит-арт конца XX —
начала XXI века.
Предметом исследования является рассмотрение процесса зарождения
и дальнейшей трансформации стрит-арта, изучение его форм, техник и
идейного содержания, а также выявление связи этой художественной
практики с культурой конца XX — начала XXI века.
Цель работы — изучить феномен уличного искусства на примере творчества крупных уличных художников, работающих в странах, где эта художественная форма стала показательной и достигла наибольшего развития, а также выявить связь стрит-арта с социокультурной ситуацией этих регионов.
В ходе написания были поставлены следующие задачи:
- изучить историографическую базу: подобрать и проанализировать
исследования, посвящённые уличному искусству, и выявить основные
взгляды на данную художественную практику;
- рассмотреть основные техники и направления уличного искусства, а
также выделить их особенности;
- на примере становления стрит-арта в США, как в центре зарождения
уличного искусства, выявить связь между американской хип-хоп культурой и
уличным искусством;
- проанализировать творчество наиболее узнаваемых уличных мастеров
конца XX — начала XXI века, работающих в странах, где эта арт-практика
наиболее развита;
- на основе социокультурной ситуации рассматриваемых регионов
проследить процесс становления и укрепления позиций уличного искусства в
этих странах.
Границы исследования: Соединённые Штаты Америки, страны
Западной Европы и Восточной Азии, а также Россия конца XX – начала XXI века.
Методология исследования определяется идеями, которые разработаны
в гуманитарных науках: искусствоведении, философии искусства, истории
(как отечественной, так и зарубежных стран) и социологии. Используется
комплексный подход в изучении проблемы, который включает в себя
исторический и эмпирический методы исследования. Основными в данной
работе являются сравнительно-исторический метод, позволяющий
проследить сходства и различия в развитии и эволюции стрит-арта на основе
социокультурной ситуации разных стран, а также художественно-
стилистический анализ, который необходим для более детального изучения
отдельных произведений уличного искусства.
Стрит-арт остаётся одним из самых противоречивых ответвлений в
современном искусстве. С годами претерпев сильнейшую трансформацию,
эта художественная практика так и не была окончательно систематизирована.
Поэтому на данном этапе особую сложность представляет определение
принадлежности того или иного произведения данному направлению,
жанровые рамки которого по сей день остаются размытыми.
Рассмотрев феномен уличного искусства в контексте культуры конца
XX — начала XXI века, можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, изучив историографическую базу, можно проследить, что
за практически полувековое существование на арт-сцене, уличное искусство
подвергалось многочисленной критике. В связи с этим, можно ознакомиться
с различными, зачастую диаметрально противоположными, исследовательск
ими взглядами, касающимися этого вида художественной деятельности. Не
все исследователи склонны считать стрит-арт сферой достойной внимания
искусствознания, придерживаясь концепции, которая рассматривает уличное
искусство, главным образом граффити, как форму девиации.
Во-вторых, рассмотрев основные техники уличного искусства, стоит
заключить, что они разнообразны и отличны друг от друга как по
инструментам, которые использует художник (аэрозольная краска, маркер) и
по масштабу (монументальные работы, либо сведённые практически к
символу логотипы), так и по способу влияния на зрителя. Далеко не все
работы могут быть считаны неподготовленным зрителем, отсюда возникает
проблема восприятия того, что хотел донести художник с тем, что видит сам
зритель. Стоит также отметить, что зачастую такие произведения содержат
цитаты и аллюзии на культурное наследие, что вычленить не каждому
реципиенту будет под силу.
В-третьих, именно американская хип-хоп культура стала основным
толчком в популяризации уличного искусства не только непосредственно на
территории США, но и за её пределами. Само уличное искусство становится
удобным инструментом реакции на социокультурные события времени,
отчего и находит своё место в других регионах мира. Подобно рекламе
второй половины прошлого века, стрит-арт пытается присвоить себе
публичное пространство. Помимо европейских стран, куда уличное
искусство проникло и распространилось в качестве субкультурного кода,
хип-хоп культура и её элементы достаточно крепко прижились в странах
восточной Азии, в частности в Японии, где модное веяние срослось с
традиционным художественным и культурным наследием, а также в России.
Таким образом, ввиду своей политической и социокультурной
направленности, а также высокой контекстуальности, объективно считать
стрит-арт полноценной частью современного искусства.
1. Интервью с Дмитрием Врубелем // КоммерсантЪ Weekend. М., 2014.
2. Поносов И. Objects-1. М., 2005.
3. Поносов И. Objects-2. М., 2006.
4. Поносов И. Objects-3. М., 2008.
5. Поносов И. Искусство и город: Граффити, уличное искусство,
активизм. М., 2016.
6. Тылик А. Ю. Герменевтика граффити: Нью-Йоркский бомбинг //
Вестник Ленинградского государственного университета им. Пушкина. 2016.
7. Фостер Х. , Краусс Р. , Буа И-А. , Бухло Б. , Джослит Д. Искусство с
1900 года. М., 2015.
8. Banksy. Banging your head against a brick wall. London, 2001.
9. Banksy. Cut it Out. London, 2004.
10. Banksy. Existencilism. London, 2002.
11. Banksy. Pictures of Walls. London, 2005.
12. Banksy. Wall and Piece. London, 2005.
13. Chalfant H. , Cooper M. Subway Art. London, 1984.
14. DeTurk S. The Banksy Effect and Street Art in the Middle East // Street Art
and Urban Creativity Scientific Journal: Places and non-Places. Lisbon, 2015.
15. Duncum P. Visual culture and an aesthetic of embodiment // International
Journal of Education Through Art. 2005. Vol. 1, No 1.
...