Введение ............................................................................................................................. 3
Глава 1. Общая характеристика территорий ............................................................. 4
1.1. Общая географическая характеристика Дальнего Востока России ............................... 4
1.2. Общая географическая характеристика Китая ................................................................ 6
Глава 2. Исторический очерк развития культурных связей между Россией и
Китаем до второй пол. XX в. ..................................................................................................... 9
2.1. Культурные контакты XIII в. – нач. XX в. ....................................................................... 9
2.2. Культурные связи в период СССР .................................................................................. 14
Глава 3. Этапы развития партнерства России и Китая ......................................... 17
3.1. Нормализация отношений (1989 – 1992 гг.)................................................................... 17
3.2. Улучшение двусторонних отношений в области культуры (1993 – 1995 гг.) ............ 17
3.3. Курс на стратегическое партнерство (1996 – 2000 гг.) ................................................. 18
3.4. Эпоха добрососедства, дружбы и сотрудничества (2001 – 2018 гг.) ........................... 20
Глава 4. Основы и направления современного российско-китайского
сотрудничества в сфере культуры и образования .............................................................. 23
4.1. Законодательные основы современного сотрудничества в сфере культуры и
образования .............................................................................................................................. 23
4.2. Направления гуманитарного сотрудничества и современные совместные
культурные проекты ................................................................................................................ 23
4.3. Направления сотрудничества в сфере образования и современные совместные
образовательные проекты ....................................................................................................... 27
4.4. Практические рекомендации и разработка собственного туристского продукта ...... 30
Заключение ...................................................................................................................... 36
Приложения..................................................................................................................... 37
Список литературы ....................................................................................................... 68
Список электронных источников ............................................................................... 71
Изолированное существование и развитие стран, вне контакта с другими
государствами, невозможно, особенно в условиях глобализации. В частности, одной из
важных форм международного взаимодействия является диалог культур, который
осуществляется посредством обмена достижениями различных наций материальными и
нематериальными достижениями производственной, общественной, духовной жизни.
Давние исторические двусторонние контакты между Россией и Китаем, а также
наличие общей границы впоследствии, подготовили почву для формирования и развития
разносторонних связей, при этом культурные связи всегда играли одну из ведущих ролей.
Культурный обмен способствует многостороннему развитию обеих стран, он неразрывно
связан с политическим, экономическим, научным сотрудничеством.
Наиболее активно взаимопроникновение и взаимовлияние культур осуществляется
на стыке границ, именно поэтому автором выбран регион российского Дальнего Востока и
пограничные территории Китая.
Объектом исследования является территория Дальнего Востока. Предмет
исследования – сотрудничество России и Китая в сфере культуры и образования.
Актуальность выбранной темы состоит в исторической и современной
геополитической значимости российско-китайских отношений. Исследование
исторической подоплеки и выявление особенностей гуманитарного сотрудничества
позволяют продемонстрировать масштабы взаимовлияния культур, а также определить
тенденции развития отношений между этими странами в целом.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в попытке
изучить и собрать воедино имеющиеся на данный момент сведения о состоянии
российско-китайского гуманитарного сотрудничества, а также представить разработанный
автором туристский продукт, направленный на расширение и укрепление сотрудничества
в сфере культуры и образования, что свидетельствует также и о новизне работы.
Цель работы – всестороннее изучение сотрудничества России и Китая на Дальнем Востоке в сфере образования и культуры на всех этапах его развития и создание на этой основе собственного туристского продукта.
Цель работы определяет следующие задачи для ее достижения:
● дать общую географическую характеристику Дальнего Востока России и Китая;
● провести анализ исторического развития культурных связей между Россией и
Китаем в период с XIII в. до второй пол. XX в.;
● описать основные этапы развития партнерства России и Китая;
● исследовать основные направления современного сотрудничества России и Китая в
сфере культуры и образования в целом и на Дальнем Востоке в частности;
● разработать собственный культурный и образовательный проект сотрудничества.
Для решения представленных выше задач были использованы следующие методы:
исторический, картографический, статистический; исследование базируется на анализе
следующих типов источников: общегеографические справочники, учебники, монографии,
статьи, международные договоры и соглашения, статистические данные, ресурсы сети
Интернет, географические карты и атласы.
Работа состоит из 4 глав, введения, заключения, приложений, включающих в себя в
общей сложности 17 карт, таблиц, диаграмм, гистограмм (в том числе 4 картосхемы, 4
гистограммы и 3 таблицы, составленные автором).
Таким образом, на основании собранных и проанализированных материалов можно
сделать следующие выводы:
● Россия и Китай имеют многовековую историю гуманитарных связей, которые в
конце XX – начале XXI вв. преобразовались в партнерство.
● Процесс взаимного проникновения культур наиболее активен в приграничных
зонах, в частности, в дальневосточном регионе, где к настоящему времени
сложились весьма благоприятные условия для развития двусторонних связей.
● Начиная с 1990-х гг. двусторонние связи развиваются в положительной динамике,
за это время значительно расширились направления и масштабы обменов в сфере
культуры и образования. Было реализовано множество различных проектов, среди
которых особенно выделяется проведение перекрестных годов в двух странах.
● Каждое из официально проводимых совместных мероприятий постепенно
оказывало значимое воздействие на развитие дружеских и взаимовыгодных связей
между государствами, не только в культурном плане, но и в политическом,
экономическом, социальном. Совместная деятельность в сфере культуры и
образования способствовала росту взаимодоверия и улучшению отношения
народов друг к другу в целом, увеличению информированности одной страны о
другой, росту туристических, студенческих и молодежных обменов, расширению
границ социокультурного сознания двух наций.
● Россия и Китай, безусловно, имеют потенциал для дальнейшего развития
взаимовыгодного сотрудничества в сферах образования и культуры, в связи с чем,
автором был предложен ряд рекомендаций по данным направлениям для обоих
государств, а также составлены примеры соответствующих туристских продуктов.
● Обе страны обладают богатейшим культурным наследием, творческим
потенциалом и взаимным интересом народов друг к другу. Гуманитарное
сотрудничество будет способствовать углублению взаимопонимания и сближению
двух народов.
1. Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: Учеб. для студ. пед.
высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 2.
2. Никольская В.В. Физическая география Дальнего Востока: Учеб. пособие для
педагогических институтов. – М.: Высш. школа, 1981.
3. Ермак Г.Г., Табунщикова Т.И. Народы Приморского края. Иллюстрированный
историко-этнографический справочник. Специальный выпуск. Приморье: народы,
религии, общество. – Владивосток: Изд-во «48-часов», 2016.
4. Чжэн Пин. География Китая; природа, экономика, культура. – Пекин:
Межконтинентальное издательство Китая, 2004.
5. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров. – М.: Издательство
Юрайт, 2015.
6. Su Fenglin. Questions Regarding Past and Present Sino-Russian Cultural Exchange //
Eager Eyes Fixed on Eurasia – Russia and its Eastern Edge. –
Sapporo, Japan: Slavic Research Centre, 2007.
7. Лукин А.В. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное
состояние и перспективы развития российско-китайских отношений. – М.: «Весь
Мир», 2013.
8. Хожение за три моря Афанасия Никитина 1466 – 1472 гг. / Изд. подготов. Я.С.
Лурье и Л.С. Семѐнов. Отв. ред. Я.С. Лурье. – Л.: Наука, 1986.
9. Скачков П.Е. История изучения Китая в России в XVII и XVIII вв. (краткий очерк)
// Международные связи России в XVII и XVIII вв. – М., 1966.
10. Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. – М.:
Восточная книга, 2009.
11. Советско-китайские отношения 1917 – 1957 гг.: Сборник документов. / Отв. ред. И.
Ф. Курдюков. – М.: Издательство восточной литературы, 1959.
12. Сборник Российско-Китайских договоров. 1949 – 1999 гг. / ред. Карасин Г.Б. – М.:
Терра-Спорт, 1999 г
13. Аликберова А.Р. Периодизация современных российско-китайских отношений в
гуманитарной сфере // Россия – Китай: История и культура. Сборник статей и
докладов участников IX Международной научно-практической конференции. –
Казань: Издательство "Фзн" Академии наук Республики Татарстан, 2016.
14. Рисухина О.Н. Развитие культурных связей российского Дальнего Востока и
Северо-Восточного Китая (середина 80-х гг. XX в. – начало XXI в.) // Россия и
АТР. 2014. No3 (85).
15. Ганьшина Е.И. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. XX в.
// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные
отношения. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2015.
...