Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современный научно-познавательный фильм/телепрограмма: доминирующая тематика, выразительные средства

Работа №129827

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение .................................................................................................................. 3
Глава 1. Эволюция научно-познавательного телевидения ................................. 6
1.1. Основные этапы развития телевидения, популяризирующего научные
знания ....................................................................................................................... 6
1.2. Доминирующая тематика научно-познавательных программ ................. 23
Глава 2. Жанры и структура современных научно-познавательных
телевизионных фильмов и программ .................................................................. 27
2.1. Жанры научно-популярных фильмов/телепередач .................................... 27
2.2. Ведущий как структурообразующий элемент познавательной
программы и тревел-фильма ................................................................................ 39
Глава 3. Выразительные средства научно-познавательных
фильмов/телепрограмм ......................................................................................... 47
3.1. Драматургия научно-познавательного фильма/телепрограммы как способ
динамизации зрительского интереса................................................................... 47
3.1.1. Эксперимент как стержневой компонент драматургии научно-
познавательного фильма и телепрограммы ........................................................ 51
3.2. Изобразительные средства .......................................................................... 55
Заключение ............................................................................................................ 62
Список литературы ............................................................................................... 65

Научно-популярное телевидение в России имеет большую историю. В
советские годы научно -популярные и учебные фильмы/телепрограммы
занимали одно из центральных мест в телевещании. Они отличались своим
качеством, научной составляющей и вызывали интерес у аудитории.
Пережив невероятный подъем в 70 -х годах, в 90-е это жанровое телевидение
практически исчезло, не пережив коммерциализацию эфира. Отечественные
фильмы/телепрограммы не смогли выдержать конкуренции с зарубежным
контентом, который захлестнул телеэфир. Но постепенное возрождение
научной кинематографии нач инает приносить свои плоды , и состояние
некоторых научно-популярных фильмов/телепрограмм сегодня находится на
достаточно высоком уровне производства.
В современном мире, где происходит постоянное развитие науки и
техники, проблема информированности общест ва о научных достижениях
как никогда актуальна. Популяризация науки – важнейшая задача всей
страны, а ответственность за освещение научных достижений лежит на
авторах научно-познавательный фильмов/телепередач.
В прошлом году Владимир Владимирович Путин пор учил обеспечить
подготовку и утверждение государственной программы «Научно -
техническое развитие Российской Федерации». Этот документ 1 содержит
календарный план развития научной сферы нашей страны.
На отечественном телевидении происходят постоянные изменения в
сфере создания научно -познавательных фильмов/телепрограмм. Меняется
доминирующая тематика, манера популяризации научных знаний,
появляются новые выразительными средства.
Актуальность темы исследования определяется теми процессами, что
происходят сегодня в образовательном и просветительском телевидении, и
теми новыми формами трактовки материала, которые используют сегодня
для привлечения зрителя к продукции познавательного характера.
Новизна настоящего исследования состоит в попытке комплексного
анализа состояния отечественного сегмента образовательных и
познавательных передач и выявлении его сильных и слабых сторон.
Объект исследования – современные телевизионные научно -
познавательные фильмы и программы.
Предмет исследования – методы и способы популяризации науки на
телевидении, а также используемые для этого драматургические приемы и
изобразительные средства.
Цель исследования: выявить основные тенденции в использовании форм и методов экранной популяризации знаний, попытаться типологизировать выразительные средства современного научно-популярного и образовательного фильма/телепрограммы.
Задачи исследования:
• обозначить основные этапы кино и телевидения,
популяризирующих научные знания;
• выявить способы популяризации науки на современном телеэкране;
• определить наиболее популярные методы создания научно -
познавательных фильмов/телепрограмм;
• определить доминирующие признаки общепринятых
жанров научно-познавательного фильма;
• типологизировать современные изобразительные средства,
используемые при создании научно -познавательных программ и фильмов.
Используемые методы исследования: исторический метод,
структурно-функциональный анализ программ, описательный метод,
сравнительный анализ.
Теоретической базой исследования послужили работы российских
авторов, таких как Васильков И. А., Горюнова Н. Л., Егоров В. В., Згуриди А.
М., Лазутина Г. В., Лапина И. Ю., Константинова Е. Г., Познин В. Ф., Цвик В. Л. и др.
Эмпирической базой исследования стали научно -познавательные
фильмы/телепрограммы современного телевидения за 2012 -2017 год, а также
некоторые фильмы и телепрограммы предыдущих периодов, ставшие
предтечами современных драматургических приемов и средств
популяризации знаний.
Дипломная р абота включает в себя три главы, семь параграфов, а
также введение, заключение и список литературы.
Первая глава посвящена теоретическим и историческим аспектам
научно-познавательного телевидения. В ней будут обозначены основные
этапы кино и телевидения, популяризирующего науку. Также будут
выявлены способы популяризации науки на современном телеэкране.
Во второй главе речь пойдет о наиболее популярных методах создания
научно-познавательных фильмов/телепрограмм. Будут определены
доминирующие признаки жанров исследуемых фильмов/телепрограмм.
В третьей главе будет рассмотрена эстетика современного научно -
познавательного фильма/телепрограммы, современные изобразительные средства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив основные понятия, историю развития и специфические
особенности современных научно -познавательных фильмов/телепрограмм, а
также рассмотрев жанровое разнообразие, функции и выразительные
средства исследуемых фильмов/телепрограмм, можно сделат ь некоторые выводы.
Целью научно -популярных фильмов/телепрограмм является
формирование у зрителей научного мировоззрения, донесения научных
знаний до зрительской аудитории.
Существует два типа научно-популярные фильмов и телепрограмм по
типу вещания: 1) фильмы и сериалы для широкой массовой аудитории,
которые содержат более развлекательный и облегченный характер подачи
информации, чем и привлекают зрителей ; 2) программы для узкого круга
зрителей, которых интересует лишь определенная тематика, такие
программы выходят преимущественно на специализированных тематических
каналах вещания.
В связи с тем, что сегодня существует достаточно большое количество
научно-познавательных фильмов/телепрограмм, которые транслируются
различными каналами, рассчитанных на разли чную аудиторию и
снимающихся в различных жанрах, то выявить какую -либо одну
доминирующую тематику не просто. Тем не менее, можно отметить, что
наиболее часто на телевидении освещаются следующие темы:
• Исторические
• О путешествиях
• О животных
• О науке и технике
• Общеобразовательные
К особенностям рассматриваемых фильмов/телепрограмм можно
отнести объяснение сложных фактов и научных основ в общедоступной
форме. Эту задачу на себя берет автор научно -познавательного фильма,
который выступает транслятором между сф ерой научного знания и
аудиторией. Поэтому качественные картины создаются в тесном
сотрудничестве кинематографистов и научных работников.
Жанровое разнообразие научно-познавательных фильмов и программ
достаточно велико, так как помимо общих телевизионных жанров
существуют также специальные, помогающие создавать научно -
познавательные фильмы и телепрограммы. Среди основных можно
выделить: фильмы -лекции, беседы, эссе, фильмы -исследования, фильмы
гипотезы, викторины, фильмы -размышления, фильмы-наблюдения, фильмы-
прогнозы, фильмы-эксперименты.
При этом следует отметить, что фильм/телепрограмма – это продукт,
предполагающий смешение различных жанров, которые лучше всего
соответствуют замыслу создателя, благодаря чему получается оригинальный
конечный продукт.
Очень важное значение имеет личность ведущего -популяризатора.
Сегодня зритель часто воспринимает смысл передачи, не отделяя его от
личности говорящего. Это связно с тенденцией все большей персонификации
информации на современном телевидении , и часто именно от ведущего
зависит как коммерческий, так и творческий успех программы. Однако стоит
отметить, что не существует специальных направлений для подготовки
специалистов в области научно -познавательных фильмов и телепрограмм, в
связи с чем возникает постоянная нехватка кадров в данной области.
Выразительные средства научно -познавательных
фильмов/телепрограмм можно разделить на 2 категории:
- драматургические способы динамизации зрительского интереса
- изобразительные средства выразительности
В первой категории м ожно особенно выделить использование
эксперимента, который выполняет важную функцию привлечения внимания,
усиления интерактивного восприятия зрителем материала. В качестве
структурообразующего элемента эксперимент становится главным звеном
фильмов, ведет з рителя от простого к сложному, создает драматургию
научного поиска, психологически закладывая успешное восприятие зрителем темы.
К изобразительным средствам относятся средства выразительности
используемые в документальном, игровом и мультипликационном кино,
специальные виды съемок: рапид, цейтрафер, макро - и микросъемки. К ним
же относятся воздушные и подводные съемки. Отдельно можн о выделить
использование комбинированных съемок и спецэффектов.
Использование таких средств выразительности становится все более
доступным с появлением новых технологий. Тандем технологии и творчества
рождает новое поле для фантазии и замыслов авторов.
Однако современные возможности монтажа, графики, съемки при
помощи квадрокоптеров, замедленной съемки используются, к сожалению,
не очень большим количеством программ и фильмов. Это связано как с
недостаточным финансированием и отсутствием специальной техни ки, так и
с незнанием новейших методов.
Таким образом, несмотря на наличие на телеканалах лженаучной
продукции и фильмов/телепрограмм, в которых доминирует развлекательные
компоненты, в целом состояние современного телевидения в исследуемой
области обладает и высококачественным контентом. Следует продолжать эту
тенденцию развития научно -популярного вещания и тогда, вероятнее всего,
мы сможем добиться доминирующего положения качественной ниши
научной продукции, главной задачей которой будет популяризация науки.


1. Беляев И.К. Спектакль документов. Откровения телевидения. – М.:
Гелеос, 2005. – 352 с.
2. Бурдьё П. О телевидении и журналистике. – М.: Прагматика культуры,
2002. – 160 с.
3. Васильков И.А. Искусство кинопопуляризац ии: Очерки теории научно
– популярного кино. – М.: Искусство, 1982. – 350 с.
4. Васильков, И. А. Экран рассказывает о науке. М.: Бюро пропаганды
сов. киноискусства, 1977. – 63 с.
5. Гегелова Н.С. Культурно -просветительская миссия телевидения. Дис.
док. фил.н., М., 2012.
6. Головня А. Д. Мастерство кинооператора – М., «Искусство». 1996. – 239 с.
7. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. – М.: МНЭПУ, 1992. – 312 с.
8. Ждан В. Н. Эволюция киновыразительности // Кинематограф сегодня. –
М., 1971. – 328 с.
9. Згуриди, А. М. Экран, наука, жизнь. М:. Искусство, 1983. – 166 с.
10. Ковалева А. В. Магистерская диссертация «Методы и приемы создания
документального фильма».
11. Коноплёв Б. Н. Основы фильмопроизводства. – 2-е изд. – М.,:
"Искусство", 1975. – 448 с.
12. Константинова Е.Г. Прео доление дефицита кадров в научно -
популярном вещании. // Вестник электронных и печа тных СМИ. – 2009. -
No10. – 35 с.
13. Корин А. Феномен «Что? Где? Когда?». – М.: ЭКСМО, 2002. – 320 с.
14. Лапина И.Ю. Научно – популярное телевидение: Драматургия мысли. –
М.: Аспект Пресс, 2007. – 160 с.
15. Макаров Н. В. «Научно -познавательный и исследовательский фильм».
Пособие для поступающих. – 34 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ